Rambler's Top100

№ 553 - 554
1 - 19 мая 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Одинокое материнство в России

Одинокое материнство – всплеск интереса

«Мать-одиночка» или одинокая женщина с детьми?

Дети «без отца»

Сколько в России одиноких матерей

Одинокие матери – отдельно или с родственниками

Одинокое материнство как динамическое состояние

Некоторые итоги

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Одинокое материнство
в России

Над темой номера работал

Сергей ЗАХАРОВ

Сколько в России одиноких матерей

Для того чтобы от числа детей перейти к оценке числа матерей, их воспитывающих (матерей-одиночек), требуется учесть повторность рождения детей с данным статусом. Поскольку официальная статистика не позволяет рассчитать искомый коэффициент детности матерей-одиночек, обратимся к выборочным обследованиям. Уже упоминавшееся масштабное российское исследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» позволяет оценить среднее число рождений у женщин, декларировавших, что они никогда не состояли в зарегистрированном браке, а также у женщин, сообщивших, что они никогда не состояли в союзах с совместным проживанием партнеров. Именно среди данных категорий женщин следует искать матерей, регистрирующих своих детей без установленного отцовства. Оказывается, что среднее число рожденных детей у этих матерей (т.е. женщин, родивших, как минимум, одного ребенка) существенно превышает единицу: для тех, кто никогда не состоял в браке (включая тех, кто имел опыт совместного проживания с партнерами) в расчете на одну женщину приходится 1,3 рождений, а для тех, кто никогда не проживал с партнером, еще выше – 1,6 рождений. Можно предположить, что требуемый для наших расчетов коэффициент детности матерей-одиночек, регистрирующих всех своих детей без установления отцовства, находится в этих пределах.

Принимая коэффициенты детности постоянными для всего периода после 1989 года (мы не можем учесть их возможную динамику в виду отсутствия данных, но едва ли ее учет серьезно повлиял бы на наши результаты), получаем, что число матерей, воспитывавших детей до 18 лет и претендовавших на юридический статус одинокой матери, в 1989 году будет находиться в интервале от 1,6 до 2 млн., в 2002 году – 2,0-2,5 млн., в 2010 году – 2,5-3,0 млн. Мы приводим оценки на даты всеобщих переписей населения, поскольку их можно сопоставить с переписными и единственно возможными в России оценками общей численности матерей всех брачно-партнерских состояний, воспитывающих детей до 18 лет. Имеющиеся результаты переписей населения 2002 и 2010 годов лучше, чем данные переписи 1989 года, подходят для оценивания общей численности матерей с детьми до 18 лет в России, поскольку для двух последних переписей была проведена специальная разработка данных по «семейным ячейкам», позволяющая выделить из множества типов домохозяйств супружеские пары с детьми и матерей (без супруга) с детьми, не учитывая прочих совместно проживающих членов домохозяйств13. Так, в 2002 году всего состоящих и не состоящих в браке матерей с детьми насчитывалось 20,3 млн., в 2010 году – 16,6 млн. Более грубая оценка для 1989 года будет 23 млн. В результате получаем, что в общей численности матерей женщины, претендующие на официальный статус «матери-одиночки», составляли 7-8% в 1989 году, 10-12% в 2002 году и 15-18% в 2010 году, т.е. налицо, как минимум, двукратный рост относительного показателя за два десятилетия.

Напомним, что реальное семейное положение таких матерей может быть различным: она может состоять в супружеских отношениях с мужчиной или нет, с мужчиной, при его наличии, брак может быть зарегистрирован или нет, этот мужчина может быть отцом ее ребенка (детей) или нет. Единственным характеристическим признаком для данной категории матерей остается обладание справкой по форме №25, выдаваемой в ЗАГСе, которая свидетельствует, что, как минимум, один ее ребенок был зарегистрирован при рождении на основании «заявления одинокой матери».

В то же время, очевидно, что численностью «статусных» матерей-одиночек (одиноких матерей с момента рождения их детей) не ограничивается распространенность феномена одиноких женщин, воспитывающих детей. Не менее распространенное явление в современном мире – образование неполных семей в результате прекращения брачных отношений по причине развода («расхождения» партнеров), а, иногда, и раннего овдовения, что в российских реалиях не такая уж редкость14. Поскольку не все женщины с детьми сразу же после прекращения одного союза вступают в новые брачно-партнерские союзы (а какая-то часть из них никогда не вступает в повторные союзы15), то мы сталкиваемся с неизбежностью существования некоторого числа «осколочных» семей, в которых, дети, по крайней мере, какое-то время проживают с одинокой женщиной (проживание детей после развода с одиноким отцом, по-прежнему не имеет статистически значимого распространения).

Регулярными официальными статистическими данными о численности женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей без мужей/партнеров (отцов/отчимов), Россия не располагает. Лишь благодаря вышеупомянутой специальной разработке данных переписей населения 2002 и 2010 годов в разрезе семейных ячеек, мы смогли получить интересующие нас сведения (табл. 2).

Таблица 2. Число женщин, не декларировавших совместное проживание с мужем (официальным или неофициальным), и воспитывающих детей в возрасте до 18 лет, доля таких неполных семей в общем числе семейных ячеек, а также доля детей до 18 лет, воспитывающихся одинокими женщинами, в общем числе детей до 18 лет, проживающих в семьях, Россия, по данным переписей населения 2002 и 2010 годов

 

Число одиноких женщин*, имеющих детей до 18 лет, млн. чел.

Доля неполных семей одиноких женщин* с детьми до 18 лет, %

Доля детей, воспитываемых одинокой женщиной-матерью* в общем числе детей до 18 лет, живущих в семьях, %

В общем числе семейных ячеек**

В общем числе семейных ячеек** с детьми до 18 лет

2002

Все население

5,6

22,9

26,8

24,0

2010

Все население

5,0

24,1

21,1

25,5

Городское население

3,8

25,0

22,1

26,9

Сельское население

1,2

21,3

18,9

22,5

* Включая одиноких женщин с детьми до 18 лет, проживающих в сложных частных домохозяйствах (с одним или обоими родителями, с прочими родственниками), а также женщин, проживающих в коллективных домохозяйствах (учреждениях пенитенциарной системы и др.)
** Семейные ячейки включают в себя супружеские пары без детей, супружеские пары с детьми, матерей с детьми и отцов с детьми.

Источник: Расчеты автора на основе данных, опубликованных в: Семья в России. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008; Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Т.6 «Число и состав домохозяйств» М.: Федеральная служба государственной статистики, а также неопубликованных данных Росстата, 2012.

В 2010 году одиноких женщин с детьми до 18 лет насчитывалось 5 млн. Неполные семьи с одинокими женщинами во главе составляли 24,1% от общего числа семейных ячеек (включающих супружеские пары с детьми и без детей, одиноких матерей, одиноких отцов) и 26,8% от числа тех же семейных ячеек, но с детьми до 18 лет. В таких семьях воспитывалось 6,2 млн. детей до 18 лет, что составляет 25,5% от общего числа детей в возрасте до 18 лет, зарегистрированных переписью как проживающих в семьях. Относительная распространенность одиноких женщин с детьми выше в городской местности, по сравнению с сельской, что согласуется с более высокой разводимостью в городах, но, с другой стороны, расходится с известным фактом более широкого распространения раннего овдовения сельских женщин, а также с тем, что в сельской местности, по сравнению с городской, доля новорожденных, зарегистрированных по заявлению матери, в послевоенный период была стабильно выше на несколько процентных пунктов. Можно предположить, что именно прекращение брачно-партнерских отношений вследствие развода в настоящее время является ведущим фактором изменения относительных характеристик распространенности одиноких женщин с детьми.

За восемь лет между последними переписями населения произошли некоторые сдвиги в характеристиках распространенности одиноких женщин с детьми, которые непросто интерпретировать. Так, с одной стороны, сократилось абсолютное число одиноких женщин, имеющих детей моложе 18 лет (на 0,6 млн. или на 11%), а также их доля в общем числе семейных ячеек с детьми до 18 лет (с 26,8% до 21,1%). С другой стороны, доля таких неполных семей увеличилась в общем числе всех типов семейных ячеек (полных и неполных, с детьми или без детей любого возраста) с 22,9% до 24,1%, а также подросла доля детей в возрасте до 18 лет, воспитываемых женщиной, не имеющей брачного партнера, с 24,0% до 25,5% (табл. 2). При этом среднее число детей до 18 лет, воспитываемых одинокой женщиной, едва заметно, но снизилось с 1,25 в 2002 году до 1,24 в 2010 году на фоне увеличения среднего числа детей того же возраста, приходящегося на одну женщину, воспитывающей детей в полной семье, с 1,46 в 2002 до 1,49 в 2010 году.

О чем же могут свидетельствовать подобные разнонаправленные изменения? Лишь о том, что за рассматриваемый период главные изменения происходили не с вероятностью появления неполных семей или со средним числом детей в этих семьях. Сдвиги в количественных характеристиках распространенности неполных семей были производными от структурных изменений более общего порядка. Во-первых, изменения возрастной структуры населения России характеризовались абсолютным и относительным сокращением юных женщин до 20 лет с высоким риском рождения детей «без отца», что, вкупе со снижением рождаемости (и частоты незапланированных беременностей) у юных матерей, по-видимому, и обусловило сокращение абсолютного числа одиноких женщин с детьми до 18 лет. Во-вторых, сокращалось общее число семейных ячеек при одновременном росте среди них числа супружеских пар без детей. В результате в общем числе семейных ячеек доля семей одиноких женщин с детьми до 18 лет повысилась.


13 О методологии выделения семейных ячеек и типологии современных семей, в том числе воспитывающих детей моложе 18 лет в России см. Прокофьева Л.М. Домохозяйство и семья: особенности структуры населения России // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. По материалам одного исследования. Сб. аналитических статей. Вып.1. /Научн. ред.: Т.М.Малева, О.В.Синявская. М.: НИСП, 2007.
14 Среди браков, заключенных женщинами в России в 1980-х годах, к 5-му году от начала союза распалось 13,5% по причине развода и 1,4% по причине овдовения, к 10-му году – соответственно, 21,9% и 3,5%, к 15-му году – 26% и 6%. См.: Вишневский А.Г. (ред.) Демографическая модернизация России. М., Новое издательство, 2006, с.129.
15 Среди женщин, переживших прекращение первого зарегистрированного брака в 1990-1994 гг. вступили в повторный брак или в неформальный союз с совместным проживанием партнеров к 5-му году – 46%, к 10-му году – 61%, к 15-му году – 66% (Вишневский А.Г. (ред.) Население России 2009. Семнадцатый ежегодный демографический доклад. М.: Издательский дом ВШЭ, 2011, с.81).

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.