|
А ты запишешься в добровольцы?
|
Казахстан ждёт новая целина
Одна из самых обсуждаемых тем последнего времени -
грядущий самый что ни на есть демографический провал (!) в северных
и восточных регионах страны с последующим дефицитом трудовых ресурсов
в этих регионах. По оценке чиновников, чтобы предотвратить надвигающуюся
катастрофу, власти вынуждены пойти на кардинальные меры - понудить
жителей густонаселенных южных областей республики на массовый
исход в пустеющие районы. Мы решили разобраться в тонкостях предстоящего
великого переселения по-казахстански.
Впервые о возможном целенаправленном переселении казахстанцев
заговорили в конце 90-х - начале 2000-х годов. Тогда речь шла
в контексте того, как решить проблему бесперспективных деградирующих
населенных пунктов, и прежде всего с точки зрения экономической
составляющей. Власти резонно замечали: обеспечивать даже самым
необходимым жителей отдаленных и малонаселенных аулов и сел государству
накладно, а бизнесу невыгодно тем более: кто погонит автокараван
с товаром за тридевять земель для десятка малообеспеченных людей?
Авиатранспортные схемы даже не рассматривались из-за их еще большей
дороговизны. Потому активно обсуждалась идея переселить жителей
влачивших жалкое существование населенных пунктов в более обеспеченные
и перспективные.
И часть намеченного, надо признать, была воплощена и претворяется
до сих пор: нет-нет приходят сообщения, что с карты страны исчез
тот или иной населенный пункт. Однако эти планы, с одной стороны,
вынудил скомкать начавшийся в 2007-м ползучий мировой экономический
кризис, а с другой стороны, чиновники столкнулись с категорическим
нежеланием и даже протестом многих людей покидать насиженные места,
где покоятся их предки. В результате власти отступили, здраво
рассудив: если для финресурсов еще как-то можно найти дополнительные
источники, то человеческой силе привычки, подкрепленной идеологически
крепкими народными традициями и устоями, противостоять практически
невозможно.
Сегодня мотивы переселения куда серьезнее. На кону - вопросы национальной
безопасности.
В сельской местности, как известно, проживает более 40 процентов
населения страны, но с каждым годом все больше людей стремится
в города за лучшей долей. Как результат - разрастающиеся пригороды,
изначально не рассчитанные на всех желающих в них жить. Например,
если в 2004 году население поселка Коянды, что близ Астаны, составляло
всего 317 человек, то сейчас оно превышает 11 тысяч! А недавно
заместитель акима Мангистауской области Шолпан ИЛЬМУХАНБЕТОВА
сообщила: количество жителей города Жанаозена уже достигло 137
тысяч человек, превысив предусмотренные генпланом нормы на 17
тысяч. Чиновница признала, что "город уже зажат". И
примеров тому, когда нефтяные и финансовые центры задыхаются от
натиска жаждущих лучшей доли, предостаточно.
Обустраивающие в массовом порядке новые места переселенцы на скорую
руку и порой хаотично строят свои жилища, из-за чего начинает
хромать архитектурный облик региона, не развивается социальная
инфраструктура - в таких поселениях зачастую нет школ, больниц,
рабочих мест.
Так постепенно возникают предпосылки дестабилизации общественной
безопасности.
- В городах и пригородах стремительно скапливаются люди, которые
хотят работать, но не имеют такой возможности. А ведь им нужно
на что-то жить, - говорит один из разработчиков принятой в конце
минувшего года Генеральной схемы организации территории Казахстана
(ГСОТК), призванной оптимизировать процессы внутренней и внешней
миграции, заместитель директора астанинского филиала АО "КазНИИСА"
Аманжол ЧИКАНАЕВ (на снимке). - Это приводит к росту преступности
и социальной напряженности, обострению экологических, транспортных,
жилищных проблем. Но чем больше государство уделяет внимания инфраструктуре
прилегающих к крупным городам поселков, тем привлекательнее они
становятся для населения отдаленных районов. Получается замкнутый
круг.
Именно поэтому в течение двух лет - с 2010 по 2012 год, - продолжает
наш собеседник, - мы проводили исследования во всех областях Казахстана,
пытаясь понять, какие миграционные и демографические процессы
происходят в разных регионах страны. Результат оказался весьма
показательным. Например, выяснилось, что за последние десять лет
бурно росло население Алматинской области - оно увеличилось более
чем на 207 тысяч человек. При этом значительно сократилось число
небольших аулов, но стало больше тех, в которых живет более трех
тысяч человек. Примерно такая же картина наблюдается на западе
и юге Казахстана, где сельское население увеличилось более чем
на сто тысяч человек. Причем речь идет только о сельской местности,
мы не берем в расчет городских жителей.
В северных регионах обратная картина: так, в Северо-Казахстанской
области население сократилось на 81 тысячу человек, в Костанайской
- на 69 тысяч. Молодежь перебирается в более крупные города, люди
эмигрируют в Россию. А оставшееся население постепенно стареет.
Согласно исследованию, больше всего казахстанцев привлекают Астана,
Алматы, Западно-Казахстанская и Южно-Казахстанская области. Самые
непопулярные регионы для жизни в стране - северный и восточный.
И без того непростую миграционную ситуацию усугубляют более глубинные
процессы, среди них зарождение ряда социально-экономических дисбалансов.
Как стало известно в ходе недавнего совещания в комитете мажилиса
по социально-культурному развитию, после восьми лет миграционного
прироста в Казахстане по итогам 2012-2013 годов сложилось отрицательное
сальдо миграции. Причем в эти же годы сократился приток в республику
оралманов - с 47,1 тыс. в 2011-м до 33,9 тыс. в 2013-м. По мнению
аналитиков, это связано с отменой в 2012 году госквоты для оралманов.
При этом предоставленные на откуп самим себе, они расселяются
как душе угодно, но в основном - более 50 процентов - оседают
в густонаселенных Южно-Казахстанской, Алматинской, Мангистауской,
Жамбылской областях, и так испытывающих значительное демографическое
давление на инфраструктуру и рабочие места.
По данным Министерства труда и социальной защиты, население страны
к 2030 году увеличится на 21 процент, или на 3,3 млн. человек.
Но с учетом всех потоков миграции в Акмолинской, Карагандинской,
Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской
областях среднегодовая численность населения в трудоспособном
возрасте будет... сокращаться! Тогда как в трех регионах страны:
Алматинской, Южно-Казахстанской областях и Алматы - концентрация
трудоспособного населения будет быстро расти.
С миграционной очень тесно взаимосвязана другая "напасть"
- демографического толка.
"Вследствие демографического провала (здесь и далее в цитате
выделено нами. - Авт.) при сохранении сложившихся тенденций в
таких областях, как Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская,
Восточно-Казахстанская, в среднесрочной перспективе может сложиться
дефицит трудовых кадров. К 2050 году при текущей ситуации, по
нашим прогнозам, население северных регионов может сократиться
почти на 1 миллион человек, в то время как в южных регионах численность
населения вырастет на 5,2 миллиона человек", - сообщила в
ходе того совещания в мажилисе вице-министр экономики и бюджетного
планирования республики Мадина АБЫЛКАСЫМОВА.
Кстати, ранее подобную информацию обнародовало Минтруда и соцзащиты
населения. Оно же сообщило со ссылкой на свои исследовательские
данные, что при таком положении вещей плотность населения южных
регионов может в 4 раза(!) превысить плотность населения в северных
областях. А на сегодняшний день уже более трети(!) 17-миллионного
населения республики проживает в трех областях: Южно-Казахстанской
- 16 процентов, Алматинской - 11,5, Жамбылской - 6,3 процента.
В этой связи разработчики ГСОТК и предложили перенаправить миграционные
потоки из густо- и перенаселенных областей в те, где уже обозначились
тенденции депопуляции населения. А для этого разработать комплекс
мотивационных условий для переселенцев.
- Кстати, Россию можно рассматривать в качестве одного из примеров
реализации опыта заселения пустующих территорий, - продолжает
Аманжол Чиканаев. - Там действуют программы, благодаря которым
люди переезжают в Сибирь и на Дальний Восток. Кроме того, мы собирали
информацию о том, как власти Китая заселяют Синьцзян-Уйгурский
автономный район. Привлекали для этого ученых-китаеведов из МГУ,
пытались понять, какие объекты там строят, какие программы разрабатывают.
Прогнозировали, что может произойти, если продолжится оголение
наших приграничных, в особенности северных, территорий. Мы можем
потерять стратегическую безопасность, если не будет социального
контроля в этих областях.
Мы попросили специалистов Минтруда рассказать хотя бы в общих
чертах, как будет организован процесс переселения.
Там рассчитывают заманивать народ на отечественный север деньгами
и крышей над головой: компенсациями финансовых затрат на переезд,
местами в общежитиях, предоставлять служебное жилье, которое затем
можно будет приватизировать. Правда, для того чтобы завладеть
этим жильем, нужно будет прожить на новом месте какое-то время
- его установят разрабатываемым сейчас законом. Предусмотрены
и подъемные - например, на семью из пяти человек 190 МРП, что
составляет сегодня 351880 тенге. Те же курсы проф- и переподготовки,
содействие в трудоустройстве.
Претенденты на участие в программе должны будут обратиться в центр
занятости населения с заявлением на переезд, приложив к нему определенный
перечень документов. Там, учитывая потребности в рабочей силе
и заявки работодателей на местах, изучат эти документы, согласуют
с заявителями возможные варианты переезда и направят собранные
данные в региональную комиссию, которая будет решать, кого включать
в программу переселения. С теми, кто в нее попадет, будут заключать
социальный контракт, выполнение условий которого будет четко контролироваться.
Если переселенец их нарушит, ему придется возвращать государству
деньги, то есть те самые компенсационные выплаты на переезд и
подъемные.
- Но даже при наличии комплекса мотивационных мер не каждый же
сорвется с насиженного места и поедет оживлять пустеющие регионы.
Тот же южанин вряд ли захочет перебраться на север с его суровым
климатом...
- Всем известно, какой жесткий климат в Мангистауской области,
там есть проблемы и с питьевой водой, но люди туда все равно едут!
Потому что там можно очень хорошо зарабатывать. Человека не испугают
40-градусные морозы, если он будет обеспечен работой. Вот о чем
нужно думать в первую очередь, - убежден Аманжол Чиканаев. - Социальный
пакет, о котором говорят в Минтруда, конечно, нужен. Но гораздо
более важна перспектива получения доходов. Сейчас нам необходимо
максимально сохранить те трудовые ресурсы, которые пока есть на
периферии, в регионах, которые постепенно пустеют. Когда-то мы
поднимали целину и вкладывали в это большие деньги, сейчас понадобятся
такие же средства для создания производственной инфраструктуры
в рисковых областях. Ведь работают же в глубинке успешные предприятия,
в том числе и в агропромышленном комплексе, и люди там живут не
хуже, чем в Алматы или Астане.
- Сколько денег может понадобиться Казахстану на эту вторую для
него целину?
- Очень много, речь идет о миллиардах тенге. Но это необходимые
инвестиции, иначе тенденция депопуляции сельских территорий и
обезлюдивания населенных пунктов не только сохранится, но и усугубится.
Оксана АКУЛОВА, Наиль ИШМУХАМЕТОВ, Алматы
Между прочим
30 процентов территории Казахстана должно быть выведено
из экономической деятельности. Такого довольно неожиданного мнения
придерживается заместитель председателя управляющего совета Казахстанского
национального географического общества Канат БАЙГАРИН:
"Есть такое мнение, и я его сторонник, что значительная часть
территории Казахстана должна быть защищена от экономической деятельности.
Для 17 миллионов населения (республики. - Ред.) земли достаточно.
Учитывая особенность, что большая часть богатств сегодня лежит
под землей, мы можем прийти в конце концов к тому, что вытащим
все из-под земли, а при существующих методах разработки полезных
ископаемых мы рискуем потерять экосистемы... Поэтому я считаю,
что надо законсервировать часть территории Казахстана, не менее
30 процентов, под разным видом - национальные парки, заповедники,
где-то просто ограничить экономическую деятельность. В настоящее
время в стране объявлены охраняемыми около 8,6 процента территории,
в реальности охраняются только 2,3 процента.
Я опираюсь на те научные исследования, которые сегодня проведены
в мире, которые предполагают выведение из экономической деятельности
до 50 процентов территории, а я говорю о 30 процентах. Это нормально,
это просто научная цифра, Казахстан нисколько не станет беднее
от этого, скорее, это будет значительным вкладом в его будущее".
Tengrinews.kz
"Время", 10 июня 2014 года