Rambler's Top100

№ 667 - 668
14 - 31 декабря 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Третий возраст: социальное самочувствие

Население разных стран на шкале возраста

Позиция на социальной лестнице

Биологический детерминизм?

Гендерные различия процесса старения

Возрастная кривая дохода

Заключение

Приложение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Косова Л.Б. Третий возраст: социальное самочувствие //Демоскоп Weekly. 2015. № 667 - 668.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0667/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Третий возраст: социальное самочувствие

Над темой номера работала

Лариса
КОСОВА

Гендерные различия процесса старения

С тех пор, как в 1958 году Роберт Столлер ввел в научный оборот термин «гендер», «социальный пол» стал одним из ключевых факторов анализа социального неравенства. В этом контексте рассматриваются такие проблемы, как власть, социальная иерархия, самоидентификация, профессиональное образование, оплата труда, предписанные образы жизни. Важно подчеркнуть, что гендерный подход – это стратификационный подход, в нем всегда присутствует тезис о неравномерном распределении ресурсов по признаку социального пола, и социальные отношения рассматриваются как отношения господства-подчинения[6].

Корпус концепций, в рамках которых гендер рассматривается как один из факторов социального неравенства, а женщины выступают в роли своего рода «угнетенного класса» широк. Оставляя в стороне обсуждение теоретических предпосылок неомарксистских подходов, отметим, что эмпирические данные действительно подтверждают существенные различия и в материальном, и в профессиональном, и в статусном положении мужчин и женщин. Вновь обратимся к данным модуля ISSP «Социальное неравенство»[7]. Сравнение оценок субъективного статуса с использованием процедуры t-test показывает, что мужчины выше оценивают свое положение в обществе (табл. 1). Разница невелика, но значима на уровне 99,9%. В ряде случаев, примеры которых мы привели в табл. 2, различия в оценке статусных позиций мужчинами и женщинами только возрастают.

Таблица 1. Сравнение средних оценок субъективного статуса мужчинами и женщинами для всей совокупности респондентов (Ответы на вопрос «Какое место Вы, занимаете в настоящее время на шкале статусов?»)

 

N

Среднее

Среднеквадратичное отклонение

Стандартная ошибка

мужчины

24601

5,06

1,838

0,012

женщины

29746

4,91

1,822

0,011

Таблица 2. Сравнение средних оценок субъективного статуса мужчинами и женщинами для отдельных стран (Ответы на вопрос «Какое место Вы, занимаете в настоящее время на шкале статусов?»)

 

Чехия

Франция

Израиль

Украина

мужчины

5,13

5,09

5,59

3,72

женщины

4,65

4,70

5,19

3,44

Отмеченная тенденция занижения оценок, которые женщины дают своему положению в обществе, сохраняется и в ходе процесса старения: женщины ощущают более значимую потерю статуса с возрастом (рис. 4).

Рисунок 4. Зависимость оценок статуса от возраста для мужчин и женщин для всей совокупности респондентов

В молодежных группах оценки статуса, рассчитанные для всей выборки, у женщин в целом выше, но с каждым прожитым годом они снижаются, и к 26-30 годам женщины начинают оценивать свой статус ниже, чем мужчины. После 35 лет пессимизм в оценках своих позиций в обществе у женщин растет быстрее, чем у мужчин, и эта тенденция только усиливается с возрастом. При этом разным обществам присущ разный характер гендерного неравенства. Рис. 5-8 дают нам примеры того, как различаются траектории снижения статусов у мужчин и женщин в отдельных странах.

Рисунок 5. Зависимость оценок статуса от возраста для мужчин и женщин в России

Рисунок 6. Зависимость оценок статуса от возраста для мужчин и женщин в США

В России и США динамика оценок статуса не имеет гендерных различий – и мужчины, и женщины одинаково оценивают изменения своего социального положения с возрастом, хотя, еще раз отметим, в России оценки субъективного статуса снижаются с течением жизни, а в США такая зависимость не фиксируется.

Рисунок 7. Зависимость оценок статуса от возраста для мужчин и женщин в Южной Корее

Рисунок 8. Зависимость оценок статуса от возраста для мужчин и женщин во Франции

Другую картину дает анализ данных, поступивших из Южной Кореи (рис. 7). В молодежных группах женщины оценивают свой статус ниже мужчин, к тридцати годам оценки выравниваются, но уже с 45 лет заметно занижение оценок статуса женщинами, которое с возрастом только увеличивается. Во Франции также заметны гендерные различия в оценках субъективного статуса. Молодые женщины оценивают свои социальные позиции выше, чем мужчины, после 30 лет эта ситуация меняется на противоположную – во всех старших возрастных группах мужчины размещают себя выше на условной социальной лестнице. Привлекательность молодости – дополнительный ресурс французских женщин.

Понимание причин гендерного неравенства обычно выстраивается в рамках теоретических подходов, восходящих к понятию различающихся половых ролей, введенных в научный оборот Парсонсом (термин «гендер» в то время не использовался)[8]. Парсонс полагал, что женская социальная роль – эмоциональная, она связана с регуляцией отношений внутри семьи, мужская – инструментальная, связанная с выстраиванием взаимодействия с внешним миром. Отсюда - различные типы ролевого поведения, разные системы санкций и гратификаций и, как следствие, разные социальные статусы. При этом в рамках данного подхода имплицитно присутствовал биологический детерминизм – предполагалось, что роли полов естественным образом определены природой. Современные исследователи, оставаясь в рамках ролевого подхода, декларируют не «естественное», но социальное разделение ролей – гендерные роли приписываются социумом. Чтобы объяснить гендерные различия в распределении социальных позиций, введены такие концепты, как «востребованные профессиональные навыки», «стратегически значимые социальные позиции», «культурно укорененные социальные роли». Гендер в этом случае выступает как своего рода мандат, разрешение на занятие приоритетных позиций для одной из гендерных категорий – в современном мире чаще мужчин, чем женщин[9]. При этом, как показывают данные, разные общества прошли разный путь в направлении гендерного равенства. Это сказывается на понимании диапазона доступных социальных ресурсов и социально одобренных способов их использования, шоков, связанных с утратой ресурсов в процессе старения, и, как следствие, на восприятии самого процесса старения и изменения субъективного статуса в старших возрастах.


[6] См., например, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования, №11, 2000.
[7] Напомним, что исследование проводилось в 2009 году, было опрошено 55238 человек из 40 стран.
[8] Parsons T. Age and Sex in the Social Structure (1949) // Parsons, T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied.
[9] См., например, Crompton, Sanderson. Gendered jobs and social change, 1990; Wright O. Classes, 1985; Connell R. Gender and Power: Society, the Person and Sexual Politics, 1987.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.