Rambler's Top100

№ 571 - 572
14 - 31 октября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Языки мира через сто лет

Иностранные студенты в российских вузах

Русский язык в Украинской республике

Русские в Молдове: социально-демографические трансформации

Особенности адаптации русских в Казахстане

Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде

Рынок миграционных услуг в российской провинции: действующие лица, тенденции развития

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Иностранные студенты в российских вузах

А.Л. Арефьев
(Доклад на 3-м всемирном форуме иностранных выпускников советских и российских вузов (Москва, ноябрь 2012 года)

За весь период существования Советского Союза и последующие 20 лет постсоветского развития Российской Федерации в советских и российских гражданских и военных вузах и других учебных заведениях, в том числе средних специальных, на различных курсах подготовки, переподготовки, повышения квалификации, учебно-производственных стажировках и т.д. обучалось в общей сложности более одного миллиона человек. Пик численности обучающихся иностранных граждан был достигнут в 1989/1990 году, когда в СССР проходили различную форму подготовки (гражданскую и военную, в системе высшего и среднего специального образования, стажировки и курсы повышения квалификации и т.д.) до 180 тысяч иностранных граждан (из них около 70% - в учебных заведениях РСФСР). В начале 1990-х годов в обучении иностранцев в России наступил спад, который стал постепенно преодолеваться в 2000-х годах. Тенденции изменения численности иностранных студентов, обучавшихся на дневных отделениях российских вузов (основная форма подготовки специалистов для иностранных государств в отечественной системе образования) на протяжении последних десятилетий наглядно отражена на рисунке 1.

Рисунок 1. Число иностранных студентов очной формы обучения в вузах РСФСР и Российской Федерации в 1990/1991 - 2010/20110 гг.

Переход от централизованной системы обучения иностранных граждан в советское время к большей свободе и рыночной (контрактной) форме подготовки кадров для зарубежных стран после распада СССР привел к резкому росту количества отечественных высших учебных заведений, занявшихся международным образованием. Достаточно сказать, что если до 1990 года иностранцы обучались в 250 вузах РСФСР, то к 2011 г. их количество увеличилось более чем в 3 раза (см. рис. 2).

Рисунок 2. Количество российских вузов, обучавших очно иностранных студентов 1990/1991 -2010/2011 гг.

Иностранные граждане обучались в 2010/1011 академическом году в 787 государственных, в том числе 562 государственных и 174 негосударственных вузов, что составляло почти 3/4 от общего числа всех российских вузов (1115).

Лидерами по очной форме обучения иностранных граждан являются РУДН и МГУ им. М.В. Ломоносова (см. табл. 1). Эти вузы являются ведущими по подготовке кадров для зарубежных стран ещё с советских времён: в 1989/1990 академическом году в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы насчитывалось 4,5 тысячи иностранных студентов, стажеров, аспирантов, в МГУ - 3,2 тысячи.

Таблица 1. Российские вузы с наибольшим числом иностранных студентов очной формы обучения в 2008/2009 -2010/2011 гг.

Наименование вузов

годы

2008/2009

2009/2010

2010/2011

1.Российский университет дружбы народов

5353

5324

8221

2.МГУ им. М.В. Ломоносова

5776

4187

3512

3.Санкт-Петербургский государственный университет

3751

3626

3431

4.Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

2402

2254

2297

5.Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

2335

2123

2216

6.Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

3708

2349

2001

8.Смоленская государственная медицинская академия

1227

1345

1391

9.Российский государственный медицинский университет

1042

1187

1286

10.Московский авиационный институт (технический университет)

945

973

1277

Российская Федерация ежегодно выделяет 10 000 госстипендий (мест для бесплатного обучения). При этом почти половина стипендий приходится на долю выходцев из бывших советских республик, а другая половина предназначена представителям стран дальнего зарубежья (см. рис. 3).

Рисунок 3. Российские государственные стипендии для студентов из различных стран, выделенные в 2011/2012 академическом году, %

В советский период наибольшая доля получавших в СССР высшее образование являлись выходцами из социалистических стран Восточной Европы (прежде всего ГДР, Болгарии, Польши, Чехословакии) и Азии (прежде всего Вьетнама, Монголии, Китая и Афганистана), а также Кубы (см. рис. 4). Почти все они обучались по очной форме.

Рисунок 4. Доля иностранных граждан, получивших образование в советских вузах в 1950/1951-1985/1986 академических годах, по основным группам стран и регионам мира, %

В последний год существования СССР лидерами по числу своих студентов дневных отделений советских вузов были Монголия, Вьетнам, Афганистан, Куба и Болгария (см. таблицу 2).

Таблица 2. Страны-лидеры по числу своих студентов, обучавшихся в советских вузах по очной форме

Страны

Численность обучающихся, тыс. человек

1. Монголия

8,8

2.Вьетнам

6,7

З.Афганистан

6,1

4.Куба

6,1

5.Болгария

5,4

6.Сирия

5

7.Иемен

3,6

8.Эфиопия

3,5

9.Ливан

3,4

Спустя 20 лет картина в этом плане значительно изменилась: наибольший удельный вес в иностранном студенческом контингенте очной формы обучения оказался у выходцев из бывших советских республик (см. рис. 5).

Рисунок 5. Из каких стран учились в России студенты в 2010/2011 году, %

По показателю численности студентов, стажеров, аспирантов, докторантов и т.п. очной формы обучения в 2010/2011 академическом году лидировали Казахстан (16616 чел.), КНР (16486 чел.), Туркмения (5297 чел.), Украина (4919 чел.), Индия (4515 чел.), Белоруссия (4229 чел.), Азербайджан (4166 чел.), Вьетнам (3628 чел.), Таджикистан (3556 чел.), (Узбекистан (3466 чел.). Ранее (в 2005/2006-2009/2010 годах) странами с наибольшим числом своих представителей на дневных отделениях российских вузов неизменно были КНР, Казахстан и Индия.

Подавляющее большинство иностранных студентов, желающих получить образование в России по очной форме, а именно 96,1%, предпочитает пользоваться услугами государственных вузов, в том числе на долю вузов Минобрнауки приходится почти 2/3 всего контингента иностранных учащихся очной формы подготовки.

Общее количество зарубежных стран, представители которых сегодня обучаются в российских вузах, довольно внушительно - 173 (в конце 1980-х годов в СССР обучались представители 150 стран). Шире всего национальный состав учащихся в РУДН - 146 стран. На втором месте - МГУ им. М.В. Ломоносова, где обучаются представители немногим более 80 стран.

Если в советский период более половины иностранных студентов изучало в СССР инженерно-технические специальности (см. рис. 6), то в 2010/2011 академическом году их совокупная доля была около 20% и почти равна доле обучавшихся на медицинских и экономических факультетах (см. рис. 6 и рис. 7). Можно также отметить, что по сравнению с 2009/2010 академическим годом число изучавших инженерно-технические специальности выросло на три тысячи человек, при этом наиболее востребованными являлись строительство и архитектура (изучали 4,1 тыс. человек или 3,5% всего иностранного студенческого контингента) и геология и разведка полезных ископаемых (2,7 тыс. чел. или 2,3%).

Рисунок 6. Специальности, которые изучали иностранные студенты в России в 1989/1990 академическом году, %

Рисунок 7. Специальности, которые изучали иностранные студенты в России в 2010/2011 академическом году, %

Число изучавших в 2010/2011 академическом году русский язык на краткосрочных курсах по сравнению с 2009/2010 годом увеличилось более чем в 1,5 раза (с 7,6 до 12,7 тыс. человек), а вот число изучавших русский язык как специальность по долгосрочным программам за минувший год сократилось вдвое (с 6,5 до 3,5 тыс. человек). Следует указать и на проявившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня знаний русского языка у прибывающих в Россию абитуриентов, причем не только из дальнего, но и из ближнего зарубежья. Все чаще представителей СНГ, если они не являются соотечественниками, выросшими в русскоязычных семьях, приходится до начала учебы направлять на курсы русского языка или подготовительные отделения для того, чтобы они освоили язык обучения в минимально необходимом объеме.
Если в советский период почти все иностранные граждане обучались в российских вузах по 5-6-летним программам дипломированных специалистов, то в последние годы, в связи с присоединением России к Болонскому процессу, стала постепенно увеличиваться доля обучающихся по программам бакалавриата, а также магистратуры1 (см. рис. 8).

Рисунок 8. По каким программам учились иностранные граждане в вузах России в 2010/2011 учебном году, %

В последние годы в России опережающими темпами стала расти заочная форма обучения иностранных граждан по программам высшего образования (в том числе вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат). Так, численность заочно получавших образование иностранцев в российских вузах в 2010/2011 академическом году составила 68,5 тысячи человек, увеличившись за минувшие 10 лет почти в 4 раза (см. рис. 9). И это явление не случайно, ибо для российской системы высшего образования последних лет стал характерен опережающий рост заочной формы обучения и "вытеснение" традиционной очного обучения (если в 1990/1991 академическом году 99% всех иностранцев обучались в российских вузах на дневных отделениях и лишь 1%-на заочных, то в настоящее время доля иностранцев-заочников возросла до 37%). Этот процесс начался с появлением негосударственных вузов, в которых именно заочное обучение стало доминирующим. Дело в том, что осуществлять заочное обучение для вузов (особенно негосударственных, не обладающих значительной материальной базой) в целом организационно легче, ибо это не требует строительства общежитий для студентов-заочников, дополнительных учебных аудиторий и лабораторий, библиотечных фондов, привлечения новых преподавателей (те, кто преподает на дневных отделениях, обычно преподают и вечерникам, заочникам, учащимся групп выходного дня и т.п.). В отличие от дневной формы обучения, заочники обычно не проходят производственно-учебной практики - одного из важных элементов учебного процесса, а сам объем получаемых ими знаний и количество основных учебных дисциплин, в том числе по специальности, на заочном обучении заметно ограничен. Общая стандартная временная продолжительность заочного, вечернего, дистанционного обучения составляет 5-6 лет (10-12 семестров), однако существуют и варианты обучения по сокращенным программам.

Рисунок 9. Число иностранных студентов-заочников в вузах России в 1990/1991-2010/2011 гг., тысяч человек

Многие российские вузы активно предлагают свои услуги по получению в заочной форме не только базового, но и второго высшего образования (на основе уже имеющегося у абитуриентов высшего или среднего специального образования). Получить заочно второе высшее образование можно за 2,5-3,5 года (за 5-7 учебных семестров). Наибольшим спросом российские дипломы о втором высшем образовании пользуются у представителей стран СНГ и Балтии (они составляют 9/10 всех иностранных студентов-заочников).

Количество вузов, в которых иностранные граждане проходили заочную подготовку, составляло в 2010/2011 академическом году заметно выросло - до 673, из которых 42 вуза обучали иностранных граждан только заочно, а 631 -и очно, и заочно (для сравнения: в 2009/2010 академическом году заочное обучение иностранных граждан осуществлялось в 604 вузах).

Характерно, что если для очного обучения почти все иностранные граждане предпочитают выбирать государственные вузы (более 96%), то в отношении заочной формы получения российского высшего образования доля выбирающих негосударственные вузы составляет около 40%, т.е. в 10 раз больше.

Лидирует по заочной форме обучения иностранных граждан негосударственная Современная гуманитарная академия (см. таблицу 3).

Таблица 3. Российские вузы - лидеры по общей численности иностранных граждан заочной формы обучения в 2009/2010-2010/2011 академических годах, человек

Наименование вуза / годы

2009/2010

2010/2011

1.Современная гуманитарная академия

11431

8663

2.Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

8360

6362

3.Российский государственный социальный университет

258

2870

4.Брянская государственная сельскохозяйственная академия

3903

2472

5.Московский технологический институт «Всемирный технологический университет»

1247

1471

6.Московский государственный университет путей сообщения «МИИТ»

1238

1425

7.Тюменский государственный университет

2245

2132

8.Международный институт экономики и права

1226

1283

9.Московский новый юридический институт

1226

1326

10.Российский государственный университет туризма и сервиса

1346

1190

Среди стран бывшего СССР больше всего поступивших и обучавшихся на заочных отделениях российских вузов в 2009/2010 академическом году - из Белоруссии (24,6 тыс. чел.), Казахстана (11,5 тыс. чел.), Узбекистана (7,8 тыс. чел.), Украины (6,8 тыс. чел.) и Молдовы (3,0 тыс. чел.), а среди стран дальнего зарубежья - из Болгарии (477 чел.), Вьетнама (301 чел.), Китая (158 чел.), Германии (87 чел.), Италии (71 чел.), Израиля (69 чел.) и США (60 чел.).
Основные специальности, изучаемые иностранными гражданами на заочных отделениях российских вузов - экономика и управление, а также право (см. рис. 10).

Рисунок 10. Специальности, которые изучали иностранные студенты в Росси по заочной форме обучения в 2010/2011 академическом году, %

Первенство по всем формам обучения (очной + заочной) в российских вузах - у граждан Казахстана и Белоруссии (см. таблицу 4).

Таблица 4. Совокупная численность иностранных граждан, обучавшихся по очной и заочной формам (включая вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат) в российских вузах в 2010/2011 академическом году по странам происхождения - основным "поставщикам" иностранных студентов в Россию, человек

Страны

Обучались очно+заочно, человек

Всего обучались очно+заочно, человек

Доля в совокупной численности всех иностранных граждан очной и заочной форм обучения в российских вузах в 2010/2011 академическом году, %

1. Казахстан

16616 + 14083

30699

16,4

2. Белоруссия

4229 + 22875

27104

14,5

3. КНР

16486 + 386

16872

9

4. Украина

4919 + 6293

11212

6,2

5. Узбекистан

3466 + 7469

10935

5,8

6. Азербайджан

4166 + 4147

8313

4,4

7. Туркмения

5297 + 1940

7237

3,9

8. Таджикистан

3556 + 2141

5697

3

9. Молдова (включая ПМР)

2543 + 3075

5618

3

10. Индия

4515 + 3

4518

2,4

11. Вьетнам

3628 + 331

3959

2,1

12. Армения

1964 + 1588

3552

1,9

13. Монголия

2998 + 122

3120

1,7

14. Малайзия

2903 + 0

2903

1,5

15. Мьянма

2401 + 0

2401

1,3

Другие страны

39043 + 4156

43199

23,1

Всего обучалось

118730 + 68609

187 339

100

Общая доля иностранных студентов, аспирантов, докторантов очной и заочной форм формы обучения в российской высшей школе, занимавшихся по программам, ведущим к получению российских дипломов о высшем образовании (tertiary education) составила в 2010/2011 академическом году среди российских студентов, аспирантов, докторантов (7194,0 тыс. чел.) 2,16%, а в только что закончившемся 2011/2012 году - оценочно 2,85% . Для сравнения: в 2009/2010 академическом году данный показатель составлял всего 1,95% (147,7 тыс. иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах по программам третичного уровня образования по отношению к 7580,2 тыс. российских студентов и аспирантов очной и заочной форм обучения). Столь значительный прирост удельного веса иностранных учащихся в общем студенческом контингенте отечественной высшей школы за последние три года был достигнут прежде всего благодаря сокращению численности самих российских юношей и девушек, обучавшихся в российской высшей школе, почти на миллион человек.

На ближайшие годы можно прогнозировать дальнейший значительный рост численности иностранных граждан, обучающихся в российской высшей школе по заочной форме и особенно с использованием дистанционных технологий. Этот рост будет происходить прежде всего за счёт выходцев из русскоязычных семей из стран СНГ ввиду их сужающихся возможностей получения высшего образования на русском языке в национальных вузах на родине. Представители стран дальнего зарубежья будут по-прежнему ориентироваться на получение подготовки в российской высшей школе по очной форме.


1 - К магистрам отнесены и иностранные граждане, обучавшиеся по 2-3-х летним программам второго высшего образования

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.