К переводу трудовой миграции на принципы оргнабора вплотную подошли Кыргызстан и Россия. Если удастся подписать в ближайшие месяцы соответствующее соглашение, то наша республика станет первой в СНГ, кто совместно с РФ возьмется за придание миграционным процессам цивилизованного характера. Однако скоро сказка сказывается, да не так скоро дело делается.
Кадры нужные важны
В нашем случае все началось еще при прежнем политическом режиме. Но, естественно, после апрельских событий 2010 года работа над подготовкой двустороннего документа надолго приостановилась. Возобновилась лишь на следующий год, однако в силу разных обстоятельств продолжается до сего дня. О необходимости скорейшего завершения этой работы шла речь и на состоявшемся недавно в Подмосковье заседании совместной кыргызско–российской рабочей группы по вопросам миграции. Комментируя его итоги, заместитель министра иностранных дел Аскар Бешимов сообщил, что подписание важного документа уже на подходе. И все же конкретные сроки опять не обозначены. Пока лишь идет речь о планируемом на сентябрь заседании экспертной группы, которая “определит порядок цивилизованной трудовой миграции, когда соискатели зарубежной работы получат альтернативу существующим каналам неформальной миграции”.
— Оргнабор — сложная многоступенчатая система, в которой должно быть задействовано много элементов, включая госорганы, НПО, бизнес–сектор и, конечно же, самих трудовых мигрантов, — говорит первый секретарь посольства КР в РФ Алмазбек Асанбаев, с самого начала принимавший участие в подготовке проекта соглашения. — Последние в своей массе сегодня испытывают две основные проблемы: отсутствие достаточного образования, навыков и квалификации и несоблюдение законов по прибытии в страну трудоустройства. Имея требуемое образование, сертификат профлицея, найти работу мигранту будет в десятки раз легче. На решение этих проблем и нацелен оргнабор. Он предусматривает обучение, подготовку кадров, причем не только по специальности, но и, в случае с Россией, в плане освоения русского языка, приобретения навыков общения на нем, знания российских законов, истории, культуры.
Урок не впрок
Все это желательно осуществлять еще на предвыездной стадии, на базе действующих в КР профессионально–технических лицеев или специально создаваемых учебных центров, в обоих случаях ориентированных на потребности и специфику российского рынка. Но в новых условиях заказы в них должны размещать не государство, а работодатели, предприниматели. Насколько сегодня готов российский бизнес к тому, чтобы приходить в Кыргызстан в данную сферу, вкладывать деньги в развитие таких учреждений и готовить для себя требуемую рабсилу? Первый опыт такого взаимодействия — на базе профлицеев N 4 в Бишкеке, N 25 в Канте, N 16 в Оше — уже имеется, но пока это скорее исключение из правил.
Реалии же таковы, что и сегодня, как и раньше, преобладающая часть трудовых мигрантов из Кыргызстана в РФ в силу отсутствия комплексной подготовки используется там, где требуется неквалифицированная рабочая сила. А отсюда — и низкая оплата труда, и более худшие условия его, и многие другие проблемы. Особенно если гастарбайтер находится на нелегальном положении, вне закона со всеми вытекающими отсюда последствиями. И посольство КР в Москве, его консульские учреждения в Екатеринбурге и Новосибирске, куда приходят влипшие в неприятную историю соотечественники, уже не всегда способны помочь им. Благо если дело обойдется административным штрафом. Но бывает, что единственным выходом остается уехать из России и потом снова вернуться в нее уже на легальной основе.
— Обвинения со стороны некоторых наших мигрантов по поводу неспособности дипломатов помочь им просто необоснованны, — продолжает Алмазбек Асанбаев. — Ведь такие люди сами себя загоняют в угол. Более того, сложился так называемый пул нарушителей, которым никакие разъяснительные беседы и помощь со стороны посольства вообще ничего не дают. Обратившись к нам в первый раз, когда, случается, что–то еще можно исправить, они клянутся, что сделают все необходимое для дальнейшей легализации. Но спустя время приходят вновь за помощью, усугубив прежние нарушения новыми. И когда спрашиваешь, почему же они и пальцем не пошевелили для этой самой легализации, в ответ слышишь: “Все же так делают!”.
Работа и квота
Все, да не все. По статистике, которой располагает наша дипмиссия, из около полумиллиона кыргызстанцев, ежегодно приезжающих в поисках трудоустройства в Россию, 180 тысяч имеют разрешение на работу или патенты. Остальные находятся здесь и пытаются работать незаконно, попадая в сети теневиков, с которых и спрос соответствующий.
— Да, всегда можно брать пример с тех, кто хуже тебя по образованию, подготовке и пребывает в более худших условиях. Но почему не равняться на тех же 180 тысяч земляков, работающих официально, получающих нормальные заработки? — недоумевает Асанбаев. — В нашей базе данных сегодня только по Москве имеется более 2 тысяч вакансий — на строителей, поваров, официантов, работников жилищно–коммунального хозяйства, представителей многих других специальностей.
Наверное, можно было бы предлагать и гораздо большее количество вакансий. Если бы не одно серьезное препятствие. Оно заключается в необходимости получения разрешения на работу, что тесно связано с проблемой квотирования рабочих мест для иностранцев. Одно дело, когда работодатель располагает такой квотой из общего ее размера, ежегодно устанавливаемого властями. Но, увы, она постоянно не соответствует реальным потребностям российского рынка труда, оказывается гораздо меньшей. И тогда работодателю, заинтересованному в привлечении приезжих рабочих, но не имеющему пресловутых квот, приходится перекупать их у посредников. Институт последних, к сожалению, действует в РФ абсолютно легально, вынужденное взаимодействие с ним создает дополнительные сложности, увеличивает расходы при трудоустройстве. Естественно, мешает и внедрению принципов оргнабора.
Эти и другие препоны устранятся с созданием системы свободного перемещения рабсилы на региональном рынке труда, что как раз и предусмотрено в рамках Единого экономического пространства и последующего Евразийского экономического союза. Тогда службы занятости смогут без оглядки на всякие полицейские барьеры, ограничивающие потоки трудовой миграции, активно помогать иностранным рабочим и местным работодателям находить друг друга. И в этом — еще одна колоссальная выгода для Кыргызстана от присоединения к ЕЭП и ЕЭС. Но это дело будущего, а пока надо налаживать оргнабор в существующих реалиях. Тем более что для того уже созрели все предпосылки.
Общее дело
Проект соглашения между КР и РФ об оргнаборе на сегодня почти готов. Но до недавнего времени неурегулированными оставались несколько моментов. Прежде всего сроки выдачи разрешения на работу. Наша сторона просила российскую, чтобы такой период для участников оргнабора был максимально сокращен. Ведь даже должным образом подготовленный мигрант, которого уже ждут по месту будущего трудоустройства, по приезде в Россию должен еще определенное время ждать, пока выполнит все положенные процедуры, сдаст документы, получит требуемое разрешение. Но встает вопрос, где эти дни и даже недели приезжий должен жить, кто будет оплачивать его текущие расходы, может ли он ходить на работу, не имея пока разрешительных документов, если нет, то чем может заниматься, и так далее.
Вариант решения проблемы обозначился во время упоминавшегося заседания совместной рабочей группы по вопросам миграции, которое прошло в подмосковном городе Троицке. На нем российская сторона заявила о возможности выдачи требуемого разрешения еще на территории Кыргызстана, в представительстве ФМС РФ в Бишкеке. Этому должны предшествовать обязательное тестирование, предварительное знакомство — по электронным средствам связи, скайпу — работодателя с его будущим работником. Проработкой данного варианта и займутся сейчас российские и кыргызстанские эксперты.
К слову, модельное соглашение об оргнаборе готовится сейчас и в рамках всего СНГ. И можно смело утверждать, что в большей степени за основу взят документ, подготовленный именно Кыргызстаном. В посольстве КР в РФ отметили, что при создании его был изучен опыт многих стран, как экспортирующих, так и принимающих рабсилу, учтены особенности самой республики, России, их объективных потребностей.
Свои наработки мы не скрывали и от соседей по региону. Эти материалы были переданы специалистам в Узбекистане и Таджикистане, также занимающимся такими вопросами. Так что если кто–то из них быстрее завершит переговоры с Россией, не Кыргызстан станет пионером внедрения совместно с ней принципов оргнабора. Это было бы несколько обидно, хотя и не принципиально, поскольку передовой опыт одних все равно станет достоянием и других.
— Здесь нет никакой спешки, конкуренции, в конечном счете все мы вместе с коллегами по СНГ работаем над общей и очень важной задачей, — говорит Алмазбек Асанбаев. — Но наше взаимодействие с россиянами сейчас набирает обороты и вновь имеет хорошие перспективы.
Впрочем, подписание и модельного, и двусторонних документов станет еще не решением, а лишь началом большой практической работы в заданном направлении.
Требуются, но с разрядом
У Кыргызстана уже есть неплохой опыт сотрудничества с Россией на принципах оргнабора. Так, с 2006–го по 2008 год до полутора тысяч наших соотечественников работали на строительстве знаменитого бизнес–комплекса “Москва–сити”. Посредником здесь выступила крупная турецкая компания “Энка Иншаат”, также задействованная на этом объекте. Она взаимодействовала со службами занятости РФ и КР, в результате чего совместными усилиями были отобраны и подготовлены на базе кыргызстанских профессионально–технических лицеев специалисты различных строительных профессий. Большой стройотряд из центральноазиатской республики вместе с другими рабочими возводил различные объекты “Москва–сити”. Но потом возник кризис в строительной отрасли, да и не только в ней. И все заглохло.
К сожалению, в дальнейшем этот кыргызско–российско–турецкий совместный опыт не получил продолжения. Но появилась возможность возродить его сегодня. Трудоустроить значительное количество кыргызстанцев способно известное российское предприятие — московская строительная компания “Моспромстрой”. Она сооружала МГУ, Останкинскую башню, много других зданий, относящихся ныне к категории объектов исторического и культурного наследия. И теперь приглашает строителей различного профиля. Но с обязательным условием — чтобы те имели подтвержденный документально 3–4–й разряд. Речь в данном случае идет не о каких–то спецах высшей квалификации, но — о выпускниках профлицеев, имеющих небольшой опыт строительства.
К сожалению, такие работники среди приезжающих из КР в РФ — в меньшинстве. Большинство из тех, кто приходит в российскую строительную отрасль, не имеют никаких профессиональных навыков. Приобретать их приходится уже по ходу дела. И поэтому выполненная такими нашими соотечественниками работа подчас оказывается некачественной. В итоге они еще и остаются должны тем, кто нанимал их.
Вместе с тем “Моспромстрой” имеет квоту на привлечение иностранной рабсилы, выделенную правительством Москвы, в тысячу мест. И готов заполнять вакансии, в том числе и нужными кадрами из КР, оформляя для них разрешение на работу в соответствии с официально установленной госпошлиной 2 тысячи рублей (посреднические фирмы, торгующие квотами, запрашивают за это 18 — 20 тысяч рублей).
Евгений ДЕНИСЕНКО. «Вечерний Бишкек», 30 июля 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)