Rambler's Top100

№ 709 - 710
12 - 31 декабря 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Вот такая старость…

Индекс счастья как мера социальной инклюзии

Проблемы «третьего возраста»

Доступность медицинских услуг

Материальная обеспеченность

Горизонтальные связи и социальная активность

Наедине с собой

Выводы

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Косова Л.Б. Вот такая старость… //Демоскоп Weekly. 2016. № 709-710. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0709/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Вот такая старость…

Над темой номера работала

Лариса
КОСОВА

Наедине с собой

Недостаток горизонтальных взаимоотношений – низкая плотность социальной ткани – приводит к тому, что социальный актор оказывается замкнут в узком кругу ближайших связей, остается наедине с собой. Чем могут заполнить люди старшего возраста эту пустоту? Мобильность пожилых людей ограничена, посещение мест, где можно найти общение, затруднено и по материальным обстоятельствам, и в силу того, что площадок такого рода, ориентированных на старшие возраста, немного. Российские старики оказываются заперты в рамках своего дома, их мир сжимается до размеров телевизора.

Казалось бы, в век Интернета и информационных технологий это ограничение легко преодолеть, но, увы, пожилые россияне с Интернетом «не дружат». Согласно данным массовых опросов в начале двухтысячных более 70% населения России не имело доступа к Интернету. В настоящее время эта доля снизилась примерно до 30%, но она в значительной мере зависит от возраста и места проживания. В 2013 году в Москве доступа в Интернет не было лишь у 16% опрошенных, тогда как среди сельских жителей этот показатель вырастал более чем вдвое[17]. Еще ярче эта неравномерность доступа проявляется с возрастом (рис. 12). Если молодые люди в возрасте до 20 лет практически все подключены к Интернету, то в старших возрастах доля тех, кто не имеет доступа к сети, достигает 90%.

Рисунок 12. Отсутствие доступа в Интернет в различных возрастных группах

Источник: Данные исследования «Курьер», 2013, расчеты проведены автором статьи

Является ли эта характеристика отношений старших возрастов с Интернетом общей или она специфична только для России? Обратимся к данным исследования ISSP-2007[18]. Респондентов спрашивали о том, чем они заполняют свой досуг, в том числе оценивалось, как часто они пользуются Интернетом с развлекательными или коммуникативными целями. Вопрос задавался в следующей форме: «Как часто Вы проводите свободное время в интернете/с компьютером (не для работы или учебы)?» Ответ давался по пятипозиционной шкале, где 1 означала «ежедневно», а 5 – «никогда».

Больше всего пользователей Интернета в ежедневном режиме живет в Швеции и Южной Корее – так проводит досуг практически каждый второй житель этих стран. При этом, в Южной Корее 80% молодежи до 20 лет пользуется Интернетом для развлечений ежедневно. Это самый высокий показатель среди всех стран-участниц исследования. Реже всего Интернет для проведения досуга используется в Южной Африке, Уругвае и России (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ответов респондентов о частоте использования Интернета в досуговых целях

Как часто Вы пользуетесь Интернетом?

Ежед-
невно

Несколько раз в неделю

Несколько раз в месяц

Несколько раз в год или реже

Никогда

Всего

Швеция

46

21

11

4

18

100

Южная Корея

45

16

5

3

32

100

США

41

18

9

5

28

100

Норвегия

38

26

13

7

16

100

Тайвань

35

11

6

4

44

100

Кипр

34

54

10

1

0

100

Финляндия

34

22

14

10

21

100

Словения

34

14

7

5

40

100

Швейцария

33

20

9

4

34

100

Австралия

32

23

14

7

24

100

Израиль

31

15

8

5

42

100

Новая Зеландия

30

23

14

7

26

100

Австрия

28

24

10

6

32

100

Великобритания

28

22

12

6

32

100

Франция

27

24

14

5

29

100

Венгрия

26

13

5

2

53

100

Ирландия

26

20

13

5

37

100

Бельгия

25

22

14

7

32

100

Германия

23

20

10

5

41

100

Польша

22

14

8

5

52

100

Словакия

19

17

10

5

49

100

Хорватия

19

11

8

4

58

100

Латвия

19

21

6

1

53

100

Япония

19

17

9

6

49

100

Чехия

17

14

8

6

56

100

Аргентина

15

9

7

4

65

100

Мексика

14

13

8

5

60

100

Болгария

14

11

6

4

65

100

Чили

14

10

7

5

65

100

Доминикана

8

11

21

13

47

100

Уругвай

7

6

7

4

75

100

Южная Африка

7

6

5

3

79

100

Филиппины

5

6

7

11

71

100

Россия

5

7

7

5

75

100

Все страны

23

16

10

5

46

100

Источник: данные исследования ISSP-2007 «Досуг и спорт», расчеты проведены автором статьи

Тенденция снижения частоты использования Интернета с возрастом присутствует во всех странах, однако активность доступа к сети различается. Мы выделили позицию «ежедневно пользуюсь Интернетом» и проанализировали зависимость этого типа проведения досуга от возраста. Результаты представлены на рис. 13. Самые активные потребители этой досуговой услуги – молодежь. При этом, в большинстве стран доля пожилых людей, пользующихся Интернетом, выше, чем число молодых россиян, проводящих досуг таким образом. Интернет пока не стал привычным элементом повседневности даже для молодых россиян, не говоря уже о старших возрастных группах.

Рисунок 13. Распределение ответов «я пользуюсь Интернетом ежедневно» по возрастным группам

Источник: данные исследования ISSP-2007 «Досуг и спорт», расчеты проведены автором статьи


[17] По данным исследования «Курьер» 2013-07. Опрос проведен АНО «Левада-центр» 6-10 июня 2013 года, опрошено 1601 человек по репрезентативной российской выборке. Данные получены из Единого архива экономических и социологических данных http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=3395&T=m
[18] Модуль ISSP-2007 «Досуг и спорт». В исследовании участвовало 34 страны, опрошено 49729 респондентов по выборкам, репрезентирующим страны. Данные получены из Единого архива экономических и социологических данных НИУ ВШЭ http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=3844&T=m

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.