Rambler's Top100

№ 481 - 482
10 - 23 октября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

По ту сторону экономического детерминизма: микродинамика миграции из сельского Кыргызстана

"Мы все сейчас в одной лодке - и русские, и киргизы"

Трансграничные миграционные процессы на юге Кыргызстана и их возможное влияние на межэтнические отношения

Кыргызстан: миграция населения после двух ”тюльпановых революций” и ошских событий 2010 года

Шансы для университетов

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Трансграничные миграционные процессы на юге Кыргызстана и их возможное влияние на межэтнические отношения

Абазбек-уулу Р.
(Опубликовано в: Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции 28-29 мая 2010 г., Усть-Каменогорск. –Усть-Каменогорск: «Либриус», 2010. с. 6-13)

На сегодняшний день миграционная проблематика остается одной из самых актуальных в мире и в полной мере относится к современному Кыргызстану. С начала 90-х гг. XX столетия масштабы миграционных перемещений приобрели беспрецедентный размах. По информации отдела народонаселения ООН, в начале XXI в. в миграционный оборот было «втянуто» 218 стран мирового сообщества. Количество людей, живущих вне стран своего рождения или гражданства, оценивается в 175 млн человек, что составляет 3% от общей численности населения мира1. Численность сегодняшних международных мигрантов почти в три раза превышает их количество периода 50-х гг. XX в. Кроме этого в современном мире международное звучание зачастую приобретают и внутренние миграционные перемещения. Их интенсивность, по экспертным оценкам ООН, составляет, начиная с 80-х гг прошлого столетия, от 750 млн до 1 млрд чел. Иными словами, мигрировал почти каждый шестой житель планеты2.

Эти процессы не прошли стороной и охватили в полной мере и Кыргызскую Республику. Так, по исследованиям Л. Хоперской, всего с 1990 г. по 2006 г. страну покинуло 547 тыс. чел. Только в 2006 г. более 40 тыс. граждан КР получили российское гражданство, и, по прогнозам, эта тенденция сохранится и в последующие годы. Надо сказать, что в республике нет единого мнения по количеству мигрантов, по причине отсутствия действенной системы учета и регистрации, что отражается в информации из различных источников. Так, по официальным данным госкомитета по миграции и занятости КР, в настоящее время за пределами республики, преимущественно в России и Казахстане, находится около 350 тыс. трудовых мигрантов. Согласно же информации Международной организации труда, на современном этапе за пределами страны работают около 500 тыс. граждан Киргизии, а местные эксперты считают, что их количество достигает 1,2 млн чел. Исследователь Института Центральной Азии и Кавказа и Объединенного Центра по программе изучения Шелкового пути (Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program Joint Center) Эрика Марат приводит данные международной организации по миграции, согласно которым 300 тыс. граждан Кыргызстана работают в России, из них уже 160 тыс. имеют российские паспорта3, а за 2008 г. их количество составило 43 тыс. чел.4 Тенденция получения гражданства стран пребывания киргизскими мигрантами с каждым годом растет. По информации Министерства Иностранных дел Кыргызской Республики, в период с 2004 по 2008 гг. свыше 190 тыс. чел. приняли гражданство Российской Федерации5. Это составляет четверть всего взрослого населения республики, в т.ч. более 80% этнических киргизов в возрасте до 35 лет6. По данным Эрики Марат, этнические киргизы составляют 79%, вторыми идут узбеки - 9%, и потом русскоязычные - 7%.

Таким образом, тяжелое экономическое состояние страны, отсутствие перспектив для квалифицированных специалистов и молодежи, разрушенная социально-культурная инфраструктура в селах и городах привели к массовому отъезду людей за пределы страны. Наибольший поток мигрантов идет из Бат кенской, Ошской и Джалалабадской областей, то есть с юга Кыргызстана. Так, выходцы из г. Ош и Ошской области составляют 35% всех мигрантов, из Джалалабадской области - 12,9% и из Баткенской области - 11,7%7. Таким образом, каждый пятый житель Ошской области и каждый восьмой житель двух других областей трудоспособного возраста находятся в миграции.

Большой процент также занимает внутренняя миграция. Так, по данным исследователя из Американского университета в Центральной Азии Р. Рахимова можно выделить три направления внутриреспубликанской миграции:

  1. из южных регионов в Чуйскую и Иссыккульскую области,
  2. из сельской местности северных регионов в г. Бишкек,
  3. с окраин сельской местности южных областей в г. Ош и г Джалалабад.

По его мнению, сложившаяся тенденция может привести к значительной депопуляции различных регионов Кыргызстана, что создаст «благоприятные» условия для неравномерного развития, провала экономической политики и реформ по децентрализации власти8. По исследованиям С. Олимовой, трудовая миграция в некоторых районах Кыргызстана ведет к «обезлюживанию деревни»9.

Таким образом, приведенные выше данные позволяют говорить о масштабности миграционных процессов в Кыргызстане. Разговоры о миграции ведутся на всех уровнях общества, в средствах массовой информации, и в ее осмыслении и решении принимают участие большое количество организаций и учреждений. Одни преподносят миграцию населения как благо для страны10, как важнейший фактор сдерживания социальной напряженности, другие в это же время видят в нем угрозу для национальной безопасности, считая, что такие темпы иммиграции граждан приведут к тому, что в ближайшие годы страна может остаться без своих граждан. Эти и другие дискурсы позволяют нам утверждать об отсутствии в обществе четко сформулированной позиции по отношению к данному процессу. Тем не менее необходимо учитывать, что последствия миграции, в особенности негативные, носят латентный характер, их трудно обозначить, они требуют более объемных исследований.

Таким образом, массовая миграция в свою очередь порождает другую проблему. Так, в последние годы в обществе много говорится о проблемах приграничной миграции. В частности, широкий резонанс получил процесс, который называется «ползучая миграция» («жылма миграция», «creeping migration»), которая происходит вдоль южной границы Кыргызстана с Таджикистаном. В современном понимании данный термин «ползучая миграция» используется в определении незаконной покупки или аренды собственности и земельных участков у граждан Кыргызстана гражданами соседнего Таджикистана и незаконном освоении ими спорных территорий и которая, по нашему мнению, возможно, оказывает негативное влияние на межэтнические отношения в приграничных сообществах. Местные эксперты считают, что в результате массового оттока населения во многих населенных пунктах южного региона, в особенности в Баткенской области, наблюдается изменение этнической, социальной и возрастной структуры населения, которое может привести к проблемам в области межэтнических отношений11. Причинами миграции жителей приграничных территорий, каковой является Баткенская область, являются отсутствие работы и элементарных условий для жизнедеятельности: низкий доступ к здравоохранению и образованию. По данным комитета по миграции и занятости Баткенской области, уже к 2006 г. 19 тыс. жителей области выехали за пределы республики в поисках работы. 18618 трудовых мигрантов выехало в Российскую Федерацию, 458 - в Казахстан, 231 - в страны ближнего и 39 - дальнего зарубежья12. В то же время мигранты из соседних стран, особенно из Республики Таджикистан, выбирают названный регион местом переселения. Так, по исследованиям общественного фонда «За международную толерантность», в Баткенской области КР проживают нелегально более 200 семей граждан Таджикистана, которые незаконно освоили 38 гектаров земли последующим строительством жилья для постоянного проживания13. Данные факты незаконной миграции и незаконного освоения территорий приводят к конфликтным ситуациям на границе двух стран. Так, весной 2006 г. на участках Кара и Чекдобо Аксай айыл окмоту некоторыми жителями таджикского села Чоркух были посажены саженцы на 6 гектаров спорной земли. На что кыргызская сторона ответила уничтожением саженцев, которое едва не привело к столкновениям. По рассказам местных жителей, столкновения между молодыми жителями наблюдаются во время проведения свадебных торжеств и праздничных мероприятий. В ноябре 2002 г. в Баткенском районе после вечеринки молодые киргизы и таджики затеяли драку, в результате которой пострадали 12 человек и было разрушено пять домов.

По мнению местных жителей (опрос проведен на территории КР), из-за того что граница между государствами весьма условна, с таджикской стороны идет процесс заселения спорных территорий (таблица).

Таблица. Существует ли в вашем сообществе процесс «ползучей миграции»?14

Ответы

Абс.

%

Да

106

53

Частично

27

14

Нет

67

34

Всего

200

100

Особенно эти процессы ярко выражены в следующих муниципалитетах: Жаныжер (села Борбордук и Арка) и Кулунду (села Интернационал и Максат) айыл окмоту Лейлекского района, Аксай (села Таштумшук, Кокташ, участок Кара и Чекдобо) Баткенской области.

Как пишут А. Элебаева и Н. Омуралиев, нехватка земельных угодий и неопределенность границ уже привели один раз к конфликту между кыргызами и таджиками в Баткенском районе, в результате которого погибло несколько человек. По их словам, существование «прозрачной» границы между двумя государствами явно не на руку нашей республике и позволяет соседям добиваться многочисленных уступок, связанных с земельными вопросами. Продолжается захват новых, не говоря уже о спорных, территорий, принадлежащих Кыргызстану. Противодействие самовольному переносу границ пытаются оказывать только местные жители. Усиливает напряженность в приграничных селах и быстро нарастающая безработица среди молодежи15.

В рамках полевых исследований автор проводил интервью с жителями села Таштумшук Аксайского айильного округа Баткенской области. Они утверждают, что данный процесс происходит с помощью покупки домов гражданами Таджикистана, которыми предлагаются достаточно большие деньги для данного региона16. В этом селе понятие границы условное, дома таджикских и киргизских граждан расположены вперемешку, и она проходит по «живому». По словам жителей, с каждым годом киргизских граждан все меньше и меньше, они чувствуют огромное давление другой стороны. Конфликты в данном селе происходят очень часто, особенно в дни праздничных мероприятий. По словам жителя села, 64-летнего аксакала Жоошбаева Ташкенбая, в его доме, когда он устраивал праздник, таджики избили его гостей, побили стекла их автомобилей; и такое поведение соседей совсем не редкость17. Глава села Максат Лейлекского района Адинаев Сапарали приводит данные, по которым в его селе количество незаконно приобретенных домов составляет 11618. Такая же ситуация и в Аркинской зоне Лейлекского района в селах Борбордук и Жаштык, жители соседнего селения Кистакуз уже приобрели более 70 домов и продолжают покупать. Таким образом, несмотря на то, что законами Кыргызской Республики запрещены продажи иностранным гражданам своих домов на приграничных территориях, жители продолжают продажу своих домов, они не хотят здесь жить, где нехватка воды для ирригации, зависимость от Таджикистана в покупке товаров первой необходимости. Граждан Таджикистана также обвиняют в уничтожении деревьев, незаконной вырубке леса, незаконном использовании пастбищ, что приводит к стычкам между жителями приграничных сообществ19.

Данный процесс охватывает и другие области юга Кыргызстана. Так, бывший директор Института стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики В. Богатырев пишет: «В результате внутренней миграции из южных регионов - на север, в первую очередь - в Бишкек, а также двух внешних миграционных потоков: кыргызского - в Россию и узбекского - в Кыргызстан, узбекское население составляет сегодня не статистическое, а фактическое большинство в приграничных областях. При этом надо иметь в виду, что основная часть из них - граждане Кыргызстана. Учитывая реальную этническую политику в Кыргызской Республике, эта часть населения чувствует себя на положении национального меньшинства не в европейском, привилегированном, а в нашем, уничижительном смысле этого слова. В первую очередь, это касается гражданского статуса этой этнической группы. Неравноправные, по сравнению с кыргызским населением, возможности участия в государственном управлении и даже в местном самоуправлении, атмосфера недоверия и подозрительности, которая нередко окружает этнических узбеков на юге Кыргызстана, формируют у них если не сепаратистские настроения, то, по крайней мере, оглядку на соседнее узбекское государство»20. Опрос, проведенный Узбекским культурным центром в Оше в 2004 г., показал, что более 60% опрошенных, то есть 1436 этнических узбеков считают политику правительства в отношении них неадекватной. Более 79% считают, что им необходима политическая партия, и более 76% опрошенных полагают, что государство должно перейти на латинский алфавит. 78% респондентов сказали, что узбекский язык должен получить статус государственного. По мнению местных наблюдателей, воспринимаемая и реальная дискриминация этнических групп, скудные ресурсы и неэффективное управление негативно сказываются и на межэтнических отношениях. «Соперничество за скудные экономические ресурсы, такие как рабочие места, торговые точки на рынках, вода, жилье и другие социальные блага, обретает все более явную этническую окраску». Кроме того, по данным некоторых местных источников, после 1990 г. представительство этнических меньшинств в районных и местных органах власти существенно уменьшилось. Опасность, исходящая от слабого представительства нацменьшинств, усугубляется продолжающимся процессом обнищания населения21.

Как говорит руководитель фонда «За международную толерантность» Р. Кадырова: «Когда идет спор на приграничной территории из-за нетранспарентного использования водных ресурсов, то помимо этого сообщество начинает вспоминать и пастбища, и несправедливое распределение земель, и недоступность определенных этнических групп к властным структурам. То есть сам предмет конфликта начинает дробиться на разные слои. Таким образом, если раньше в конфликте участвовало две-три этнические группы или два-три сообщества, то сегодня этнические группы начинают апеллировать к своим сородичам на исторической родине, и конфликт обретает политический межгосударственный характер. Это классический пример сложного конфликта - того, в котором есть несколько предметов конфликта и участвует большое количество сторон»22. Ее слова подтверждают конфликт, который произошел в конце марта 2008 г Тогда порядка 150 жителей Таджикистана, включая ряд местных чиновников, предприняли попытку разрушить плотину, возведенную кыргызскими властями. По словам граждан Таджикистана, плотина находится в районе, где вопрос о границе не согласован между сторонами, и она препятствует прохождению воды в ирригационные каналы Согдийской области. Кыргызские власти настаивали, что сооружение находится на территории Кыргызстана вдали от границы, и направили пограничников пресечь попытку его уничтожения. Таким образом, можно говорить о постоянной напряженности, которая существует между сообществами в приграничных районах и которая может превратиться в реальные столкновения23.

Ферганская долина, частью которой является и юг Кыргызстана в силу региональной специфики, находится в точке пересечения миграционных потоков. Мы предполагаем, что миграционные процессы в данном регионе накладываются на уже существующий местный конфликтогенный потенциал. В 2007 г Общественный фонд «Мирное развитие в Ферганской Долине» проводил тематическое исследование на тему «Проблемы спорных территорий и распределения воды», в ходе которого был проведен опрос населения приграничных регионов Кыргызстана и Таджикистана. На вопрос: «Как вы думаете, к чему может привести нерешенность проблем касательно доступа к земле и воде?» - большинство респондентов отмечают, что наиболее вероятный результат - насилие (рисунок)24.

Рисунок. «Как вы думаете, к чему может привести нерешенность проблем касательно доступа к земле и воде?»

Таким образом, напряжение, существующее на границе, может привести к ухудшению межэтнических отношений и соответственно отношений между государствами региона. И только реальное понимание этого обстоятельства и выработка соответствующих механизмов должны помочь оптимизации системы региональной безопасности.

В Жогорку Кенеше прошлого созыва несколько депутатов выступали с инициативой принятия закона «Об особых приграничных населенных пунктах КР». В этом законе предлагается ввести особый статус для сел на границе Кыргызстана с Таджикистаном, здесь конкретно обозначены названия 12 сел, откуда выехало 60-70% населения. В законопроекте отражены условия для развития указанных сел, в том числе повышение заработной платы на 50%, освобождение от уплаты земельного налога, освобождение от уплаты за электроэнергию, предусмотреть дополнительные финансовые средства на развитие инфраструктуры25. Депутатами же сегодняшнего созыва данный вопрос пока не поднимался.

Эксперт из Бишкека Марс Сариев также говорит: «Чтобы остановить «ползучую миграцию» на юге, а также для защиты приграничных территорий Кыргызстана нужно создавать благоприятные условия для жителей приграничных районов»26. Эту же точку зрения подтверждает и Н.М. Омаров. По его мнению, через 10-15 лет в Кыргызстане будет серьезный кризис трудовых ресурсов. Отток трудоспособных граждан за рубеж - это прямая угроза нашей национальной безопасности и, вообще, будущему развитию республики. Соглашаясь с предлагаемыми мерами, которые приведены выше, мы считаем, что одним из основных механизмов решений данной проблемы является ускорение решения вопросов делимитации и демаркации границ между государствами региона.


1 // World Migration Report. - 2000. - № 5.
2 Потемкина T.B. Миграционные процессы в современной системе международных отношений // Знание Понимание. Умение. - 2008. - № 3.
3 Erica Marat. «Labor Migration in Central Asia: Implications of the Global Economic Crisis», мау 2009 Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road and Policy Center.
4 Данные, ссылаясь на ФМС России приводит радио «Азаттык»: Кыргызстандан жылына бир шаар калкы кечул кетууде (каждый год Кыргызстан покидает население одного небольшого города) http://www.azattyk.org/content/politics_economiks/1947339.html 03.02.2010.
5 http://kg.akipress.0rg/cat:5. 11.08.2009 г.
6 Хоперская Л. Киргизия // Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии: Ежегодный доклад, 2006 / Под ред. В. Тишкова и Е. Филипповой. - М.: УОП ИЭА РАН, 2007. - 440 с. http://www.eawarn.ru/bin/view/AnnualReport/
7 Erica Marat. «Labor Migration in Central Asia: Implications of the Global Economic Crisis», мау 2009 Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road and Policy Center. С. 15
8 Рахимов Руслан Центр социальных исследований АУЦА «Внутренняя миграция в контексте земельных отношений». 28.11.2007, HAAKHpress.
9 Олимова Саодат. Влияние внешней миграции на развитие горных регионов: Таджи­кистан, Кыргызстан! Афганистан, Пакистан: Международный семинар. Душанбе, Таджикистан, 6-10 июня 2005 г. http://www.akdn.org/publications/2005_akf_mountains_paper3_russian.pdf
10 Председатель государственного комитета по миграции и занятости А. Рыскулова считает, что благодаря миграции Кыргызстан ежегодно получает до 1 млрд долларов от трудовых мигрантов, находящихся в России и Казахстане. Общественный рейтинг: Интервью с председателем государственного комитета по миграции и занятости А. Рыскуловой.
11 Отчет-анализ Общественного фонда «Мирное развитие в Ферганской Долине» на тему «Миграционные процессы на юге Кыргызстане: тенденции и последствия». - Ош, 2005.
12 Интервью с представителем Баткенского комитета миграции и занятости. - Баткен, 2008.
13 Тематическое исследование «Конфликтогенные факторы, связанные с нелегальным освоением гражданами PT объектов в приграничных населенных пунктах Баткенской области КР» в рамках проекта «Раннее предупреждение для предотвращения насилия» ОФ «За международную толерантность». - Бишкек, 2008.
14 Опрос проведен в рамках исследования, организованного ОФ «Мирное развитие в Ферганской Долине» КР и ОФ «Иттифок» PT на тему «Доступ к ресурсам: наличие спорных территорий и распределение воды». - Ош, 2006.
15 Элебаева А., Омуралиев Н. // Центральная Азия и Кавказ «Межэтнические отношения в Кыргызстане: динамика и тенденции развития» //http://www.ca-c.org/journal/15-1998/st_07_elebaeva.shtml.
16 Интервью с жителем села Таштумшук Алибаевым Б.
17 Интервью с жителем селе Таштумшук Жоошбаевым Т.
18 Интервью с главой айила Адинаевым С.
19 Интервью с земельным специалистом Аксайского айильного округа Балтабаевым.
20 Богатырев В. Фактор Узбекистана во внешней политической стратегии Кыргызской Республики. Специально для IPP http://www.ipp.kg/ru/analysis/746/
21 Хамидов А. На Юге Кыргызстана нарастает межэтническое напряжение. Киргизы требуют выслать узбеков и таджиков // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1037768520
22 Интервью с Р. Кадыровой провела Д. Токбаева ВРС http://www.bpc.kg/
23 Хамидов А. Ферганская долина: Последствия суровой зимы способствуют нарастанию межнациональной напряженности // Eurasianet. - 2008. - 4 июня. http://russian.eurasianet.org/taxonomy/term/1154
24 Опрос проведен на территории КР и PT в рамках исследования, проведенного ОФ «Мирное развитие в Ферганской Долине» КР и ОФ «Иттифок» PT на тему «Доступ к ресурсам: наличие спорных территорий и распределение воды».
25 Интервью с депутатом от партии СДПК Муратом Джураевым от 6/03/2008, ИА АКИ press.
26 Интервью ИА AKИpress 27 марта 2008 года.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.