Rambler's Top100

№ 603 - 604
16 июня - 31 июля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Пешеходы на дорогах

Что такое «пешеход»?

Опасность быть пешеходом

Риск попасть под колеса у мужчин выше, чем у женщин

Эх, дороги!

С чем мы сталкиваемся

Города и веси

Безопаснее всего в Москве и Магадане

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru

Пешеходы
на дорогах

Над темой номера работал

Тимур
ФАТТАХОВ

Риск попасть под колеса у мужчин выше, чем у женщин

Смертность пешеходов заметно дифференцирована по полу и возрасту.

Прежде всего, обратим внимание на гендерные различия в пешеходной смертности в результате ДТП - у мужчин она существенно выше, чем у женщин.

В России в 2011 году на долю мужчин приходилось 65% случаев смерти пешеходов в результате ДТП (рис. 3), причем общий уровень смертности среди них в расчете на 1 млн населения более чем в два раза превышал аналогичный показатель для женщин: 76,7 погибших мужчин и 36,7 погибших женщин на 1 млн населения соответствующего пола. Различия по полу в уровне смертности связаны, видимо, с более рискованным поведением мужчин.

Рисунок 3. Доля мужчин и женщин в общей структуре пешеходной смертности в России в 2011 году, %

И у мужчин, и у женщин пешеходная смертность сильно варьирует в зависимости от возраста.

Из всех возрастных групп самый низкий уровень смертности среди пешеходов наблюдается у детей и подростков в возрасте до 15 лет. В значительной мере это связано с их более низкой подверженностью риску. Наибольшему же риску подвержены пожилые группы населения. Дорожно-транспортный травматизм не относится к основным причинам смерти пожилых людей. Однако доля пожилых людей среди всех попавших в дорожные аварии часто превышает их долю в населении страны.

С увеличением возраста растет риск летального исхода (рис. 3). В целом, максимальный риск распространяется именно на пожилые возрастные группы, именно они и представляют собой серьезную проблему для здравоохранения. Выступающие в качестве пешеходов пожилые люди имеют более слабое здоровье и чаще умирают в случае получения травм, поскольку их травмы, как правило, носят более тяжелый характер. При воздействии одинаковой силы вероятность получить травму или погибнуть у пожилого человека выше, чем у молодого.

Рисунок 4. Число погибших пешеходов на 100 раненых в зависимости от возраста в России (усредненные данные за 2004-2013 годы)

Источник: данные ГИБДД

Причина высокого уровня смертности пожилых пешеходов заключается в их физической уязвимости. Пожилые люди имеют больше шансов попасть в ДТП, потому что с возрастом ухудшается мышечный тонус, координация, реакция, слух, зрение, к тому же их костной системе свойственна большая хрупкость, а мягкие ткани менее эластичны, поэтому они подвергаются более высокому риску серьезных травм при ДТП.

Таким образом, пожилой возраст сам по себе служит одним из основных факторов риска транспортного травматизма для пешеходов обоих полов. В России 25% всех погибших пешеходов приходится на возраст 60+. В 2011 году риски для мужчин в возрастной группе 75 лет и старше были в полтора раза выше, чем для мужчин в трудоспособных возрастах, у женщин соотношение было примерно таким же.

В 2000 году максимальное значение возрастных коэффициентов смертности пешеходов наблюдалось в пожилых возрастах, при том, что смертность в трудоспособных возрастах также была высокой (рис. 5).

Рисунок 5. Возрастные коэффициенты смертности пешеходов в России, 2000 и 2011 годы (на 1 млн населения соответствующего пола)

Источник: данные Росстата

Снижение пешеходной смертности с 2004 по 2011 год коснулось всех возрастных групп, как у мужчин, так и у женщин. Наибольшим оно было у мужчин в возрастах 50 лет и старше, у женщин - в 80 лет и старше. В 2009 году произошла стабилизация показателя смертности у мужчин во всех возрастах и в трудоспособных возрастах у женщин (рис. 6).

Рисунок 6. Возрастные коэффициенты смертности погибших пешеходов, 2000-2011 годы (на 1 млн населения соответствующего пола)

Источник: данные Росстата

Гендерные различия в пешеходной смертности видны уже на детском уровне. В расчете на 1 млн населения соответствующей половозрастной группы в 2000-м году мальчиков погибало почти в 2 раза больше чем девочек, 42 против 24. Постепенно детская пешеходная смертность снижается, и разрыв между мальчиками и девочками сокращается. В 2011 году показатель смертности у мальчиков уже составил 16, а у девочек 11 погибших на 1 млн детского населения.

У мужчин в младших трудоспособных возрастах показатели смертности ниже, чем в средних и старших трудоспособных группах. По всей видимости, это объясняется все той же физиологией молодых людей, которые чаще выживают при ДТП. У женщин различия в трудоспособных возрастах менее выражены. Возрастные показатели смертности близки по значениям для всех трудоспособных возрастных групп.

Гендерные различия в смертности пешеходов обусловливают различия в среднем возрасте смерти. У женщин средний возраст смерти пешеходов в 2011 году составил 52 года, у мужчин - 45 лет. Наблюдается позитивная тенденция к увеличению среднего возраста смерти пешеходов, как для мужчин, так и для женщин (рис. 7). Разница в среднем возрасте между мужчинами и женщинами говорит о более значимом вкладе молодых возрастных групп у мужчин и старших возрастных групп у женщин.

Рисунок 7. Средний возраст смерти пешеходов в России, 2000-2011 годы (лет)

Источник: данные Росстата

Молодые мужчины действительно более склонны к рискованному поведению, в частности это относится и к поведению на дороге. Женщины в целом менее склонны к риску, но, несмотря на это, в старших возрастных группах последствия рискованного поведения у них встречается чаще.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.