Rambler's Top100

№ 617 - 618
3 - 16 ноября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Узбекистан: современные демографические тенденции

Темп роста населения снижается

Благоприятные изменения возрастной структуры

Слабая поступь урбанизации

Возраст вступления в брак растет

Многодетность сменилась среднедетностью

Установки на детность снижаются, но традиции многодетности живы

Позитивные тенденции смертности

Экономическая миграция на смену репатриации

Вместо заключения

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Узбекистан: современные
демографические тенденции

Над темой номера работали

Людмила МАКСАКОВА

Хафиза МАМАДАЛИЕВА

Экономическая миграция на смену репатриации

В последние два десятилетия объем внешней миграции населения значительно сократился, и в иммиграционных, и в и эмиграционных потоках. За этот период значительно изменился национальный состав международных (внешних) миграционных потоков. В первые годы после распада советской системы интенсивно шли репатриационные процессы, преобладали миграционные потоки, характеризующиеся большим этническим разнообразием. В числе выбывших из республики русские составляли 45-48%, татары – 16-17%, украинцы – 5-6%, евреи – 5-9%, немцы – 2-3%, узбеки – 7-8%.

В настоящее время эмиграционный поток по национальному составу выглядит совершенно по-другому. Преобладают казахи (более 42% в 2008 году), доля русских снизилась до 24–25%, татар – до 8–9% и т.д. Несколько возросло участие титульного населения в эмиграционных процессах. В численности выбывших из Узбекистана доля титульного населения превышает 11% против 6-7% в начале века. Однако этот рост в основном обусловлен общим сокращением масштабов эмиграции, а абсолютные величины выезда узбеков и каракалпаков возросли незначительно. По оценкам, в перспективе потенциальную эмиграцию из Узбекистана будут формировать главным образом русские и татары, но величина эмиграционного потока будет зависеть от интенсивности включения в него титульного населения.

Изменились также территориальные направления эмиграции. В настоящее время в этих процессах с Россией активно конкурирует Казахстан, на который в отдельные годы приходится более 40% общей численности выехавшего из республики населения.

В современных иммиграционных потоках большое место занимает титульное население: узбеки – 34%, каракалпаки – 0,5%. Сохраняет свои позиции русское население (17–18% числа прибывших) и казахи (20-21%). Однако этот поток значительно сократился - до 5–6 тыс. человек в год.

В целом Узбекистан продолжает сохранять отрицательное сальдо внешних миграций населения, так как численность выбывших из республики превышает численность прибывших. Однако величина миграционного оттока значительно сократилась (рис. 12), за 20 лет – в 4,1 раза. Сокращение миграционного оттока можно считать достаточно устойчивой тенденцией миграционной ситуации республики, имеющей долговременное значение. Как показывают исследования, она обусловлена сокращением эмиграционного потенциала, а также устойчиво стабильной социально-экономической ситуацией в республике.

Рисунок 12. Миграционная убыль населения из Узбекистана, тысяч человек

Источник: данные Госкомитета Республики Узбекистан по статистике

Внешняя миграция, вымывая определенные слои населения, оказывает влияние на национальный состав жителей республики. За 20 лет численность русских, живущих в республике, сократилась в 1,7 раза, уменьшилась также численность украинцев, татар, евреев, немцев и представителей других не титульных национальностей.

В последние годы в Узбекистане широкое распространение получили внешние трудовые миграции. Объективно на развитие этих процессов влияют быстрый рост численности трудовых ресурсов, обгоняющий увеличение рабочих мест. Республика осуществляет организованный экспорт рабочей силы. В основном он идет в Южную Корею (около 90% всего объема организованного экспорта), но масштабы его явно недостаточны[18] по сравнению с потребностями населения в работе за границей. По практическому опыту трудоустройства за рубежом Узбекистан отстаёт от ряда других государств.

В республике растет неорганизованный выезд на работу за границу. Он обусловлен малыми объёмами организованного экспорта рабочей силы - трудовой миграции, растущим спросом населения на работу за пределами республики, а также монополией государства в вопросах трудоустройства за рубежом. Неорганизованная трудовая миграция имеет достаточно большие масштабы.

Относительно масштабов трудовой миграции нет ясной картины. В республике ведется ведомственный учет населения, выезжающего на работу, через таможенные декларации граждан в аэропортах, однако он недостаточно полный. Об этом можно судить также по данным принимающих стран (иногда сильно преувеличенным из-за повторного счета). Так, руководитель ФМС России К. Ромодановский неоднократно на «правительственных часах» в Госдуме приводил данные о том, что в России работало 10–11 миллионов трудовых мигрантов, из них 2,5 миллиона граждан Узбекистана. Эта цифра представляется нереальной, так как она не увязывается с балансом трудовых ресурсов республики.

Трудовая миграция из Узбекистана направлена, в основном, в Россию (по оценкам, не менее 60% от общего объема). Миграционный трудовой обмен Узбекистана с Россией имеет давнюю историю. Весь советский период между ними происходили плановые и неорганизованные переливы рабочей силы, связанные с размещением единого народнохозяйственного комплекса огромной страны и ее кадровой политикой. В последние годы растет миграция в Казахстан, где граждане Узбекистана используются в основном на сезонных сельскохозяйственных работах.

В трудовой миграции из Узбекистана активно участвуют представители титульной национальности. Среди трудовых мигрантов русские составляют 9–10%, казахи – 3–4%, а узбеки - более 65%.

Трудовая миграция является сложным и разноплановым процессом, и ее последствия нельзя оценивать однозначно. Несомненно, она имеет позитивное значение и для посылающих, и для принимающих стран. В Узбекистане за счет миграции обеспечивается занятость достаточно большого числа людей, которые без этого могли быть безработными. Денежные переводы трудовых мигрантов (рис. 13) в настоящее время составляют около 10% от общего объема ВВП Узбекистана. Выездные заработки помогают мигрантским семьям обеспечивать необходимый уровень жизни и решать насущные экономические проблемы.

Рисунок 13. Денежные переводы в Узбекистан*, млн долл США

* Сумма переводов только от нерезидентов, оценка, из расчета сложившейся доли нерезидентов в общем объеме переводов.

Источник: данные ЦБ Узбекистана, России, интернет-сайтов

Трудовая миграция имеет экономическое значение и для принимающих стран, о чем свидетельствуют, в частности, материалы обследований, проведенных в России. Трудящиеся мигранты из Узбекистана, например, работая на российских рынках, платят в бюджет России налоги, рыночные сборы, обеспечивают россиян дешевыми товарами, пользующимися высоким спросом у населения, способствуют снижению цен на местных российских рынках, уплачивают деньги в частный жилищный сектор. Кроме того, они работают в строительстве, на транспорте, в сельскохозяйственном производстве. По оценкам российских экономистов, трудовая миграция обеспечивает от 5 до 8% ВВП России.

В то же время трудовая миграция имеет и негативные последствия, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами. Складывающийся в Узбекистане и в других странах Содружества тип временной трудовой миграции типичен для слаборазвитых стран-экспортёров рабочей силы. Об этом свидетельствуют преобладание экономической мотивации над профессиональной, большие масштабы нелегального трудоустройства, согласие трудящихся мигрантов на непрестижные, а порою тяжёлые и вредные работы, на более низкий уровень оплаты труда, их социальная незащищённость на зарубежных рынках труда.

Тяжелая работа, проживание в антисанитарных условиях подрывают здоровье многих мигрантов. Кроме того, республика уже ощущает негативные последствия социально–демографического плана, в частности, касающиеся устойчивости семейно–брачных отношений и воспитания подрастающего поколения. В странах приема трудовые мигранты–мужчины нередко заводят новые семьи («гостевой» или «параллельный» брак)[19], что создает риск развода.

По данным обследований, проведенных Центром «Оила», 4,6% женщин, подавших исковые заявления на развод, указали причиной развода длительное отсутствие мужа – трудового мигранта, утратившего связи и общение с оставленной в республике семьей.


[18]Саидназирхонов С., Саъдуллаев А. Поработать за границей. Налогово-таможенный вестник (НТВ), №7(395), 15 февраля 2002 г., с.8-9.
[19] Здоровье трудовых мигрантов. Бюллетень МИРПАЛ, сентябрь 2012, с. 5.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.