Rambler's Top100

№ 489 - 490
5 - 18 декабря 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Возможности использования данных, основанных на записях актов гражданского состояния, для оценки влияния миграции на воспроизводство населения

Молодые семьи с детьми: кто такие, как живут, чего хотят

Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах

«Гражданский брак» – между политикой и повседневностью

Население города Калининграда на фоне области, страны, Балтийского региона

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Молодые семьи с детьми: кто такие, как живут, чего хотят

Л.С. Ржаницына1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования, 2001, №3, с. 85-94)

Укрепление положения молодой семьи, создание режима наибольшего благоприятствования рождению детей как привлекательного и престижного образа жизни, наиболее благополучного в социальном и нравственном смысле - предмет государственной политики. Ориентиром является Концепция молодой семьи и План первоочередных мер на 2007-2010 годы, подготовленные Министерством образования и науки РФ. С учетом этих документов ведется работа во многих субъектах РФ. К примеру, в столице действует городская целевая программа "Молодежь Москвы" и программа "Молодой семье - доступное жилье". Они реализуют задачи приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", среднесрочной программы "Москвичам - доступное жилье", включая задания на 2010-2015 гг.2

В действующем наборе документов, к сожалению, нет единообразного понятия молодой семьи, хотя на федеральном и региональном уровнях достаточно давно действуют различные управленческие структуры, разрабатывающие и реализующие молодежную политику, изучающие проблемы молодежи в демографическом, социально-трудовом (занятость, безработица), политическом (молодежные организации), психологическом (консультации, телефоны доверия) аспектах. В одних случаях верхней границей молодежного возраста считается 25 лет, в других 30, в третьих - 35, нижней границей может быть и 16, и 18, и даже 20 лет. Также неопределенны дети молодой семьи - и до 18, и до 16 лет.

Среди проблем категориального определения отметим следующие: считать объектом полную или неполную семью (в Москве субсидии на жилье и т.п. может получить и один родитель); учитывать возраст обоих партнеров или кого-то одного (в последнее время, чаще всего выбирается возраст обоих партнеров в 35 лет, но в Москве такого возраста достаточно для одного супруга, а второй может быть старше).

На изучение этой специфики и был направлен наш проект 2009 г. "Молодые семьи с детьми в Москве" на базе разработки статистики семейных бюджетов Росстата и Российского мониторинга экономики и здоровья населения (РМЭЗ), а также опроса семей в возрасте 35 лет при регистрации ребенка в московских ЗАГСах3.

В проекте обобщены данные о доходах, расходах и составе молодых семей за 2008 г., 1380 бюджетов московских домохозяйств Росстата и 451 бюджет РМЭЗ. По данным Росстата, молодых семей в указанной выборке 73 домохозяйства с численностью 220 чел., по учету РМЭЗ - 77, примерно с такой же численностью - всего 150 бюджетов с родителями в возрасте до 35 лет или 450 чел. В этой выборке молодые семьи составили 5,3% (Росстат) и 17,1% (РМЭЗ)4. Подобный разброс у столь признанных статистических фирм говорит об отсутствии серьезного внимания к молодым семьям как реального объекта социального управления. Между тем, речь идет о существенной социальной группе: если распространить приведенные индикаторы на население Москвы, то наши выводы, касаются минимально 600 тыс. чел.

Из обследований Росстата бюджетов москвичей мы воспользовались основными данными о составе и уровне жизни молодых семей, профессионально-образовательном уровне, оценке своего финансового положения, расходов на продукты питания, промтовары, услуги, жилищную обеспеченность. Из РМЭЗ взяты данные о структуре доходов, заработной плате. Были разработаны бюджеты всех домохозяйств без детей и с детьми, с различным числом детей (1, 2, 3 и более), с различным статусом (неполные, полные, многодетные, чисто родительские и с другими родственниками), разным уровнем доходов и в общем статистическом поле по перечисленным признакам зеркально выделены молодые семьи. Показаны особенности положения - виды занятости (бюджетная, коммерческая, рабочий, служащий), женщина в отпуске по уходу за ребенком, размер жилья. Всего в проекте разработаны показатели по 18 группам семей, имеющих содержательные отличия в составе, благосостоянии, профессиях и пр. Подобная работа выполнена в новой России впервые.

Состав молодых семей. Если исходить из переписи 2002 г., их примерно 5% всех семей в возрасте до 30 лет. Но поскольку наш объект до 35 лет, то по оценкам, это примерно 6%. Судя по разработке бюджетов Росстата за 2008 г., в молодых семьях с детьми до 16 лет и родителями до 35 лет преобладают мужчины в возрасте 30-59 лет и женщины в возрасте 16-29. В среднем на молодую семью приходится 3,3 человека, остальные семьи по составу меньше - 2,7.

Молодые семьи имеют ряд особенностей. Прежде всего, это значительная доля детей до 16 лет - более 40%. Тогда как во всех домохозяйствах - 27%. В Москве в 2008 г. молодых семей с 1 ребенком в возрасте до года было 8%, от 1 до 6 лет - 47% и от 6 до 15 лет - 45%. При 2 детях соотношение несколько иное: маленькие до года 14%, от 1 до 6 лет большинство - 49% и от 7 до 15 - 37%. Таким образом, у молодых родителей преобладают дети-дошкольники. Действующая государственная материальная поддержка устроена исключительно в пользу новорожденных и убывает с повышением детского возраста. Если родители дошкольников все же получают скидки по оплате содержания в детском саду, ежемесячное пособие по малообеспеченности (в Москве в 2008 г. оно самое высокое в РФ - 500 руб., в 2009 г. - 750 руб. в месяц), младшие школьники - еще и бесплатное питание, то для подростков до 18 лет из малообеспеченной семьи остается только пособие5.

Наиболее важный индикатор материальной ситуации любой семьи - ее работающие члены. В молодых семьях работает большинство - 55% их состава, и на одного работающего приходится практически один ребенок (0,8). В немолодых семьях детская нагрузка на работника ниже (0,21 ребенка). Следует компенсировать повышенную иждивенческую нагрузку у молодых. Но, выделяя в отдельных мероприятиях молодые семьи, неэффективно с позиции демографических результатов забывать об остальных родителях. Их - подавляющее большинство. Если не будут расти рождения у молодых, демография не может быть улучшена без увеличения рождаемости и в старших возрастах (свыше 35 лет). Это, непременно, должны иметь в виду полноценные социальные программы (жилье, пособия, льготы и пр.).

Работающие члены молодых семей, по обследованию Росстата, в массе своей трудоспособны. Большая часть трудится на предприятиях и в организациях Москвы государственной и муниципальной форм собственности, особенно работники из семей с одним ребенком, с маленьким ребенком до 3 лет, одинокие мамы (от половины до двух третей численности учтенных по перечисленным категориям). Работники из семей с двумя и более детьми больше заняты в частном секторе экономики (67%).

Основные сферы труда глав молодых семей: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, в предоставлении социальных, коммунальных и прочих услуг, на производстве. В образовании и здравоохранении их доля невысока, видимо, потому что глава семьи, обычно, мужчина. В целом распределение молодых по месту работы отличается от ситуации в остальных семьях, где сравнительно больше трудится не в торговле, а на производстве, где выше доля занятых в государственном управлении, меньше в коммунальных отраслях.

Подавляющее большинство родителей из молодых семей - специалисты высшей квалификации (41,4%), затем следуют квалифицированные рабочие - 23,9%. Профессии и должности специалистов среднего уровня квалификации составляют 17,1%. Рабочие и служащие, занятые подготовкой информации и оформлением документации - соответственно 5,2 и 3,7%, работники сферы обслуживания и коммунального хозяйства - 4,5%. Руководители органов власти и управления всех уровней, включая предприятия и организации, - 4,2%. Для сравнения: в немолодых семьях значительно выше доля специалистов среднего уровня квалификации - 22,8%, квалифицированных рабочих - 10,3%. И закономерно в 2 раза больше, чем среди молодых, доля руководителей органов управления, учреждений, предприятий и организаций - 9,9%.

Спецификой состава молодых семей с детьми является значительный круг лиц, работающих по дому и ухаживающих за детьми. Если во всех домохозяйствах таких лиц 1,2%, то в молодых семьях - почти 6%, без различия однодетная или двухдетная семья. Повышенная занятость молодых родителей настойчиво требует увеличения детских дошкольных учреждений.

Экономическое положение; ресурсы, доходы. Молодые семьи с детьми до 16 лет имеют значительно меньшие душевые доходы, чем без детей. Они лучше обеспечены, если проживают вместе с родственниками, к примеру, с пенсионерами (пенсии в Москве в 1,5 раза выше прожиточного минимума). При заметных различиях в доходах по типам семей, учтенных Росстатом и РМЭЗ (особенно без детей), общим является то, что материальное положение молодых семей с детьми хуже, в связи с чем в них повышенная доля бедных, чем в остальных.

Для определения бедности мы взяли критерий величины прожиточного минимума. В Москве в 2008 г. прожиточный минимум на душу составлял 6,6 тыс. руб. в месяц, но нами граница бедности принята выше - на уровне 8 тыс. руб., иначе при небольшой по объему выборке малообеспеченность будет представлена недостаточно.

Причин низких доходов несколько. Прежде всего, более высокая иждивенческая нагрузка на работника - дети. Так, в выборке Росстата, доля семей с низкими душевыми доходами до 8 тыс. руб. среди молодых семей с детьми достигает 33%, а без детей - 18%. При этом статистический анализ не всегда выявляет прямо пропорциональное рождению детей падение материального положения. Наряду с появлением ребенка, бывают и иные причины - утрата заработка матерью, иногда потеря мужа по разводу и прочие снижающие уровень жизни обстоятельства.

Все риски падения доходов, в связи с появлением детей, как правило, нивелируются усилиями самих родителей: ребенок - мощный стимул трудиться. По данным РМЭЗ, заработки в молодых семьях, имеющих детей, соответствуют остальному населению (табл. 1)6. Но все равно падение душевых доходов с учетом ребенка неизбежно, и оно, к сожалению, весьма скромно компенсируется государственными трансфертами (пособиями и компенсациями). Так, у молодых семей отсутствуют субсидии на жилье, в их пользу - получение пособий на детей, но, понятно, у них нет пенсий, которые выше пособий (табл. 1).

Таблица 1. Основные составляющие доходов молодых и остальных семей (РМЭЗ, руб. в месяц на душу)

Виды доходов

Все молодые семьи

Молодые семьи с детьми до 16 лет

Остальные (немолодые) семьи

Молодые с детьми к остальным

Доход на одного человека

13212

11999

16252

74

Заработная плата от работы:

10642,01

9613,81

9135,53

105

- на государственном предприятии

2841,19

3023,02

3477,77

115

- на частном предприятии

7244,75

6083,07

4886,73

125

- на предприятии со смешанной формой собственности

556,06

507,72

771,04

152

Государственные трансфертные платежи

797,11

746,84

3289,96

441

- пенсии

539,81

433,96

2883,91

665

- пособия по безработице

16,11

22,97

1,68

7

- пособия на детей

178,61

254,68

70,16

27

- субсидии и льготы на оплату

19,89

16,71

212,86

1274

жилья и коммунальных услуг - стипендии

31,43

5,56

18,08

325

- другие компенсации, выплаты, пособия

11,26

12,96

103,27

797

Доходы от продажи продукции, личного имущества

45,14

44,42

149,51

335

Доход семьи от сдачи личного имущества в аренду

127,71

182,10

97,59

54

Проценты по вкладам, дивиденды, продажа акций и ценных бумаг

0

0*

1630,37

16

Доход семьи от родственников и благотворительных организаций

653,8

554,18

855

154

Алименты

165,37

253,80

48,71

19

Страховые выплаты

0

0*

41,44

41

Другие доходы

781,53

622,67

1004,66

16

* Для расчета соотношения принят условно 1 рубль.

Преимущества молодых семей в заработках по сравнению с остальными семьями связаны с тем, что в коммерческой сфере, в частном предприятии и фирме лучше платят, чем в государственных. Это видно из того, что доля работающих в госсекторе родителей больше половины (55%), но получаемая заработная плата, напротив, в 2 раза ниже. Имеющие 1 ребенка трудятся больше на государство и меньше у частника (соответственно, 63 и 37% работающих), но при двух детях пропорция занятости по формам собственности меняется в пользу коммерческой (46 и 54%). Повышение оплаты в госсекторе (медики, учителя, воспитатели и т.п.) - еще один аргумент в мероприятиях демографической политики. В последнее время в Москве оплата бюджетников в целом стала даже лучше, чем у частников, хотя последние чаще скрывают от отчетности истинное положение.

Но роль государства значима не только в качестве работодателя, но, и как институт социальной поддержки родительства и детства. Наша информация свидетельствует о слабости и малозначимости этой поддержки: все государственные трансферты (пособия в том числе) в 2008 г., по данным РМЭЗ, составляли 6,2% семейного бюджета, что немногим отличается от поддержки родственников и благотворителей (4,6%).

Тем самым вопрос о расширении государственной помощи на детей в современных условиях, когда растет стоимость содержания ребенка, не снимается с повестки дня.

В наших исследованиях бюджетов молодых семей нет поступлений от вкладов, которые есть у семей более старшего возраста (до 10% совокупного дохода). Причем их нет у молодых семей, независимо от того имеют или не имеют они ребенка. Причина, по которой практически нет сбережений, возможно, в заметных расходах по займам и кредитам, которые значительны именно у молодых семей. Можно сказать, что накопления у молодых происходят своеобразно, в виде возмещений за кредит, позволяющий пользоваться неким благом сейчас, оплачивая его в рассрочку (у молодых сумма платежей более 6 тыс. руб. на душу в месяц, у остальных - 3 тыс. руб.). Такое поведение молодых семей, когда они не боятся жить в долг, вполне прозападное свойство, которое демонстрирует во многом отказ от традиционного характера потребления. При этом у них меньше "серых схем". По РМЭЗ, доходы практически совпадают с расходами, в отличие от бюджетов семей постарше (табл. 2).

Таблица 2. Оценка населением Москвы своего финансового положения
(Росстат 2008 г., в % к опрошенным)

Финансовое положение

Все домохозяйства

Домохозяйства с детьми

Молодые семьи с детьми

Домохозяйства без детей

Число обследуемых домашних хозяйств

100

100

100

100

Из них указали, что не хватает денег даже на еду

0,5

0,2

-

0,5

Затруднительно покупать одежду и оплачивать ЖКУ

11,3

13,7

31,8

10,7

Не могут позволить покупку товаров длительного пользования

59,7

72,3

47,5

56,7

Не хватает денег на покупку автомобиля, квартиры

23

12,5

16,5

25,5

Средств достаточно, чтобы купить все, что считают нужным

3,7

 

 

4,5

Затруднились ответить

1,9

1,2

4,2

2

В целом молодые семьи оценивают свое положение как неплохое; они не считают себя бедными, которым не хватает на еду, но не считают себя и обеспеченными - им затруднительно покупать товары длительного пользования, не говоря уж о машинах и жилье. Среди молодых больше тех, кто затрудняется покупать одежду и оплачивать квартиру, что, безусловно, признак малообеспеченности. Но по контрасту молодым с детьми больше требуется средств на покупку автомобиля и жилья. Это свидетельствует о различных установках в сфере расходов у семей разных поколений.

Расходы молодых семей (питание, промтовары, услуги, налоги). В 2008 г., по данным Росстата, в молодых семьях с детьми потребительские расходы составляли 84,1%, налоги, сборы и платежи - 13,5%, сбережения 1,8%7. У них относительно больше доля расходов на питание и промышленные товары против этих расходов в остальных семьях, но меньше затраты на услуги и алкоголь (табл. 3).

Таблица 3. Особенности структуры расходов молодых семей с детьми

 

Потребительские расходы (в %)

Молодые семьи с детьми

Остальные семьи с детьми

Питание (покупка продовольствия и питание вне дома)

35

31,3

Непродовольственные товары

31,7

28,7

Алкоголь

1,3

1,5

Услуги

31,9

37,7

Повышенная доля расходов на питание у молодых связана с ограниченностью доходов, поскольку потребление продуктов нельзя сократить или сэкономить по физиологическим причинам. Отсюда особенно велико значение стоимости питания для низкооплачиваемых семей. Так, при душевом доходе до 8 тыс. руб. все семьи с детьми до 16 лет, молодые и немолодые, направляли, по данным Росстата в 2008 г., на питание более 45% своих потребительских расходов. Кроме того, нельзя не принимать во внимание дороговизну детского питания. Конечно, есть льготные по ценам молочные кухни, но проблема, безусловно, требует внимания.

Промтовары для маленьких детей также недешевы. Само собой напрашивается предложение о введении натурального набора вещей для младенца, как новорожденного, так и постарше, а также регулирование цен на детскую одежду и обувь. Такое правило раньше было, и следовало хотя бы ввести возмещение НДС их производителям. Или перейти к нормативному определению ежемесячного пособия на менее обеспеченного ребенка (таковым в наших расчетах семьях, где нет дохода 15 тыс. руб. в месяц на душу - его мы называем стандартом экономической устойчивости семьи) и досчитать в пособии расходы на детское питание и минимальный гардероб.

При оценке расходов на услуги важна не только их доля, но и состав как отражение материальных условий и образа жизни. Наиболее значимыми для молодых семей с детьми являются жилищно-коммунальные расходы - 30,4% от общих расходов на услуги. Это выше, чем по всем семьям в целом (независимо от их состава) - 17,3%.

Расходы на транспорт. Молодые семьи тратят на услуги пассажирского транспорта 18,2%, в том числе малообеспеченные с доходами до 8 тыс. руб. - 24,4%, а с доходами от 8 до 17 тыс. руб. - 15,7%. Если в семье один ребенок, то услуги пассажирского транспорта занимают 20,6%; с двумя и более детьми - 12,6%. При этом в первую очередь в транспортной сфере особенно видно отличие образа жизни молодых семей от остальных - это наличие автомобиля. Так, у молодых московских семей с одним ребенком их 31,2%, с двумя детьми - 45,7%, у молодых семей с детьми и другими родственниками - 92,5% (все домохозяйства без детей - 38,9%). Вместе с тем у одиночек с детьми - 4,9%.

Расходы на связь и Интернет возрастают с увеличением количества детей: с одним ребенком (16,8%), а с двумя и более детьми - 21,4% общей оплаты услуг. Чем обеспеченнее семья, тем больше она тратит на Интернет. К примеру, у молодых семей с детьми при доходах менее 8 тыс. руб. на человека они составляют 2,2% от всей оплаты услуг, а с доходом от 8 до 17 тыс. руб. выше - 3,1%. Доля расходов на Интернет с одним ребенком - 1,8%, а с двумя и более детьми - 5,4% от стоимости всех услуг. В расходах на медицину (без лекарств) молодые семьи с детьми тратят 2,2% против 4,6% остальных семей. На санаторно-оздоровительные мероприятия соответственно 2,7% и 4%.

Молодые семьи с детьми относительно меньше расходуют на услуги учреждений культуры. Возможно, из-за бесплатных мероприятий для детей, которых в Москве множество. Но молодые семьи больше, чем остальные, тратят на физкультуру и спорт, развлечения, занятия в кружках. Что касается расходов в организациях образования, то естественно, что молодые семьи с детьми платят за детский сад, за дошкольное образование. В то же время все семьи больше расходуют на оплату наемного персонала в этой сфере, а молодые семьи, видимо, обходятся своими силами8.

Жилье. Главная потребность молодой семьи с детьми - в отдельном жилье. Из 500 опрошенных 50,6% ответили, что они живут с родителями, и 49,6% - что живут отдельно. Поэтому жилищные условия волнуют значительную (но, заметим, не подавляющую!) часть данной социальной группы. Максимальную озабоченность высказывают более 27% опрошенных, и еще 21% достаточно озабочены (соответственно 52% не считают жилье главной для себя жизненной проблемой).

Примерно так же оцениваются жилищные условия в бюджетных обследованиях Росстата. В 2008 г. среди молодых семей с детьми хорошими назвали 18%, удовлетворительными - 71%, отличными - 3% и очень плохими - 8%.

Какова жилищная обеспеченность молодых семей на фоне средней обеспеченности всех граждан Москвы? Наиболее обеспеченными жильем являются супруги в возрасте до 35 лет без детей, у которых на каждого члена семьи приходится 23,2 кв.м. Когда у них появляются дети, жилищная обеспеченность снижается до 16 кв. м на проживающего. Этот показатель уменьшается за счет немолодых семей до 14,8 кв.м (табл. 4).

Таблица 4. Размер занимаемой площади на одного проживающего (кв. м)

 

Молодые семьи с детьми

Все семьи с детьми

Семьи без детей

Размер жилья на душу (кв.м.):

 

 

 

- общая площадь

16

14,8

20

- жилая площадь

9,9

9,8

12,1

Количество комнат на одного проживающего

0,7

0,6

0,8

Вид занимаемого жилья:

 

 

 

- отдельная квартира

98,5

99,6

99,1

- коммунальная квартира

1,5

0,4

0,7

- общежитие

-

-

-

Принадлежность жилья:

 

 

 

- обследуемому домохозяйству (приватизированное жилье)

62,5

46,1

42,8

- государству, муниципалитету

37,5

53,6

56,5

Подавляющий вид жилья в Москве отдельная квартира (94-99%). По форме собственности больше приватизированного жилья у молодых семей с детьми - 2/3 всех обследованных. У остальных категорий - менее 50%. Собираются улучшить жилье -10,9%, в том числе состоят на учете как нуждающиеся - 5,4% (это значительно больше, чем все домохозяйства с детьми и без детей: среди них состоят на учете 1,7%, собираются купить другое жилье или рассчитывают получить жилье в наследство -0,9% обследованной совокупности).

От чего в основном зависит типичная обеспеченность жильем? Более всего, от числа детей. Так, молодые семьи с одним ребенком имеют 17,4 кв. м на душу, а с двумя детьми - 12,4 кв.м. Поэтому, если среди молодых семей с одним ребенком 26% считают свои жилищные условия либо отличными, либо хорошими, то с двумя и более детьми все единодушно считают их только удовлетворительными.

Среди причин неудовлетворенности имеющимся жильем главная - его низкое качество, потребность в ремонте текущем и капитальном (более 72%); далее плохая шумоизоляция - 38%; систематические неполадки сантехнического оборудования, электропроводки - 32%; близость очагов загрязнения - 25%; недостаток тепла (холодная квартира) - 8%. 13% отметили такую причину, как нарушение общественного порядка соседями или посторонними лицами в подъезде или вблизи дома.

К сожалению, в современных обследованиях нет вопроса о втором жилье. Полагаем, что это из-за его неактуальности для большинства населения. Однако есть вопрос о наличии дачи или дома для сезонного проживания. Молодые семьи с одним ребенком, имеют их 3,4%, а с двумя детьми - уже 20,1%, семьи матерей-одиночек -4,9%. Среди всех домохозяйств без детей дачи или загородные дома имеют 11,2%. Как правило, чем выше доход, тем больше тех, кто имеет загородное имущество.

Московская программа "Молодым семьям - доступное жилье" Программа действует с 2003 г. Участникам предлагается несколько вариантов улучшения жилищных условий. Самый востребованный, как показывает статистика, - приобретение у города квартиры практически по себестоимости в рассрочку до 10 лет под 5% годовых. Но право на это имеют только семьи с детьми или со справкой о 28-недельной беременности (и такие же семьи без детей в зарегистрированном браке не менее одного года), семьи молодого работника бюджетной сферы, успешные молодые ученые, преподаватели, аспиранты с жильем ниже нормативного. Первоначальный взнос - от 10% до 20% стоимости квартиры (в зависимости от числа детей). При этом покупатель может воспользоваться ипотечным кредитом. Более того, столичные власти списывают 30% после рождения ребенка, льгота предоставляется и многодетным.

Вторая возможность - молодая семья может поучаствовать в накопительной программе для покупки квартиры на свободном рынке Москвы или Подмосковья. Суть в том, что город сдает на срок до 10 лет (в зависимости от возраста супругов) квартиру по льготным ставкам. А в это время семья копит деньги на покупку, к тому же предоставляется субсидия. Впрочем, как признают чиновники, эта схема себя не оправдала из-за высоких цен на столичную недвижимость: накопить необходимое количество денег под силу очень немногим. Не получилась и идея создания молодежных жилищно-строительных кооперативов. Федеральный закон предписывает выделять земельные участки под застройку исключительно на конкурсах, что делает проекты неподъемно дорогими для молодых семей. Наконец, город предлагает жить в съемных квартирах по ценам значительно ниже рыночных, но городских доходных домов крайне мало. Кроме того, городские власти обещают оплачивать часть расходов молодой семьи, снимающей квартиру у частников, - до 50% средней рыночной арендной цены. Каковы результаты? За 2006-2009 гг., с начала мероприятий в рамках жилищных программ города Москвы (обеспечение жильем очередников по договорам социального найма, переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, "Социальная ипотека" и др.) обеспечена жильем 10681 молодая семья площадью более 700 тыс. кв. м. Семьям молодых специалистов бюджетных организаций социальной сферы Москвы, в т.ч. работникам системы социальной защиты, образования и здравоохранения, семьям молодых преподавателей, талантливых ученых и аспирантов государственных вузов города в рамках Программы было предоставлено 527 квартир для проживания по договорам найма. В жилищном фонде коммерческого использования проживают на условиях договора найма более 600 молодых семей, продолжающих накопление собственных средств, которые используют для приобретения жилья на рынке. При этом освобождающиеся жилые помещения будут предоставлены другим молодым семьям, участвующим в программе.

Чтобы получить право на бесплатную социальную квартиру, претендент должен иметь не только маленькую жилплощадь, но и низкий доход. Многие молодые семьи по этому параметру не проходят, им столичное правительство, в частности, предлагает возможность приобрести жилье у города практически по себестоимости и в рассрочку. Получается в несколько раз дешевле рыночных предложений. Немалоимущим семьям, не вставшим в очередь до 1 марта 2005 г., придется ждать квартир чуть дольше: обеспечить эту категорию льготников власти обещают до 2015 г. В ближайшие годы на программу будет выделено около 37 тысяч квартир, площадью более 2 млн. кв. м. Ориентировочно минимальный срок ожидания квартиры участниками программы составляет сейчас три года, максимальный - пять лет.

Однако не все складывается просто для молодых семей: из тех, кто удовлетворяет параметрам программы, заявку сделали менее 10% возможных участников. С другой стороны, город отстает от собственных планов по строительству жилья для участников программы. Так, в 2006 - 2008 годах должны были возвести 1,1 млн. кв. м жилья, а введено чуть более 700 тыс. кв. м. Квартирами планировалось обеспечить более 20 тыс. молодых семей, а получили 11 тыс. В 2007 г. молодым предлагалось купить по себестоимости квартиру в Подмосковье с сохранением столичной прописки. Но эта идея не устроила сами семьи. Основная масса молодежного жилья сосредоточена в четырех районах города - Кожухово, Бутово, Марьино и Люблино. Главная сложность для развития - площадки под строительство новых домов.

Каковы плюсы и минусы программы? Плюс - есть возможность получить доступное жилье, особенно, если в семье дети. Минус - забюрократизированность условий и порядка, много фильтров, явных и скрытых. Меньше шансов для тех, у кого низкие доходы, если не считать очередников. Программа касается очень немногих, причем не самых бедных молодых семей. По ней можно приобрести квартиру даже в пределах 500 тысяч рублей, но откуда у молодой семьи такие деньги? Разве что - есть состоятельные родители. Программа является одним из вариантов для очередников, а ипотечные схемы мало реализуемы в связи с кризисом. Банки, которые их декларируют, предоставляют дорогие и невыгодные ссуды.

Молодые семьи с детьми о себе. Наша анкета была заполнена в ЗАГСах Москвы молодыми родителями в возрасте до 35 лет при регистрации новорожденных детей. По традиции в России чаще регистрируют детей молодые папы. В опросе участвовали 72,8% мужчин и 27,2% женщин. Мы обработали 526 анкет.

Среди респондентов 63% мужей родились в Москве, 60% жен. В первом браке живут 87%, 12% - во втором и около 1% в третьем. По продолжительности супружеской жизни треть имеют брачный стаж 1 год (у них ребенок появился в первый год), четверть - 2 - 3 года, 15% - от 3 до 5 лет, от 5 до 10 лет - 13%, свыше 5 лет - более 2%. Число детей в среднем на обследованную семью - 1,47. Структура опрошенных по числу детей в основном соответствует структуре генеральной выборки населения Москвы. 13% семей образовались сразу после рождения ребенка и имеют стаж менее года. Возможно причина регистрации - появление ребенка. Были случаи, когда семья имеет троих детей, но не состоит в браке.

Семейные параметры отражаются на финансовом положении. Так, влияние возраста семьи на доход очевиден: 42,4% начинающих семей со стажем менее года определяют себя как низкодоходные. Несколько больше половины молодых проживает с родителями (51%). Самостоятельно живут 49% респондентов. Среди них две трети имеют собственное (приватизированное) жилье (67%), пятая часть пользуется социальным наймом (21%), арендует жилье 12%.

Каково материальное положение семей? В анкете был вопрос о доходе, заработной плате в расчете на душу. Путем анализа в качестве типичного интервала выявили 20-30 тысяч рублей на члена молодой семьи в месяц, что примерно соответствует средней зарплате (доходу) в Москве. Диапазон высокодоходных семей начинается с 50-80 и выше рублей. Финансовое положение в основном не зависит от того, проживают ли молодые совместно с родителями или отдельно (табл. 5).

Таблица 5. Доходы респондентов из московских молодых семей

Сумма доходов

Кол-во человек

% от ответивших

до 10 тыс.

65

13,4

10 - 20 тыс.

122

25,16

20 - 30 тыс.

130

26,81

30 - 50 тыс.

104

21,44

50 - 80 тыс.

39

8,04

свыше 80 тыс.

25

5,15

Итого

485

100

Из имущества молодые семьи, как правило, располагают собственным автомобилем - 75%, среди них 10% - многодетные семьи. При этом многодетные обозначили желание, чтобы жена получила водительские права. Сегодня для молодых в Москве автомобиль - не роскошь. Это связано с проблемой транспорта, необходимостью перевозки детей в школу, для занятий спортом, в кружках и т.п.

В органах социальной защиты для получения социальной помощи состоят более 17% семей. Такое соотношение между нуждаемостью и обращением за помощью, видимо, объясняется тем, что часть семей выходит из положения собственными силами, без помощи государства, прежде всего за счет трудовых доходов (табл. 6).

Таблица 6. Формы поддержки, которую предпочитают молодые семьи

 

Число респондентов

% ответивших

Увеличение зарплаты для бюджетников

13

4,2

Увеличение пособия на ребенка

34

10,9

Улучшение жилищных условий

46

14,8

Доступность квалифицированной медпомощи

6

1,9

Льготный кредит, субсидия, ипотека

164

52,7

Помощь в трудоустройстве, в переквалификации, обучении

32

10,3

Увеличение мест в детсадах, яслях

11

3,5

Прочее

5

1,6

Всего ответили

311

100

Проведенный опрос кроме получения информации о составе и положении молодых семей с детьми, имел задачу определить те проблемные зоны, которые их особенно волнуют, оценить актуальность той или иной из них. Методически рейтинг проблем выполнен по балльной системе: самые серьезные трудности - 10 баллов, обстоятельства, затрудняющие жизнь - 5 баллов, отсутствие затруднений - 1 балл.

Главная сложность молодых родителей - недостаточный доход. Отсюда можно сделать вывод, что получение более высоких доходов способствовало бы во многом решению ряда других проблем в молодых семьях с детьми. Расширение возможностей для молодых семей позволило бы обеспечить образование свое (шанс на более высокооплачиваемую работу) и ребенка (беспокойство о его будущем), а когда ребенок - инвалид, либо взрослый член семьи - инвалид, то достаточные условия нужны особенно. То же относится и к вопросу ухода за детьми, обеспеченности детскими садами (в этой позиции рейтинг достаточно высок даже в ответах отцов).

Но что меньше всего беспокоит молодые семьи? Это - отношения в семье, насилие в семье, алкоголизм. Сказывается состав респондентов, большинство их - мужчины, для которых эти явления не столь явны. Тем не менее, персональное рассмотрение анкет свидетельствует, что есть семьи с трудным жизненным положением, облегчить которое можно усилиями органов социальной защиты и общественности.

Безусловно, уровень жизни семьи зависит от многих дифференцированных факторов, которые трудно выделить при рассмотрении семейных бюджетов в среднем. Мы попытались выделить некоторые из них. Это - а) многопоколенная семья, включающая не только родителей, но и родственников; б) неполные семьи с одним родителем, в) многодетные семьи, г) сфера занятости родителей (в бюджетной организации или в коммерческой), д) положение женщины-матери (в отпуске по уходу за маленьким ребенком). Все это чрезвычайно востребовано в социальном управлении, но обо всем этом не часто узнаешь из имеющихся публикаций.


1 РЖАНИЦЫНА Людмила Сергеевна - доктор экономических наук, профессор Института экономики Российской академии наук
2 Утверждено постановлением Правительства Москвы от 23 января 2007 г. N 24-ПП в соответствии с Концепцией формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма.
3 Научный руководитель проекта проф. ИЭ РАН Л. С. Ржаницына.
4 В переписи населения 2002 г. выделены семейные ячейки с супружескими парами до 35 лет - 131 тыс. или 5%, с детьми до 18 лет - 75 тыс. или 2,5%. По оценкам, в Программе "Молодой семье - доступное жилье" участниками могут стать при значительных ограничениях по нуждаемости, прописке, занятости и пр. 34 тыс. семей или порядка 1,3%.
5 На федеральном уровне существуют льготы по подоходному налогу для родителей, имеющих детей.
6 Используются данные РМЭЗ, ибо по методологии Росстата в связи с массой скрываемых серых поступлений напрямую учитываются только расходы, а доходы определяются балансовым методом путем добавления налогов, прироста финансовых активов и т.п.
7 По статистике бюджетов 2008 г., семья с 1 ребенком платила налоги с доходов до 8 тыс. руб. 12,9%, а до 17 тыс. руб. - 14,2%. Отмена для них налогообложения означала бы больше, чем ежемесячное пособие для ребенка. Рационально отменить налоги на налогоплательщиков с детьми до 16 лет с доходами ниже прожиточного минимума. В экономическом смысле антиналоговая мера эффективнее, чем пособие на ребенка: поощряется и труд, и рождаемость.
8 Этот материал представлен в книге "Молодые семьи с детьми в Москве". М., 2010.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.