Для цитирования: Савоскул М.С. Почему
мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат? Статья первая //Демоскоп
Weekly. 2016. № 679-680. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0679/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Почему мигрант мигранту
не всегда друг, товарищ и брат?
Статья
первая
|
Над темой номера работала
|
|
Мария
САВОСКУЛ
|
|
Социологическое отступление:
чужак "сегодня приходит и завтра остается"?
Вынужденную миграцию относят к стрессовым и динамичным
миграциям, волна беженцев 2015 года при изменении политической ситуации
может снизиться. О миграционной привлекательности страны можно судить
на основе временных рядов за длительный период.
Германия привлекает трудовых мигрантов уже более ста
лет, с тех пор как на угольные шахты страны приезжали мигранты из
стран Восточной Европы, в том числе и из западных губерний Российской
Империи. В этот период классик социологии города Георг Зиммель пишет
знаменитое эссе «Экскурс о чужаке». Зиммель жил в Берлине в конце
XIX - начале XX века, когда город развивался, и мог наблюдать многие
новые формы социального поведения. Его размышления о городском образе
жизни сводятся к наблюдению в городе такого социального типа, который
Зиммель обозначает как «чужак»[5].
В своих работах ученый говорит не о мигрантах, а об
особом социальном типе поведения, свойственном в городе чужакам,
людям, не укорененным в обществе, к которым чаще всего он относит
торговцев. Этот социальный тип поведения имеет и пространственную
проекцию. Рассуждения Зиммеля о «Чужаке» стали продолжением эссе
ученого о больших городах. Исторически чужаками в городе были торговцы,
отношение которых к местным жителям было прагматичным[6].
В отличие от странника, который приходит и уходит. Зиммель считает,
что чужак «сегодня приходит и завтра остается».[7]
Отличительной особенностью чужака является его одновременная включенность
в новое общество и отстраненность от этого сообщества. Чужак спокойно
воспринимает то, что к нему относятся как к типу, идентифицируя
его чаще всего по национальному признаку, что означает, что от него
не требуется ничего, что следует из местных обстоятельств или лояльностей.
Качества чужака, как социального типа – дистанция, сдержанность,
анонимность, эти же качества составляют и городской образ жизни[8].
Зиммеля часто относят к исследователям, изучавшим не только социальные,
но и психологические аспекты миграционного процесса. В частности,
он упоминает о страхах и тревогах, которые возникают из-за того,
что «другие» пришли в город, чтобы остаться, чтобы стать соседями
и конкурентами в поисках работы.
Еще одно направление в размышлениях Зиммеля о чужаках
- это связь между собственной идентичностью горожан и присутствием
в городе посторонних. Комфорт и предсказуемость отношений в «своей»
группе основываются на существовании «других» в городе и постоянном
противопоставлении. Мы – трудолюбивы, они – ленивы, мы – честны,
они – пронырливы, мы – дружелюбны, они – ждут от нас ошибки и т.д.[9]
В конце ХХ века к проблеме чужака в современных общественных
условиях обращается З. Бауман (Z. Bauman)[10].
Если сравнивать взгляды Зиммеля и Баумана, то первый скорее дает
нейтральную оценку роли чужака в обществе, говоря о его прогрессивной
роли, как одновременно принадлежащего к двум социальным группам.
Бауман же усматривает опасность для социального равновесия в самом
существовании чужака. Бауман полагает, что «Чужак подрывает пространственный
порядок в мире, координацию между моральной и топографической близостью,
совместным существованием друзей и удаленностью врагов. Его существование
– угроза надежности классических географических границ как универсального
инструмента упорядочивания мира»[11].
Различия между взглядами двух исследователей начала
и конца ХХ века заключаются в «массовости» пространственных перемещений
в эти два периода. Во времена Зиммеля, в начале XX века, перемещения
носили ограниченный характер и мигрирующие в пространстве социальные
типы имели уникальную функциональную нагрузку. В современном обществе
миграции доступным широким слоям населения, происходит диффузия
социальной значимости пространственных перемещений[12].
По мнению Баумана, основная функция Чужака в формировании неопределенности
между фундаментальными общественными дихотомиями. Из-за Чужака и
неопределенности, которую приносит Чужак присутствием в новом для
него обществе, происходит размывание идентичности коренного большинства.
Сам Чужак может и не подозревать об этом и положительно относиться
к новой социальной группе[13].
[5] Зиммель Г. Экскурс о чужаке.
// Социологическая теория: история, современность, перспективы.
Альманах журнала «Социологическое обозрение». Спб.: Владимир Даль.
с. 7-12.
[6] Трубина Е.Г. Город в теории.
Опыты осмысления пространства. М.: НЛО, 2011. С. 56-59.
[7] Han P. Soziologie der Migration.
Stuttgart, 2010. S. 233.
[8] Трубина Е.Г. Цит. соч.
С. 57.
[9] Трубина Е.Г. Цит. соч.
С. 58.
[10] Bauman Z. Modernity
and ambivalence. Cambridge: Polity Press, 1991.
[11] Bauman Z. op. cit. S.
72; Гусев А.Н. Маргинализация и космополитизм: взгляды современных
теоретиков на социальные последствия интенсификации пространственных
перемещений. // Социологическое обозрение. Том 8. №2, 2009. С. 72-79.
[12] Гусев А.Н. Цит. соч.
С. 75.
[13] Гусев А.Н. Маргинализация
и космополитизм: взгляды современных теоретиков на социальные последствия
интенсификации пространственных перемещений. // Социологическое
обозрение. Том 8. №2, 2009. С. 75.
|