| 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  
 | 
               
                | Российская 
                  молодежь в брачно-семейном интерьере
 |   
                |  |  | 
                     
                      | Над темой номера работали |   
                      |  |  |   
                      | Сергей ЗАХАРОВ
 | Екатерина МИТРОФАНОВА
 |  |  Заключение: персональный выбор на смену универсальной 
              норме Описанные выше изменения в поведении российской молодежи, 
              затрагивающие всю сферу их брачно-семейной жизни, нуждаются в каком-то 
              истолковании.  Можно предположить, что эти изменения тесно связаны 
              с революционными сдвигами в обществе в конце 1980-х – начале 1990-х 
              годов, которые привели к открытию границ страны, ликвидации цензуры 
              и вакуума информации о реальной ситуации в стране и мире, значительному 
              расширению границ и возможностей личных выборов каждого человека. 
              Старшему поколению, выросшему в государственно-патерналистской системе 
              «развитого социализма», было значительно сложнее перестроиться, 
              чтобы использовать все ресурсы нового времени. Молодое же поколение, 
              в сознательной жизни которого не было идеологем прошлого, выросло 
              с ощущением того, что свобода и открытость, разнообразие и доступность 
              благ – естественное положение вещей.  Все это привело к дифференциации потребностей, подвижкам 
              в системе ценностей российской молодежи в сторону самореализации, 
              подобным тем, о которых свидетельствуют наблюдения за тенденциями 
              последних десятилетий в развитых странах[45]. 
              Послушное следование единственно верной норме заменилось возможностью 
              делать персональные выборы[46]. 
              Сами ценности не претерпели радикальных изменений, но теперь это 
              - не единственно допустимый и одинаковый для всех базовый набор, 
              а совокупность осознанных и принятых человеком позиций, соответствующих 
              его целям и интересам. Не удивительно поэтому, что современная российская молодежь, 
              к которой относятся возрастные когорты 1983-1997 годов рождения, 
              довольно сильно отличается от предыдущих поколений в своих взглядах, 
              притязаниях и действиях[47]. 
              По-видимому, в основе различий лежит возросшее значение «новых» 
              для россиянина ценностей: свободы, независимости, индивидуальности[48]. 
              Взгляды и действия, будучи производной от ценностей и норм, также 
              выходят на новые траектории, потому что больше не сдерживаются одним 
              типичным образцом поведения.  Молодежь 21 века больше ориентирована на экономику и 
              самостоятельность, а не на политику и государство. Будучи аполитичными[49] 
              и прагматичными, молодые люди делают ставку на достижение целей 
              своими силами, с большим недоверием относятся к любым проявлениям 
              патернализма[50]. Это относится 
              как к сфере образования и занятости, так и к семье.  По сравнению с предшествующими поколениями, нынешняя 
              молодежь более амбициозна, более мобильна, более образована. Они 
              активно инвестируют в свой человеческий капитал, стремясь увеличить 
              стоимость на рынке труда. Ровесники Интернета, мобильного телефона 
              и портативного компьютера, молодые люди не чувствуют границ. Им 
              кажется, что весь мир для них открыт. Вопрос только в персонифицированной 
              оценке целесообразности вертикальной и горизонтальной (территориальной) 
              мобильности.  Время жизни современного человека становится более пластичным, 
              гибким, настраиваемым. Период взросления увеличивается за счет возрастания 
              времени, затрачиваемого на образование и поиски себя. Российская 
              молодежь 21 века не торопится получить статусы родителя и семейного 
              человека. Увеличение совокупного периода получения образования идет 
              параллельно с увеличением возраста при вступлении в первый брак 
              и рождении первого ребенка. Интервалы между наступлением важных 
              событий жизни увеличиваются по сравнению с предыдущими поколениями, 
              для которых была характерна концентрация этих событий на коротком 
              промежутке времени[51]. Молодые 
              поколения живут более размеренно в смысле наступления важнейших 
              жизненных событий, решения принимают дольше, позволяя себе выбирать 
              в имеющемся у них мире возможностей то, что подходит им больше всего. Более высокие притязания они предъявляют к качеству: 
              жизни в целом, отношений с партнером, воспитания детей. Это побуждает 
              молодых людей, не жалея времени и попыток, искать подходящую работу, 
              место жительства, партнера, а также вкладываться в развитие ребенка, 
              руководствуясь принципом «лучше меньше да лучше».  Появление эффективных средств планирования семьи привело 
              к разделению брачного, репродуктивного и сексуального поведения, 
              сделав их автономными сферами самореализации. Вследствие этого значимые 
              события семейной жизни стали растягиваться по всей временной оси, 
              наступая в соответствии с индивидуальными потребностями и представлениями 
              каждого человека. Пики начала брачно-партнерских отношений и рождения 
              детей размываются, демонстрируя откладывание демографических событий 
              молодым поколением на более старшие возраста. В итоге россияне получают возможность использовать более 
              эффективно самое ресурсное время жизни – молодость. Сегодня они 
              пытаются начинать планировать свою семейную жизнь как можно раньше 
              и встраивать в нее те события и в той последовательности, как они 
              действительно хотят. 
 [45] Inglehart R. Culture 
              Shift in Advanced Industrial Society Princeton NJ: Princeton University 
              Press, 1990; Van de Kaa D.J. Europe's Second Demographic Transition 
              // Population Bulletin, Vol. 42, № 1. Population Reference Bureau, 
              Washington D.C., 1987; Lesthaeghe R. and Neels K. From the First 
              to the Second Demographic Transition: An Interpretation of the Spatial 
              Continuity of Demographic Innovation in France, Belgium and Switzerland 
              European // Journal of Population. Vol. 18, No. 4, 2002, pp. 325-360.[46] Lesthaeghe R. On Theory 
              development: Application to the study of family formation // Population 
              and Development Review. Vol. 24, 1998, pp. 1-14; Демографическая 
              модернизация России, 1900-2000 /Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое 
              издательство, 2006, с.139.
 [47] См.: Революция притязаний 
              и изменение жизненных стратегий молодежи:1985-1995 годы /Под ред. 
              В.С. Магуна. М.: Институт социологии РАН, 1998; Магун В., Энговатов 
              М. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи 
              и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985-2001 //Вестник общественного 
              мнения. №4 (72), 2004. С.70-82.
 [48] Ядова М.А. Современное 
              и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические 
              исследования, 2012, №1, с. 114-125; Лисаускене М. В. Поколение 
              перемен: формирование новой ментальности //Вестник Бурятского 
              государственного университета. Вып. 14: Философия, социология, 
              политология, культурология, 2008, с. 153-158.
 [49] Панарин С. Безопасность 
              и этническая миграция в Россию //Pro et Contra. Том 3. 
              1998. № 4. С. 5, 14, 17-25.
 [50] Блюм А., Себий П., Захаров 
              С. Указ соч., c. 158.
 [51] Там же, c. 160-161.
   |