Наращивая кадровый потенциал. У программы «Занятость-2020» появились дополнительные возможности
2011-й стал пилотным для программы «Занятость-2020». Свою заинтересованность к ней проявили более 84 тыс. казахстанцев, активное участие приняли более 58 тыс. В этом году кадровая инициатива государства «усилится» более чем в два раза и охватит порядка 200 тыс. человек. При этом три направления программы дополнятся еще и нововведениями, которые должны усилить эффект по борьбе с безработицей.
Обучение и содействие
В целом на реализацию Программы занятости в этом году из республиканского бюджета предусмотрено 50,6 млрд. тенге. При этом существенно, почти в три раза, увеличены расходы на микрокредитование. 200 тыс. человек – такой охват населения по программе в планах Министерства труда и социальной защиты населения. Также на заседании межведомственной комиссии, прошедшем на этой неделе, получили «добро» предложения по совершенствованию программы.
Так, по первому направлению, предусматривающему обучение и содействие в трудоустройстве, предлагаются следующие новшества. Во-первых, в целях сокращения адмпроцедур со следующего года организацию краткосрочного обучения возьмут на себя центры занятости, а администрирование бюджетной программы – Минтруда и соцзащиты. Что же касается долгосрочного обучения, то оно останется в ведении Министерства образования и науки, но неизменным – в соответствии с прогнозными потребностями работодателей в трудовых ресурсах.
К тому же для удобства выплаты по возмещению расходов за проезд, проживание и стипендии проецируются в одну – в виде материальной помощи на обучение. Выдаваться она будет в обязательном порядке независимо от их фактического расходования, отметила министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова.
Также шанс пройти переподготовку в рамках программы «Занятость-2020» наряду с самозанятыми, безработными и малообеспеченными получат и наемные работники.
Нет необходимости ждать своей судьбы по трудоустройству от госчиновников. Сделать это можно самостоятельно до окончания срока обучения. Теперь по программе есть возможность доучиться по индивидуальному плану. И ни в коем случае нельзя будет расторгать социальный контракт из-за того, что участник нашел работу сам – продолжение обучения считается мерой содействия в получении дополнительного образования.
Среди нововведений: местные органы занятости теперь возьмут на себя прерогативу утверждать перечень работодателей, с которыми будут достигаться договоренности по созданию социальных рабочих мест и молодежной практике.
Бизнес повсеместно
И если ранее по второму направлению – содействие развитию предпринимательства – предпочтение отдавалось селу, то теперь предлагается предусмотреть выдачу микрокредитов городским жителям (кроме областных центров, Алматы и Астаны).
Предлагается также внести ряд дополнений по процедуре отбора микрокредитных организаций и ввести норму по освобождению части залога пропорционально возвращенной сумме кредита.
Обучение коснется и этого направления программы. Так, помимо кредитования предусматривается и бесплатное обучение основам предпринимательства. Причем эта мера не зависит от получения кредита.
МТСЗН предлагает также, используя опыт «дорожной карты» в 2009–2010 годах и в целях создания рабочих мест в сельских местностях, ввести новое, четвертое, направление в виде реализации на селе проектов по обновлению инфраструктуры и благоустройству сел.
Мобильность ресурсов
Дополнениями пополнится и третье направление – повышение мобильности трудовых ресурсов. Одно из них касается изменений подходов в сфере миграции, в частности, по реализации программы «Нyрлы кош». Здесь предлагается внести дополнения по обеспечению жильем оралманов в рамках программы «Занятость-2020». При этом к иммигрантам из числа этнических казахов не будут предъявляться требования по обязательному проживанию в населенном пункте с низким экономическим потенциалом, да и право на арендное жилище наступает после получения ими гражданства (включая прибывших в последние три года).
По решению межведомственной комиссии, в соответствии с принятыми решениями о возможности трудоустройства жителей Жанаозена по их желанию в других регионах, предлагается предусмотреть участие в Программе занятости в части переезда граждан, проживающих в моногородах. Планируется предусмотреть нормы о переезде за пределы области и соответствующие субсидии (главе семьи – 100 МРП, членам семьи – по 75 МРП).
И последнее, но не менее важное, нововведения предусматривают сокращение перечня документов, которые обязаны представлять участники программы, исключение необязательных документов, сведений, которые можно получить и из информационных баз.
В течение февраля все необходимые изменения будут внесены в нормативные правовые акты.
Марьям ТУРЕЖАНОВА. «Казахстанская правда», 10 февраля 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)