Для цитирования: Косова Л.Б. Вот такая
старость… //Демоскоп Weekly. 2016. № 709-710. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0709/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Вот такая старость… |
Над темой номера работала
|
|
Лариса
КОСОВА
|
|
Наедине с собой
Недостаток горизонтальных взаимоотношений – низкая плотность
социальной ткани – приводит к тому, что социальный актор оказывается
замкнут в узком кругу ближайших связей, остается наедине с собой.
Чем могут заполнить люди старшего возраста эту пустоту? Мобильность
пожилых людей ограничена, посещение мест, где можно найти общение,
затруднено и по материальным обстоятельствам, и в силу того, что
площадок такого рода, ориентированных на старшие возраста, немного.
Российские старики оказываются заперты в рамках своего дома, их
мир сжимается до размеров телевизора.
Казалось бы, в век Интернета и информационных технологий
это ограничение легко преодолеть, но, увы, пожилые россияне с Интернетом
«не дружат». Согласно данным массовых опросов в начале двухтысячных
более 70% населения России не имело доступа к Интернету. В настоящее
время эта доля снизилась примерно до 30%, но она в значительной
мере зависит от возраста и места проживания. В 2013 году в Москве
доступа в Интернет не было лишь у 16% опрошенных, тогда как среди
сельских жителей этот показатель вырастал более чем вдвое[17].
Еще ярче эта неравномерность доступа проявляется с возрастом (рис.
12). Если молодые люди в возрасте до 20 лет практически все подключены
к Интернету, то в старших возрастах доля тех, кто не имеет доступа
к сети, достигает 90%.
Рисунок 12. Отсутствие доступа в Интернет в
различных возрастных группах
Источник: Данные исследования «Курьер», 2013, расчеты
проведены автором статьи
Является ли эта характеристика отношений старших возрастов
с Интернетом общей или она специфична только для России? Обратимся
к данным исследования ISSP-2007[18].
Респондентов спрашивали о том, чем они заполняют свой досуг, в том
числе оценивалось, как часто они пользуются Интернетом с развлекательными
или коммуникативными целями. Вопрос задавался в следующей форме:
«Как часто Вы проводите свободное время в интернете/с компьютером
(не для работы или учебы)?» Ответ давался по пятипозиционной шкале,
где 1 означала «ежедневно», а 5 – «никогда».
Больше всего пользователей Интернета в ежедневном режиме
живет в Швеции и Южной Корее – так проводит досуг практически каждый
второй житель этих стран. При этом, в Южной Корее 80% молодежи до
20 лет пользуется Интернетом для развлечений ежедневно. Это самый
высокий показатель среди всех стран-участниц исследования. Реже
всего Интернет для проведения досуга используется в Южной Африке,
Уругвае и России (табл. 2).
Таблица 2. Распределение ответов респондентов
о частоте использования Интернета в досуговых целях
Как часто Вы пользуетесь Интернетом?
|
Ежед-
невно
|
Несколько раз в неделю
|
Несколько раз в месяц
|
Несколько раз в год или реже
|
Никогда
|
Всего
|
Швеция
|
46
|
21
|
11
|
4
|
18
|
100
|
Южная Корея
|
45
|
16
|
5
|
3
|
32
|
100
|
США
|
41
|
18
|
9
|
5
|
28
|
100
|
Норвегия
|
38
|
26
|
13
|
7
|
16
|
100
|
Тайвань
|
35
|
11
|
6
|
4
|
44
|
100
|
Кипр
|
34
|
54
|
10
|
1
|
0
|
100
|
Финляндия
|
34
|
22
|
14
|
10
|
21
|
100
|
Словения
|
34
|
14
|
7
|
5
|
40
|
100
|
Швейцария
|
33
|
20
|
9
|
4
|
34
|
100
|
Австралия
|
32
|
23
|
14
|
7
|
24
|
100
|
Израиль
|
31
|
15
|
8
|
5
|
42
|
100
|
Новая Зеландия
|
30
|
23
|
14
|
7
|
26
|
100
|
Австрия
|
28
|
24
|
10
|
6
|
32
|
100
|
Великобритания
|
28
|
22
|
12
|
6
|
32
|
100
|
Франция
|
27
|
24
|
14
|
5
|
29
|
100
|
Венгрия
|
26
|
13
|
5
|
2
|
53
|
100
|
Ирландия
|
26
|
20
|
13
|
5
|
37
|
100
|
Бельгия
|
25
|
22
|
14
|
7
|
32
|
100
|
Германия
|
23
|
20
|
10
|
5
|
41
|
100
|
Польша
|
22
|
14
|
8
|
5
|
52
|
100
|
Словакия
|
19
|
17
|
10
|
5
|
49
|
100
|
Хорватия
|
19
|
11
|
8
|
4
|
58
|
100
|
Латвия
|
19
|
21
|
6
|
1
|
53
|
100
|
Япония
|
19
|
17
|
9
|
6
|
49
|
100
|
Чехия
|
17
|
14
|
8
|
6
|
56
|
100
|
Аргентина
|
15
|
9
|
7
|
4
|
65
|
100
|
Мексика
|
14
|
13
|
8
|
5
|
60
|
100
|
Болгария
|
14
|
11
|
6
|
4
|
65
|
100
|
Чили
|
14
|
10
|
7
|
5
|
65
|
100
|
Доминикана
|
8
|
11
|
21
|
13
|
47
|
100
|
Уругвай
|
7
|
6
|
7
|
4
|
75
|
100
|
Южная Африка
|
7
|
6
|
5
|
3
|
79
|
100
|
Филиппины
|
5
|
6
|
7
|
11
|
71
|
100
|
Россия
|
5
|
7
|
7
|
5
|
75
|
100
|
Все страны
|
23
|
16
|
10
|
5
|
46
|
100
|
Источник: данные исследования ISSP-2007 «Досуг и спорт»,
расчеты проведены автором статьи
Тенденция снижения частоты использования Интернета с
возрастом присутствует во всех странах, однако активность доступа
к сети различается. Мы выделили позицию «ежедневно пользуюсь Интернетом»
и проанализировали зависимость этого типа проведения досуга от возраста.
Результаты представлены на рис. 13. Самые активные потребители этой
досуговой услуги – молодежь. При этом, в большинстве стран доля
пожилых людей, пользующихся Интернетом, выше, чем число молодых
россиян, проводящих досуг таким образом. Интернет пока не стал привычным
элементом повседневности даже для молодых россиян, не говоря уже
о старших возрастных группах.
Рисунок 13. Распределение ответов «я пользуюсь
Интернетом ежедневно» по возрастным группам
Источник: данные исследования ISSP-2007 «Досуг и спорт»,
расчеты проведены автором статьи
[17] По данным исследования
«Курьер» 2013-07. Опрос проведен АНО «Левада-центр» 6-10 июня 2013
года, опрошено 1601 человек по репрезентативной российской выборке.
Данные получены из Единого архива экономических и социологических
данных http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=3395&T=m
[18] Модуль ISSP-2007 «Досуг
и спорт». В исследовании участвовало 34 страны, опрошено 49729 респондентов
по выборкам, репрезентирующим страны. Данные получены из Единого
архива экономических и социологических данных НИУ ВШЭ http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=3844&T=m
|