| Для цитирования: Нефедова Т.Г. 
              Отходничество в системе миграций в постсоветской России. География 
              //Демоскоп Weekly. 2015. № 643 - 644. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0643/tema01.php
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  
 | 
               
                |  | Отходничество в системе миграций в постсоветской России. География[1] | 
                     
                      | Над темой номера работала  |   
                      |  |   
                      | Татьяна НЕФЕДОВА[2] |  |  География отходничества В последние годы Федеральная служба государственной 
              статистики (Росстат) стала давать оценки потоков трудовых мигрантов 
              между регионами России, включая ежедневные маятниковые поездки, 
              на основе ежегодных обследований населения по проблемам занятости 
              (ОНПЗ) [3]. В 2012-2013 годах 
              число отходников ФСГС оценивала в 1,6 млн человек. Тем не менее, 
              еще в 2010 году перепись населения выявила 2,6 млн отходников и 
              маятниковых мигрантов[4]. Исследователи 
              этого явления дают оценки от 4,5-6 млн человек[5] 
              до 15-20 млн[6]. Такой разнобой 
              свидетельствует о неизученности феномена. Истина, как всегда, посередине. 
              Доля трудоспособных мужчин, регулярно работающих на отходе, в обследованных 
              нами сельских районах колебалась от 5 до 30% и зависела от их близости 
              к крупному центру, транспортного положения, демографического состава 
              населения, набора предприятий и их состояния. В отдельных местах, 
              жители которых давно закрепились в каком-то виде столичного бизнеса, 
              вроде строительства, эта доля может в сезон достигать 50%. Там даже 
              возрождение местного производства, скорее всего, не сможет вернуть 
              население к прежней жизни. У ряда аналитиков завышение числа отходников 
              связано и с отнесением к ним тех лиц, особенно молодых, что зарегистрированы 
              на месте, хотя давно уехали в крупный центр, где постоянно живут, 
              работают или учатся. Тем не менее, несмотря на заниженные данные ОНПЗ и переписи 
              2010 года, для сравнительного анализа разных регионов и муниципальных 
              районов иной информации нет. В плотно населенных районах она более 
              адекватна. Например, в Москве общее число приезжающих в столицу 
              трудовых мигрантов достигает, по данным ОНПЗ, более 1,1 млн человек, 
              что составляет 18% к общему числу занятых в столице. Правда, половина 
              их (470 тысяч) - ежедневные маятниковые миграции из Московской области. 
              Само Подмосковье привлекает, по данным ОНПЗ, 183 тысячи трудовых 
              мигрантов, что не компенсирует отток из Подмосковья в столицу. К 
              ним в Подмосковье добавляется 150 тысяч иностранных рабочих, получивших 
              разрешение на работу в России[7], 
              и около 100 тысяч ежегодно приезжающих на постоянное место жительства 
              (правда, трудоспособных из них около половины). Все эти сложные, 
              накладывающиеся друг на друга потоки перемещающегося населения с 
              разными временными интервалами требуют постоянного мониторинга. 
              Однако его нет, поэтому приходится опираться на официальные данные, 
              выборочные наблюдения и оценки специалистов. Тем не менее, несмотря на недостатки официальной информации, 
              ее анализ, представленный на картах (рис. 1, 2 и 3) позволяет понять 
              относительное распределение въезжающих и выезжающих отходников в 
              разных регионах России. Кроме того, полезно сопоставить пространственные 
              вариации отходничества с привлекательностью регионов для иностранных 
              рабочих, получивших разрешение на работу, и для населения, переезжающего 
              на постоянное место жительства (рис. 4 и 5, табл. 1 и 2). 
               
                |  |   
                | Рисунок 1. Отношение числа выезжающих работать в 
                    другие субъекты РФ к численности занятых в своем регионе, 
                    2012 год, % | Рисунок 2. Отношение 
                    числа въезжающих работать в субъект РФ регионы к численности 
                    занятых в данном субъекте в 2012 году, % |   
              Источник: Труд и занятость. Статистический справочник. 
                М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013 Важность такого рода сопоставлений показывает простой 
              пример. Белгородская область, как одна из аттрактивных областей 
              России, привлекла в 2012 году 8,6 тыс. населения на ПМЖ (баланс 
              въезда и выезда), в 2013 г. – 6,6 тыс.[8] 
              Из них лишь немногим более половины трудоспособного возраста. При 
              этом, в 2012 году (по заниженным данным ОНПЗ) 8,4 тыс., в 2013 году 
              - 12 тыс. трудоспособного населения уехали работать в другие регионы. 
              Так что, несмотря на кажущееся благополучие миграционного баланса, 
              его явно надо скорректировать на отток трудовых мигрантов.  Наибольший отток трудовых ресурсов испытывают пригородные 
              Московская и Ленинградская области, отдающие своих работников Москве 
              и Петербургу (рис. 16). Велики потоки трудовых мигрантов и из соседних 
              с ними регионов, которые, в отличие от пригородов столиц, не получают 
              компенсацию из других регионов (рис. 17). При этом зона сбора трудовых 
              мигрантов столичными регионами в последние годы заметно расширилась 
              (рис. 18). Даже при сильно заниженных показателях баланса въезда 
              и выезда отходников и числа гастарбайтеров, видно, что по массовости 
              они значительно больше, чем нетто-баланс притока/оттока населения 
              на постоянное место жительства. 
 Рисунок 3. 
              Баланс въезда и выезда российских трудовых мигрантов на временную 
              работу в 2012 году в субъектах РФ, тыс. человек  
              Источник: Труд и занятость. Статистический справочник. 
                М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013 При этом регионы предпочтения отходников и гастарбайтеров 
              несколько различаются (рис. 19). Если российские трудовые мигранты 
              едут в Москву, Петербург, в нефтяные районы и в Краснодарский край, 
              то зона притяжения гастарбайтеров гораздо шире. Помимо этих субъектов, 
              это также поволжские, уральские и сибирские регионы. 
 Рисунок 4. 
              Привлекательность субъектов РФ, для иностранных граждан, получивших 
              разрешение на работу по субъектам РФ, 2012 год (оценивалось по общей 
              численности в тыс. человек)  
              Источник: Труд и занятость. Статистический справочник. 
                М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013 
 Рисунок 5. 
              Привлекательность субъектов РФ для миграций в города на постоянное 
              место жительства в 2012 г., (оценивалось по миграционному балансу 
              в тыс. человек)  
              Источник: Данные многопользовательского статистического 
                портала «Мультистат» за 2012 Десять субъектов РФ концентрировали в 2012-2013 годах 
              87% всего въезда российских трудовых мигрантов из региона в регион 
              (табл. 1), в том числе Москва – 51%, Московская область - 8%. Эти 
              же десять субъектов привлекли 65% иностранных рабочих, а их города 
              – 80% всех мигрантов на постоянное место жительства. Сельская местность 
              была и остается непривлекательной как для миграций на ПМЖ, так и 
              для отходников. Проведенные опросы показали, что к переезду в сельскую 
              местность для работы даже по специальным программам готовы лишь 
              6-7% безработных[9].  Таблица 1. Десять субъектов РФ – лидеров по 
              притоку трудовых мигрантов и их привлекательность для иностранных 
              рабочих и миграций на постоянное место жительства в города и сельскую 
              местность в 2012 году 
               
               
                | Субъекты РФ | Общее число въехавших в субъект РФ из 
                    других регионов на заработки, тыс. человек | Отношение въехавших в субъект РФ из других 
                    регионов на заработки к общему числу занятых в субъекте, % | Баланс въезда и выезда трудовых мигрантов 
                    в субъекте РФ, тыс. человек | Общее число иностранных рабочих, получивших 
                    разрешение на работу в субъекте РФ, тыс. человек | Баланс миграций в города на ПМЖ, тыс. 
                    человек | Баланс миграций в сельскую местность на 
                    ПМЖ, тыс. человек |   
                | г. Москва | 1153,8 | 17,6 | 1144,9 | 211,1 | 99,5 | 6,3 |   
                | Московская область | 183,3 | 6,2 | -294,7 | 149,3 | 98,4 | 11,2 |   
                | г. Санкт-Петербург | 180,4 | 7,1 | 170,2 | 148,5 | 74,1 | 0,0 |   
                | Тюменская область | 126,9 | 6,5 | 125,7 | 77,1 | 19,9 | -3,1 |   
                | Ханты-Мансийский АО | 96,6 | 10,6 | 96,4 | 41,7 | 7,2 | -2,2 |   
                | Краснодарский край | 83,8 | 3,6 | 61 | 54,4 | 36,3 | 10,0 |   
                | Ямало-Ненецкий АО | 46,3 | 12,4 | 45,9 | 21,6 | 0,4 | -1,6 |   
                | Ленинградская обл. | 28 | 3,7 | -107,4 | 34,7 | 14,6 | 12,6 |   
                | Свердловская обл. | 22,1 | 1,1 | -4,8 | 26,6 | 9,8 | -3,0 |   
                | Республика Татарстан | 21,6 | 1,2 | -13,1 | 18,4 | 10,8 | -1,0 |   
                | 10 регионов | 1942,8 |    |    | 783,4 | 370,8 | 29,3 |   
                | В % к РФ | 87% |    |    | 65% | 80% |    |   
              Источники: Труд и занятость. Статистический справочник. 
                М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013; Регионы России. 
                М.: Федеральная служба гос. статистики, 2013; Численность и миграции 
                населения в 2013 г. М.: Федеральная службы гос. статистики, 2014 Таблица 2. Десять субъектов РФ – лидеров 
              по оттоку трудовых мигрантов и их привлекательность/непривлекательность 
              для иностранных рабочих и миграций на ПМЖ в города и сельскую местность 
              в 2012 году 
               
               
                | Субъекты РФ | Общее число выехавших из региона в другие 
                    субъекты РФ на заработки, тыс. чел. | Отношение выехавших из региона в другие 
                    субъекты РФ на заработки к общему числу занятых в регионе, 
                    % | Баланс въезда и выезда трудовых мигрантов 
                    в субъектах РФ, тыс. чел. | Общее число иностранных граждан, получивших 
                    разрешение на работу в регионе, тыс. человек | Баланс миграций в города на ПМЖ, тыс. 
                    человек | Баланс миграций в сель-скую мест-ность 
                    на ПМЖ, тыс. чел |   
                | Московская обл. | 478 | 16,3 | -294,7 | 149,3 | 98,4 | 11,2 |   
                | Р. Башкортостан | 136,2 | 7,6 | -130,5 | 11,4 | 0,5 | -9,4 |   
                | Ленинградская обл. | 135,4 | 18,1 | -107,4 | 34,7 | 14,6 | 12,6 |   
                | Тульская обл. | 91,5 | 11,9 | -89,4 | 14,4 | -2,8 | 2,5 |   
                | Чувашская респ. | 74,1 | 13,0 | -70,1 | 0,9 | 1,1 | -5,5 |   
                | Владимирская обл. | 61,3 | 8,8 | -56,3 | 9,7 | -2,2 | -0,7 |   
                | Омская обл. | 52,8 | 5,6 | -51,8 | 1,6 | 1,1 | -4,2 |   
                | Пензенская обл. | 48,1 | 7,2 | -47 | 3,0 | -0,4 | -1,8 |   
                | Ростовская обл. | 46,7 | 2,4 | -36,4 | 8,3 | 10,8 | -7,2 |   
                | Ивановская обл. | 46,5 | 9,4 | -43,9 | 1,8 | 1,1 | 0,0 |   
                | 10 регионов | 1170,6 |  |  | 237,1 | 122,1 | -2,5 |   
                | В % к РФ | 52% |  |  | 20% | 27% |  |   
              Источники: Труд и занятость. Статистический справочник. 
                М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013; Регионы России. 
                М.: Федеральная служба гос. статистики, 2013; Численность и миграции 
                населения в 2013 г. М.: Федеральная службы гос. статистики, 2014 Максимальный выезд населения в отход характерен для 
              Башкортостана, однако он направлен в нефтяные округа Сибири (68%), 
              на нефтяные промыслы Коми и Татарстана, а в крупные центры (Москву, 
              Екатеринбург) направляются лишь по 5% отходников. Отход в большинстве 
              других регионов Европейской России все же ориентирован на столицу. 
              Тульская и Владимирская области обеспечивают 16% всех отходников 
              в Москве и Московской области, Ивановская и Тверская - еще 9% отходников. 
              Выделяются Брянская и Смоленская области, республики Чувашия, Пензенская, 
              Тамбовская области.  Существует устойчивое представление, что основной отход 
              в Москву и Московскую область идет из нечерноземных областей в связи 
              с упадком их сельского хозяйства и множеством малых депрессивных 
              городов. Примыкающие к столичному региону области дают, действительно, 
              32% всех отходников, работающих в Москве и Московской области. Однако 
              все остальные регионы Нечерноземья, человеческий потенциал в которых 
              сильно истощен, – всего 12%. Зато еще 31% приезжает из Поволжья, 
              особенно из его республик (14%) и 23% с юга России[10]. 
              Например, Ставропольский край поставляет в 2,5 раза больше отходников 
              в столичный регион, чем Костромская область. Оходники и иностранные рабочие из стран ближнего зарубежья 
              работают также у индивидуальных предпринимателей и в домохозяйствах, 
              конкурируя друг с другом в сферах занятости (рис. 6-9). 
 Рисунок 6. 
              Структура занятости российских отходников, работающих 
              у предпринимателей   
              Источник: по данным опросов ФСГС, 3 кв. 2014 года[11] 
 Рисунок 7. 
              Структура занятости российских отходников, работающих 
              в домохозяйствах населения  
              Источник: по данным опросов ФСГС, 3 кв. 2014 года[12] 
 Рисунок 8. 
              Структура занятости иностранных трудовых мигрантов (гастарбайтеров), 
              работающих у предпринимателей   
              Источник: по данным опросов ФСГС, 3 кв. 2014 года[13] 
 Рисунок 9. 
              Структура занятости иностранных трудовых мигрантов (гастарбайтеров), 
              работающих в домохозяйствах населения  
              Источник: по данным опросов ФСГС, 3 кв. 2014 года[14] Попытаемся сравнить выталкивающие и притягивающие факторы 
              отходничества и других видов миграций населения. В качестве таковых 
              использовались отдельные показатели по субъектам РФ. Прежде всего, 
              напрашивается сопоставление с незанятостью населения. В 2012 году 
              статистики насчитывали в стране около 8 млн незанятого экономически 
              активного населения, или около 10% ЭАН. Максимальное их число было 
              на северном Кавказе (почти 30%), в Центральном и Северо-Западном 
              ФО – 11-12%, восточнее – около 8%. Численность безработных, рассчитанная 
              по методике Международной организации труда, достигала 4,2 млн человек 
              (в предыдущие годы доходило до 6,3 млн), их средний возраст – 35 
              лет[15]. Коэффициент корреляции 
              доли незанятых в ЭАН с показателем отношения числа выезжающих из 
              региона трудовых мигрантов к занятым в нем, тем не менее, не очень 
              высок и равен 0,29. Более важным выталкивающим фактором (К = -0,33) 
              служат низкие зарплаты или доходы населения. Именно доходы (зарплата)[16] 
              оказались наиболее важным фактором для всех миграций в города[17], 
              особенно отходников. В меньшей степени притягивают или отталкивают отходников 
              состояние промышленности и сельского хозяйства (см. табл. 3), в 
              отличие от иностранных рабочих, для которых относительно развитая 
              промышленность более важна. И хотя между въездом отходников в регион 
              и промышленным производством на душу населения есть положительная 
              связь, для баланса въезда и выезда этот показатель совсем не значим, 
              что говорит о сильном промывном режиме в таких регионах. Регионы 
              с повышенными объемами агропродукции на душу населения, наоборот, 
              демонстрируют наибольший отъезд в отход, что отчасти объясняется 
              перенаселенностью сельского юга (см. ниже). Таблица 3. Коэффициенты корреляции разных видов 
              миграций с социально-экономическими показателями субъектов РФ на 
              душу населения в 2012 году 
               
               
                |    | Доходы насе-ления
 | Объем промыш-ленной прод. | Объем сельско-хозяйст-венной прод.
 | Оборот розн. торгов-ли
 | Инвес-тиции
 | Ввод жилья | Финансовый результат деятельности организаций |   
                | Отношение числа выезжающих из субъекта РФ трудовых мигрантов 
                    к числу занятых в нем | -0,33 | -0,22 | 0,23 | -0,21 | -0,21 | 0,11 | -0,17 |   
                | Отношение числа въезжающих в субъект РФ трудовых мигрантов 
                    к числу занятых в нем | 0,63 | 0,37 | -0,25 | 0,59 | 0,44 | 0,25 | 0,78 |   
                | Баланс выезда и въезда трудовых мигрантов | 0,39 | 0,08 | -0,19 | 0,52 | 0,07 | -0,12 | 0,34 |   
                | Отношение числа иностранных рабочих, въезжающих в субъект 
                    РФ к числу занятых в нем | 0,60 | 0,46 | -0,27 | 0,48 | 0,55 | 0,27 | 0,27 |   
                | Баланс миграций на ПМЖ городского населения | 0,32 | 0,02 | 0,1 | 0,55 | 0,03 | 0,37 | 0,25 |   
                | Баланс миграций на ПМЖ сельского населения | 0,19 | 0,08 | 0,01 | 0,21 | 0,09 | 0,24 | 0,05 |  
              Рассчитано по: Труд и занятость. Статистический справочник. 
                М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013; Регионы России. 
                М.: Федеральная служба гос. статистики, 2013 Наиболее значимые коэффициенты корреляции всех миграций 
              фиксируются с показателем розничного товарооборота на душу населения, 
              что подтверждает тот факт, что почти все мигранты, а отходники особенно, 
              стремятся в крупнейшие города, прежде всего в Москву, в столицы 
              своих регионов или крупнейшие центры с развитой сферой услуг. В 
              целом поток отходников идет в регионы-доноры даже в большей степени, 
              чем приток мигрантов на постоянное место жительства и иностранных 
              рабочих (хотя сильно заниженные показатели численности последних 
              не позволяют утверждать это однозначно). Расчеты показали, что для отходников привлекательны 
              те же регионы и города, что и для основного потока мигрантов, приезжающих 
              на постоянное место жительства, прежде всего, крупные города, Москва 
              и Подмосковье. Коэффициент корреляции баланса въезда/выезда российских 
              трудовых мигрантов и нетто-миграций городского населения на ПМЖ 
              составляет 0,51. Несмотря на «лукавость» всех цифр, отражающих масштабы 
              миграций, очевидны некоторые общие векторы перемещений населения. 
              Это подтверждают и другие исследователи[18]. 
              А поскольку наиболее полная информация имеется о мигрантах на ПМЖ, 
              спускаясь на следующий масштабный уровень привлекательности или 
              непривлекательности для мигрантов городов, рассмотрим их предпочтения, 
              предполагая, что потоки отходников в города могут следовать теми 
              же путями. 
 [1] Работа выполнена в Институте 
              географии РАН, г. Москва в рамках проекта РНФ № 14-18-00083 «География 
              возвратной мобильности населения в сельско-городском континууме». 
              Первая часть статьи «Территориальная мобильность населения в постсоветской 
              России. Предпосылки» опубликована в 
              предыдущем номере Демоскопа Weekly.[2] Нефедова Татьяна Григорьевна 
              – доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Отдела социально-экономической 
              географии Института географии РАН.
 [3] Ежеквартально в РФ опрашивается 
              69 тыс. человек, что составляет 0,25% населения в год. См.: Труд 
              и занятость, 2013, Обследование населения по проблемам занятости, 
              http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_30/Main.htm
 [4] В ходе переписи 2,6 млн 
              человек указали, что их место работы находилось в другом регионе, 
              в их число, помимо отходников, включались и маятниковые мигранты, 
              выделить их точное количество невозможно, т.к. при переписи не задавался 
              вопрос о периодичности поездок .
 [5] Рязанцев С.В. Внутренняя 
              миграция населения в России: региональные особенности и перспективы// 
              Народонаселение. №3. М.: 2004.
 [6] Плюснин Ю.М, Заусаева Я.Д., 
              Жидкевич Н.Н., Позаненко А.А. Отходники, М.: Новый хронограф, 2013; 
              Плюснин Ю.М., Позаненко А.А., Жидкевич Н.Н. Отходничество как новый 
              фактор общественной жизни // Мир России, 2015, т. 24, №1, с.35-71.
 [7] Число иностранных рабочих, 
              официально получивших разрешение на трудоустройство в РФ составляло 
              в 2012 г. 1,1 млн человек, см.: Труд и занятость. Статистический 
              справочник. М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013. Однако 
              это число тоже сильно занижено. По разным оценкам экспертов с учетом 
              нелегалов их доля в численности занятых всей страны составляет от 
              3 до 9% (до 6-7 млн человек), см.: Зайончковская Ж.А. Федеральные 
              округа на миграционной карте России// Опубликовано в журнале "Регион: 
              экономика и социология", 2012, №3, с. 3-18; Денисенко М.Б., Карачурина 
              Л.Б., Мкртчян Н.В. Миграционный потенциал лиц, ищущих работу, и 
              безработных (по результатам социологического обследования)// Демоскоп 
              Weekly, 2009. №397-398 http://demoscope.ru/weekly/2009/0397/analit03.php], 
              то есть в 3-6 раз больше.
 [8] Численность населения российской 
              федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Федеральная 
              служба государственной статистики (Росстат). Москва, 2014. (2013)
 [9] Денисенко М.Б., Карачурина 
              Л.Б., Мкртчян Н.В. Миграционный потенциал лиц, ищущих работу, и 
              безработных (по результатам социологического обследования)// Демоскоп 
              Weekly, 2009. №397-398 http://demoscope.ru/weekly/2009/0397/analit03.php
 [10] Рассчитано по данным 
              Опросов населения по проблемам занятости, 2013 г..
 [11] По данным обследования 
              в 3 кв. 2014 г. Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru|free_doc|new_site|imigr|index.html).
 [12] По данным обследования 
              в 3 кв. 2014 г. Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru|free_doc|new_site|imigr|index.html).
 [13] По данным обследования 
              в 3 кв. 2014 г. Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru|free_doc|new_site|imigr|index.html).
 [14] По данным обследования 
              в 3 кв. 2014 г. Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru|free_doc|new_site|imigr|index.html).
 [15] Труд и занятость. Статистический 
              справочник. М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013
 [16] В разрезе регионов эти 
              два показателя имеют коэффициент корреляции 0,93.
 [17] В данной работе доходы 
              не сравнивались с прожиточным минимумом в регионах, поскольку отходники 
              тратят деньги не там, где зарабатывают, а дома.
 [18] Мкртчян Н.В. Миграционная 
              мобильность в России: оценки и проблемы анализа // SPERО. Социальная 
              политика: экспертизы, рекомендации. Обзоры, 2009, № 11, с. 149-164.
 
   |