Rambler's Top100

№ 497 - 498
6 - 19 февраля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Постсоветская еврейская диаспора: новейшие оценки

Еврейская эмиграция из бывшего СССР с 1970 года составила почти 2 миллиона человек

Реэмиграция из Израиля невелика

Уроженцы СССР и их потомки – 12% мирового еврейского населения

Новая география бывшего советского еврейства

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"




Google
Web demoscope.ru

 

Виктор Бриндатч. Репатриация из СССР. Viktor Brindatch. Repatriation from the USSR Постсоветская еврейская диаспора: новейшие оценки

Над темой номера работал

Марк ТОЛЬЦ

Марк ТОЛЬЦ

Уроженцы СССР и их потомки - 12% мирового еврейского населения

Данные советских переписей населения основывались целиком на самоидентификации респондентов и считаются «хорошим примером эмпирически измеренного “ядра” еврейского населения в рамках диаспоры»XXIX. Переписчики не требовали никаких документальных свидетельств, подтверждающих ответы на любые вопросы переписи. Более того, относительно определения этнической принадлежности (национальности) в переписных инструкциях специально отмечалось, что записывается та национальность, которую указывает сам опрашиваемыйXXX. Однако большинство специалистов разделяют мнение, что данные советских переписей о численности взрослого еврейского населения отражают ответы, которые в основном соответствовали «официальной» национальности, записанной во внутренних паспортахXXXI.

«Ядро» еврейского населения — это совокупность тех, кто в ответ на вопрос об их этнической принадлежности идентифицируют себя как евреи, а в случае детей, они определены как евреи своими родителями. «Ядро» не включает лиц еврейского происхождения, которые называли в ходе переписи иную национальность. Однако круг лиц, имеющих право получить разрешение на иммиграцию в Израиль (алия) в соответствии с израильским Законом о возвращении, намного шире; право на репатриацию по этому закону имеют евреи, их дети и внуки — все со своими законными супругамиXXXII.

Согласно подходу, утвердившемуся в демографии евреев, те, кто приняли другую религию и таким образом отказались от национальной религии — иудаизма, «выпадают» из «ядра» еврейского населения. Однако в подавляющем большинстве постсоветских стран о таких людях нет достоверной статистической информацииXXXIII. В то же время известно, что определённое число случаев такого рода отмечалось специальными монографическими исследованиями ещё для позднего советского периодаXXXIV. Более того, в 1990-е годы в России и на Украине опросы еврейского населения выявили, что свыше 10% считают христианство наиболее привлекательной религиейXXXV. Следует также отметить, что специальное исследование в Санкт-Петербурге показало, что все те, у кого оба родителя евреи, даже приняв христианство, продолжают идентифицировать себя как евреиXXXVI. Таким образом очевидно, что оценки «ядра» еврейского населения, основанные на данных постсоветских переписей, из-за тех, кто входит в эту специфическую категорию, оказываются несколько завышенными.

По данным переписи населения 1970 года, дата проведения которой близка к началу массовой эмиграции советских евреев, в СССР проживало примерно 2,15 млн. человек, которых можно отнести к «ядру» еврейского населения. Для того чтобы определить дальнейшую динамику, мы должны оценить превышение числа смертей над количеством рождений для рассматриваемого населения, а также масштаб «присоединения» лиц этнически смешанного происхождения к его «ядру» в связи с миграцией. Ясно, что второй из этих основных факторов динамики частично компенсировал отрицательное действие первого.

Все другие факторы, включая изменение этнической самоидентификации лиц смешанного происхождения, остающихся в странах бывшего СССР, не могут идти в сравнение с упомянутыми двумя основными факторами по своей численной значимости. Пожалуй, лишь только одна значительная группа лиц смешанного происхождения была склонна к смене этнической принадлежности — это те, кто решил мигрировать, прежде всего, в Израиль. Однако они в период массовой эмиграции покидали бывший Советский Союз очень быстро и стали частью «ядра» еврейского населения за рубежом, в основном в Израиле.

Впервые такой расчет, исходя из данных переписи 1970 года, был выполнен нами на начало 2004 года и дал оценку общей для всех стран мира численности «ядра» еврейского населения, имеющего корни в бывшем СССР, равную 1,6 млн. человекXXXVII. Для обновления этой оценки на начало 2010 года следует рассмотреть динамику за последующие годы и там, где это необходимо, уточнить параметры наших расчётов.

В упомянутых расчётах для всего периода 1970-2003 годов снижение численности «ядра» еврейского населения за счет превышения числа смертей над количеством рождений было оценено в 0,7 млн. Зная о продолжении этой неблагоприятной динамики, для последующих шести лет соответствующее превышение можно приблизительно оценить в 60 тысяч, что дает 0,76 млн. для всего периода 1970-2009 годов.

Среди мигрировавших в Израиль бывших советских граждан баланс между числом рождений и смертей является положительным. В то же время для иммигрантов из бывшего Советского Союза в США и Германию характерен отрицательный естественный прирост, численный размер которого, впрочем, неизвестен. Поскольку эти факторы частично компенсируют друг друга и, несомненно, составляют гораздо меньшую величину по сравнению с негативным балансом числа рождений и смертей среди евреев в государствах бывшего Советского Союза, мы можем абстрагироваться от них в наших расчетах.

В качестве следующего шага мы должны оценить также вклад второго основного фактора динамики. Ведь, как уже отмечалось, естественная убыль частично компенсировалась «включением» лиц этнически смешанного происхождения в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией. Это «включение» вследствие изменения их этнического статуса может быть оценено исходя из расхождений в данных о доле евреев среди мигрантов в Израиль (табл. 9), возникающих вследствие различных критериев, применяемых в бывшем СССР и в Израиле.

Таблица 9. Доля евреев среди мигрантов в Израиль из России и из всех государств бывшего СССР по данным двух различных статистических источников, 1990-2009 годы, %

Годы

Из России

Из всех государств бывшего СССР, по данным ЦСБ Израиля**

По данным Росстата*

По данным ЦСБ Израиля**

1990

 

94

96

1991

 

87

91

1992

64***

82

84

1993

60

82

82

1994

58

77

77

1995

53

73

72

1996

49

67

67

1997

36

59

59

1998

31

54

53

1999

31

49

49

2000

27

47

45

2001

25

44

43

2002

24

43

41

2003

(24)

45

43

2004

(22)

45

41

2005

(21)

46

43

2006

(20)

46

45

2007

(22)

48

46

2008

 

44

45

2009

 

43

41

* От общего числа эмигрантов в Израиль, чья этническая принадлежность была известна; за 1990-1991 и 2008-2009 гг. соответствующие данные Росстатом не разрабатывались. В 2003-2007 гг. зарегистрированное число евреев среди мигрантов было ниже, чем численность тех, чья национальность неизвестна, что делает вычисленные показатели менее надежными (в табл. 9 они приведены в скобках).
** От общего числа иммигрантов, чья этническая/религиозная принадлежность была официально установлена на середину 2011 г.
*** Данные за вторую половину года.
Источники: Рассчитано по данным Росстата и ЦСБ Израиля.

Рисунок 5. Доля евреев среди мигрантов в Израиль из всех государств бывшего СССР, %

Источник: данные ЦСБ Израиля

Израильская статистика исходит из религиозного определения (Галахи), согласно которому евреями считаются те иммигранты, кто имели мать еврейку или приняли иудаизм. Наследование по материнской линии принадлежности к еврейству существенно расширяет круг лиц, регистрируемых в качестве евреев. Для того, чтобы официально считаться евреем, в Израиле достаточно иметь бабушку еврейку по линии матери (впрочем, и прабабушки может быть достаточно). При той дефиниции этнической/религиозной принадлежности, какая принята в израильским Законе о возвращении, только переход в другую религию может оборвать наследование еврейства.

В советской, а затем и российской миграционной статистике национальность фиксировалась согласно соответствующей записи во внутренних паспортах. В 1997 году при введении новых паспортов, в которых нет такой записи, Госкомстат России рекомендовал указывать национальность при заполнении первичных документов статистического учета мигрантов «со слов гражданина»XXXVIII. Для детей, не имеющих паспорта, национальность определялась по национальности родителей, и указывалось, что «если родители ребенка – лица разных национальностей, записывается национальность одного из родителей, при этом предпочтение отдается национальности матери»XXXIX. Однако даже после распада Советского Союза наблюдалось очевидное предпочтение нееврейской этничности для детей от смешанных браковXL.

Одним из последствий демографического кризиса среди еврейского населения на постсоветском пространстве и растущего числа смешанных браков является значительное сокращение доли евреев среди иммигрантов в Израиль из государств бывшего СССР, в соответствии с официальными данными израильской статистики: с 96% в 1990 году до 72% в 1995 году, 45% в 2000 году и, наконец, до 41% в 2009 году. Примерно такое же снижение отмечалось в отношении иммигрантов из Российской Федерации. Одновременно, согласно данным официальной российской статистики, доля евреев среди эмигрантов в Израиль упала с 64% во второй половине 1992 года до 53% в 1995 году, 27% в 2000 году и 22% в 2007 году. Понятно, что отмеченные различия в критериях определения этнической принадлежности, принятые в Израиле и государствах бывшего СССР, и вызывают столь большие расхождения в приведенных данныхXLI.

Очевидно, что некоторые из иммигрантов, которые считались евреями в соответствии с их прежними советскими паспортами (а также по данным переписей населения), если это дети отца-еврея и матери-нееврейки, не попадают как евреи в израильскую статистику, которая определяет еврея как рождённого матерью-еврейкой. Тем не менее, гораздо большее число иммигрантов в Израиле официально сменили этнический статус в противоположном направлении. Это все те лица смешанного происхождения, у кого мать-еврейка, притом, что многие из них никогда прежде не идентифицировали себя как евреи и не относились властями в бывшем СССР к лицам данной национальности.

При подготовке оценки на начало 2004 года число таких иммигрантов было принято, как показывает новая информация, излишне осторожно, равным 0,15 млн. человек, хотя и указывалось, что оно может быть и больше. В то же время количество официальных переходов в иудаизм в Израиле мы на основе имевшихся отрывочных данных полагали незначительным и не учитывали в расчётах. Однако к началу 2010 года оно достигло среди постсоветских иммигрантов около 19 тысяч человек. Поэтому в наших новых расчётах «включение» в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией мы полагаем равным 0,21 млн. человек. Этот фактор этнической динамики замедлил сокращение численности «ядра» постсоветского еврейского населения в мире и еще более увеличил его величину в Израиле.

Суммируя наши новые оценки компонентов динамики, берущей по-прежнему в качестве исходной точки данные советской переписи 1970 года, мы приходим к результату, согласно которому к 2010 году численность «ядра» еврейского населения, имеющего свои корни в бывшем Советском Союзе, составляла во всем мире примерно 1,6 млн. человек (табл. 10). Конечно, совпадение по величине этой новой оценки и старой для 2004 года не означает нулевую динамику численности. Эта динамика была отрицательной. Недооценив по отмеченным причинам в прошлом размер «включения» в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией, мы невольно занизили оценку его численности для 2004 года, которая должна превышать 1,6 млн. человек.

Таблица 10. Динамика численности «ядра» еврейского населения, имеющего корни в бывшем СССР, 1970-2010 годы

Компоненты динамики

Млн. человек

«Ядро» еврейского населения в СССР, 1970 год

2,15

Изменение численности «ядра» за счет превышения числа смертей над количеством рождений, 1970-2009 годы*

–0,76

«Включение» в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией**

+0,21

«Ядро» еврейского населения, имеющего свои корни в бывшем СССР, 2010 год

1,60

* Число «эффективных еврейских» рождений минус число смертей среди еврейского населения. Мы понимаем под «эффективными еврейскими» рождениями те, в которых новорожденные идентифицированы как евреи.
** Преимущественно при миграции в Израиль. Оценка на основе расхождений в ежегодных данных о доле евреев среди мигрантов в эту страну, возникающих вследствие различных критериев, применяемых в Израиле и в бывшем СССР (см. табл. 9); включая также случаи формального перехода в иудаизм (около 19 тыс.) — см. текст.
Источники: Данные советской переписи населения 1970 г.; оценки автора.

В 1970 году «ядро» еврейского населения мира насчитывало около 12,6 млн. человек. К 2010 году оно достигло примерно 13,4 млн. человекXLII. За этот период численность «ядра» еврейского населения, имеющего свои корни в бывшем СССР, сократилась почти на полмиллиона, несмотря на значительное по численности «включение» в него лиц этнически смешанного происхождения в связи с их миграцией. В 1970 году доля советских евреев в общей численности «ядра» мирового еврейского населения составляла 17%. К 2010 году доля уроженцев бывших советских республик и их потомков в общей численности «ядра» еврейского населения мира, несмотря на низкую рождаемость и вымирание тех, кто не мигрировал в Израиль, согласно нашим расчетам, оставалась весьма заметной — 12%.


XXIX Schmelz U.O., DellaPergola S. World Jewish Population, 1993 // American Jewish Year Book. 1995. Vol. 95. P. 481.
XXX Национальность детей определялась их родителями. Подр. об учёте национальности в советских переписях см., например: Silver B.D. The Ethnic and Language Dimensions in Russian and Soviet Censuses // Research Guide to the Russian and Soviet Censuses. Ed.by R.S. Clem. Ithaca, N. Y., 1986; Bondarskaya G.A. Nationality in the Population Statistics in the U.S.S.R. // Challenges of Measuring an Ethnic World: Proceedings of the Joint Canada-United States Conference on the Measurement of Ethnicity. Statistics Canada and US Bureau of the Census. Ottawa and Wash., 1993.
XXXI См., напр.: Altshuler M. Soviet Jewry since the Second World War: Population and Social Structure. P. 21—24; Gitelman Z. The Reconstruction of Community and Jewish Identity in Russia // East European Jewish Affairs. 1994. Vol. 24. No.2. P. 40; Куповецкий М. К оценке численности евреев и «демографического потенциала еврейской общины» в СССР и постсоветских государствах в 1989 —2003 гг. // Евроазиатский еврейский ежегодник — 5765 (2004/2005). Киев, 2005. C. 82.
XXXII Подробнее об израильском Законе о возвращении и его демографических аспектах см.: Tolts M. Jews in the Russian Federation: A Decade of Demographic Decline // Jews in Eastern Europe. 1999. No. 3 (40). P. 6—10.
XXXIII Даже если такие данные имеются, они относятся к меньшинству еврейского населения страны. Так, среди всех лиц, учтённых эстонской переписью 2000 года как евреи в возрасте 15 лет и старше, только 19,8% назвали себя последователями определенной веры, но из них лишь 11,0% указали иудаизм, а 7,5% отметили христианство как свою религию (см. детальный анализ в: Tolts M. Post-Soviet Jewish Demography, 1989—2004 // Revolution, Repression and Revival: The Soviet Jewish Experience. Ed. by Z  Gitelman and Y. Ro'i. Lanham, 2007. P. 288—290).
XXXIV См., напр.: Deutsch Kornblatt J. Doubly Chosen: Jewish Identity, the Soviet Intelligentsia, and the Russian Orthodox Church. Madison, 2004.
XXXV Gitelman Z. Thinking about Being Jewish in Russia and Ukraine // Jewish Life after the USSR. Ed. by Z. Gitelman, with M. Glants and M. I. Goldman. Bloomington, 2003. P. 51.
XXXVI Винер Б. Конструирование современной этноконфессиональной идентичности: от безверия к вере чужого народа // Диаспоры. М., 2004. №1. С. 196.
XXXVII Тольц М. После исхода: постсоветские евреи в современном мире. Авторизованный пер. с англ. И.В. Ивахнюк // Международная миграция: экономика и политика. Под. ред. В.А. Ионцева. М., 2006. С. 110—121.
XXXVIII Рекомендации по заполнению первичных документов статистического учета мигрантов. М.: Госкомстат России, 1997. С. 5.
XXXIX Там же.
XL Ср: Волков А.Г. Этнически смешанные семьи в СССР: динамика и состав // Вестник статистики. М., 1989. № 8. С. 8—24; Tolts M. The Jewish Population of Russia, 1989—1995 // Jews in Eastern Europe. 1996. No.3 (31). P. 15.
XLI Подробнее об отличиях в учете миграции из Российской Федерации в Израиль, характерных для статистики этих двух стран, см.: Тольц М. Статистический анализ алии и эмиграции евреев из России. Авторизованный пер. с англ. А. Мамута // Мир в зеркале международной миграции. Под. ред. В.А. Ионцева. М., 2002. С. 196 —210.
XLII DellaPergola S. World Jewish Population, 2010 // Current Jewish Population Reports. 2010. No. 2. P. 17.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.