| Для цитирования: Савоскул М.С. Почему 
              мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат? Статья первая //Демоскоп 
              Weekly. 2016. № 679-680. URL: http://demoscope.ru/weekly/2016/0679/tema01.php
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  
 | 
               
 |  | Почему мигрант мигранту не всегда друг, товарищ и брат? Статья первая
 | 
                     
                      | Над темой номера работала |   
                      |  |   
                      | Мария САВОСКУЛ[1]
 |  |  Гром среди ясного неба? «Мне тут все очень нравится,но только мигрантов очень много»
 Из интервью с российским немцем в Германии в начале 2000-х гг.
 Одним из распространенных современных подходов к изучению 
              международных миграций является дихотомия «государство – иммигранты», 
              и поиски решения сложного вопроса о том, могут ли мигранты стать 
              частью нации? Когда речь идет о трансформации роли национального 
              государства, об утрате его значения с ростом масштабов международных 
              трудовых и вынужденных миграций, исследователи прибегают к отказу 
              от методологического национализма и начинают работать в новой традиции, 
              получившей название транснационализма[2]. Миграционные отношения между странами сложны и часто 
              непредсказуемы, особенно когда потоки людей инициированы административным 
              ресурсом или являются следствием вооруженных конфликтов. Мигранты 
              рассматриваются как объект администрирования, управления миграционными 
              процессами, а также как объект политических манипуляций и как активный 
              социальный субъект, влияющий на развитие стран выхода и принимающих 
              стран. Один из фокусов миграционных исследований направлен 
              на вопросы интеграции мигрантов и на различия в сути понятия «интеграция» 
              в разных странах, что зависит часто от понимания этничности и истории 
              развития страны. Подобные исследования сложно формализуемы и требуют 
              очень тонкой исследовательской оптики. Исследовательское поле становится еще сложнее, когда 
              приходит осознание, что в одной стране возникают и сосуществуют 
              несколько групп иммигрантов из очень разных в культурном и политическом 
              отношении стран, прошедших социализацию в определенных экономических, 
              социальных и политических условиях, и только после этого эмигрировавших. 
              Подобная ситуация сложилась во многих западноевропейских странах 
              после 1991 года, когда в результате распада социалистической системы 
              восточноевропейские страны и Россия «добавили» к уже сложившимся 
              миграционным группам новых мигрантов. Ярким примером является Германия, где сосуществуют мигранты 
              из Турции, Польши, Италии, Румынии, стран бывшей Югославии и России. 
              В данной статье мы обратим внимание на одну из сторон взаимоотношения 
              иммигрантов, для которых Германия становится новым домом. В центре 
              нашего внимание – отношение российских немцев бывшего СССР к ситуации 
              с приемом беженцев в Германии на современном этапе. Мигрант versus 
              мигрант? Во время полевого исследования в 2002 году российских 
              немцев, эмигрировавших в Германию, в беседах часто всплывал сюжет 
              об отношении поздних переселенцев к мигрантам из других стран. С 
              одной стороны, молодые переселенцы отмечали, что им проще общаться 
              с мигрантами, они лучше понимают проблемы друг друга и сложности 
              жизни в другой стране, с другой стороны, они же жаловались на то, 
              что мигранты делают Германию грязной страной, отмечали конкуренцию 
              с их стороны, рассказывали про конфликты с выходцами из Польши, 
              стран бывшей Югославии и Турции.  Было ясно, что возможна социальная напряженность между 
              различными группами мигрантов, что отношение к другим группам мигрантов 
              может расколоть сообщество переселенцев из бывшего СССР. Центральной 
              частью исследования этот вопрос не стал, и тем более не появилось 
              ответов на вопрос о причинах подобного часто нетерпимого отношения 
              разных групп мигрантов друг к другу. Как бывает во время исследования, 
              когда сложно охватить все грани изучаемого процесса и что-то остается 
              за кадром, тема отношений между различными группами мигрантов в 
              Германии отошла на второй план более чем на 10 лет, так как она 
              не была очень значимой и для мигрантов и для исследователя. В октябре 2015 года, во время моей очередной поездки 
              в Германию, этот вопрос уже не казался второстепенным, сами соотечественники, 
              проживающие в Германии, говорили о мигрантах очень много и по-разному, 
              вслед за российскими и германскими СМИ. Многие из моих собеседников 
              сталкивались с беженцами на вокзале Франкфурта-на-Майне, где был 
              устроен временный пункт приема беженцев. Мнения части российских 
              мигрантов часто были достаточно резкими. Некоторые даже говорили, 
              что не исключают возвращения в Россию из-за сложной ситуации в Европе. 
              Другие, наоборот, активно помогали беженцам, относили вещи в пункты 
              приема мигрантов, устраивали общественные дискуссии. Цель поездки 
              была другая, я с интересом наблюдала за реакцией наших соотечественников, 
              откладывая свои наблюдения и считая, что рано делать выводы и искать 
              причины. О пользе правильных и вовремя заданных вопросов. 
              Выступления и митинги русскоязычных мигрантов в Германии, 
              прошедшие после информации в российских и германских СМИ об инциденте 
              с российской девочкой Лизой[3], 
              показали, что протесты наших бывших соотечественников могут принимать 
              активную форму. В этой ситуации исследователю выходцев из бывшего 
              СССР в Германии уже сложно было остаться в стороне, тем более что 
              объяснения, которые встречались и в российских, и в немецких СМИ, 
              выглядели поверхностными и часто сводились к советскому прошлому 
              российских мигрантов или к боязни конкуренции за пособия между мигрантами. 
              Решающим импульсом для написания данного материала стал вопрос от 
              моей подруги из Берлина. Она обратилась ко мне с коротким и конкретным 
              вопросом – «Не нахожу объяснения тому факту, что в среде российских 
              немцев такой сильный консервативный и даже правый потенциал».  Вовремя и правильно поставленный вопрос, стал поводом 
              для раздумий и систематизации различных наблюдений, проведенных 
              ранее интервью и бесед с мигрантами из бывшего СССР, проживающими 
              в настоящее время в Германии. Вопрос, над которым я задумалась, 
              звучал уже более широко. К каким социально-политическим последствиям 
              в среде мигрантов из бывшего СССР может привести миграционный кризис 
              в Европе и в Германии – стране, которая привлекает значительное 
              число беженцев на данном этапе?  
 [1] Савоскул Мария Сергеевна 
              – к.г.н., доцент кафедры экономической и социальной географии России 
              географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. [2] См. на эту тему Малахов 
              В.С. Интеграция мигрантов: Концепции и практики. М.: Фонд «Либеральная 
              Миссия». 2015 – 272 с.; Han P. Soziologie der Migration. Stuttgart, 
              2010; Faist Th., Fauser M., Reisenauer E. Transnational Migration. 
              Cambridge: Polity Press. 2013.
 [3] Более подробно об этом 
              событии см.: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2713781; 
              https://lenta.ru/articles/2016/01/20/girl/; 
              http://www.svoboda.mobi/a/content/article/27554859.html. 
              Дата обращения 17.02.2016
   |