| 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  | Система образования в России: 1991-2016 Обучение в вузах сегодня кажется менее доступным, 
              чем в советские годы, однако состояние системы образования в целом 
              в наши дни оценивают выше, чем четверть века назад. В преддверии Дня студента Всероссийский центр изучения 
              общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как 
              россияне оценивают состояние российской системы образования и сегодня 
              и 25 лет назад, о каком образовании мечтают для своих детей. Доступность высшего образования, по мнению половины 
              россиян (53%), в наши дни ниже, чем в советское время. Обратного 
              мнения придерживаются 38% всех опрошенных. Среди людей пенсионного 
              возраста соответствующие ответы дали 58% и 34%, тогда как среди 
              молодежи от 18 до 24 лет – 45% и 42%, среди малообеспеченных – 58% 
              и 33%, а среди респондентов с высоким достатком – 40% и 54%. При этом только 20% опрошенных сегодня оценивают 
              состояние системы образования как «плохое» или «очень плохое» 
              - эта доля ниже показателя 25-летней давности (27%), тогда как 33% 
              считают его «хорошим» или «отличным» (против 8% в 1991 г.). Однако 
              наиболее распространенным (как в советские годы, так и в наше время) 
              является то мнение, что образование у нас посредственное (41% в 
              2016 г. и 46% в 1991 г.). Необходимость наличия образования сегодня осознается 
              куда сильнее, чем в начале 90-х. Так, если в 1991 г. 20% 
              опрошенных было безразлично, какой уровень образования получит их 
              ребенок, то в 2016 г. так сказали только 9%. Своих детей 
              и внуков большинство россиян (81%) хотели бы видеть выпускниками 
              вузов, причем за четверть века эта доля выросла в полтора раза (с 
              53%). Техникумы и колледжи, ПТУ не пользуются авторитетом 
              – их выбрали бы для обучения детей только 4% и 1% респондентов, 
              соответственно. Одним из факторов, влияющих на оценки граждан, 
              можно назвать связь уровня образования и материального благополучия 
              человека: сегодня 40% уверены, что они находятся в прямо 
              пропорциональной зависимости (чем выше одно, тем лучше другое). Взгляды на роль воспитания и семьи в получении ребенком 
              того или иного образования за 25 лет также подверглись пересмотру. 
              Если в 1991 г. главным фактором, влияющим на уровень образования, 
              считались способности ребенка (58%), то сегодня его важность 
              ощущается заметно меньше (41%). Ключевым в настоящее время 
              называют тягу к знаниям – 53% (ранее эта доля составляла 
              55%), вторым по значимости – материальное положение семьи 
              (47% в 2016 г. против 34% в 1991 г.). Стремление родителей дать 
              ребенку образование сегодня считают более значимым, чем ранее (за 
              25 лет соответствующая доля ответов выросла с 29% до 38%), а вот 
              уровень образования родителей, по мнению опрошенных, напротив, уже 
              не играет той роли, что во времена СССР (снижение с 29% до 18%). Председатель Правления ВЦИОМ Константин 
              Абрамов отмечает: «Трансформация государственной 
              системы и социума за последние 25 лет естественно нашла отражение 
              и в отношении россиян к системе образования. Общество адаптировалось 
              к новым правилам, появились новые ориентиры. Высшее образование, 
              по мнению большинства россиян, напрямую влияет на уровень дохода. 
              И если в советском обществе на практике подтверждался лозунг «все 
              профессии нужны, все профессии важны», а уровень доходов представителей 
              рабочего класса был сопоставим, а иногда превышал уровень доходов 
              высокообразованных, то сейчас ситуация изменилась. Физический труд 
              обесценился. На рынке появился огромный спрос на высшее образование, 
              или скорее на «корочку» о высшем образовании. Появился ряд «псевдовузов», 
              ориентированных только на зарабатывание денег в коммерции. «Недоюристов», 
              «недоменеждеров» или «недоэкономистов» поглотили новые рынки. С 
              реформой образовательной системы эта ситуация вновь начала меняться. 
              Требования к образованию со стороны работодателей ужесточаются, 
              его качество растет, но доступность падает. По мнению респондентов, 
              получить высокий балл на госэкзаменах невозможно без дополнительных 
              вложений в подготовку. При этом сам ЕГЭ, как один из элементов новой 
              системы, стал механизмом более объективной оценки знаний». Согласно анализу «Медиалогии», тема «День студента» на федеральном 
              ТВ и в прессе за 5 лет упоминалась более 1 тыс. раз. «Пик» 
              упоминаемости темы приходится на 2012 год (260 сообщений СМИ). По Вашему мнению, сейчас высшее образование 
              более доступно или менее доступно для россиян, чем в советские годы? 
              (закрытый вопрос, один ответ, %) 
               
               
			    | 
 | Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше |   
			    | Скорее более доступно | 38 | 42 | 41 | 34 | 40 | 34 |   
			    | Скорее менее доступно | 53 | 45 | 49 | 58 | 53 | 58 |   
			    | Затрудняюсь ответить | 9 | 13 | 10 | 8 | 7 | 8 |  Как бы Вы оценили состояние нашей системы образования? (закрытый 
              вопрос, один ответ, %) 
               
               
			| 
 | 1991 г.* | 2016 г. |   
			| Отличное | 1 | 3 |   
			| Хорошее | 7 | 30 |   
			| Посредственное | 46 | 41 |   
			| Плохое | 20 | 16 |   
			| Очень плохое | 7 | 4 |   
			| Затрудняюсь ответить | 19 | 6 |  *В 1991 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 1255 человек Какое образование Вы хотели бы, чтобы получили Ваши дети, 
              внуки? (закрытый вопрос, один ответ, %) 
               
               
			    | 
 | 1991 г.* | 2016 г. |   
			    | Университет, институт, академию (высшее образование) | 53 | 81 |   
			    | Техникум, колледж (среднее специальное образование) | 11 | 4 |   
			    | ПТУ, профессиональное училище, профессиональный лицей (среднее образование) | 3 | 1 |   
			    | Среднюю школу (среднее образование) | 2 | 1 |   
			    | Это не имеет значения | 20 | 9 |   
			    | Затрудняюсь ответить | 11 | 4 |  Зависит ли материальное благополучие человека от уровня 
              его образования или нет?(закрытый вопрос, один ответ, 
              %) 
               
               
			    | 
 | 1991 г.* | 2016 г. |   
			    | Чем выше уровень образования человека, тем лучше его материальное благополучие | 31 | 40 |   
			    | Наоборот, чем выше уровень образования человека, тем хуже его материальное благополучие | 9 | 3 |   
			    | Прямой зависимости не существует | 47 | 53 |   
			    | Затрудняюсь ответить | 13 | 4 |  Если говорить о семье, в которой растет ребенок, то от чего 
              прежде всего зависит, какое образование он получит? (закрытый 
              вопрос, не более 3-х ответов, %) 
               
               
			    | 
 | 1991 г.* | 2016 г. |   
			    | От желания ребенка учиться | 55 | 53 |   
			    | От материального положения семьи | 34 | 47 |   
			    | От способностей ребенка | 58 | 41 |   
			    | От стремления родителей дать ребенку образование | 29 | 38 |   
			    | От уровня образования родителей | 29 | 18 |   
			    | От общественного положения родителей, их места работы | 12 | 9 |   
			    | От знакомств, блата | 10 | 6 |   
			    | Другое | 1 | 1 |   
			    | Затрудняюсь ответить | 6 | 3 |  Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 
              16-17 января 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах 
              в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность 
              не превышает 3,5%. Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией 
              «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», 
              включающей порядка 30100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, 
              информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь 
              2011 – декабрь 2015 года. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3022, 22 января 2016 г.http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115556
  
              
             |