Rambler's Top100

№ 481 - 482
10 - 23 октября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

По ту сторону экономического детерминизма: микродинамика миграции из сельского Кыргызстана

"Мы все сейчас в одной лодке - и русские, и киргизы"

Трансграничные миграционные процессы на юге Кыргызстана и их возможное влияние на межэтнические отношения

Кыргызстан: миграция населения после двух ”тюльпановых революций” и ошских событий 2010 года

Шансы для университетов

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Кыргызстан: миграция населения после двух "тюльпановых революций" и ошских событий 2010 года

Уран Эргешбаев1, Урулкан Аманбаева2
(Опубликовано в журнале "Человек и труд",2011, №1)

В постсоветский период в Кыргызстане можно выделить три значимых миграционных тренда: эмиграция русскоязычного населения, внешняя трудовая и внутренняя миграция титульного кыргызского населения. Пик выезда русскоязычных граждан пришелся на первую половину 90-х годов, затем масштабы их оттока снизились. Основная часть населения славянских национальностей адаптировалась к новым политическим реалиям, межэтнические отношения стабилизировались.

Шоковые экономические реформы привели к глубокому экономическому кризису, закрытию большинства предприятий, что вызвало резкий рост уровня безработицы. Население аграрного юга страны в поисках работы стало перемещаться на экономически более развитые северные территории. Начиная с конца 90-х годов, стала нарастать внешняя трудовая миграция кыргызов: в республике появился новый сектор экономической деятельности, доходы которого равны примерно четверти национального ВВП3.

К началу 2000-х годов заметно уменьшилось действие ”выталкивающих” политических и этнических факторов. Положение стало меняться после первой ”тюльпановой революции” 2005 г. В результате массовых народных выступлений произошла смена властной элиты - ключевые позиции, принадлежавшие северным родовым кланам, заняли представители южных регионов. Около двух лет в республике наблюдалась политическая нестабильность, которая активизировала внешнюю миграцию русскоязычного населения. Затем ситуация в стране нормализовалась и размеры оттока русскоязычного населения из республики стали возвращаться к прежнему уровню.

Весной 2010 г. в Кыргызстане вновь произошли массовые беспорядки и вооруженные столкновения, приведшие к падению авторитарного режима Бакиева и созданию Временного правительства. В борьбе за власть стали обостряться противоречия между южными и северными родовыми кланами. Кыргызстан оказался на грани гражданской войны и распада государства: ухудшению ситуации способствовал этнический конфликт между кыргызским и узбекским населением. Если первая революция 2005 г. прошла почти бескровно, то в результате событий апреля 2010 г. и последующих межэтнических столкновений на юге Кыргызстана погибли сотни людей, тысячи получили ранения, остались без крова.

По данным ООН, в Кыргызстане в результате межэтнического конфликта в той или иной степени пострадало более 1 млн. человек. По оценкам Временного правительства Кыргызстана, на восстановление пострадавших городов Ош и Джалал-Абад потребуется несколько лет и до 1 млрд. долл. Представители международных организаций определяют ситуацию в Кыргызстане как исключительно сложную.

Несмотря на то, что острая фаза конфликта вроде бы пройдена, межэтническое напряжение на юге республики сохраняется, в 2010 г. в северных регионах республики также имели место столкновения киргизов с турками-месхетинцами и курдами.

После апрельских и июньских событий социально-экономический кризис в Кыргызстане углубился.

По мнению международных экспертов, на Юге Кыргызстана отмечаются признаки наступления гуманитарной катастрофы. По результатам исследования, проведенного экспертами Всемирной продовольственной программы ООН в июле 2010 г., около 1,4 млн. жителей испытывали недостаток продовольствия. По прогнозам, в ближайшие месяцы количество недоедающих может увеличиться еще на 340 тыс. человек: главным образом это малоимущие граждане, которые из-за резкого роста цен испытывают затруднения в приобретении продовольственных товаров первой необходимости.

В 2010 г. резко сократились поступления в республиканский бюджет, который в 2011 г. будет сведен с беспрецедентно большим дефицитом. Без внешних заимствований республика не сможет обеспечить даже самые необходимые затраты в социальной сфере. В стране наблюдается деградация государственных структур управления. Центральные власти не контролируют ситуацию в регионах. Большое влияние приобрели криминальные структуры. Очередной виток дестабилизации в стране может произойти после перехода к парламентской форме правления. Помимо всего, у Кыргызстана имеются неурегулированные с соседними государствами пограничные вопросы, остро стоит проблема наркотрафика, на юге страны активно действуют религиозные экстремистские организации. После апрельских и ошских событий в Кыргызстане стали нарастать эмиграционные процессы, страну в спешном порядке покидают десятки тысяч людей. Большинство из них уезжают из южных регионов республики в Россию и Казахстан. Значительная часть граждан оформляет документы для получения российского гражданства.

В начале 90-х русскоязычное население Кыргызстана, основная часть которого была сосредоточена в более развитой - северной - части страны, составляло более 20% населения, сегодня его доля сократилась до 8%. Эмиграция славянского населения приводит к тому, что население республики становится моноэтническим, моноконфессиональным.

Русское население играет особую роль в межэтнических отношениях в стране: как и в других странах Центральной Азии, в Кыргызстане оно во многом выступает в качестве стабилизирующего фактора.

Опыт предыдущих военных и общественно-политических кризисов позволяет прогнозировать, что в подобных условиях эмиграция русских из республики возрастает как минимум в 1,5 раза. Так было после вторжения в Кыргызстан вооруженных формирований Исламского движения Узбекистана в 1999-2000 гг. и ”тюльпановой революции” 2005 г. В случае же дальнейшего обострения внутриполитической ситуации эмиграция славян из республики вполне может принять обвальный характер и за несколько лет республику покинет, по существу, все славянское население.

После трагических событий 2010 г. с юга страны стали уезжать узбеки. Причем главным образом - в Россию: Узбекистан отказался принимать беженцев на постоянное место жительства. За годы независимости на фоне рыночных преобразований усилилась миграция в города юга страны, в результате на рынке труда возникла конкуренция между узбеками и кыргызами. Социальные проблемы стали приобретать этническую окраску, участились конфликты и столкновения.

Ошские события побудили к миграции из южного региона и титульное кыргызское население: люди переезжают на более стабильный север. В результате внутренней и внешней миграции на юге республики уменьшается численность кыргызского населения, доля же узбеков возрастает. Быстро меняется этническая структура населения юга Кыргызстана, появляется угроза межгосударственных территориальных споров, возникают сепаратистские настроения. Некоторые лидеры узбекского населения выступали за создание автономии. В 2010 году это привело к трагическим столкновениям между узбеками и кыргызами.

Миграция южных кыргызов на экономически более развитый север приводит к обострению борьбы за ограниченные ресурсы (рабочие места, земля, вода, жилье и т.д.), возникают и обостряются внутриэтнические противоречия среди кыргызского населения. В северных областях и в столице - Бишкеке - в результате выезда русскоязычного населения и притока коренного населения из южных областей Кыргызстана кыргызское население начинает делиться на ”местных и приезжих”, ”южных и северных”. Эти изменения также способствуют возникновению и обострению межрегиональных, межклановых противоречий среди представителей титульной нации. В условиях перманентного социально-экономического кризиса, дефицита ресурсов и рабочих мест появляется угроза возникновения внутриэтнических конфликтов, обусловленных борьбой за власть и ресурсы, землю, рабочие места, более высокие статусные позиции и т.д. Возникают предпосылки для новых ”цветных революций”.

Шоковые социально-экономические преобразования привели к резкому расслоению титульного населения на политическую и бизнес-элиту и отсталое в основном сельское население, оказавшееся за чертой бедности. Дело в том, что между национальной элитой, сосредоточенной в столице, в крупных городах, и основной массой коренного сельского населения существовал слой населения нетитульных национальностей. В результате миграционного оттока этих групп населения ”стабилизирующий” этнический слой населения значительно уменьшился. Быстрый исход нетитульного населения приводит к многоплановым отрицательным последствиям в социально-экономической, этнополитической, этнокультурной сферах жизни общества.

Росту конфликтогенности в Кыргызстане способствует несколько факторов. Первый - дифференциация по уровню развития регионов страны. Второй, характерный для Центральной Азии, - борьба за перераспределение ресурсов (территориальных, водных, энергоресурсов) между представителями различных этнических, региональных, клановых групп. Особенно остро эта проблема стоит на юге республики, где ощущается дефицит земельных и водных ресурсов. Третий фактор - высокая плотность населения в местах компактного проживания представителей одной национальности (здесь на человека приходится в среднем менее чем по 0,20 га земли, пригодной для земледелия).

Миграция как один из аспектов межэтнических коммуникаций представляет серьезную внутреннюю угрозу национальной безопасности Кыргызстана: во-первых, республика теряет человеческий потенциал; во-вторых, идут процессы обеднения культурных межэтнических взаимодействий; в-третьих, страна теряет свою поликультурность и поликонфессиональность.

Правительству Кыргызстана предстоит разработать и реализовывать меры государственной политики по сохранению и поддержке полиэтничности и поликонфессиональности населения как фактора, способствующего прогрессивному развитию государства. Эти меры должны быть направлены на то, чтобы избежать резких перемен в привычных пропорциях населения на уровне местных сообществ и крупных мегаполисов, а также пространственной этнической сегрегации. Необходимо осуществлять политику социально-культурной интеграции населения, снижать значимость этнической принадлежности граждан, признать реальность существования множественной идентичности.


1 Доктор экономических наук, Уральский институт социального образования РГСУ
2 Ошский технологический университет
3 По оценкам, в 2010 г. поступления от денежных переводов достигнут 1,2 млрд. долл., что на 15-20% больше, чем в 2009 г. Как отметил заместитель председателя Национального банка Кыргызстана, ”это заметно помогает нашей экономике и нашим гражданам. Пока это единственный фактор, который имеет положительный темп роста и оказывает существенную социальную поддержку населению”. (http://demoscope.ru/)

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.