Rambler's Top100

№ 587 - 588
24 февраля - 9 марта 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Куда перемещается центр роста глобального христианства

Снижение рождаемости в странах Юга: политика вокруг политики

Социальная политика Ирана в исламском контексте

Нефть, рождаемость и эмиграция в арабском мире

Идентичность инокультурных меньшинств и будущее европейской политики

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Куда перемещается центр роста глобального христианства

Горохов С.А.1
(Опубликовано в журнале "Азия и Африка сегодня", 2012, №12, с. 44-48)

Впервые за последние 500 лет статистика показывает некоторое сокращение доли христиан в населении Земли: с 35% в 1910 г. до 32% столетием позже, произошедшее в связи с ослаблением влияния христианства в традиционных районах распространения, особенно в Европе. Тем не менее, численность христианского населения мира увеличилась за этот период более чем в 3,5 раза (с 0,6 до 2,3 млрд человек) и, по прогнозам, к 2025 г. достигнет 2,8, а к 2050 г. – 3 млрд2. Причём рост численности последователей этой религии происходит, прежде всего, за счёт христиан Азии, Африки и Латинской Америки.

“Расцвет южного христианства”

К началу ХХI в. центрами планетарного христианства (прежде всего, в количественном отношении) оказались уже не экономически развитые регионы мира – Европа и Северная Америка, а развивающиеся страны тропического и экваториального пояса. Если в 1910 г. в государствах Глобального Севера (США, Канада, страны Европы, Россия, Япония, Австралия и Новая Зеландия) было сконцентрировано более 82% христиан мира, то спустя столетие – лишь 39%. В то же время доля Глобального Юга (Африка, Азия, Латинская Америка и Океания) в христианском населении мира возросла за последние 100 лет с 18 до 61%, то есть почти в 3,5 раза!

Смещение центра мирового христианства на Юг даёт право говорить о том, что наше время – это эпоха расцвета южного христианства. Однако, несмотря на то, что христиане более многочисленны на Глобальном Юге (24%), их доля в населении (69%) намного выше на Глобальном Севере (см. табл. 1). Прежде всего, это обусловлено тем, что численность населения Глобального Юга примерно в 4,5 раза больше, чем Глобального Севера. Те же данные позволяют предположить, что и в дальнейшем расширение мировой христианской популяции будет происходить за счёт стран Глобального Юга.

Таблица 1. Изменение пропорций в христианском населении мира между Глобальным Севером и Глобальным Югом

Макрорегион

Численность христианского населения, млн чел

Доля христиан в населении региона, %

Доля христиан региона в христианском населении мира, %

1910 г.

2010 г.

1910 г.

2010 г.

1910 г.

2010 г.

Глобальный Север

502,9

856,4

86,7

69,0

82,2

39,2

Глобальный Юг

108,9

1327,7

9,2

23,5

17,8

60,8

Мир

611,8

2184,1

34,8

31,7

100,0

100,0

Источник: Global Christianity. A Report on the Size and Distribution of the World’s Christian Population. Pew Research Center’s Forum on Religion and Public Life. Washington, D.C.,  2011, р. 14.

Столетие назад 2/3 христиан мира концентрировались в Европе, ещё примерно 15% приходилось на Северную Америку – сама христианская цивилизация воспринималась в то время исключительно как евро-американская. В то же время в Субсахарской Африке жило лишь немногим более 1% адептов христианства, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) – всего 4,6%.

В 2010 г. ситуация кардинально изменилась: в Европе и Африке уже живёт примерно одинаковое число христиан – по 24-25% от христианского населения мира, а в Северной Америки они по численности уступают своим единоверцам из АТР. В связи с вышеизложенным можно констатировать, что христианство сегодня, в отличие от периода вековой давности, – это действительно глобальная религия (см. табл. 2).

Таблица 2. Динамика численности христианского населения мира

Регионы мира

1910 г.

2010 г.

Численность христианского населения региона, млн чел

Доля в христианском населении мира, %

Численность христианского населения региона, млн чел

Доля в христианском населении мира, %

Америка

166,0

27,1

804,0

36,8

АТР

28,0

4,6

285,0

13,1

Субсахарская Африка

9,0

1,5

516,0

23,6

Средний Восток и Северная Африка

4,0

0,6

13,0

0,6

Европа

406,0

66,2

566,0

25,9

Мир

613,0

100,0

2184,0

100,0

Источник: Global Christianity.., р. 12.

Главная причина изменения региональных пропорций доли регионов мира в общей численности христианского населения связана, прежде всего, с феноменальным успехом деятельности христианских миссионеров в развивающихся странах Азии и Африки. Другая причина – неодинаковый прирост населения в отдельных регионах мира: в Европе в последние годы он оказался близким к нулю, в то время как в Африке составляет около 2% в год.

Определённую роль в уменьшении доли жителей Глобального Севера в христианском населении мира играет процесс секуляризации, затронувший европейское и североамериканское общества и приведший к увеличению в населении стран этих регионов числа людей, индифферентно относящихся к религии. В результате сегодня в Нигерии живёт более чем в два раза больше протестантов, чем на родине протестантской Реформации в Германии. А в Бразилии численность католиков более чем в два раза превышает их число в Италии – историческом центре католицизма.

В настоящее время почти половина (48%) всех христиан проживает всего в 10 государствах. В первой десятке стран, лидирующих по численности христианского населения, только три – представители Глобального Севера, остальные находятся в Латинской Америке, Азии и Африке (см. табл. 3), в то время как в 1910 г. в этот список входили лишь две страны Глобального Юга – Бразилия и Аргентина.

Таблица 3. Численность христиан в крупнейших христианских странах мира (2010 г.)

Страны

Численность христианского населения, млн чел

Доля христиан в населении страны, %

Доля христиан страны в христианском населении мира, %

1

США

246,8

79,5

11,3

2

Бразилия

175,7

90,2

8,0

3

Мексика

107,7

95,0

4,9

4

Россия

105,2

73,6

4,8

5

Филиппины

86,8

93,1

4,0

6

Нигерия

80,5

50,8

3,7

7

Китай

67,1

5,0

3,1

8

ДР Конго

63,2

95,7

2,9

9

Германия

58,2

70,8

2,7

10

Эфиопия

52,6

63,4

2,4

 

10 крупнейших христианских стран

1143,9

40,4

47,8

Остальной мир

1140,2

6,3

52,2

Источник: Global Christianity..,  р. 11.

Интересно отметить, что в территориальном отношении христианство как бы «возвращается» к своим истокам. Так, по данным, приводимым одним из ведущих экспертов в области конфессиональной статистики Д.Б. Барреттом, на заре христианства в 500 г. н.э. в Азии и Африке проживало более 67% христиан мира, спустя полтысячелетия – уже 45%, и только к 1500 г. христианство становится почти исключительно европейской религией. Удельный вес европейцев среди христиан к началу XVI в. превысил 94%. Именно с XVI в., в эпоху Великих географических открытий, начинается триумфальное шествие христианства по всему миру и одновременно наблюдается постепенное уменьшение доли европейцев в христианском населении мира3.

Во многом именно из-за произошедших в последнее столетие резких структурных сдвигов в глобальной конфессиональной географии современный период развития общества характеризуется усилением межконфессиональных противоречий. Проявлением этого является обострение конкуренции между главными религиями мира за умы и души людей.

Главным «полем боя» между крупнейшими мировыми конфессиями – христианством и исламом – является Африка. Именно на Чёрном континенте сейчас решается, какая религия станет лидером по числу приверженцев в ХХI в. Важность Африки в глобальном соперничестве мировых конфессий определяется, прежде всего, впечатляющими темпами роста ее населения. В первую очередь это касается стран Субсахарской Африки (ССА), численность населения которых за сто с небольшим лет возросла почти в 8 раз – с 106,4 млн человек (6,4% населения мира) в 1900 г. до 823,8 млн (11,9%) в 2010 г. По прогнозам, в 2050 г. в Чёрной Африке будут жить уже 1,87 млрд человек, или 20,1% населения Земли4.

Всего за столетие, с 1910 по 2010 г., число христиан, живущих Африке, увеличилось с 10 до 523 млн человек, т.е. более чем в 52 раза. В свою очередь, численность мусульман в этом же регионе возросла лишь в 13 (9) раз – с 34 до 432 млн. Сегодня христиане составляют большинство населения в 34 из 57 государств и территорий Африканского континента.

В 2010 г. христиане составляли 62,7% населения ССА, а мусульмане – только 30,1%5. Представители двух крупнейших конфессий на сегодняшний день насчитывают около 93% населения ССА, в то время как в 1900 г. 76%  придерживалось традиционных родоплеменных религий; христиане составляли 15% населения, а мусульмане – 9%6.

Согласно статистическим данным, большинство христиан в странах Субсахарской Африки - это протестанты (57,2%)7, каждый третий – католик. Адепты восточного христианства (православные, монофизиты, униаты) составляют почти 8% христиан в ССА, представители других христианских направлений (мормоны, иеговисты и пр.) - около 1% христианского населения региона (см. табл. 4).

Структура христианского населения мира в целом отличается от таковой для Субсахарской Африки. Так, 50% глобальной христианской популяции представлены католиками, около 37% – протестантами и 12% – сторонниками восточного христианства8.

Таблица 4. Структура христианского населения Субсахарской Африки (2010 г.)

Направления христианства

Численность адептов, млн чел.

Доля в христианском населении региона, %

Доля во всём населении региона, %

Доля христиан региона в мировой численности соответствующего направления христианства, %

Протестанты

295,5

57,2

35,9

36,9

Католики

176,0

34,1

21,3

16,1

Восточные церкви

40,1

7,8

4,9

15,4

Другие

4,8

0,9

0,6

16,8

Всего

516,5

100,0

62,7

-

Источник: Global Christianity.., р. 21, 55.

Высокая доля протестантов в населении Субсахарской Африки обусловлена особенностями христианизации данного региона, которая в настоящее время проводится, прежде всего, евангелистскими церквями9, пятидесятниками10 и харизматами11, составляющими более трети населения Африки южнее Сахары.

Это подтверждается тем, что высокие темпы роста численности адептов христианства в Африке стали наблюдаться с 60-х гг. прошлого века, когда в только что получивших независимость странах континента начался бурный расцвет местных евангелистских церквей. Так, в 1960 г. в Африке насчитывалось лишь около 60 млн христиан, а уже десять лет спустя – 144 млн (рост почти в 2,5 раза!)12.

Вместо того чтобы по примеру представителей традиционного христианства обещать за добродетель спасение в загробной жизни, адепты евангелистского христианства проповедуют спасение в этой жизни в форме обретения мирских благ.

Данное учение, названное теологией процветания и обращённое, прежде всего, к многочисленному в Африке слою бедных и обездоленных, стало основой феноменально успешного распространения христианства на континенте. Африканские церкви не только стали воспитывать своих прихожан в рамках так называемой веберовской этики13, но и смогли наделить их учением о том, как добиться максимального успеха в коммерческой и социальной сферах в условиях современного глобализирующегося общества.

Таким образом, евангелистские церкви стали важнейшим проводником идей культурной и экономической глобализации в развивающихся странах Африки. А экстатичная форма богослужения пятидесятников и харизматов как нельзя лучше вписывается в африканские традиции религиозных мистерий. Иными словами, христианство – это осознанный выбор народов Африки, а не результат насильственного миссионерства в эпоху колониализма. Такой выбор свидетельствует о том, что именно христианство, прежде всего в форме евангелистского протестантизма, рассматривается африканцами как залог дальнейшего развития и модернизации.

В связи с этим есть все основания, на наш взгляд, предполагать, что в Африке будет решаться будущее христианства.

Привлекательность Африки для миссионеров всех конфессий заключается ещё и в том, что здесь, по данным исследователей, живут самые религиозные люди на планете. Практически 90% опрошенных африканцев считают религию очень важной составляющей своей жизни. По этому показателю континент заметно опережает другие регионы мира. Для сравнения, эта цифра в четыре с лишним раза превышает данный показатель для России (21%) и более чем в полтора раза для США (57%) – самой религиозной из развитых стран.

Уровень религиозности особенно высок в странах ССА: 61% христиан этого региона верят в то, что Второе пришествие Христа произойдет еще при их жизни, а 52% мусульман верят в воссоздание на глазах их поколения Всемирного халифата и наступление нового Золотого века ислама14. Для христианских церквей Африки характерен традиционалистский настрой и морализаторский дух, отличающий их от единоверцев в Америке и Европе. Всё это говорит о том, что на континенте постепенно складывается свой, отличный от Запада, тип христианства.

В первой десятке стран Субсахарской Африки с наибольшим числом христиан проживают более 17% христиан мира – это больше, чем в Азии, Австралии и Океании, вместе взятых (см. табл. 5). Регион занимает 1-е место в мире по числу протестантов (37%), а Нигерия по этому показателю уступает только США15.

В последнее время число протестантов в этом регионе растёт очень высокими темпами: в ЮАР насчитывается более 36,5 млн протестантов (5 место в мире), т.е. больше, чем в Великобритании. В традиционно католической Демократической Республике Конго (ДРК) протестантов (7 место в мире по их численности) сегодня уже больше, чем католиков; а в монофизитской16 Эфиопии они составляют почти треть христиан страны, в Кении - 24,2 млн (9 место в мире).

В Субсахарской Африке проживает 16% католиков мира: по этому показателю регион уступает Америке и Европе. Их крупнейшая по численности община находится в ДРК (10 место в мире).

Наконец, по числу адептов восточных церквей (15% от их числа в мире) регион уступает только Европе. Больше всего восточных христиан сосредоточено в Эфиопии, которая по этому показателю уступает лишь России.

Таблица 5. Численность христиан в крупнейших христианских странах Субсахарской Африки (2010 г.)

Страна

Численность христианского населения,
млн чел

Доля христиан в населении, %

Католики

Протестанты

Восточные церкви

Всего

1. Нигерия

20,0

59,7

-

80,5

50,6

2. ДР Конго

31,1

31,7

-

63,2

95,7

3. Эфиопия

0,6

15,9

36,1

62,6

63,4

4. ЮАР

3,7

36,6

-

40,6

80,9

5. Кения

9,0

24,2

0,7

34,3

84,8

6. Уганда

14,1

14,8

-

29,0

86,7

7 .Танзания

14,3

12,3

-

26,7

59,6

8. Гана

3,2

14,8

-

18,3

74,9

9. Ангола

10,9

5,8

-

16,8

88,2

10. Мадагаскар

7,3

8,1

-

15,4

74,5

Всего в ССА

176,0

295,5

40,1

516,5

62,7

Источник: Global Christianity.., р. 81-83.

В Субсахарской Африке, как и в большинстве развивающихся стран, актуальной остаётся проблема межрелигиозных конфликтов. По мнению известных российских африканистов А.М.Васильева и А.А.Потапова, в Африке «этнические и/или конфессиональные убеждения и стереотипы - как новые, так и архаичные, социально-этническая и религиозная психология - стали основными факторами в развитии конфликтов или их провоцировании»17.

Наиболее остро проблема межконфессиональных отношений стоит в Западной Африке, где проживает большая часть мусульман ССА, и конфессиональная структура населения отличается особой пестротой. Примером нестабильности может служить Нигерия, в которой с момента обретения независимости идет непрекращающаяся борьба между христианами и мусульманами.

Нигерия - крупнейшая по численности населения страна континента - является домом для более чем 80 млн христиан и примерно 76-78 млн мусульман (почти треть мусульман Субсахарской Африки). Христианская община страны почти равна по численности населению Германии, а мусульман в Нигерии больше, чем в Иране.

Христианская община Нигерии включает в себя почти 60 млн протестантов и около 20 млн католиков18. Впрочем, достоверные данные о современном конфессиональном составе населения страны отсутствуют. Так, в переписи населения 2006 г. вопрос о вероисповедании было решено опустить вследствие того, что он является слишком чувствительным для разделённого по религиозному признаку нигерийского общества. Согласно официальные данным на 2003 г., мусульмане составляли 50,5% населения Нигерии, а христиане – 48,2%19.

Христианизация Нигерии произошла при жизни буквально одного поколения. Ещё в 1953 г. эту религию исповедовали 21,4% населения страны, 45,3% нигерийцев были мусульманами и 33,3% принадлежали к другим религиям, в т.ч. традиционным африканским20. А спустя всего полвека, даже по официальным данным, доля христиан в Нигерии выросла более чем в два раза, при том, что удельный вес мусульман в населении страны почти не изменился.

В значительной степени рост численности христиан в Нигерии происходит благодаря успешной миссионерской деятельности евангелистских церквей, адепты которых составляют почти половину (26,5 млн) протестантов страны21. Прежде всего, это пятидесятнические церкви, такие как Апостольская церковь Нигерии, Искупленная христианская церковь Бога, Апостольская церковь Христа, Миссия евангельской веры и многие другие.

Ныне в конфессиональном плане Нигерия фактически расколота на две части: на севере страны преобладают мусульмане, на юге – христиане. Из 36 нигерийских штатов 12 ввели шариат в качестве основы своего законодательства, что не может не вызывать сопротивления со стороны христианского населения. В перспективе обострение исламо-христианского конфликта в Нигерии может привести к разделу страны по конфессиональному признаку и исламской радикализации всего региона Сахеля.

Ситуация в Нигерии может пойти по «Суданскому пути», где после длительной и кровопролитной гражданской войны, которая велась между мусульманским севером и христианским югом, страна раскололась по конфессиональному признаку. После отделения Южного Судана 9 июля 2011 г. власти в Хартуме решили изменить конституцию страны, и Север станет жить по законам шариата, а на независимом Юге будет продолжаться христианизация населения.

* * *

Африка имеет своё уникальное конфессиональное «лицо», многие процессы, происходящие сегодня в религиозной жизни континента, могут стать моделью для развития глобального конфессионального пространства в будущем. В настоящее время на континенте не доминирует ни одна из крупнейших мировых религий, и поэтому есть надежда, что в будущем Африка сможет стать не только ареной их острого межконфессионального соперничества, но и, быть может, послужить мостом для налаживания диалога между представителями различных религиозных направлений.


1 Горохов Станислав Анатольевич - кандидат географических наук, Московский педагогический государственный университет
2 Jenkins P. The Next Christendom: The Coming of Global Christianity. New York, Oxford University Press. 2002, p. 70.
3 Barrett D.B., Kurian G.T., Johnson T.M. World Christian Encyclopedia (2nd ed.). New York, Oxford University Press. 2001.
4 World Population Prospects. 2010. Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat – http://esa.un.org/unpd/wpp/unpp/panel_population.htm
5 Global Christianity. A Report on the Size and Distribution of the World’s Christian Population.., Pew Research Center’s Forum on Religion and Public Life. Washington, D.C. 2011, p. 15; Mapping the Global Muslim Population. A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population. Pew Research Center. Washington, D.C. 2009, p. 6.
6 Tolerance and Tension: Islam and Christianity in Sub-Saharan Africa. April 15, 2010 – http://www.pewforum.org/executive-summary-islam-and-christianity-in-sub-saharan-africa.aspx
7 Рассматривая термин «протестантизм» в широком смысле, мы включаем в число протестантов прихожан африканских независимых церквей и англикан.
8 Global Christianity.., p. 21.
9 Евангелистские церкви – протестантские организации, доктрина которых зиждется на трёх основных принципах: вера в необходимость духовного преобразования христианина и его «рождения свыше» благодаря вере в Иисуса Христа; вера в богодухновенность Библии; вера в необходимость активной евангелизации (приобщения к христианству) как можно большего числа людей. Евангелисты представляют собой трансконфессиональное движение, в состав которого входят церкви различных протестантских направлений, таких как методизм, пресвитерианство, пятидесятничество, баптизм. Движение евангелистов стало проявлением универсализма в духовной сфере жизни общества, зародившись в середине прошлого века в США. Ныне большая часть евангелистов сосредоточена в странах Глобального Юга.
10 Пятидесятники – течение в протестантизме, возникшее в США в 1901 г. Пятидесятники придерживаются учения, согласно которому главной целью христианина является «рождение свыше» в результате крещения Святым Духом, и люди получают его дары: говорение на иных языках – глоссолалию, дар предсказания будущего и общения с Богом, дар исцеления и материального процветания.
11 Харизматы – представители протестантских, а также католических и православных церквей, использующих в своей духовной практике методы пятидесятников, в т.ч. божественные исцеления, пророчества и глоссолалию.
12 Tolerance and Tension….
13 Веберовская этика (протестантская трудовая этика) – религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Термин был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году
14 Tolerance and Tension….
15 Global Christianity.., р. 27
16 Монофизиты – древняя восточная церковь, близкая по своему вероучению к православию.
17 Страны Африки. М., Институт Африки РАН, 2002, с. 48.
18 Mapping the Global Muslim Population.., p. 5. Global Christianity.., p. 82; Global Christianity.., p. 82.
19 Lalasz R. In the News: The Nigerian Census – http://www.prb.org/Articles/2006/IntheNewsTheNigerianCensus.aspx
20 Global Christianity.., p. 55.
21 A Little Glossary Of Global Christianity, 12 January 2011 – http://www.siena.org/January-2011/a-little-glossary-of-global-christianity

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.