Rambler's Top100

№ 679 - 680
21 марта - 3 апреля 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Почему мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат? Статья первая

Гром среди ясного неба?

Сколько и откуда прибывает беженцев в Германию?

Социологическое отступление: чужак «сегодня приходит и завтра остается»?

Иммиграция в Германию во времени и пространстве

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Савоскул М.С. Почему мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат? Статья первая //Демоскоп Weekly. 2016. № 679-680. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0679/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Почему мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат?
Статья первая

Над темой номера работала

Мария
САВОСКУЛ

Социологическое отступление:
чужак "сегодня приходит и завтра остается"?

Вынужденную миграцию относят к стрессовым и динамичным миграциям, волна беженцев 2015 года при изменении политической ситуации может снизиться. О миграционной привлекательности страны можно судить на основе временных рядов за длительный период.

Германия привлекает трудовых мигрантов уже более ста лет, с тех пор как на угольные шахты страны приезжали мигранты из стран Восточной Европы, в том числе и из западных губерний Российской Империи. В этот период классик социологии города Георг Зиммель пишет знаменитое эссе «Экскурс о чужаке». Зиммель жил в Берлине в конце XIX - начале XX века, когда город развивался, и мог наблюдать многие новые формы социального поведения. Его размышления о городском образе жизни сводятся к наблюдению в городе такого социального типа, который Зиммель обозначает как «чужак»[5].

В своих работах ученый говорит не о мигрантах, а об особом социальном типе поведения, свойственном в городе чужакам, людям, не укорененным в обществе, к которым чаще всего он относит торговцев. Этот социальный тип поведения имеет и пространственную проекцию. Рассуждения Зиммеля о «Чужаке» стали продолжением эссе ученого о больших городах. Исторически чужаками в городе были торговцы, отношение которых к местным жителям было прагматичным[6]. В отличие от странника, который приходит и уходит. Зиммель считает, что чужак «сегодня приходит и завтра остается».[7] Отличительной особенностью чужака является его одновременная включенность в новое общество и отстраненность от этого сообщества. Чужак спокойно воспринимает то, что к нему относятся как к типу, идентифицируя его чаще всего по национальному признаку, что означает, что от него не требуется ничего, что следует из местных обстоятельств или лояльностей. Качества чужака, как социального типа – дистанция, сдержанность, анонимность, эти же качества составляют и городской образ жизни[8]. Зиммеля часто относят к исследователям, изучавшим не только социальные, но и психологические аспекты миграционного процесса. В частности, он упоминает о страхах и тревогах, которые возникают из-за того, что «другие» пришли в город, чтобы остаться, чтобы стать соседями и конкурентами в поисках работы.

Еще одно направление в размышлениях Зиммеля о чужаках - это связь между собственной идентичностью горожан и присутствием в городе посторонних. Комфорт и предсказуемость отношений в «своей» группе основываются на существовании «других» в городе и постоянном противопоставлении. Мы – трудолюбивы, они – ленивы, мы – честны, они – пронырливы, мы – дружелюбны, они – ждут от нас ошибки и т.д.[9]

В конце ХХ века к проблеме чужака в современных общественных условиях обращается З. Бауман (Z. Bauman)[10]. Если сравнивать взгляды Зиммеля и Баумана, то первый скорее дает нейтральную оценку роли чужака в обществе, говоря о его прогрессивной роли, как одновременно принадлежащего к двум социальным группам. Бауман же усматривает опасность для социального равновесия в самом существовании чужака. Бауман полагает, что «Чужак подрывает пространственный порядок в мире, координацию между моральной и топографической близостью, совместным существованием друзей и удаленностью врагов. Его существование – угроза надежности классических географических границ как универсального инструмента упорядочивания мира»[11].

Различия между взглядами двух исследователей начала и конца ХХ века заключаются в «массовости» пространственных перемещений в эти два периода. Во времена Зиммеля, в начале XX века, перемещения носили ограниченный характер и мигрирующие в пространстве социальные типы имели уникальную функциональную нагрузку. В современном обществе миграции доступным широким слоям населения, происходит диффузия социальной значимости пространственных перемещений[12]. По мнению Баумана, основная функция Чужака в формировании неопределенности между фундаментальными общественными дихотомиями. Из-за Чужака и неопределенности, которую приносит Чужак присутствием в новом для него обществе, происходит размывание идентичности коренного большинства. Сам Чужак может и не подозревать об этом и положительно относиться к новой социальной группе[13].


[5] Зиммель Г. Экскурс о чужаке. // Социологическая теория: история, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». Спб.: Владимир Даль. с. 7-12.
[6] Трубина Е.Г. Город в теории. Опыты осмысления пространства. М.: НЛО, 2011. С. 56-59.
[7] Han P. Soziologie der Migration. Stuttgart, 2010. S. 233.
[8] Трубина Е.Г. Цит. соч. С. 57.
[9] Трубина Е.Г. Цит. соч. С. 58.
[10] Bauman Z. Modernity and ambivalence. Cambridge: Polity Press, 1991.
[11] Bauman Z. op. cit. S. 72; Гусев А.Н. Маргинализация и космополитизм: взгляды современных теоретиков на социальные последствия интенсификации пространственных перемещений. // Социологическое обозрение. Том 8. №2, 2009. С. 72-79.
[12] Гусев А.Н. Цит. соч. С. 75.
[13] Гусев А.Н. Маргинализация и космополитизм: взгляды современных теоретиков на социальные последствия интенсификации пространственных перемещений. // Социологическое обозрение. Том 8. №2, 2009. С. 75.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.