Rambler's Top100

№ 527 - 528
15 - 28 октября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейско-евроазиатский демографический барометр 
ДТП и смертность от внешних причин в ЕС-27 и в СНГ

Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за 1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных случаев – с 1,2% до 0,8%

Стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин снизился с 46 на 100 тысяч человек в 2000 году до 36 в 2010 году, от транспортных несчастных случаев – с 11,9 до 6,5

Число погибших в ДТП составляет в странах ЕС-27 от 29 до 111 на миллион человек, от 12 до 117 на 1000 ДТП, от 6 до 55 на 100 тысяч легковых автомобилей

Число погибших в ДТП в странах СНГ составляет от 54 до 187 в расчете на миллион человек, от 133 до 340 на 1000 ДТП


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Число погибших в ДТП составляет в странах ЕС-27 от 29 до 111 на миллион человек, от 12 до 117 на 1000 ДТП, от 6 до 55 на 100 тысяч легковых автомобилей

Как уже говорилось выше, среди погибших от транспортных несчастных случаев преобладают погибшие в результате дорожно-транспортных происшествий (то есть на автомобильных дорогах разного класса с участием, по крайней мере, одного транспортного средства). Происшествия на железнодорожном, водном и авиатранспорте обычно привлекают более пристальное внимание средств массовой информации, поскольку приводят, как правило, к большому числу жертв, однако в ДТП, несомненно, гибнет гораздо больше людей. Например, в 2009 году жертвами ДТП в ЕС-27 стали 34 500 человек, а в результате происшествий на железнодорожном транспорте погибло 1 428 человек (на 119 человек больше, чем в предшествующем 2008 году). Среди погибших в результате происшествий на железнодорожном транспорте в 2009 году только 5,1% были пассажирами или работниками железнодорожного транспорта, 63,0% погибших пострадали из-за происшествий с физическими лицами, вызванные движением подвижного состава, 30,6% - из-за аварий на переездах. Наибольшее число погибших в 2009 году из-за происшествий на железнодорожном транспорте зарегистрировано в Польше (365 человек) и Германии (185 человек). Число авиакатастроф и пострадавших в них также отличается от года к году и от страны к стране. В августе 2008 года 158 человек погибло в результате авиакатастрофы в международном аэропорту Мадрида Барахас, в июне 2009 года – 228 человек при перелете из Бразилии во Францию над водами Атлантического океана.

Несмотря на тенденцию снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, число их жертв (причем не только погибших, но и получивших ранения той или иной степени тяжести, которые нередко приводят к инвалидности той или иной степени) остается высоким и поэтому неизменно привлекает внимание как национальных, так и международных сообществ. Так, например, Европейская комиссия ООН ведет собственную базу данных о дорожно-транспортных происшествиях7. В ней аккумулируются имеющиеся сведения об абсолютном числе погибших и раненных в ДТП и об их числе в расчете на 1 миллион человек постоянного населения, на 100 тысяч легковых автомобилей, на 1000 ДТП, а также о распределении ДТП по месту происшествия (автомагистрали, в пределах и за пределами населенных пунктов), по месяцам, дням недели и времени суток (по освещенности – темное или светлое), по типам участников движения, наличию участников, находившихся под влиянием алкоголя и т.д. База данных содержит сведения не только по европейским странам, но и по таким странам, как США, Канада, Израиль, Турция, а также по государствам - бывшим союзным республикам СССР. Рассмотрим некоторые индикаторы тяжести дорожно-транспортных происшествий из этой базы данных.

Чаще всего число погибших и раненных в ДТП соотносится с численностью постоянного населения страны (или региона). По данным Европейской комиссии ООН, число погибших в результате ДТП в расчете на 1 миллион жителей составляло в странах ЕС-27 от 29 в Швеции до 111 в Греции и Румынии8 (рис. 13). Смертность в результате ДТП снизилась, по сравнению с 2000 годом (с учетом примечаний к рис. 13), во всех странах ЕС-27, кроме Мальты и практически не изменилась в Румынии9.

Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях в 2010 году составило от 749 на 1 миллион человек в Дании до 5 467 в Австрии. Помимо Австрии высоким числом раненных в ДТП отличались также Бельгия, Словения и Италия (более 5000 на миллион человек). По сравнению с 2000 годом снижение числа раненых в расчете на миллион жителей произошло во всех странах ЕС-27, кроме Швеции и Болгарии. В 2000 году оно составляло от 323 на 1 миллион человек в Румынии до 6 856 в Австрии.

Рисунок 13. Число погибших и раненных в дорожно-транспортных происшествиях в 2000 и 2010* годах по странам ЕС-27, в расчете на 1 миллион человек постоянного населения

* По некоторым странам представлены значения показателей за иные годы. Погибшие в 2010 году на 1 миллион человек: Португалия и Франция – 2009 год; ранено в 2010 году на 1 миллион человек: Нидерланды, Словакия, Швеция – 2009 год; Ирландия и Португалия – 2008 год; Франция – 2006 год.

Отметим, что в США – стране с традиционно высоким уровнем автомобилизации – число погибших в результате ДТП на миллион жителей заметно превышает значение показателя для большинства стран ЕС-27. До 2007 года оно превышало 140 и лишь в 2008-2010 годы стало быстро снижаться, опустившись в 2010 до 106 погибших в расчете на 1 миллион человек постоянного населения (рис. 14). В Канаде, Израиле, Швейцарии и Турции снижение показателя отмечалось уже в 1990-е годы, хотя и отличалось довольно значительными колебаниями. Ни в одной из этих стран значение показателя пока не опускалось ниже уровня 40 погибших на миллион жителей, тогда как среди стран ЕС-27 более низкие значения отмечались в 4 странах (Швеции, Великобритании, Нидерландах и на Мальте).

Рисунок 14. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в США, Канаде, Израиле, Швейцарии и Турции, 1993-2010 годы, в расчете на 1 миллион человек постоянного населения

Возможно, более адекватной характеристикой тяжести дорожно-транспортных происшествий может служить число погибших на 1000 ДТП. За последнее десятилетие значение показателя снизилось во всех странах ЕС-27, кроме Дании, Нидерландов и Мальты, где оно относительно невелико (рис. 15). В 2010 году число погибших в результате ДТП в расчете на 1000 ДТП составляло от 12 в Великобритании до 117 в Болгарии, а в 2000 году – от 15 в Великобритании до 313 в Румынии.

Рисунок 15. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2000 и 2010* годах по странам ЕС-27, в расчете на 1000 ДТП

* Нидерланды и Швеция – 2009 год; Ирландия – 2008 год

Примером быстрого снижения тяжести ДТП служит Турция, где число погибших в расчете на 1000 ДТП снизилось со 102 в 1993 году до 35 в 2010 году (рис. 16). Значение показателя оставалось относительно стабильным в США и Канаде – на уровне около 20 погибших на 1000 ДТП (в США умеренное повышение – до 24 - отмечалось в 2001-2007 годах). В Израиле тенденция снижения наблюдалась во второй половине 1990-х годов, а затем произошло увеличение до 30 погибших на 1000 ДТП в 2001 году. В Швейцарии снижение было более устойчивым – с 32 в 1993 году до 17 на 1000 ДТП в 2010 году, что лишь немногим превышает лучшие показатели в ЕС-27 (Великобритании, Германии, Австрии).

Рисунок 16. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в США, Канаде, Израиле, Швейцарии и Турции, 1993-2010 годы, в расчете на 1000 ДТП

Число дорожно-транспортных происшествий напрямую связано с числом имеющихся транспортных средств, и особенно пассажирских (легковых) автомобилей10, которыми, в большинстве случаев, управляют непрофессионалы.

За два последних десятилетия уровень автомобилизации населения стран ЕС-27 значительно повысился – с 334 пассажирских автомобилей на 1000 человек постоянного населения в 1991 году до 473 в 2009 году.

Среди стран ЕС-27 значение показателя в 1991 году варьировалось от 62 на 1000 человек в Румынии до 522 в Люксембурге, в 2000 году – от 124 до 630, 2009 году - от 197 до 678 на 1000 человек в тех же странах (рис. 17). Особенно быстро росла обеспеченность автомобилями в Литве (в 3,5 раза за 1991-2009 годы), Латвии и Румынии (в 3,2 раза), а также в Португалии (в 3,1 раза).

Рисунок 17. Число пассажирских автомобилей на 1000 человек постоянного в странах ЕС, 1991, 2000 и 2009* годы

* Дания и Люксембург – 2008 год; Ирландия и Франция – 2007 год; Греция – 2003 год; Португалия – 2002 год

В расчете на 100 тысяч пассажирских автомобилей число погибших в результате ДТП составляло в странах ЕС-27 в 2010 году от 6 в Швеции и на Мальте до 55 в Румынии (рис. 18). По сравнению с 2000 годом, значение показателя снизилось во всех странах, хотя и в разной степени. В 2000 году число погибших в расчете на 100 тысяч пассажирских автомобилей составляло от 8 на Мальте до 106 в Латвии, а число раненых – от 232 в Румынии до 1453 в Бельгии. К 2010 году число раненных в ДТП в расчете на 100 тысяч пассажирских автомобилей снизилось во всех странах ЕС-27, кроме Швеции, где оно немного увеличилось (с 551 до 596), и Румынии, где оно возросло более чем втрое (с 232 до 750).

Рисунок 18. Число погибших и раненных в дорожно-транспортных происшествиях в 2000 и 2010* годах по странам ЕС-27, в расчете на 100 тысяч пассажирских автомобилей

* Погибшие в 2010 году на 100 тысяч автомобилей: Дания, Мальта  и Франция – 2009 год, Греция – 2005 год.  Ранено в 2010 году на 100 тысяч автомобилей: Мальта, Нидерланды, Словакия, Швеция – 2009 год; Ирландия – 2008 год;  Дания и Франция – 2006 год; Греция – 2005 год; Португалия – 2002 год..

Число погибших в результате ДТП в расчете на 100 тысяч пассажирских автомобилей в США, Канаде и Швейцарии в 1990-2000-е годы не достигало 30 (за исключением США в 2006-2007 годы). В Израиле оно довольно быстро, опустилось с 51 в 1993-1994 годы до 17 в 2010 году (рис. 19). Турция, по мере наращивания социально-экономического потенциала, демонстрирует, как и по другим показателям, рассмотренным выше, пример быстрого снижения числа ДТП с тяжелыми последствиями в расчете на 100 тысяч пассажирских автомобилей – с 246 в 1993 году до 54 в 2010 году, что практически соответствуют значению показателя за тот же год в Румынии.

Рисунок 19. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в США, Канаде, Израиле, Швейцарии и Турции, 1993-2010 годы, в расчете на 100 тысяч пассажирских автомобилей


7 Road Traffic Accidents -  http://w3.unece.org/pxweb/database/STAT/40-TRTRANS/01-TRACCIDENTS/?lang=1  
8 Отметим, что база данных Евростата по транспорту по состоянию на 18 октября 2112 года содержала аналогичные сведения только по 2008 год: от  37 погибших в ДТП на 1 миллион человек на Мальте до 148 в Литве. Значение показателя для Швеции в 2008 году – 43, Греции – 139, Румынии – 142.  - People killed in road accidents [road_ac_death] http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=road_ac_death&lang=en .
9 По тем же данным Евростата, в Румынии она увеличилась – со 113 на 1 миллион жителей в 1999-2000 годы до 142 в 2008 году, а на Мальте оставалась относительно стабильной на уровне около 40 погибших на миллион жителей (39 в 2000 году, 42 в 2006 году, 37 в 2008 году).
10 Дорожное механическое транспортное средство, иное, чем мотоцикл, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не более девяти сидячих мест (включая место водителя). В группу пассажирских автомобилей включаются  собственно пассажирские автомобили;  автомобили-фургоны, предназначенные и используемые преимущественно для перевозки пассажиров; такси; автомобили, сдаваемые в прокат; автомобили скорой помощи; жилые автофургоны. Исключаются легковесные грузовые автомобили, а также междугородные автобусы и городские автобусы, городские и  междугородные микроавтобусы. - Illustrated Glossary for Transport Statistics. 4th edition / International Transport Forum, Eurostat, United Nations Economic Commission For Europe, July, 2009. - http://www.unece.org/trans/main/wp6/publications/stats_glossary.html .

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.