| Для цитирования: Савоскул М.С. Почему 
              мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат? Статья первая //Демоскоп 
              Weekly. 2016. № 679-680. URL: http://demoscope.ru/weekly/2016/0679/tema01.php
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  
 | 
               
                |  | Почему мигрант мигранту 
                    не всегда друг, товарищ и брат? Статья 
                    первая
 | 
                     
                      | Над темой номера работала |   
                      |  |   
                      | Мария САВОСКУЛ
 |  |  Социологическое отступление:чужак "сегодня приходит и завтра остается"?
 Вынужденную миграцию относят к стрессовым и динамичным 
              миграциям, волна беженцев 2015 года при изменении политической ситуации 
              может снизиться. О миграционной привлекательности страны можно судить 
              на основе временных рядов за длительный период. Германия привлекает трудовых мигрантов уже более ста 
              лет, с тех пор как на угольные шахты страны приезжали мигранты из 
              стран Восточной Европы, в том числе и из западных губерний Российской 
              Империи. В этот период классик социологии города Георг Зиммель пишет 
              знаменитое эссе «Экскурс о чужаке». Зиммель жил в Берлине в конце 
              XIX - начале XX века, когда город развивался, и мог наблюдать многие 
              новые формы социального поведения. Его размышления о городском образе 
              жизни сводятся к наблюдению в городе такого социального типа, который 
              Зиммель обозначает как «чужак»[5]. В своих работах ученый говорит не о мигрантах, а об 
              особом социальном типе поведения, свойственном в городе чужакам, 
              людям, не укорененным в обществе, к которым чаще всего он относит 
              торговцев. Этот социальный тип поведения имеет и пространственную 
              проекцию. Рассуждения Зиммеля о «Чужаке» стали продолжением эссе 
              ученого о больших городах. Исторически чужаками в городе были торговцы, 
              отношение которых к местным жителям было прагматичным[6]. 
              В отличие от странника, который приходит и уходит. Зиммель считает, 
              что чужак «сегодня приходит и завтра остается».[7] 
              Отличительной особенностью чужака является его одновременная включенность 
              в новое общество и отстраненность от этого сообщества. Чужак спокойно 
              воспринимает то, что к нему относятся как к типу, идентифицируя 
              его чаще всего по национальному признаку, что означает, что от него 
              не требуется ничего, что следует из местных обстоятельств или лояльностей. 
              Качества чужака, как социального типа – дистанция, сдержанность, 
              анонимность, эти же качества составляют и городской образ жизни[8]. 
              Зиммеля часто относят к исследователям, изучавшим не только социальные, 
              но и психологические аспекты миграционного процесса. В частности, 
              он упоминает о страхах и тревогах, которые возникают из-за того, 
              что «другие» пришли в город, чтобы остаться, чтобы стать соседями 
              и конкурентами в поисках работы. Еще одно направление в размышлениях Зиммеля о чужаках 
              - это связь между собственной идентичностью горожан и присутствием 
              в городе посторонних. Комфорт и предсказуемость отношений в «своей» 
              группе основываются на существовании «других» в городе и постоянном 
              противопоставлении. Мы – трудолюбивы, они – ленивы, мы – честны, 
              они – пронырливы, мы – дружелюбны, они – ждут от нас ошибки и т.д.[9] В конце ХХ века к проблеме чужака в современных общественных 
              условиях обращается З. Бауман (Z. Bauman)[10]. 
              Если сравнивать взгляды Зиммеля и Баумана, то первый скорее дает 
              нейтральную оценку роли чужака в обществе, говоря о его прогрессивной 
              роли, как одновременно принадлежащего к двум социальным группам. 
              Бауман же усматривает опасность для социального равновесия в самом 
              существовании чужака. Бауман полагает, что «Чужак подрывает пространственный 
              порядок в мире, координацию между моральной и топографической близостью, 
              совместным существованием друзей и удаленностью врагов. Его существование 
              – угроза надежности классических географических границ как универсального 
              инструмента упорядочивания мира»[11]. Различия между взглядами двух исследователей начала 
              и конца ХХ века заключаются в «массовости» пространственных перемещений 
              в эти два периода. Во времена Зиммеля, в начале XX века, перемещения 
              носили ограниченный характер и мигрирующие в пространстве социальные 
              типы имели уникальную функциональную нагрузку. В современном обществе 
              миграции доступным широким слоям населения, происходит диффузия 
              социальной значимости пространственных перемещений[12]. 
              По мнению Баумана, основная функция Чужака в формировании неопределенности 
              между фундаментальными общественными дихотомиями. Из-за Чужака и 
              неопределенности, которую приносит Чужак присутствием в новом для 
              него обществе, происходит размывание идентичности коренного большинства. 
              Сам Чужак может и не подозревать об этом и положительно относиться 
              к новой социальной группе[13]. 
 [5] Зиммель Г. Экскурс о чужаке. 
              // Социологическая теория: история, современность, перспективы. 
              Альманах журнала «Социологическое обозрение». Спб.: Владимир Даль. 
              с. 7-12.[6] Трубина Е.Г. Город в теории. 
              Опыты осмысления пространства. М.: НЛО, 2011. С. 56-59.
 [7] Han P. Soziologie der Migration. 
              Stuttgart, 2010. S. 233.
 [8] Трубина Е.Г. Цит. соч. 
              С. 57.
 [9] Трубина Е.Г. Цит. соч. 
              С. 58.
 [10] Bauman Z. Modernity 
              and ambivalence. Cambridge: Polity Press, 1991.
 [11] Bauman Z. op. cit. S. 
              72; Гусев А.Н. Маргинализация и космополитизм: взгляды современных 
              теоретиков на социальные последствия интенсификации пространственных 
              перемещений. // Социологическое обозрение. Том 8. №2, 2009. С. 72-79.
 [12] Гусев А.Н. Цит. соч. 
              С. 75.
 [13] Гусев А.Н. Маргинализация 
              и космополитизм: взгляды современных теоретиков на социальные последствия 
              интенсификации пространственных перемещений. // Социологическое 
              обозрение. Том 8. №2, 2009. С. 75.
   |