Rambler's Top100

№ 513 - 514
4 - 17 июня 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Российская научно-технологическая диаспора в США

Иммиграционная дилемма Германии

Тема иммиграции во Франции накануне президентских выборов 2012 года

Мигранты из постсоветских стран в Италии (результаты эмпирического социолингвистического исследования)

Евразийский Союз и будущее миграционной политики России: Антидискриминационное законодательство как условие успешной евразийской интеграции

Архив раздела Глазами аналитиков




Google
Web demoscope.ru

Тема иммиграции во Франции накануне президентских выборов 2012 года

Я. Стрельцова1
(Опубликовано в журнале "Мировая экономика и международные отношения", 2011, №9 с. 81-94)

Международные миграции стали сегодня вызовом для идентичности многих национальных государств. По данным Демографического отдела ООН, в 2009 г. насчитывалось почти 214 млн. международных мигрантов и 740 млн. - внутренних2. За полвека численность неевропейского населения 15 стран Европейского союза выросла более чем в 50 раз. Так, еще в начале 50-х годов XX в. она едва достигала 300 тыс., а в канун его масштабного расширения, в мае 2004 г., превысила 15 млн. человек.

Сегодня в Европе проживает около 18,4 млн. иммигрантов. Однако если принимать во внимание нелегальных мигрантов и натурализованных иностранцев, то, по оценке Центра европейских стратегических исследований (Centre for European Policy Studies, CEPS), эта цифра будет больше, по крайней мере, на 40-60%, то есть речь идет о 25-29 млн. человек. Численность европейского населения растет за счет иммиграции, в первую очередь мусульман. В 2009 г. в ЕС их проживало 15-24 млн.3 Относительность оценок объясняется значительной трудно учитываемой нелегальной иммиграцией.

ИММИГРАЦИЯ ВО ФРАНЦИЮ В ЦИФРАХ

Во Франции численность иммигрантов, согласно переписи населения, возросла с 4,1 млн. человек (6,8% всего населения страны) в 1990 г. до 4,5 млн. человек (7,1%) в 2004 г. За предыдущие 40 лет (с 1954 по 1990 г.) число иностранцев увеличилось более чем в 2 раза - с 1,7 до 3,6 млн.

Иммигранты активно заселяют помимо столичного региона, в котором их доля в населении достигает 40%, юг, юго-восток и северо-восток страны, в основном крупные города. Их присутствие незначительно на западе Франции - в Бретани - 1% и в сельской местности - 2%.

В течение последних 20 лет большая часть иммигрантов приезжала из стран Магриба. Одновременно заметно увеличился приток из стран южнее Сахары. Сегодня четыре иммигранта из десяти родом из Африки. С 1999 по 2004 г. доля взрослых иммигрантов из Африки увеличилась на 20%, составив 42% всех иммигрантов. Если из стран Магриба за этот период переселилось во Францию около 1,4 млн. человек, то из стран южнее Сахары - 500 тыс. На 27% выросла иммиграция из Азии (в частности, из Турции и Китая), достигнув 630 тыс. человек4. При этом доля взрослых иммигрантов из стран ЕС уменьшилась с 42 до 37%.

Среди иммигрантов, которые получили французское гражданство в течение 90-х годов минувшего века, половина приходилась на выходцев из стран Магриба и значительная часть - на турок и азиатов. Одновременно с существенным уменьшением европейцев с 84 до 41,3% (более чем в 2 раза!), получивших французское гражданство, число африканцев за этот же период выросло с 13,5 до 46,3% (в 3.5 раза), а азиатов - с 2,5 до 11,8% (почти в 6 раз). В 2007 г. во Франции насчитывалось свыше 1 млн. берров - французов, родившихся от родителей-магрибинцев. Процедура получения гражданства, очевидно, также способствовала увеличению доли населения иностранного происхождения среди французов. Так, иммигранты активно пользовались получением гражданства по двум категориям: "по заявлению родителей" и "без формальностей", упраздненным в 1993 г. Из 95 тыс. иностранцев в 1992 г. гражданство по этим категориям получили, соответственно, 32 и 24 тыс. человек.

На протяжении последних 20 лет французская иммиграционная политика становилась все селективнее в отношении квалификации мигрантов и в большей степени учитывала запросы национальной экономики. В 2009 г. каждый третий иммигрант, получивший французское гражданство, был с высшим образованием, 37% - не имели никакой квалификации (против 32,6% - среди французов)5. 80% новых граждан жили во Франции более 10 лет, 62% были горожанами (последние во Франции в среднем составляют 32%), 78% имели работу (75% среди французов), и редко у кого доход был выше 1800 евро (среди французов таких - 45%). Иностранцы, получавшие французское гражданство, как правило, были моложе, активнее и образованнее, чем "средний француз". Число нелегальных иммигрантов в 1990-2010 гг. составило, по косвенным данным, приблизительно от 300 тыс. до 1 млн. человек.

С ростом числа иммигрантов увеличивается и бедность во Франции. Так, если процент бедных во Франции в 1999-2008 гг. едва превышал 7% (это те французы, чей достаток составлял около 50% от среднего уровня жизни), то на иммигрантов приходилось 22,8% от общего числа малоимущего населения. Среди них уровень бедности был в 2,8 раза выше, чем в среднем по стране6. По сравнению с "коренными" французами жилищные условия вновь прибывающих традиционно хуже, покупательная способность ниже.

Если в 60-70-е годы речь шла о трудовой иммиграции, представленной в основном рабочими-мужчинами трудоспособного возраста, то в 80-90-е годы трудовая иммиграция сменилась семейной. Стали приезжать члены семей, дети и родственники бывших трудовых мигрантов. Заметно возросла среди неевропейского иностранного населения, живущего во Франции, доля женщин, приезжающих по линии семейного воссоединения. В 1990 г. на 100 мужчин мигрантов приходилось 73 женщины (в 1982 г. - 61). Среди иммигрантов, получивших французское гражданство путем натурализации, женщин было больше (55%), чем мужчин.

Еще в 1975 г. известный французский экономист Жорж Тапинос развеял иллюзию, согласно которой трудовая миграция не приведет к семейной7. Его прогнозы оправдались. Значительный прирост иностранного населения во Франции за последние 10-20 лет произошел за счет иностранцев, приезжающих по линии семейного воссоединения. В 2004 г. среди получивших разрешение на пребывание в стране сроком на год и более они составляли 73%.

Другим источником роста численности иммигрантов являются смешанные браки, число которых во Франции до 2004 г. непрерывно росло. С 1995 по 2004 г. число смешанных браков удвоилось. В 2004 г. их было заключено 51 тыс. - с супругом-иностранцем, из них 8 тыс. - между двумя иностранцами. Один из пяти заключавшихся браков приходился на брак с иностранцем. В результате доля иностранцев в смешанных браках сегодня составляет 8%.

Увеличивается число фиктивных браков, которые позволяют ускоренно получать разрешение на проживание. Они часто организуются хорошо структурированной криминальной сетью.

Прирост населения во Франции, как и в большинстве европейских стран, происходит в значительной степени благодаря высокой рождаемости среди иммигрантов. На протяжении последних 20 лет она продолжала оставаться более высокой, чем у французов. Если в среднем на француженок в 1990-2010 гг. приходилось чуть менее двух детей (1,9 - один из самых высоких показателей в Западной Европе), то у иностранок - немногим более трех (3,2)8. За счет иммиграции число женщин фертильного возраста в 90-х годах увеличилось приблизительно на 5%. Особенно высокая рождаемость была у марокканок (5,23 ребенка), тунисок (5,20), турчанок (5,05), алжирок (4,20), а у итальянок и испанок - на уровне француженок.

Выявление точного количества иммигрантов, не говоря уже о нелегальных, во Франции представляет собой большую сложность, так как статистика не учитывает ни этническое происхождение, ни вероисповедание, а только гражданство и страну происхождения иммигранта или его родителей. Это приводит к обострению дискуссии в обществе, в которой сталкиваются две полярные точки зрения: с одной стороны ксенофобия, с другой - естественная или притворная наивность в отношении иностранного присутствия во Франции.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

В отличие от своих соседей Франция - одно из старейших государств иммиграции. Она принимает иммигрантов с середины XIX в., практически непрерывно.

Деколонизация спровоцировала приезд во Францию с 1956 г. более 1,5 млн. репатриантов (из них 650 тыс. - из Алжира в 1962 г.)9. Официальная политика приглашения трудовых иммигрантов была приостановлена в 1974 г. из-за спада экономической активности в стране. В течение 90-х годов принимались меры по ужесточению приграничного контроля и иммиграционной политики в целом. Меры и законопроекты последних лет свидетельствуют о стремлении подчинить иммиграцию нуждам государства путем установления "квот" в зависимости от потребностей рынка рабочей силы и возможностей общества принять и интегрировать иммигрантов.

Однако интеграция представителей последней волны иммиграции происходит значительно сложнее, чем предыдущих. Так, в 2007 г. один иммигрант из четырех имел серьезные проблемы с владением французским языком, 16% - не умели говорить по-французски, 7% - не умели читать, 11% молодежи покинули школу, не получив никакой квалификации10. К сложностям интеграции социально-экономического характера прибавляются духовные, потенциально более конфликтогенные, такие, например, как "двойная идентичность" иммигрантов11.

Главным препятствием на пути интеграции вновь прибывающих мигрантов, в массе своей, как уже отмечалось, мусульман, не только во Франции, но и в Европе в целом, является их религия - ислам и традиции с ним связанные, которые входят в неразрешимое противоречие со светским характером западных государств. Этот вывод был сделан в начале 2011 г. на съезде руководителей крайне правых европейских партий, рост популярности которых наблюдается в последние годы. Так думают и 70% французов, полагающих, что мусульмане плохо интегрируются в принимающее общество из-за культурно-религиозных различий. В начале 2011 г., по данным опросов, свыше 40% французов видели угрозу Франции в исламе.

Еще большее недовольство принимающего общества вызывает нежелание иммигрантов и их детей интегрироваться в стране проживания, навязывание своего поведенческого кода и религиозно-культурных ценностей коренному населению. Это опять же характерно особенно для мусульман. Идея интеграции в европейскую цивилизацию не стала доминирующей в их среде. Наоборот, в отличие от прошлых лет, как констатируют ученые-востоковеды, все больше мусульманских мигрантов и их потомков принципиально отказываются интегрироваться в европейское общество и проявляют все большую религиозную нетерпимость. Иммигранты используют религию как доступную им форму идеологии, в данном случае религиозную, с которой они связывают возможность построения более справедливого общества и которая традиционно определяет этику поведения, стереотипы общения, ценностные ориентации, вступает в противоречие с западными, аморальными, с точки зрения приверженцев ислама, образцами гедонистической культуры, неприемлемой для мусульман.

Растущее число иммигрантов-мусульман поставило и другую серьезную проблему для безопасности государства - угрозу терроризма. Вопросы безуспешности интеграции иммигрантов, борьбы с нелегальной иммиграцией, безопасности государств и угрозы терроризма сегодня взаимосвязаны. Опасение стали вызывать демографический дисбаланс в пользу иммигрантов и "поликультурализация" общества.

Наконец, недовольство коренного населения неспособностью правящих партий решить комплекс проблем, связанных с растущим числом неинтегрируемых иммигрантов, приводит к заметному росту популярности крайне правых, радикальных партий и их идей в обществе.

С лозунгом Национального фронта (НФ) "Франция - для французов!", выдвинутым в 1979 г., в 1991 г. были согласны 32% населения. Характерно, что при этом 92% иммигрантов заявляли, что чувствуют себя хорошо во Франции; 64 - полагали, что французы - не расисты; 55 - считают, что их родина - страна происхождения их родителей; 31 - Франция; 58%- согласны с тем, что Франция не может больше принимать новых мигрантов12.

Начиная с 90-х годов иммиграция, которая ранее рассматривалась как шанс для экономического развития государства, превратилась в одну из серьезных национальных проблем. Сегодня во Франции живут второе и третье поколения иммигрантов из бывших французских колоний, и основная проблема состоит не столько в новом притоке иммигрантов, сколько в сложности и безуспешности попыток интегрировать уже обосновавшихся в стране. Это касается, в первую очередь, молодого поколения иммигрантов, детей и подростков, несмотря на то, что Франция - государство с одной из самых эффективных моделей гражданской ассимиляции. Особенностью Франции, считает известный демограф Франсуа Эран, является длительный по времени процесс иммиграции в страну, а не ее массовость. Затронув жизнь нескольких поколений и благодаря смешанным бракам, иммиграция меняет в корне французское общество.

ОТНОШЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ОБЩЕСТВА

В целом за последние 20 лет отношение к иностранцам во Франции заметно ухудшилось. Радикализация взглядов французов началась с конца 80-х годов. Коренное население стало обвинять иммигрантов в том, что в условиях экономического кризиса они лишают его работы, в росте безработицы и преступности. Если в 1990 г. было совершено 3493 преступлений, то в 2005 г. - 3776. 72% французов полагали, что иммигранты находятся в лучших, по сравнению с коренным населением, условиях в отношении обеспечения социальными пособиями13. Например, Фонд социальной помощи рабочим-мигрантам и их семьям (Fonds d'action sociale pour les travailleurs immigres et leurs familles, FAS) - общественная организация под опекой Министерства социальных дел, на социальную поддержку иммигрантов в середине 90-х годов получал ежегодно 1,5 млрд. франков. В 90-х годах более 2/3 французов выступали за закрытие границ для иммигрантов, против проявления религиозных убеждений и предоставления права голосования иммигрантам на местных выборах. Половина французов высказывалась за возможность интеграции иммигрантов, другая - за их выдворение из страны.

Всплески ксенофобии приходились на периоды экономических кризисов и на события 11 сентября 2001 г., а также ноябрьские 2005. Помимо известных обвинений в адрес иммигрантов, связанных с ростом безработицы и преступности, социальными привилегиями, стали выдвигаться новые, в частности, касающиеся их нежелания адаптироваться к стилю жизни французов. Так, в 1990 г. 63% французов считали, что люди иностранного происхождения должны осваивать местные нравы, обычаи, язык, манеру одеваться (в Германии, к примеру, таких 36%) и 33% - что они должны сохранить часть своих привычек, характерных для страны происхождения. Согласно мнению 82% французов, необходимо, чтобы иностранец посещал школу во Франции (в Германии - 38%). 71% опрошенных полагали, что иммигрант должен забыть привычки своей страны, если они противоречат французскому законодательству (в Германии - 45%). Иммигрантов упрекают также в вандализме, в презрении к общественному достоянию и к обществу в целом. Это касается в первую очередь выходцев из стран Магриба, мусульман, чьи культура и привычки наиболее отличаются от французских. В массе своей французы убеждены, что различия в обычаях, религии, языке осложняют совместное проживание. По мнению многих из них, различия между исламской и католической религиями делают интеграцию мусульман невозможной.

По данным опроса, проведенного после президентских выборов 2007 г., 74% французов положительно относились к понятию национальной идентичности как к объединяющей французское общество ценности; 51 - считали, что во Франции слишком много иммигрантов; 61% - что "уже не чувствуешь себя как дома". Положительно относились к исламу только 35% опрошенных, и только 24% полагали, что глобализация представляет собой шанс для французской экономики и общества14.

Более того, такое отношение к иммигрантам стало рассматриваться во Франции не как ксенофобия, а, скорее, как опасение развития этнического и религиозного коммунитаризма15. Политику "жить вместе" многие социологи называют вызовом настоящему и будущему Франции, одной из основных 10 проблем, которые испытывает страна. Проблема заключается в том, что "интеграционная" функция республиканской модели дает сбой, социальное смешение людей различных культур было успешным до тех пор, пока их культуры и привычки были схожи. Сегодня речь идет о сосуществовании христианской, атеистической и исламской культур, которые значительно отличаются, вследствие чего "растет коммунитаризм и непонимание"16.

В основе республиканской модели лежит идея "национальной общности", которая неделима. Она предполагает стремление интегрировать каждого гражданина. Для этого использовались такие институты, как школа, армия, система социальной защиты. Однако школа сегодня больше не справляется с этой миссией. Служба в армии перестала быть воинской обязанностью, система социальной защиты - в кризисе. В стране преобладают центробежные силы, которые выбрасывают часть граждан за ее пределы. Ими оказываются те, у кого нет достаточного образования, общей культуры, здоровья, необходимых связей, которые помогли бы им ориентироваться в обществе и занять в нем достойное место. Коммунитаризм становится реальностью социальной географии. Города и предместья делятся на кварталы - "мусульманские", "еврейские", "черные", "азиатские", "гомосексуальные". Отказ многих коммун строить 20% социального жилья, к чему их обязывает закон, объясняется опасением жителей смешиваться с другими социальными группами. В результате, по мнению многих социологов, социальное смешение - благородная, но практически нереальная в сегодняшних условиях задача17.

Люди объединяются в социальные группы, которые все больше отдаляются друг от друга. Национальная идентичность французов постепенно замещается растущим индивидуализмом, стремлением к личному самоутверждению в ущерб национальному единству. Французы стали предпочитать национальной, гражданской принадлежности отношения по принципу "близости".

Они объединяются на уровне региона, коммуны, квартала, но не на национальном, тем более, европейском уровне, в котором сегодня видят, скорее, угрозу, а не новые возможности.

Пресловутая политкорректность, накладывавшая табу на тему иммигрантов и этнических меньшинств, за последние годы распространилась и на другие сферы. Возникают "профессиональная", "социальная", "идеологическая корректность". Все эти явления отражаются во французском языке. Теперь учителя в школе называют преподавателем (как в вузе), горничную - хозяйкой, слепого - плохо видящим. Слово "маркетинг" стало синонимом манипуляции потребителем, "либерализм" встречается только в негативном контексте18.

Эти явления - знаковые и свидетельствуют о том, что эгалитаристская французская модель, направленная на установление равенства и стирание различий, в современной Франции решает возникающие проблемы не с помощью реальных действий, а лишь меняя названия, вводя новые табу на социально значимые явления.

ПОЛИТИКА НИКОЛЯ САРКОЗИ И ЕГО ПАРТИИ

Н. Саркози использовал иммиграционную тему в преддверии выборов еще будучи министром внутренних дел, приняв закон об иммиграции 2006 г. и жестко противостоя бунту окраин в 2005 г., тем самым в определенной мере подготовив свою победу на выборах. Его поддержали националистически настроенные избиратели, ранее голосовавшие за НФ, тем более, если учесть, что выдвигаемые требования в сфере иммиграционной политики были схожи19.

В бытность нынешнего президента министром внутренних дел был разработан и принят последний закон об иммиграции и интеграции от 24 июня 2006 г. Этот закон, по мнению Н. Саркози, делает Францию страной с избирательной, разумной иммиграционной системой и позволяет выбирать тех иммигрантов, в которых она нуждается. Что подразумевает нынешний президент под политикой "избирательной иммиграцией" ("l'immigration choisie"), реализуемой сегодня в Республике. Она предполагает, что Франция сама должна выбирать, приглашать и оставлять на своей территории тех иммигрантов, в которых нуждается, и которые смогут оказать положительное влияние на демографическую ситуацию в стране.

Закон 2006 г., в частности, предусматривает следующее:

  • вид на жительство получают преимущественно квалифицированные рабочие и специалисты;
  • ограничивается возможность семейного воссоединения (для этого иностранец должен прожить во Франции не менее 18 месяцев вместо одного года) на легальном положении и с доходом не меньше минимальной заработной платы - без социальных выплат (Salaire minimum interprofessionnel de croissance, SMIC);
  • усиливается борьба против фиктивных браков, супруги из других стран должны отныне дольше ждать получения вида на жительство (четыре года вместо двух лет семейной жизни, если супруги живут во Франции, и пять лет вместо трех, если - в других странах);
  • вид на жительство может быть предоставлен после того, как резидент получит визу на долгосрочное пребывание и после подписания им "договора-контракта о приеме и интеграции" (причем до въезда в страну, в посольствах и культурных центрах), согласно которому он берет на себя личные обязательства улучшить знание французского языка, гражданских прав и свобод страны пребывания. Таким образом, договор-контракт предполагает "гражданское воспитание" (признание и уважение фундаментальных принципов Французской Республики, ее традиций, а также прав и обязанностей граждан) и в случае недостаточного знания французского языка - лингвистическую подготовку. Администрация имеет право не продлевать разрешение на пребывание в стране в случае несоблюдения контракта. "Карта резидента" становится свидетельством об интеграции и предоставляется только тем, кто доказал, что полностью интегрирован во французское общество.
  • преимущественное право на иммиграцию получают талантливые люди, которые внесли свой вклад в развитие и процветание Франции; открывается новое направление иммиграции - "способности и таланты", предназначенное иностранцам, которые могут внести значительный вклад в экономическое, интеллектуальное развитие и спорт как во Франции, так и в стране происхождения. Разрешение на пребывание такого рода иммигрантам будет действовать три года, позволяя осуществлять им профессиональную деятельность и получить разрешение на временное пребывание для детей и супругов, продлеваемое до срока действия разрешения по этой категории;
  • поощряется приток иностранных студентов; им предоставляется право совмещать учебу с работой для получения профессионального опыта. Студенты, отобранные в образовательных учреждениях на родине и имеющие долгосрочную визу, получают разрешение на кратковременное пребывание во Франции сроком на один год с правом его продления, а приезжающие получить степень магистра - право на пребывание в течение двух лет. "Студенческая карта" временного пребывания позволит студентам работать неполный рабочий день;
  • производится отбор трудовых мигрантов в зависимости от потребностей секторов экономики. Может быть установлена карта временного пребывания сроком на один год, продлеваемая в зависимости от срока трудового контракта;
  • поощряется участие мигрантов в развитии их стран происхождения (соразвитие);
  • отменяется автоматическое предоставление гражданства по истечении 10 лет проживания в стране (закон Шевенмана 1998 г.). Все случаи рассматриваются отдельно. Отказ в предоставлении права на пребывание в стране обязывает иностранца покинуть страну в течение одного месяца.

В 2007 г. были приняты дополнения к этому закону, подготовленные ранее Н. Саркози и направленные на ужесточение мер в отношении семейного воссоединения.

Став президентом Франции, Н. Саркози сразу же осуществил и другое предвыборное обещание, создав Министерство по делам иммиграции, интеграции, национальной идентичности и солидарного развития. Представители интеллектуальной элиты в большинстве своем скептически относятся к идее национальной идентичности, тем более, к созданию правительственных структур, занимающихся этой проблемой. Они видят в ней некую эфемерность, однако констатируют, что как у правых, так и у левых "национальная идентичность" находится в кризисе. "Наблюдается кризис нашей исторической идентичности, разрыв связи с нашими предшественниками... Таким образом, создание Министерства национальной идентичности становится средством общественного спасения", - считает М. Детьенн, почетный директор Практической школы высшего образования20.

Предвыборная программа Н. Саркози, с которой он победил на выборах 2007 г., в том, что касается иммиграционной политики, включала такие положения, как:

  • усиление политики избирательной иммиграции, проводимой в связи с законом от 24.07.2006 г.;
  • ужесточение условий приема мигрантов по линии семейного воссоединения для того, чтобы решение о переезде на постоянное место жительства во Францию базировалось на стремлении работать в стране, а не жить на социальные пособия (от кандидата на переезд во Францию требуется наличие жилья, работы, знание языка);
  • установление фиксированной максимальной годовой численности приема иммигрантов разных категорий (экономических мигрантов, беженцев, приезжающих по линии воссоединения семей) для того, чтобы привести в соответствие годовой приток иммигрантов с потребностями французской экономики и возможностями приема по дефицитным профессиям и в регионы, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах. Получающие контракт на 12 и более месяцев обеспечиваются разрешением по категории "служащий" (salaries). Те, у кого подписан контракт менее чем на год, получат разрешение на пребывание по категории "временного рабочего". В случае прерывания контракта эти разрешения остаются в силе;
  • поощрение притока высококвалифицированных мигрантов, что повлечет за собой разработку системы баллов и критериев (знание языка, уровень диплома и т.д.) для оценки квалификации кандидата на иммиграцию.

После победы Саркози многие полагали, что Франция начнет копировать иммиграционную политику США и "откроет шлюзы коммунитаризма". Однако, как считают французские политологи, американская модель предполагает не только параллельно сосуществующие иммигрантские общины, но и мощное чувство патриотизма, мобилизующее и интегрирующее население на основе объединяющих ценностей. Тема патриотизма оказалась не самой близкой для Саркози. "Нация - это душа, духовная сущность", - говорил Эрнест Ренан в 1882 г. Саркози - в значительной степени прагматик и такое понятие как духовная сущность для него, скорее - определенный анахронизм. Он предпочитает слову "нация" понятия "французы", "французское общество", "общественное мнение", "страна", ставя акцент на правах личности, а не народа21.

Разное понимание понятий патриотизма и нации отчасти определяет разницу в подходах правящей партии и НФ к иммиграционной политике. Если Ле Пен апеллирует к чувствам и национальному духу французов, то Саркози - к их прагматизму, и оба - к здравому смыслу.

Президент Франции видит проблему иммиграции следующим образом: "В действительности миграция населения никогда не бывает нейтральной... Люди, меняющие страну, привносят в нее свою историю, обычаи, ценности, верования и образ жизни. Они не смогут раствориться в обществе только потому, что получили визу или право на пребывание. Классическое политкорректное мнение, согласно которому свобода иммиграции - это производная от свободного товарооборота, обмена услугами и капиталами, - лишено смысла. Утрата корней часто становится испытанием, фактором дестабилизации, особенно в отсутствие минимальных условий приема и интеграции: работы, достойного жилья. Нельзя скрывать правду: сложности с интеграцией во Франции, кризис предместий, рост городского насилия в значительной степени являются результатом 45 лет иммиграции Юг-Север, плохо организованной и регулируемой. Феномен миграции может иметь как положительные, так и отрицательные последствия в зависимости от политической воли решить связанные с ним проблемы. Он является возможным и частичным решением демографического кризиса в Европе, но совершенно очевидно - не чудодейственным лекарством. Иммиграция может служить национальным интересам только в том случае, если она сопровождается успешной интеграцией"22. Н. Саркози - сторонник так называемой республиканской модели интеграции иммигрантов, предполагающей, по сути, их ассимиляцию во французское общество (строгое соблюдение законов Республики и ее традиций при относительной, если она не вступает в противоречие с законом, свободой в частной жизни).

В 2008 г. во Франции государственные расходы на интеграцию иммигрантов по статье "солидарность, интеграция, равенство шансов" составили 12045 млн. евро, занимая шестое место в бюджете. Первые пять занимали расходы на оборону, школьное образование, науку и высшее образование, безопасность, финансовые государственные обязательства. Более того, за 20 лет - с 1988 по 2008 г. - в развитие кварталов, заселенных иммигрантами и их семьями, было инвестировано 40 млрд. евро23.

Реформирование французского законодательства в области иммиграции продолжается. В 2009-2010 гг. министерство Э. Бессона разработало ряд законопроектов в преддверии нового закона об иммиграции, которые развивают основные положения принятых в ЕС "директив о "голубой карте" от 25 мая 2009 г., определяющих условия въезда и пребывания выходцев из третьих стран с целью получения высококвалифицированной работы, "директив-санкций" от 18 июня 2009 г. в отношении работодателей, принимающих на работу нелегалов из третьих стран, а также "директив о возвращении" от 16 декабря 2008 г., которые предусматривают общие нормы и процедуры для стран - членов ЕС в отношении высылки нелегалов - выходцев из третьих стран.

Пребывание на территории Франции и получение французского гражданства будут, согласно планам Бессона, обусловлены уважением и соблюдением "контракта о приеме и солидарности". В случае его нарушения префект получает право отказать иностранцу в продлении разрешения на пребывание. И наоборот, срок присутствия на французской земле, необходимый для получения французского гражданства, может быть сокращен до двух лет для тех, кто "со всей очевидностью соответствует критериям ассимилированности". "Хартия прав и обязанностей французского гражданина" должна быть подписана всеми иностранцами, получающими французское гражданство. Для высококвалифицированных иностранцев (бакалавр плюс три года обучения в вузе), или имеющих не менее пяти лет стажа работы по профессии, может быть предоставлена "голубая европейская карта", облегчающая им доступ на рынок труда и одинаковые права на пребывание во всех странах ЕС. Предусматривается возможность создания "зон временного ожидания" для мигрантов, нелегально или вне установленных правил, пересекающих границы. Высылка иммигрантов может сопровождаться запретом на возвращение в любую другую европейскую страну на максимальный срок до пяти лет. Максимальный срок административного задержания нелегалов предполагается продлить с 32 до 45 дней. Проект закона предусматривает также административные, экономические и судебные санкции в отношении тех, кто прямо или косвенно принимает на работу иностранцев без разрешения на пребывание. Предусмотрены изменения, касающиеся уточнений условий, позволяющих защиту от преследования тех, кто предоставляет срочную гуманитарную помощь иностранцам-нелегалам.

В октябре 2010 г. после длительных дебатов во Франции, да и в Европе в целом, Конституционный совет Франции одобрил закон, принятый французским парламентом, запрещающий ношение паранджи в общественных местах. Этот запрет касается двух тысяч женщин-мусульманок во Франции, которые, согласно статистике, ее носят. Вводится полный запрет на ношение "одежды, скрывающей лицо", то есть паранджи, никаба, чадры в общественных местах (школах, больницах, общественном транспорте). Устанавливается наказание за нарушение новых правил для женщин в виде штрафа в 150 евро, который может быть дополнен (или заменен) прослушиванием курса лекций о нормах гражданского поведения. Мужчинам, заставляющим женщин носить паранджу, предусмотрено наказание сроком до года тюрьмы плюс штраф в 30 тыс. евро, причем эти два последних наказания удваиваются, если принужденная к ношению представительница женского пола является несовершеннолетней. Закон применяется с весны 2011 г. и не будет действовать в местах отправления религиозного культа, что нарушало бы свободу религии. В остальном закон признан соответствующим конституционным нормам.

ДЕБАТЫ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В течение трех месяцев со 2 ноября 2009 г. по 2 февраля 2010 г. во Франции проходила официальная дискуссия о национальной идентичности: "Что означает быть французом?". Ставилась цель - выявить меры, которые могли бы укрепить национальную идентичность французов и республиканские ценности, возродить гордость быть французом. Формально она была инициирована теперешним министром по делам иммиграции, интеграции, национальной идентичности и солидарного развития Э. Бессоном. Однако подобная инициатива уже обсуждалась в ходе президентских выборов во Франции в 2007 г. и была зафиксирована в качестве письменного поручения президентом Франции Н. Саркози и премьер-министром 31 марта 2009 г. В то же время интерес к проблеме национальной идентичности, по словам Э. Бессона, постоянен и имеет давнюю историю, в которой именно государству отводилась решающая роль. Основными этапами в строительстве государством французской нации стали: законы 1539 г. - об обязательном использовании французского языка и 1793 г. - о воинской повинности, а также законы Ферри 1881 и 1882 гг. об обязательной бесплатной школе. Закон 1905 г. окончательно отделил церковь от государства, а в 2004 г. было запрещено ношение символов религиозной принадлежности в школе. Запрет касался и христианских, и мусульманских, и иудейских символов24.

Дискуссия ставила задачу понять, что сегодня, в изменившихся условиях (когда Франция включена в европейское строительство, в процесс глобализации, в мировые миграционные потоки, перед лицом демографических проблем, роста индивидуализма и этнического, религиозного и географического коммунитаризма), представляет собой французская нация, что ее объединяет и лежит в основе ее стремления к самосохранению. С другой стороны, власть сама стремилась дать обществу какие-то ориентиры, объединяющие цели, поводы для национальной гордости. "По определению одного французского философа, нация - это группа людей, имеющих общий проект, - замечает депутат Национальной ассамблеи Тьерри Мариани. - Вот мы и пытаемся выяснить: каков наш проект, и есть ли он вообще?"25. Отчасти дискуссия носила патриотично-воспитательный характер, так как ставила вопрос о необходимости осознать принадлежность к великой цивилизации, культуре, усвоить ее ценности и традиции. Она завершилась конференцией незадолго до региональных выборов в марте 2010 г.

Как и можно было ожидать, противники и скептики дискуссии обвинили правительство в том, что дебаты - это сугубо политический, популистский, беспроигрышный ход и желание правящей партии подыграть настроениям обывателей перед региональными и президентскими выборами 2012 г. Правительство в свою очередь объяснило, что никакой связи с предстоящими выборами, которые проходят практически каждый год на разных уровнях власти - местном, региональном, в Европарламент, - проведение дебатов не имеет.

Публичные дискуссии проходили в каждой из 100 префектур страны. Французам было задано 200 вопросов, четыре из 16 глав анкеты касались темы иммиграции. Как считают известные демографы М. Трибаля и Ж. Э. Кальтенбах, так называемая гуманистическая дифференциалистская мораль, которая как бы игнорирует или не замечает рост влияния в стране этнорелигиозного партикуляризма и исламского в частности, свойственна во Франции, прежде всего, политико-административным и определенным научно-интеллектуальным слоям населения и СМИ, но не французам в целом26. Тем значимее тот факт, что интерес к дебатам превзошел ожидания, и они заняли практически все медийное пространство Франции. За три месяца прошло 350 собраний на местах, в которых приняли участие политики, представители ассоциаций, религиозных общин, иностранцы и те, кто недавно получил французское гражданство. Были представлены все политические идеологии от НФ до коммунистической партии. Местная пресса освещала дебаты значительно более широко и менее критично, чем национальная. Открытый для дискуссии сайт зарегистрировал 760 тыс. посещений, 56 тыс. откликов, 4.1 млн. страниц обмена мнениями. В результате, как считает инициатор дискуссии Э. Бессон, можно сделать пять основных выводов:

  • национальная идентичность существует;
  • она определяется, прежде всего, такими понятиями, как "ценности" и "сопричастность";
  • она изменяется со временем;
  • она имеет тенденцию к ослаблению;
  • необходимо ее больше ценить и видеть важность ее сохранения.

Опрос, проведенный Институтом социальных исследований, в том числе в области маркетинга и общественного мнения - TNS Sofres (Taylor Nelson Sofres) среди французов, показал, что 76% участвовавших в дискуссии, полагают, что французская национальная идентичность существует; 74 - горды своей принадлежностью к французской нации. 93% опрошенных считают, что принадлежность к французской нации определяется комплексом прав и обязанностей; 91 - общим языком; 86 - общими ценностями; 84 - общей историей и культурой; 82% - разнообразием культур. 65% респондентов признают, что в настоящее время чувство национальной идентичности ослаблено и основной причиной считают не иммиграцию, а утрату общих ценностей. В качестве главных средств, которые должны способствовать усилению чувств национальной идентичности, называются школа (78%), семья (57%) и политическая инициатива (51%). Дистанцируясь от упреков, скептически оценивающих подобные дискуссии, французскому руководству было важно подчеркнуть, что дебаты не были обусловлены проблемами иммиграции и ростом влияния исламского фундаментализма. Менее 1/3 французов, высказавшихся открыто или опосредованно, апеллировали к проблемам иммиграции и ислама.

Почти половина участников дискуссии попыталась определить понятие национальной идентичности. Половина - в качестве его главной составляющей называла историческое, культурное, языковое наследие. Другие - главные принципы и ценности: свободу, равенство, братство, светскость, уважение. Тех, кто настаивал на существовании общей национальной идеи, было меньше, но их оценки были красноречивее. Значительная часть считала необходимым соблюдение равновесия между правами и обязанностями граждан Французской Республики. Такие понятия, как "чувство гражданского долга", "гражданство" - регулярно присутствовали в определении национальной идентичности. Многие указывали на разрыв, существующий между политической риторикой о республиканских ценностях и реальностью, между "формальной" и "реальной" республиками, говорили о дискриминации, которая наносит ущерб республиканским ценностям, о "проблемных" кварталах, в которых понятие национального единства полностью отсутствует. В то же время недавно проведенное исследование, контент-анализ 26 тыс. высказываний, сделанных во время дискуссии, подтверждает, что тема иммиграции (27% высказываний) занимает 2-ое место после замечаний и нареканий, связанных с ее организацией и проведением (29%)27. Результаты дебатов подтвердили устойчивость выявленных в их ходе ценностных ориентации и убеждений французов. Они во многом совпадают с результатами предваряющего их опроса, проведенного после президентских выборов 2007 г., по проблемам, связанным с французским обществом. Отношение к дебатам среди политиков, чиновников и простых французов было неоднозначным. Около 50% французов высказали неудовлетворенность тем, как велась дискуссия28.

Среди правых Доминик де Вильпен, Ален Жюппе, Жан-Пьер Раффарен и другие старались держаться в стороне от инициативы своего коллеги Э. Бессона. Напротив, Бернар Кушнер, бывший министр иностранных дел, считает необходимым дать французам возможность высказаться, снять табу с некоторых тем, "чтобы не провоцировать болезненные инстинкты": "Нам необходимо понять, почему значительная часть французов голосует за Национальный фронт, ... не все из них расисты и ксенофобы. Многие французы опасаются глобализации, европейского строительства, открытия границ для иностранцев и ислама, сомневаются, что государство сможет защитить их и то, что является предметом национальной специфики Франции: ее социальные завоевания, культуру, язык, международное влияние"29.

Полезность дискуссии правые видят в том, чтобы не оставлять тему "нации", "иммиграции" прерогативой "крайне правых" или "крайне левых", признавая, что проблема существует, и что глобализация стала серьезным испытанием для сохранения национальной идентичности30. Многие полагают, что в эпоху глобализации помимо национальной идентичности можно говорить о двойной, тройной идентичности - региональной, европейской, религиозной, сексуальной, профессиональной, моральной, профсоюзной, - к которой французы могли бы себя причислить, если бы вопрос об идентичности был поставлен иначе.

Распространено также мнение, что подобными дискуссиями правительство отвлекает французов от других более существенных социальных проблем, имитирует обеспокоенность решением иммиграционной проблемы, при этом игнорируя и закрывая глаза на реальные проблемы с ней связанные31.

Заявление Саркози о том, что он не может оставаться глухим к крику народа, известный историк Э. Тодд считает лицемерным: ""Саркосизм" играет на двух полюсах, с одной стороны, на ненависти, недовольстве, с другой - в пользу мусульман, назначая Рашиду Дати и Рама Яда в правительство. В реальности же вся эта этническая тематика используется для того, чтобы была забыта классовая... Помимо расчетов, связанных с региональными выборами в марте 2010, очевидно, что президент имеет и долгосрочные интересы - заставить население забыть данные во время президентской компании 2007 г. предвыборные обещания и заявить о себе на выборах 2012 г. В любом случае, проблема национальной идентичности "нервирует" всех, так как все понимают, что после дебатов разногласия в обществе могут только усилиться"32.

Сам Саркози в своих выступлениях во время дискуссии так объяснил свое участие в них: "Проблема национальной идентичности касается нас всех... То, что происходит в промышленности, сельском хозяйстве, сельской местности, в среде малого бизнеса связано не только с экономикой, но и с исчезновением определенной формы цивилизации, наследуемых и передаваемых народом ценностей, культуры труда... Франция - это не мешанина общин и индивидов... это страна толерантности и уважения, но она требует и уважения к себе, в ней нет места парандже... Стать французом означает вступить в особую форму цивилизации, ценностей, обычаев"33.

Премьер-министр Ф. Фийон видит необходимость постоянного проведения подобных дискуссий, считая, что "вопрос о национальной идентичности такой же старый, как Франция и такой же многозначный, как французы". Он предпочитает термину "смешанная Франция" ("France métissée") - "многообразная Франция" ("France plurielle"). Его позиция - несколько более сдержанная, чем у президента. Он отстаивает светскость Республики и открытое обсуждение проблемных вопросов сосуществования различных культур и конфессий. В частности, он не высказывался против строительства минаретов, полагая, что это допустимо в том случае, если они гармонично вписываются в окружающую городскую, социальную среду. "Необходимо бороться не с мусульманами, а с интегризмом", - считает он. При этом он был среди главных инициаторов закона, запрещающего ношение мусульманками платков в школе. Для него национальная идентичность Франции заключается в "способности нации интегрировать другие культуры"34.

Отношение социалистов к дебатам скорее отрицательное, чем положительное. Они, как и многие видят в этой затее - способ отвлечь внимание французов от сложной социально-экономической ситуации в стране. "Французов больше беспокоит не их национальная идентичность, а зарплата, которую они получат в конце месяца", - полагает лидер социалистической партии Мартин Обри. Социалисты выдвинули требование упразднить Министерство по делам иммиграции и национальной идентичности. Тем не менее, критикуя развязавшуюся дискуссию, социалисты отстаивают свое право на определение национальной идентичности. "Идентичность Франции слишком ценна, чтобы ее использовать в электоральных или ура-патриотических целях правительственной пропаганды"35, - считают они. Для них французская идентичность означает, прежде всего, социально ориентированную модель экономики, "право почвы" в предоставлении гражданства, светский характер Республики, социальную поддержку граждан, "смешанную Францию" ("France métissée", концепция, выдвинутая Сеголен Руаяль на президентских выборах 2007 г.). В политике, проводимой правыми, социалисты видят поощрение эгоизма в ущерб коллективизма и стремление во имя национальной идентичности, используя тему иммиграции, разъединить Францию вместо того, чтобы ее объединить. В связи с этим М. Обри приводит популярное среди французов высказывание Де Голля, который говорил, что во Франции существует две категории французов: одни, которые думают, что во Франции существуют две категории французов и остальные. Общую идентичность, считает Обри, нельзя сформировать, начиная со слов "или ты любишь Францию, или ты ее покидаешь"36. Увязывание проблемы идентичности с иммиграцией, считают левые, не приносит пользы ни мигрантам, ни Франции. Поэтому социалисты выдвигают другой лозунг: "Если ты любишь Францию, ты строишь ее вместе с нами".

Сама Руаяль призвала французов не игнорировать дебаты и рассматривать их как повод вернуться к символам нации. Большинство же левых критично высказались по поводу дискуссии, обвиняя правых в предвыборном цинизме и считая ее на 100% политическим предвыборным ходом.

По мнению крайне правых, в частности, председателя НФ Марин Ле Пен, правительство организовало "массированную медийную дискуссию", чтобы сохранить популярность у избирателей, голосовавших до выборов в 2007 г. за НФ, которая, по ее мнению, падает, так как эта часть электората сегодня старается дистанцироваться от правящей партии37. Однако главным для сторонников НФ является то, что дискуссия по этим болезненным для Франции проблемам наконец открыта, хотя для этого потребовалось 25 лет, в течение которых НФ последовательно к ней призывал.

В целом лидеры НФ скептически отнеслись к этим, по их мнению, "псевдодебатам", предполагая, что их итоги, скорее всего, были определены заранее.

Мнение простых французов различно. Кто-то связывает национальную идентичность с правом почвы, другие - с белым цветом кожи и выступают против так называемых французов, которые в случае конфликта окажутся не на стороне Франции. Бесспорно другое. Какой бы ни была причина дебатов, они дали возможность французам высказаться и чаще всего критично в отношении происходящих в стране этноконфессиональных изменений, иммиграционной политики, гражданской солидарности. "Как можно быть французом, если мы возвеличиваем идентичность других и стыдимся собственной. Необходимо прекратить считать точку зрения политических элит мнением народа", - резюмирует один из участников дискуссии38. Действительно, дискуссия продемонстрировала, что продолжать игнорировать мнение французов по такой сложной и деликатной проблеме как национальное самосознание, противоречия, возникшие вследствие сосуществования различных культур и религий в обществе, нельзя. СМИ и политики, соблюдая пресловутую политкорректность, загоняют недовольство французов в тупик, выходом из которого, в лучшем случае, является рост влияния крайне правых взглядов и политических партий. "Наша нация должна оставаться социальной, солидарной, светской, отвергающей все попытки коммунитаризма и этнического лоббизма... Если ты француз, ты не должен разбивать, жечь, разрушать все вокруг, если страна твоих предков выиграла, или проиграла футбольный матч", - считают одни. "Быть французом означает любить и уважать свою страну, национальные символы, светский характер Республики", - считают другие39.

Светский характер Республики, лаицизм (секуляризм) - принципиальные для многих французов черты национальной идентичности. В 1905 г. лаицизм во Франции был закреплен законом. Но в современной Франции с ее растущим мусульманским населением политикам и общественным деятелям и справа и слева он видится как важный инструмент сохранения национального единства, более того, лаицизм, секуляризм, светскость признаются важной составляющей национальной идентичности. Республиканский секуляризм - государственная политика отделения религии от государства находит понимание и у простых французов. Согласно опросу, проведенному в ноябре 2009 г. французской газетой Le Parisien, 60% респондентов, половина из которых - сторонники левых партий, назвали лаицизм среди важнейших элементов национальной идентичности. Французы видят равноправие вер в отсутствии внешних признаков религиозной принадлежности, а не в их демонстрации. Этот подход резко отличается от многих других стран, где политическая корректность толкуется как поощрение различий. "Для меня, твердо придерживающейся левых взглядов, - пишет французская журналистка Агнесс Пуарье, - защита секуляризма представляется единственным способом гарантировать культурное разнообразие и национальное единство". Французский ученый, автор книги "Мир без богов", потомок эмигрантов первой волны из России, Андре Гржебин, полагает, что государство не должно вступать в дискуссии ни с какими религиозными конфессиями: "Вообще, когда вы приезжаете в страну, не может быть переговоров между вами и страной, - считает А. Гржебин. - Если не нравится страна, уезжайте. Вы можете требовать для себя права француза, но не мусульманина... Ценность Франции и того, что она может предложить иностранцам, в том, что у нее нет больше ценностей, а есть сила свободы"40. И, по его мнению, необходимо объяснять красоту этой мысли. Однако вопрос в том, может ли ислам в принципе стать светским, поскольку законы шариата регулируют все стороны жизни мусульманских стран - государственные, судебные, семейные, образовательные. Сегодня характерными для католической Франции явлениями стали наступление ислама и атеизма и отступление католицизма. Христианство не упоминается в качестве цивилизационной основы Евросоюза и в Европейской конституции.

Практическим итогом дебатов стало создание постоянной комиссии, которая должна следить за выполнением принятых по итогам дискуссии мер и продолжать начатый диалог. Было решено создать "дневник гражданина" для школьников на все время их обучения. На фронтонах школ должны быть водружены флаги Французской Республики. Предусматривается подробное изучение в школе Декларации прав человека и гражданина и чтение лекций о христианских корнях французской культуры и либеральных ценностях. Отныне будет торжественно отмечаться получение гражданства. Особое внимание планируется уделять обучению французскому языку в рамках "контракта о приеме и интеграции". Согласно исследованиям, около 77% выступают за изучение в школе Марсельезы41.

Опрос, проведенный Институтом по изучению общественного мнения (Institut frangais d'opinion publique, IFOP), показал, что французы в массе своей убеждены, что дискуссия, инициированная министерством Э. Бессона, на самом деле является продуманной Н. Саркози стратегией для победы на региональных выборах 2010 г. Так думали 72% опрошенных. Эта цифра менялась в зависимости от политической принадлежности. Среди правых это мнение разделяли 53%, среди членов правящей партии "Союз в поддержку народного движения" (СПНД) - 48, НФ - 72, социалистов - 82, "зеленых" - 83%. Тем не менее 57% опрошенных полагали, что эта тема отвечает интересам французов. Такова точка зрения 47% сторонников левых и 77% - правых. На вопрос, могут ли дебаты "сыграть на руку" НФ на региональных выборах (март 2010 г.), 57% ответили отрицательно и 43% - положительно. К последним относятся 49%, симпатизирующих левым, 27 - СПНД и 77%, разделяющих взгляды НФ42. Большинство французов рассматривает этот поворот к "национальным ценностям" как мастерский политический ход президента с целью отвлечь внимание от реальных трудностей и проблем. Неспособность справиться с ними понизила рейтинг Н. Саркози к ноябрю 2009 г. до 40%.

Однако результаты региональных выборов марта 2010 г. поставили под сомнение "успешность" этой политической игры Саркози. Правые, собрав 35,4% голосов, уступили победу левым (54% голосов). По данным некоторых опросов, 60% французов через три дня после выборов заявили о желании видеть левых победившими на президентских выборах 2012 г. Значительно укрепил свои позиции НФ, получив 8,7% голосов. Во многих регионах (на юге и севере страны) электорат НФ превышал 20% населения. Позиции НФ еще больше упрочились на кантональных выборах в марте 2011 г., заставив серьезно поволноваться партию Саркози. В Марселе, например, НФ набрал более 30% голосов. В первом туре за НФ проголосовало 16% избирателей, практически столько же, сколько и за правящую партию – 19,3, во втором - 11%. Показатели 2010-2011 гг. стали лучшим результатом НФ на региональных и кантональных выборах за все время его существования.

Сегодня прогнозируется реальное соперничество НФ и его лидера Марин Ле Пен с традиционными партиями на президентских выборах 2012 г. Многие французы считают, что диалог между властью и гражданским обществом "чрезмерно обострен", и надежды на изменения они связывают с предстоящими в 2012 г. президентскими выборами43. Упреки в адрес Саркози заключаются, прежде всего, в невыполнении им предвыборных обещаний, в "непрезидентском" поведении, своеволии и неудачной стратегии "заигрывания" то с левыми, то с правыми.

Франция постепенно выбирается из экономического кризиса. Тем не менее взгляд французских граждан на будущее довольно пессимистичен. Главная причина - невиданный рост безработицы, которая в сентябре 2010 г. составляла 9.7%, став самым высоким показателем за последние десять лет44. Острое социальное противостояние из-за принятого закона о пенсионной реформе в очередной раз ухудшило имидж ее инициатора президента Н. Саркози, популярность которого, согласно опросу IFOP, осенью 2010 г. снизилась с сентябрьских 32% до 29% - на конец октября 2010 г. На фоне отрицательного имиджа президента растет популярность его премьер-министра Ф. Фийона. Согласно опросу общественного мнения в марте 2010 г., во время которого был задан один вопрос: кого бы вы хотели видеть кандидатом на президентский пост в 2012 г. Н. Саркози или Ф. Фийона, за первого высказались 28% опрошенных, за второго - 52%45.

* * *

Французские социологии констатируют, что за последние 20 лет моральное состояние французского общества значительно ухудшилось. В феврале 2006 г. 3/4 респондентов (76%) полагали, что страна находится в состоянии заката, упадка46. Среди французов бытует мнение, что "раньше было лучше". У многих обеспокоенность трансформируется в настоящую паранойю, они боятся потерять то, что имеют, выступают против изменений, реформ в целом. Характерное настроение французов - это недоверие по отношению к институтам власти, СМИ, соседям. Оно усиливается тем, что все труднее становится "узнать правду" в различных областях. Информацией манипулируют те, кто имеет к ней доступ или ее распространяет. Поэтому у всех возникает чувство, что их обманывают с помощью речей, невыполненных обещаний и лживой информации.

Республиканская модель долгое время интегрировала и ассимилировала. Она требовала от иностранцев не только подчинения законам Республики, но и принятым во французском обществе нормам поведения, общения, что подразумевало приобщение к ценностям и культуре страны. Так, 95% французов в середине 90-х годов придавали большое значение вежливости, 65% - слову "свобода", 21 - равенству, 12 - солидарности, 51%- ценностям религии47. Сегодня многие видят в этом противоречие с принципами индивидуальной свободы, признанием права на отличие (в привычках, культуре, религии). Французы вынуждены признать, что сосуществование французов и иммигрантов, многие из которых являются французами по рождению или по натурализации, в рамках республиканской модели стало конфликтным. Происходит радикализация позиций по отношению к некоторым общинам, особенно к молодежи с окраин, расколовшей общественное мнение французов. Одни считают этих молодых людей варварами, другие - жертвами республиканской модели интеграции48. Со всей очевидностью возникает потребность в совершенствовании прежней или создании новой модели, в которой был бы найден компромисс между авторитарной ассимиляцией и либеральной интеграцией и были бы определены как границы толерантности, так и права и обязанности приезжих.


1 Стрельцова Яна Рудольфовна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН.
2 См.: Atlas des migrations // Le Monde. La vie. Hors-serie. 2008-2009. Paris, P. 116.
3 См.: Михайлов С. От времени иностранных рабочих к новым этническим меньшинствам / Западная Европа перед вызовом иммиграции. Актуальные проблемы Европы. 2005. Вып. 1. М., С. 56; Кошаров А. Европа на игле миграции (http://www.expert.ru2002.3731); http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/musulmane_v_stranah_starogo_sveta_2008-1- 15-56-3.htm
4 См.: Mermet G. Francoscopie 2007. Paris, 2006. P. 198, 199.
5 Идет речь о французах старше 15 лет, не имеющих никакого диплома, или только сертификат о начальном образовании. Французы старше 15 лет, имеющие степень бакалавра или свидетельство о профессиональном образовании, составляли в 2004 г. 11.9% (см.: ibid. P. 72, 198; http://elib.kkf.hu/france/francia/social/fr.htm).
6 См.: Observatoire des inegalites. 28.09.2010 (http://www.inegalites.fr/spip.php?article13728&id_mot=76).
7 См.: Tapinos G. L'immigration etrangere en France. Paris, 1975.
8 См.: Mermel G. Francoscopie 1995. Paris, 1994. P. 151; Mermet G. Francoscopie 2007. Paris, 2006. P. 202.
9 Основные волны массовой иммиграции во Франции в XX столетии были в 1931, 1946, 1962 гг. Пропорции в представительстве национальностей иммигрантов за этот период очень изменились.
10 См.: Mermet G. Francoscopie 2007. P. 105-112.
11 90% опрошенной молодежи-иммигрантов (в возрасте от 18 до 30 лет) живут в предместьях; 71 - чувствуют, что их образ жизни ближе к французскому; 20 - к их родителям; 43 - дома говорят на французском языке, а их родители на арабском или берберском; 35 - указывают, что все в семье говорят на французском языке; 20 - на арабском или берберском языках; 64 - готовы защищать Францию, в случае нападения; 20 - не готовы; 63 - выступают против или возмущены мусульманским интегризмом; 9 - его одобряют; 5 - в нем участвуют; 20% - к нему безразличны (см.: Mermet G. Francoscopie 1995. P. 214).
12 См.: Mermet G. Francoscopie 1995. P. 215.
13 На четыре региона: Иль де Франс, Север-Па де Кале, Рона-Альпы, Прованс-Альпы-Лазурный берег - места массового проживания иммигрантов - приходилось в 90-х годах 55% преступлений, совершенных во Франции, хотя в них проживает 43% французского населения (см.: Mermet G. Francoscopie 2007. P. 205, 217; Bernard Ph. Immigration: le defi mondial. Paris, 2002. P. 201, 190).
14 См.: Panel electoral francais (2007) Cevipof-Ministere de rinterieur. Vague 2. Enquete post-electorale presidentielle 2007.
15 Коммунитаризм (от англ. community - сообщество) - идеология конца XX в., стремящаяся к сильному гражданскому обществу, основой которого являются местные сообщества и неправительственные общественные организации, а не отдельные личности. Сформировавшись в 90-х годах вокруг идей и работ А. Этциони, коммунитаризм стал влиятельным направлением в американской социальной теории. Практически с момента возникновения развивался не только как социальная философия, но и как социально-политическое движение, отстаивающее интересы сообществ в отношениях с государством и бизнесом (см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/коммунитаризм http://slovari.yandex.ru/).
16 См.: Mermet G. Francoscopie 2007. P. 10.
17 См.: ibid. P. 96-197.
18 См.: ibid. P. 19.
19 Нельзя не отметить сходства законодательных мер с предложениями бывшего лидера НФ Ле Пена, изложенными в программе партии "Для Франции" в 1986 г. Они предусматривали сокращение и далее "нулевой вариант" иммиграции, социальные гарантии только тем иммигрантам, которые платят налоги, укрепление национальных границ, ограничение семейного воссоединения, а также временного пребывания иммигрантов на территории Франции до одного года. Предполагалось, что иностранец, приезжающий во Францию, должен сам содержать себя и свою семью, не рассчитывая на многочисленные социальные пособия, а также предоставление гражданства "по праву крови и за заслуги".
20 Le Monde. 12-13.07.2009.
21 См.: Smolar P. La France selon N. Sarkozy. Analyse // Le Monde. 16.11.2005.
22 Sarkozy N. Demographie et politique // Agir. Revue generale de strategie. 2007. N 29 - Janvier. P. 17-18.
23 См.: Les Echos. 27.09.2007; Le Monde. 15.02.2008.
24 Его поддержали все партии, кроме НФ. Подавляющее большинство мусульман оказалось на стороне закона.
25 См.: http://www.debatidentitenationale.fr
26 См.: Kaltenbach J-H., Tribalat M. La Republique et l'islam. Entre crainte et aveuglement. Paris, 2002. P. 25.
27 См.: http://www.rae89.com/2010/05/01
28 См.: Panel electoral francais (2007) Cevipof-Ministere de l'lnterieur; http://www.rae89.com/2010/01/05/debat sur lidentite-nationale-le-vrai-bilan-et-la-carte-des-rates-132377
29 См.: http://www.debatidentitenationale.fr
30 См.: Le Figaro. 22.12.2009.
31 См.: Nouvelobs.com/08.02.2010/10:33, reunion sur le debat sur l'identite nationale.
32 http://www.debatidentitenationale.fr
33 См.: Sarkozy: la gauche a "peur" de l'identite nationale. Bruno Jeudy-Envoye special a la Chapelle-en-Vercors (Drome) 12.11.2009 (http://www.debatidentitenationale.fr).
34 Identite nationale: Fillon joue l'apaisement (http://www.lefigaro.fr/politique/2009/12/05/01identite-nationale-fillon-joue-l'apaisement.4.1 2.09).
35 http://www.lefigaro.fr/politique/2009/12/04.identite-nationale-sarkozy-cede-la-parole-a-legere -fillon/
36 Aubry presente sa vision de l'identite francaise 02/12/2009 (http://www.debatidentitenationale.fr).
37 См.: Marine Le Pen veut rencontrer Nicolas Sarkozy. 28.10.2009 (http://www.debatidentitenationale.fr).
38 См.: ibid. 09.12.2009.
39 http://www.debatidentitenationale.fr
40 Независимая газета. 25.11.2009; личные беседы автора статьи с А. Гржебиным; "Комсомольская правда" 24.02.2010.
41 См.: Eric Besson lance le debat sur l'identite nationale. 02/11/2009 (http://www.debatidentitenationale.fr).
42 Опрос проведен 26, 27 сентября 2009 г. среди 955 участников, представляющих французское население, старше 18 лет по их домашним телефонам (см.: http://www.lefigaro.fr/politique/2009/11/28... l'-identite-nationale-une-strategie-electorale).
43 См.: http://www.lefigaro.fr/elections-regionales/2010/03/24/
44 В 2011 г. безработица стабилизировалась на уровне 9,3% (см.: http://www.france24.com/fr/10100902-chomage-france-baisse-dom-bit-insee).
45 См.: Российская газета. 26.01.2010; 30.03.2010.
46 См.: там же.
47 См.: Mermet G. Francoscopie 1995. P. 242.
48 Конец 80-х годов, события 2005 г. показали, что со стороны этнических меньшинств в значительно большей степени, чем раньше проявлялись агрессия, насилие, отказ от любой формы власти, авторитета - будь то школа, семья, работа или другие институты.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.