Rambler's Top100

№ 525 - 526
1 - 14 октября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути

Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции

Исследование основных барьеров в доступе к образованию на юге Кыргызстана

Демографическое пространство Азии: история, современность, гипотезы будущего

Проблемы народонаселения Сибири

По страницам журналов «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины» и «Врач»

Содержание журнала «Journal of International Migration and Integration»


Google
Web demoscope.ru

И.В. Ивахнюк

ПЕРСПЕКТИВЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ВЫБОР ВЕРНОГО ПУТИ

Серия: Миграционный барометр в Российской Федерации

М., МАКС Пресс, 2011, 128 страниц

http://www.baromig.ru/library/verst_Ivahnuk.pdf

Государство в значительной мере утратило свою монополию на управление миграцией. Одна из причин этого заключается в усилении тенденций глобализации, которая вообще сужает национальные возможности влиять на экономику и формировать политику, перенося акцент на наднациональный уровень. Что касается миграционной политики, то в условиях глобализации узконациональная, односторонняя миграционная политика оказывается неэффективной и недальновидной. Скажем, жесткое ограничение миграционного притока или чрезмерное усложнение правил въезда, пребывания и трудоустройства может привести к росту незаконной миграции или очень скоро обернуться невозможностью покрыть дефицит кадров за счет привлеченных из-за рубежа кадров, поскольку мировой рынок труда становится все более конкурентным. А ограничение прав граждан на временное трудоустройство за рубежом скорее всего приведет к безвозвратному оттоку населения.

Стр. 29.

У миграционной политики может быть несколько измерений: экономическое, демографическое, (гео)политическое, социальное, а также измерение, отражающее соображения национальной безопасности. Это связано с тем, что в управлении миграцией неизбежно сталкиваются три конкурирующие друг с другом цели: (1) экономический прагматизм, (2) национальная безопасность, (3) права человека. Первая цель подразумевает приоритет экономических (и демографических) интересов страны, вторая ставит во главу угла соображения национальной безопасности, а третья означает гуманитарный подход, основанный на равенстве и уважении прав человека. Приоритет какой-то из этих целей может отражать общую «философию» миграционной политики страны или применяться к определенной категории мигрантов.

Стр. 31-32.

От того, по какому сценарию будет развиваться в ближайшие десятилетия государственная деятельность в области управления процессами международной миграции, может зависеть судьба России – ее внутренне– и внешнеполитическая ситуация, ее мировоззренческий настрой, ее способность к модернизации и ускоренному экономическому росту, а значит, ее место в мировой экономической иерархии, геополитическое положение.

Таких сценариев может быть много – в зависимости от того, какие цели будут поставлены перед миграционной политикой и какие внутриполитические силы будут ответственны за принятие решений в миграционной сфере. Отбрасывая наиболее экстремальные варианты возможной трансформации миграционной политики (закрытие или, наоборот, открытие внешних границ для мигрантов), нам представляется, что наиболее реальных сценариев, действительно способных оказать влияние на будущее развитие России, два. Результат этих двух сценариев для будущего развития России будет принципиально разным.

Условно назовем первый сценарий «инерционным», второй – «стратегическим». Разграничительная черта между двумя этими сценариями пролегает в наличии/отсутствии последовательной политической воли, способной видеть в миграции важный ресурс развития России.

Стр. 83-84.

Таблица 1. «Инерционный» сценарий: действия и последствия (стр. 85-87)

Действия/отсутствие действий

Последствия

Несогласованность миграционного законодательства, волюнтаристские корректировки миграционных законов и правил

Отсутствие логичности и последовательности миграционных законов, провоцирующее «выпадение» мигрантов за рамки правового поля. Расширение сегмента незаконной миграции. Отсутствие реального представления у власти о масштабах и формах миграционного притока. Снижение миграционной привлекательности России

Межведомственная несогласованность действий государственных структур, вовлеченных в процессы управления миграцией

Противоречивость и запутанность миграционных правил, сложности для работодателей в привлечении иностранной рабочей силы, сложности для мигрантов в получении легального статуса в России. Отсутствие общегосударственного видения эффективности осуществляемой миграционной политики

Ужесточение миграционной политики (периодическое или как тренд), сужение каналов въезда для временных и постоянных мигрантов

Нехватка рабочей силы на российском рынке труда, снижение конкурентоспособности российских предприятий, замедление темпов экономического развития России, рост нерегистрируемой миграции и незаконного трудоустройства. Не компенсируемое миграцией сокращение численности населения России, нарастание демографической нагрузки на работающее население, сужение пенсионной базы, сокращение размера пенсий, повышение пенсионного возраста. Ограничение возможностей трудоустройства в России может привести к дестабилизации социальной обстановки в странах – основных миграционных партнерах России и массовой бесконтрольной гуманитарной миграции в Россию

Продолжение существующего подхода к политике репатриации (содействия переселению соотечественников) на основании экономической целесообразности

Провал Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников. Упущенный шанс использовать потенциал зарубежной русскоязычной диаспоры для смягчения демографического кризиса в России и выполнить моральные обязательства страны перед теми соотечественниками, кто – часто вынужденно – оказался вне пределов Родины и хотел бы вернуться.

Продолжение применения неэффективного инструмента квотирования иностранной рабочей силы

Превращение квоты в политический символ контроля власти над ситуацией на рынке труда. Питательная среда для коррупции. Отсутствие попыток найти и применить реально действующие механизмы защиты интересов россиян на рынке труда.

Невключение политики интеграции мигрантов в общую национальную миграционную политику

Трудности мигрантов в адаптации в России, социальная исключенность мигрантов, формирование социально неблагополучных этнических анклавов, нарастание межэтнической напряженности, риск внутриполитических конфликтов

Игнорирование потенциала институтов гражданского общества для осуществления интеграции мигрантов

Противостояние государства и гражданского общества (мигрантских организаций, диаспор, правозащитных организаций) чревато бесконтрольным нарушением прав мигрантов, их социальной изоляцией и самоизоляцией, нарастанием ксенофобии и межэтнической напряженности, отсутствием социальной сплоченности общества

Неразвитость форм частногосударственного партнерства в миграционной сфере

Государство не справляется с созданием эффективной миграционной инфраструктуры, в то время как бизнес оказывается отстранен от решения задач обустройства и трудоустройства мигрантов, создания мигрантских сервисов, обеспечения их прав. В результате растет масштаб теневых сервисов и неформальной / полукриминальной миграционной инфраструктуры

Пассивность и затягивание развития межгосударственного сотрудничества в миграционной сфере в рамках региональных структур на постсоветском пространстве

Утрата Россией роли лидера постсоветского пространства, недоверие партнеров по СНГ к России как миграционному партнеру, снижение миграционной привлекательности России для стран бывшего СССР, переориентация миграционных потоков на другие страны назначения

Таблица 2. «Стратегический» сценарий: действия и последствия (стр. 89-93)

Действия

Последствия

Принятие Концепции государственной миграционной политики

Определение стратегических ориентиров желательного для России развития миграционных процессов. Широкое ознакомление общества, органов государственной власти и местного самоуправления с позицией государства по миграционной политике. Формирование консенсуса общества и государства в вопросе привлечения мигрантов. Преодоление межведомственной несогласованности в реализации миграционной политики

Систематизация миграционного законодательства, принятие Федерального закона «О миграции»

Преодоление противоречивости миграционных законов, выявление правовых лакун, формирование четкой правовой основы для реализации стратегических целей миграционной политики

Отказ государства от идеи жесткого контроля над миграцией в пользу комплексного миграционного менеджмента

Миграция превращается из процесса, проблематизирующего развитие России, в управленческую задачу. Системное видение роли миграционных процессов для развития Рос сии ставит миграционную политику в один ряд с экономической, демографической, социальной политикой. Для решения поставленных в миграционной области задач привлекаются все заинтересованные акторы: государство, ассоциации работодателей, профсоюзы, мигрантские организации, диаспоры, правозащитные организации. Укрепляется многостороннее межгосударственное сотрудничество в управлении миграционными процессами

Разработка четких миграционных каналов / направлений / программ (переселенческая, репатриационная, воссоединение семей, трудовая, деловая, образовательная и т.д.) и дифференцированный подход к разным категориям мигрантов

Повышение миграционной привлекательности России за счет прозрачности и структурированности миграционной политики. Усиление легального миграционного притока. Ускорение модернизации российской экономики за счет обеспечения притока инвесторов и предпринимателей, а также привлечения высококвалифицированных кадров с мирового рынка труда. Сокращение незаконной миграции.

Тщательная проработка «натурализационного канала» иммиграции. Разработка четких каналов получения российского гражданства

Усиление иммиграционного притока. Частичная компенсация естественной убыли населения России за счет иммиграции. Сокращение демографической нагрузки. Смягчение проблемы старения населения за счет притока молодых иммигрантов

В области трудовой миграции – разработка многовариантных программ для временных трудовых мигрантов, дифференцированных по сферам занятости и отраслям

Обеспечение притока легальной иностранной рабочей силы в трудодефицитные отрасли и регионы. Сокращение демографической нагрузки на работающее население за счет притока трудовых мигрантов. Возможность реструктуризации занятости российского населения в пользу инновационных отраслей благодаря привлечению мигрантов в менее престижные отрасли. Поддержание конкурентоспособности российских предприятий. Обеспечение устойчивых темпов экономического развития России

Законодательное обеспечение экономических и социальных прав иностранных граждан, включая право на достойную оплату и условия труда. Усиление контроля за выполнением норм закона на рынке труда.

Развитие понимания того, что импорт рабочей силы – это не привлечение дешевой иностранной рабочей силы, а восполнение дефицита рынка труда. Преодоление проблемы демпинга заработной платы в отраслях концентрации мигрантов. Преодоление проблемы эксплуатации мигрантов, рабского труда и торговли людьми. Подключение мигрантов к системе социального обеспечения и преодоление, таким образом, их нынешнего бесправного положения в российском обществе.

Развитие частногосударственного партнерства в миграционной сфере

Привлечение бизнеса к созданию миграционной инфраструктуры в сфере обустройства мигрантов (общежития, временное жилье, передвижные строй-городки), трудоустройства мигрантов (миграционные биржи, частные агентства занятости, лизинг персонала), легализации денежных переводов мигрантов (развитие каналов трансграничных финансовых сервисов для мигрантов), обеспечения прав мигрантов (консультационные, информационные, правовые центры). Усиление роли этнического бизнеса в укреплении внешнеэкономических связей России со странами происхождения мигрантов

Разработка и реализация политики интеграции инокультурных мигрантов как составная часть национальной миграционной политики

Снижение межэтнической напряженности за
счет большей включенности иммигрантов в социальный социум и большей адаптации временных трудовых мигрантов к российскому рынку труда. Распространение знания мигрантами русского языка, законов и норм Российской Федерации как условие формирования социальной сплоченности общества

Усиление воспитания толерантности в российском обществе

Снижение межэтнической напряженности за счет формирования лучшего представления россиян о вкладе мигрантов в экономику России, о культуре стран происхождения мигрантов, расширения межэтнического взаимодействия через институты гражданского общества. Преодоление тенденций национализма и шовинизма и развитие демократических ценностей: уважение прав человека, повышение самоценности жизни, развитие интернационализма

Информационное обеспечение миграционной политики

Создание более позитивной атмосферы в обществе для обсуждения вопросов миграционной политики. Преодоление существующей тенденции криминализации мигрантов. Позитивизация миграции и мигрантов через средства массовой информации. Снижение уровня ксенофобии и межэтнической напряженности в обществе. Формирование среди россиян понимания роли миграции для России и целей миграционной политики

Противодействие незаконной миграции путем пресечения нерегистрируемой занятости мигрантов

Сокращение теневого сектора занятости, увеличение налогооблагаемой базы доходов мигрантов, улучшение представления о реальных масштабах и структуре национального рынка труда и потребности в привлечении иностранной рабочей силы. Повышение здоровой конкуренции на российском рынке труда

Политика поощрения учебной миграции с возможностью дальнейшего трудоустройства выпускников в России

Содействие притоку наиболее привлекательных и легко интегрируемых в российское общество иммигрантов – знающих русский язык и традиции жизни в России, имеющих профессиональную подготовку, находящихся в активном репродуктивном возрасте

Реформирование системы профессионального обучения, в том числе развитие экспорта образовательных услуг

Привлечение иностранных граждан для профессионального обучения в российских средних профессиональных училищах с их дальнейшим трудоустройством на российском рынке труда. «Реанимация» системы среднего профессионального обучения.
Повышение качества человеческого капитала мигрантов. Усиление стимулов для стран СНГ в укреплении миграционного взаимодействия с Россией

Привлечение НПО и общественных организаций к формированию миграционной инфраструктуры и делегирование им функций по интеграции мигрантов

Реализация политики интеграции мигрантов усилиями более приспособленных для этого общественных институтов. Перемещение фокуса политики интеграции на локальный уровень. Повышение уровня социальной сплоченности общества. Формирование партнерских отношений государства и гражданского общества

Укрепление многостороннего регионального сотрудничества в миграционной сфере в рамках СНГ и ЕврАзЭС

Создание единого рынка труда на постсоветском пространстве. Усиление интеграционных процессов и укрепление геополитической роли России как регионального лидера.
Повышение устойчивости развития региона. Обеспечение геополитических интересов России на постсоветском пространстве.

В работе предпринята попытка на фоне существующих в мире современных подходов к управлению миграцией оценить имеющийся в России опыт осуществления миграционной политики и рассмотреть перспективы ее развития. Суммированы положительные и отрицательные итоги 20-летнего периода современной миграционной политики России и разработан сценарий ее реформирования на основе разработки долгосрочной и структурированной миграционной политики, ее научного и информационного обеспечения, повышения миграционной привлекательности страны, формирования толерантных отношений между принимающим обществом и мигрантами.

Книга адресована как практическим работникам, занимающимся разработкой и реализацией миграционной политики, так и научным сотрудникам, преподавателям, студентам, аспирантам, интересующимся вопросами миграции и миграционной политики.

Оглавление

Введение

ЧАСТЬ I. XXI век - формирование новых подходов к управлению миграцией

1.1. Новое понимание роли миграции в мире
1.2. Уроки глобального кризиса
1.3. Системный подход в управлении миграцией
1.4. Что такое "эффективная" миграционная политика?

ЧАСТЬ II. Опыт осуществления миграционной политики в России - непростое наследие

2.1. Забытая история миграционной политики - как оценивать?
2.2. Миграционная политика России: итоги двух десятилетий
2.3. Институциональное обеспечение миграционной политики в России: цена ошибки
2.4. 2010 г.: начало нового этапа миграционной политики России?

ЧАСТЬ III. Какой быть российской миграционной политике?

3.1. Международная миграция как ресурс развития России
3.2. Перспективы развития миграционной политики России: альтернативные сценарии
3.3. Вопросы, которые пока остаются без ответа
3.4. Рекомендации по совершенствованию миграционной политики России

Заключение

Список литературы

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.