Rambler's Top100

№ 603 - 604
16 июня - 31 июля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Пешеходы на дорогах

Что такое «пешеход»?

Опасность быть пешеходом

Риск попасть под колеса у мужчин выше, чем у женщин

Эх, дороги!

С чем мы сталкиваемся

Города и веси

Безопаснее всего в Москве и Магадане

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru

Пешеходы
на дорогах

Над темой номера работал

Тимур
ФАТТАХОВ

С чем мы сталкиваемся

Данные медицинской статистики, фиксирующие случаи смерти в соответствии с МБК 10, дают возможность увидеть, в каких видах столкновений чаще всего погибают пешеходы.

Значительных расхождений в структуре столкновений между мужчинами и женщинами не наблюдается. Так около 70% пешеходов-мужчин гибнет под колесами легковых автомобилей, у женщин этот показатель чуть выше и составляет 75% (рис. 12). На втором месте по значению идут столкновения с другими транспортными средствами. К ним относятся: любые другие формы мототранспорта, рельсовый транспорт, другие немоторные транспортные средства. В 2011 году на них пришлось 16% мужских смертей и 14% женских. На долю столкновений с грузовыми транспортными средствами и автобусами приходится около 10% пешеходной смертности, как у мужчин, так и у женщин. Мототранспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды, квадрациклы, мотовелосипеды) не оказывает значительного влияния на пешеходную смертность в России. На мототранспорт приходится около 1% погибших пешеходов.

Рисунок 12. Доля погибших пешеходов по видам столкновений с различными типами транспортных средств, 2000-2011 годы

Источник: данные Росстата

Распределение пешеходной смертности в зависимости от столкновений с определенным типом транспортного средства, определяется и самой структурой автопарка страны. На конец 2012 года 80% автопарка составляли легковые автомобили, 14% грузовые автомобили и автобусы, 5% приходилось на мототехнику.

Как правило, представители более бедных групп населения подвергаются повышенному риску получения травм во время передвижения пешком. В ряде международных исследований подчеркивается, что существует дифференциация между погибшими в ДТП по социальному статусу и уровню дохода[24].

В России также существует некоторая информация о социальной дифференциации населения пострадавшего в ДТП. Так, по данным ГИБДД, для пенсионеров и безработных риски погибнуть в ДТП по вине пешеходов значительно выше, чем для служащих и предпринимателей - 23 и 21 погибший против 8 и 5 погибших на 100 пострадавших в таких ДТП. Рабочие в этой иерархии занимают промежуточное значение, а минимальные риски наблюдаются у учащихся (рис. 13).

Рисунок 13. Тяжесть последствий ДТП, произошедших по вине пешеходов, в зависимости от их социального статуса (число погибших на 100 пострадавших),
2004-2013

Источник: данные ГИБДД

«Вина пешехода» нередко связана с потреблением алкоголя. Известно, что употребление алкоголя оказывает влияние как на риск возникновения ДТП, так и на тяжесть и исходы полученных травм[25], причем воздействие алкоголя - фактор риска не только для водителей транспортных средств, но и для пешеходов. В индустриально развитых странах уже несколько десятков лет как доказано, что алкоголь – это фактор риска для ДТП с участием пешеходов. Для них, как и для водителей, риск ДТП увеличивается пропорционально уровню содержания алкоголя в крови (УСАК)[26].

Разумеется, пешеходы в состоянии алкогольного опьянения не представляют такой опасности для участников дорожного движения, как пьяные водители, тем не менее, и они вносят свой вклад в общую ситуацию. Так, по данным ГИБДД, в 2013 году в России произошло более 2 тысяч ДТП по вине нетрезвых пешеходов, в этих ДТП пострадало почти 2 тысячи и погибло 370 человек. Несмотря на то, что число погибших по вине нетрезвых пешеходов ежегодно снижается, тяжесть последствий при таких ДТП растет (рис. 14).

Рисунок 14. Общее число погибших по вине пьяных пешеходов (левая шкала) и летальность в таких ДТП (число погибших на 100 раненых, правая шкала), 2004-2013 годы

Источник: данные ГИБДД


[24] Mohan D. Traffic safety and city structure: lessons for the future, 2008.
[25] Drinking and driving: a road safety manual for decision-makers. Geneva, Global Road Safety Partnership, 2007.
[26] Phillips DP, Brewer KM. The relationship between serious injury and blood alcohol concentration (BAC) in fatal motor vehicle accidents: BAC=0.01% is associated with significantly more dangerous accidents than BAC=0.00%. Addiction, 2011.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.