Rambler's Top100

№ 531 - 532
12 - 25 ноября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Критический анализ программы Всероссийской переписи населения 2010

Должна ли миграционная статистика учитывать этническую принадлежность мигрантов?

Как переписывают население в европейских странах в 2010 году

Национальные меньшинства в постсоветской России: международно-правовые аспекты

Кого можно считать французом?

Изменение этнического состава населения [Кыргызстана]

Межэтнические браки, смешанное происхождение и «дружба народов» в советском и постсоветском Казахстане

Русский этнос: демографические изменения и востребованность межэтнической интеграции

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Как переписывают население в европейских странах в 2010 году1

Паоло Валенте2
(Опубликовано в: Этнологический мониторинг переписи населения /Под редакцией В.В. Степанова. -М.: ИЭА РАН, 2011. С. 478-483)

Перепись населения - статистическая процедура, позволяющая пересчитать обитателей страны и получить их демографические, экономические и социальные характеристики. ООН рекомендует проводить переписи не реже одного раза в десять лет. Это основной инструмент, которым пользуются местные органы самоуправления в различных сферах своей деятельности (образование, здравоохранение, транспорт). Ценность данных переписи населения повышается, если она сопровождается переписью жилищных условий, сельскохозяйственной переписью или различными целевыми обследованиями.

Традиционно перепись населения производится по месту жительства, и информация о каждом человеке заносится в специальный формуляр. Тем не менее, организации, ответственные за проведение переписи, во многих странах по разным причинам подвергаются все более сильному давлению, заставляющему их пересмотреть методы своей работы. Среди этих причин - желание по возможности использовать информацию, доступную из других источников; меньшая расположенность населения предоставлять сведения о себе переписчикам; изменяющийся социальный заказ и стремление не допустить удорожания переписи или даже сократить ее стоимость.

Выход нередко заключается в отказе от классической формы сбора данных и замене ее альтернативными процедурами. Последние все чаще и чаще состоят в использовании регистров населения, или уже проведенных обследований, или опираются на технику выборочных опросов. В ходе переписного раунда 2010-2011 гг. почти половина европейских стран предпочтут классическим методам новаторские подходы, в большинстве случаев основываясь, целиком или в сочетании с другими источниками, на регистрах населения.

Короткие и длинные опросные листы. Длинный формуляр, содержащий детальную информацию о домохозяйствах и их членах, заполняется выборочно. Короткий формуляр распространяется среди большинства или даже среди всего населения, его предназначение - подсчет числа жителей и сбор базовой информации об опрошенных (место постоянного жительства, пол, возраст, кем приходится другим членам домохозяйства). Этот способ применяется, например, в Канаде, а вплоть до 2000 г. применялся и в США. Он позволяет существенно расширить зону покрытия переписи, не слишком увеличивая ни среднюю расширить зону покрытия переписи, не слишком увеличивая ни среднюю нагрузку на респондентов, ни стоимость работ. Тем не менее, сбор информации может все же представлять определенную сложность, а точность данных, особенно на локальном уровне, быть недостаточной.

Перепись с использованием регистров населения. Страны Северной Европы, ведущие регистры населения, как, например, Дания или Финляндия, в последние несколько лет отработали механизм использования при переписи данных, содержащихся в административных регистрах, что позволяет переписывать население, не ходя по домам. Таким образом население непосредственно в процедуре переписи не участвует, а стоимость ее снижается. Поскольку данные регистров всегда доступны, перепись можно проводить ежегодно. Однако каждый из регистров содержит строго определенный набор информации, поэтому иногда статистикам приходится прибегать к помощи сразу нескольких разных регистров, чтобы с их помощью получить более подробные сведения о каждом человеке. Для этого необходимы четкое взаимодействие между различными административными инстанциями и жесткий юридический контроль. В общем и целом создание, поддержание и постоянное обновление системы государственной статистики, основанной на административных регистрах, требует как значительных финансовых средств, обеспечивающих надлежащее качество содержащейся в них информации, так и общественного согласия на ее использование в этих целях.

Сочетание регистров со сплошным учетом населения. Некоторые характеристики отдельных лиц или домохозяйств, представляющие интерес для статистики, могут отсутствовать в административных регистрах. Это вынуждает комбинировать информацию, полученную из регистров, с информацией, собранной непосредственно на местах. С другой стороны, сбор информации на местах позволяет контролировать соответствие действительности данных, содержащихся в регистрах, и тем самым улучшать качество последних. Такой комбинированный метод требует больше времени, сил и средств, чем работа только с регистрами, к тому же он создает некоторые неудобства населению, но по сравнению с классической переписью он может оказаться более эффективным. Этот метод будет использоваться в 2011 г. в нескольких странах: в Испании, Эстонии, Италии, Латвии, Литве и Чешской Республике.

Сочетание регистров с данными уже существующих обследований. Это разновидность предыдущего метода, но без работы непосредственно на местах. Сплошной учет достигается благодаря наличию регистров, он дополняется индивидуальными характеристиками, которые отсутствуют в регистрах, но присутствуют в материалах различных обследований (при условии, конечно, что можно совместить данные на одного и того же человека, содержащиеся в разных источниках). Таким образом, по общим переменным результаты переписи и результаты обследований совпадают. Этот механизм связан с меньшими затратами и меньше стесняет население, но успех его применения целиком зависит от успешного совмещения индивидуальных данных, что не всегда бывает легко обеспечить. Нидерланды уже использовали этот метод «виртуальной переписи» в 2001 г. В 2011, помимо Нидерландов, к нему прибегнет и Словения.

Регистры и дополнительные обследования в момент переписи. Иногда вместо использования уже существующих данных проводят специальные обследования, либо для проверки точности информации, содержащейся в регистрах, либо для включения добавочных переменных (как в случае с длинным формуляром). В 2008 году Израиль воспользовался такой возможностью для оценки точности регистров с последующим уточнением результатов учета населения, осуществленного на их основе.

Классический учет населения и ежегодное выборочное обновление данных. Разработанный к переписи 2010 года в США метод состоит в проведении каждые десять лет переписи по короткому вопроснику и организации ежегодного массового обследования домохозяйств. Обследование, подобно длинному вопроснику, служит источником детальной демографической, экономической и социальной информации. В США ежегодное обследование, которое носит название American Community Survey, охватывает примерно 2% населения, которое составляло в 2010 г. 320 млн. чел. Несмотря на то, что размер выборки достаточно велик, точность результатов в ограниченных географических зонах может быть недостаточной. Поэтому возникло соображение о целесообразности накопления результатов на протяжении нескольких лет и публикации их в форме скользящих средних3. Однако такая процедура может оказаться сложной для понимания как администрации, так и населения.

Последовательная перепись. Скользящее среднее за пять лет используется и в последовательной переписи4, которая практикуется во Франции с 2004 года. Муниципалитеты с численностью населения менее 10000 человек разбиты на пять групп, и каждый год в одной из групп проводится сплошная перепись. В муниципалитетах с большей численностью населения каждый год проводится выборочная перепись в 8% жилых помещений. По истечении пяти лет оказывается полностью переписанным население мелких коммун и 40% населения крупных, что вместе составляет примерно 70% всего населения страны и обеспечивает солидную информацию даже на местном уровне. Результаты переписи в форме скользящих средних показателей за пять лет обновляются ежегодно. Этот метод был разработан с целью увеличения частоты публикации результатов и равномерного распределения во времени затрат на проведение переписи. Он применяется только во Франции.

Современная ситуация с переписями в европейских странах. Все большее число стран отходит от классической практики проведения переписи и делает выбор в пользу альтернативных форм. По данным совместного исследования Европейской экономической комиссии ООН и Статистического отдела ООН, примерно половина европейских стран, т.е. 21 из 40, проведут в 2010 г. классическую перепись, 5 будут использовать только регистры населения и 13 - смешанную технику, сочетающую регистры и другие источники. Наконец, Франция с 2004 г. перешла на проведение последовательной переписи (см. таблицу и карту).

Страны, практикующие классическую перепись, включают Россию и почти все государства Восточной и Юго-Восточной Европы. Из стран Запада и Юга Европы в эту группу входят Великобритания и Ирландия, Греция и Португалия. Регистры населения используются в основном на Севере, в Скандинавских странах, но Австрия также прибегает к этому методу. Среди стран, применяющих смешанную технику, - балтийские страны, несколько центрально-европейских стран, а из стран Юга Европы - Испания и Италия.

По сравнению с последним раундом переписей 2000-х гг. доля стран, использующих классическую перепись, сократилась: из 27 практиковавших ее государств 6 перешли к использованию смешанных техник или регистров, а Франция - к проведению последовательной переписи (см. таблицу). Только 9 стран использовали регистры населения в 2000 г., в 2010-11 годах таких станет вдвое больше.

Классическая перепись: практические аспекты и проблемы. В своей классической форме перепись состоит в подсчете населения на местах, причем на каждое лицо заполняется отдельный формуляр. Как правило, эта операция производится на всей территории страны в короткий срок от нескольких дней до нескольких недель. Во многих странах Западной Европы переписчики раздают анкеты населению и затем собирают их после заполнения. На Востоке Европы обычно анкету заполняет сам переписчик. Все чаще и чаще анкеты рассылаются и (или) возвращаются по почте, а с недавнего времени используется и Интернет: в 2011 году 13 европейских стран предоставят возможность заполнить переписной вопросник по Интернету.

Методология классической переписи проста, а трудности и риски возникают в основном в двух сферах: организации переписной процедуры и восприятия переписи населением. Из-за своей массовости перепись является дорогостоящим предприятием, тем более что траты происходят в сжатый период времени. Самая большая доля расходов, порядка 50-60%, приходится на сбор данных на местах; остальное идет на планирование и подготовку переписи, ее программное обеспечение, тиражирование анкет, экипировку для переписчиков, обработку собранной информации. Средства расходуются аккордно накануне и во время проведения переписи, в то время как в промежутках между переписями денежные траты незначительны. С цикличностью проведения переписей связана и еще одна трудность: необходимость для статистических органов, с одной стороны, сохранять в постоянном штате специалистов, опыт и квалификация которых бывают востребованы во время переписи, а с другой - каждый раз нанимать и обучать большую и трудно управляемую армию временных сотрудников.

Такая сложная операция, как классическая перепись, требует тесной координации с различными органами власти и управления как на местном, так и на общенациональном уровне, но еще в большей степени ее успех зависит от сотрудничества населения. Для получения качественных результатов самое важное - чтобы население в массе своей согласилось отвечать на вопросы переписи, но в последние годы многие страны испытывают в этом отношении все большие сложности. Переписчикам становится все труднее получить доступ в жилища одиноких пожилых людей, или в определенные городские кварталы, где недостаточно обеспечена безопасность. Возросшая мобильность населения, наличие у некоторых людей нескольких мест постоянного проживания также могут затруднять сбор информации. С другой стороны, люди иногда отказываются предоставлять сведения о себе, если они уже содержатся в других местах - в частности, в регистрах населения, а некоторые страны даже законодательно запретили сбор такой дублирующейся информации.

К этим трудностям нужно добавить все возрастающую потребность в свежей, подробной и достоверной информации о населении. Однако сложность обработки больших массивов данных может вести как к серьезным погрешностям и неточностям, так и к тому, что к моменту публикации они устаревают. А учитывая, что переписи проводятся раз в десять лет, возникает неудовлетворенный спрос на текущие данные. Наконец, скорость изменений в некоторых сферах жизни общества требует иногда серьезной адаптации вопросников, что не всегда легко осуществить, учитывая неповоротливость всей процедуры. Кроме того, от переписи ожидают преемственности данных на протяжении длительного времени.

Поэтому вот уже на протяжении нескольких десятилетий многие индустриально развитые страны Европы и Северной Америки ищут альтернативы классической переписи населения: в Канаде и США с 1970-х гг. используют одновременно короткий и длинный вопросники; Дания и вслед за ней Скандинавские страны с 1981 г. используют регистры населения. Разрабатываются и другие альтернативные комбинации, сочетающие иногда сбор информации на местах, использование регистров и проведение выборочных обследований.

Регистры населения. Муниципальные регистры населения были введены в некоторых европейских странах еще в XVIII и XIX веках (в 1749 г. - в Швеции, в 1847 г. - в Бельгии, в 1850 г. - в Нидерландах). В 2010 г. они существуют в 20 из 27 стран Евросоюза. Эти регистры содержат информацию о каждом жителе муниципального образования: чаще всего - его фамилию, имя, пол, дату и место рождения, адрес, семейное положение, гражданство; иногда также профессию, предыдущее место жительства, отношение к главе домохозяйства и т. п. Данные в них обновляются практически постоянно: либо каждый обязан, в соответствии с законом, сообщать самостоятельно обо всех изменениях своей ситуации, либо данные регистра уточняются в результате передачи сведений о записи актов гражданского состояния или смене места работы соответствующими органами. В частности, каждый вновь прибывший на постоянное жительство обязан заявить о себе, и тогда его вносят в регистр по новому месту жительства; аналогично следует заявлять о своем выбытии. Административные правила в разных странах несколько отличаются.

Введенные как мера местного и «ручного» учета, сегодня регистры населения в некоторых странах приняли общенациональный характер благодаря информатизации и централизации муниципальных регистров: все вместе они составляют государственный регистр. Перекрестные проверки данных локальных и национального регистра помогают усовершенствовать каждый из них и, в частности, избежать двойного учета. Возможно также объединение информации с другими административными регистрами (жилищного учета, системы социального страхования и т.п.).

Таблица 1. Распределение европейских стран по методам проведения переписи в 2000 и 2010-2011 гг.*

2010-2011 →

Классическая перепись

Смешанная**

Регистр

Последовательная

  Всего

2000 ↓

Классическая

20

5

1

1

27

Смешанная**

-

6

 

 

 

Регистр

-

 

3

 

 

Последовательная

-

 

 

 

 

Перепись не проводилась

1

2

1

 

4

Всего

21

13

5

1

40

* Список стран: Австрия, Албания, Белоруссия, Бельгия, Босния-Герцеговина, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Кипр, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
** Использование данных регистров в сочетании с другими источниками: например, выборочными обследованиями.

Перевод Е.И. Филипповой


1 Статья опубликована на французском языке в бюллетене «Populations&Societes » №467 за май 2010 года. Перепечатывается с согласия редакции бюллетеня.
2 Европейский экономический комитет ООН (Женева). Настоящий текст отражает точку зрения автора и не обязательно соответствует официальной позиции ООН
3 Скользящее среднее позволяет устранить отклонения показателя от года к году в тех случаях, например, когда они вызваны недостаточным объемом выборки, сглаживая их таким образом, чтобы выявить многолетние тенденции. Скользящее среднее может быть рассчитано за трехлетний период: для года n берется среднее за годы n+1, n и n-1, или за пятилетний период: тогда рассчитывается среднее за годы n -2, n-1, n, n+1 и n+2.
4 На русский язык соответствующий французский термин - recensement tournant - переводится иногда как «циклическая перепись», хотя такой перевод представляется менее удачным, поскольку любая перепись по определению - операция циклическая, возобновляющаяся через регулярные интервалы времени - прим. пер

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.