Rambler's Top100

№ 451 - 452
24 января - 6 февраля 2011

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Тенденции социально-демографического развития Республики Казахстан

Тенденции смертности в Казахстане: специфика республики Центрально-Азиатского региона

Особенности территориального размещения наиболее многочисленных этносов Казахстана в современный период

Межэтнические браки в Казахстане и дети

Этничность как фактор повседневной жизни в сельских районах Южного Казахстана

Демография Казахстана

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Тенденции социально-демографического развития Республики Казахстан

Мариан Абишева1
(Полностью глава "Человеческий капитал в Республике Казахстан" опубликована в книге: Человеческий капитал России и стран Центральной Азии: состояние и прогнозы. Сборник докладов. М., "Наследие Евразии", 2009. с. 47-112)

Характер социально-демографического развития Республики Казахстан начиная с 1998 г.2 во многом определялся как объективными процессами, так и бурным экономическим развитием страны. В результате произошедших изменений, социально-демографическую ситуацию за последние годы в целом можно оценить как благоприятную: улучшаются показатели рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, понижается общая смертность, присутствует положительное сальдо миграции.

В целом за годы независимости в социально-демографическом развитии республики можно выделить три этапа.

  1. Первый этап (1993-1997 гг.) характеризуется сложной ситуацией в экономической и социальной сфере. Численность населения республики в тот период сократилась с 16,4 млн. до 14 млн. чел. Данный результат обусловлен, наряду со снижением уровня рождаемости, большими и устойчивыми масштабами миграции населения из Казахстана в другие страны.
  2. Во второй период (1997-2000 гг.) произошла некоторая стабилизация социально-экономической сферы, что привело к снижению динамики ряда негативных тенденций. На этом этапе были заложены основы для последующего улучшения социально- демографических показателей.
  3. В третьем периоде (с 2000 г.), благодаря улучшению экономического развития и объективным демографическим факторам в Казахстане сложилась социально-демографическая ситуация, характеризующаяся положительными тенденциями и ростом многих показателей.

МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Государственная политика в области здравоохранения осуществляется на основе закона Республики Казахстан от 19 мая 1997 г. «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями, внесенными 1.07.1998 г., 17.12.1998 г., 7.04.1999 г., 22.11.1999 г., 21.03.2002 г., 13.01.2004 г.). Правовой уровень представлен также законом Республики Казахстан от 4 июня 2003 г. «О системе здравоохранения» и другими действующими в стране нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения, включая законы «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению», «О профилактике и ограничении табакокурения», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др. В 1998 г. была принята Государственная программа «Здоровье народа» на 1998-2008 гг. (с изменениями, внесенными 15.01.2003.г), в 2004 г. — Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 гг. В данном документе определена совокупность экономических, социальных, организационных и других мер, направленных на развитие доступной, качественной, социально-ориентированной и экономически эффективной системы здравоохранения.

Основные концептуальные положения реформирования и развития здравоохранения в республике направлены на создание системы солидарной ответственности государства и граждан в сфере здравоохранения, а также изменение систем управления, финансирования, укрепления материально-технической базы отрасли, с тем, чтобы она стала конкурентоспособной.

В стратегическом плане здоровье населения входит в число основных национальных приоритетов Стратегии развития Казахстана до 2030 г., где определены приоритетные направления в области охраны здоровья, в том числе, стимулирование здорового образа жизни, для чего организованы Межведомственный и Координационный советы по формированию здорового образа жизни. Преемственность государственной политики в данной сфере подтверждается в ежегодных посланиях президента страны народу Казахстана. Кроме того, в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 г. заложены основные социальные стратегии, включая Стратегию реформы здравоохранения.

Стратегия реформирования системы здравоохранения в Казахстане ориентируется на следующие основные направления:

  1. создание системы охраны здоровья, максимально адаптированной к новым экономическим реалиям;
  2. радикальное улучшение качества и объема медицинской помощи населению;
  3. коренное изменение подходов граждан к своему здоровью. Данная стратегия позволила системе здравоохранения Казахстана занять самую высокую позицию в рейтинге ВОЗ по качеству системы здравоохранения государств мира по сравнению со всеми другими постсоветскими государствами — 64-е место3. Сегодня в рейтинге IMD Казахстан является конкурентоспособным по параметрам медицинская помощь (18-я позиция), значение здоровья, безопасности и среды обитания человека (22-я позиция), государственные расходы на здравоохранение (34-я позиция)4.

Вместе с тем стоит отметить, что политика в области здравоохранения, проводимая в Казахстане в течение последних 10 лет, была лишь следствием экономических и политических трансформаций. За последние годы подходы к реформам в здравоохранения несколько раз кардинально менялись, в сфере здравоохранения сохранились очень серьезные проблемы. Так, в переходный период количество государственных медицинских учреждений, включая больницы скорой помощи и поликлиники, сократилось более чем на 60%. В целом по республике в 1991 г. насчитывалось 1805 больничных организаций, число которых к 1999 г. снизилось до 917. По состоянию на 2007 г., насчитывалось 1055 больничных организаций. Общее число больничных коек в 1991 г. составляло 230,4 тыс., в 2007 г. почти в два раза меньше — 199,6 тыс., число коек для больных детей в 1991 г. — 46,1 тыс., в 2007 г. — 19,6 тыс. (таблица 9). Эти данные демонстрируют, что мы так и не смогли достичь показателя 1991 года!

Особенно сильно это отразилось на сельской местности. Из 5,4 тыс. фельдшерско-акушерских здравпунктов, существовавших в 1991 г., к 2001 г. осталось соответственно 4,7 тыс. и 441. В два раза сократилось и число коек для беременных и рожениц. В результате оптимизации сети медицинских учреждений 1200 населенных пунктов в сельской местности осталось без медицинского обслуживания по месту жительства. Только с 1999 г. в соответствии с постановлением Правительства республики об улучшении первичной медико- санитарной помощи сельскому населению наметились положительные тенденции. В малые населенные пункты были направлены почти 700 медицинских работников, в результате чего количество населенных пунктов, не имеющих медицинского работника или медицинского учреждения, сократилось до 1125.

В любом случае это не снизило остроту проблемы доступа сельского населения к медицинскому обслуживанию. Недостаточным остается качество оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи жителям отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, что диктует необходимость развития санитарной авиации и внедрения мобильной и телемедицины. Помимо этого материально-техническая база лечебно-профилактических организаций, особенно сельских, продолжает оставаться в неудовлетворительном состоянии. Многие объекты ПМСП недостаточно укомплектованы квалифицированными кадрами. В медицинских организациях республики применяют отсталые технологии. Кстати, о приоритетности для населения страны этого направления свидетельствуют результаты социологического опроса6. В первую пятерку мер, которые, по мнению респондентов, должно принять государство по улучшению социально-экономической ситуации в стране, вошло «приобретение медицинской техники, санитарного транспорта, ремонт больниц и поликлиник» (36,8%)7.

Таблица 9. Показатели здравоохранения

год

Численность врачей всех специальностей, тыс. чел.

Численность среднего мед. персонала, тыс. чел.

Число больничных организаций

Число больничных коек, тыс.

Число коек для больных детей, тыс.

1991

65,1

198,9

1805

230,4

46,1

1992

66,4

196,3

1821

228,4

47,4

1993

64,5

189,5

1899

225,4

46,0

1994

61,1

177,7

1651

205,7

40,9

1995

60,1

168,4

1518

192,6

37,4

1996

57,9

150,1

1244

164,4

31,4

1997

54,5

129,5

1006

136,4

25,0

1998

53,2

120,4

991

123,5

22,7

1999

50,6

110,4

917

108,2

18,9

2000

49,0

106,6

938

106,9

18,6

2001

51,3

109,4

981

110,2

18,4

2002

53,7

113,4

1005

111,9

18,4

2003

54,6

115,0

1029

114,8

20,3

2004

54,8

117,0

1042

116,6

19,4

2005

55,5

119,6

1063

117,6

20,0

2006

57,3

125,2

1086

119,0

20,0

2007

59,4

130,0

1055

119,6

19,6

Решение этих и других проблем осуществляется в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 гг. На текущий момент уже завершен первый этап реализации данной программы. По его результатам финансирование здравоохранения с 2004 г. увеличилось почти в 2,5 раза и составило в 2007 г. 310 млрд. тенге, расходы на душу населения увеличились в 2,3 раза, вдвое возросла заработная плата медицинских работников. За два года ее реализации построены 156 объектов здравоохранения, 144 из которых — на селе. Осуществлен ремонт в 3200 организациях первичной медико-санитарной помощи8. Кроме того, только на строительство новых лечебно-профилактических объектов по президентской программе «100 школ, 100 больниц» в 2008 г. выделено 57 млрд. тенге9.

На втором этапе реализации Государственной программы, с 2008 по 2010 г., реформа системы здравоохранения будет направлена на реформирование первичного звена10 больничного сектора, усиление кадрового и научного потенциала, поэтапный переход фармацевтического сектора на международные стандарты, повышение качества оказываемых медицинских услуг. И это не случайно, так как проблемы кадрового потенциала сферы здравоохранения и качества предоставляемых услуг являются взаимообусловленными. При этом по численности врачебного и медицинского персонала мы также до сих пор не можем выйти на уровень 1991 г. 59,4 тыс. врачей и 130 тыс. среднего медперсонала в 2007 г. к 65,1 тыс. и 198,9 тыс. соответственно в 1991 г. (см. таблицу 9).

Сегодня политика охраны здоровья населения в Казахстане нацелена на положительное изменение демографических показателей, а именно:

  1. увеличение численности населения;
  2. повышение средней продолжительности жизни населения;
  3. снижение уровня материнской и младенческой смертности.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ

Начиная с 2002 г. в Казахстане наметилась устойчивая тенденция роста численности населения. В 2008 г. естественный прирост в целом по стране составил 204,2 тыс. чел., тогда как в 1999 г. он составлял 70,2 тыс. чел. В целом в 1999-2008 гг. в Казахстане родилось 2671,3 тыс. чел. На 1 января 2009 г. расчетная численность населения республики составила 15778,2 тыс. чел. По предварительным данным Национальной переписи Республики Казахстан 2009 г., численность населения превысила 16 млн. чел., то есть достигла уровня 1991 г.

С 2002 г. отмечены позитивные сдвиги в сторону увеличения рождаемости, особенно это касается повторно родящих женщин. Ежегодно растёт суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни), что свидетельствует об увеличении замещаемости поколений. По методике ООН, развитие любой страны является устойчивым, когда рождаемость составляет не менее 2,1 ребенка на одну женщину. В этом случае нет большой социальной нагрузки на общество и происходит полноценный процесс воспроизводства населения. В республике этот показатель в 2008 г. составил 2,5 ребенка на одну женщину.

Можно сказать, что представленные данные отражают также изменения в демографическом поведении. Так, значительно повысился суммарный коэффициент рождаемости в старших возрастных женских группах. В 2007 г. он составил 102,18 на 1000 женщин в возрасте 30-34 года, 55,35 — в возрасте 35-39 лет, 13,04 — в возрасте 40-44 г., 0,63 — на 1000 женщин в возрасте 45-49 лет. Положительную роль здесь сыграло, в том числе, дородовое наблюдение. Охват дородовым наблюдением (услугами врача, медсестры или акушерки) в Казахстане очень высок: практически все женщины (99,9%) проходят дородовое наблюдение. Таким образом, рост данных показателей позволяет говорить о достижении Казахстаном заметного роста показателей воспроизводства населения. Также отмечается рост общего коэффициента рождаемости, который в 1999 г. составлял 14,6 промилле на 1000 чел. населения, а в 2008 г. он составил 22,9 промилле на 1000 чел.

В целом отмеченные показатели свидетельствуют об эффективности социально-экономической политики государства. Так, в рамках мероприятий социальной защиты материнства и детства с 1 января 2008 г. введено за счет средств республиканского бюджета обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин11. Кроме того, с 1 января 2008 г. повысился размер единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка до 34740 тенге, или в два раза. Увеличились ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года: при рождении первого ребенка — на 177%, при рождении второго ребенка — на 167%, при рождении третьего ребенка — на 159%, при рождении четвёртого ребенка и более — на 153%.

Кроме этого, Главой государства предложено с 2009 г. изменить систему государственного бюджетного планирования, основой которой станет 3-летний бюджет. Соответственно мероприятия социальной политики рассчитываются на 3 года:

  1. поэтапное увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года в 2010-2011 гг. до уровня, превышающего размеры пособий 2007 г. в среднем в 2,5 раза;
  2. увеличение с 2010 г. размера единовременных пособий на рождение четвертого и более ребенка более чем в 4 раза по отношению к 2007 г.12

Брак и семья как социальные институты также испытали на себе непосредственное влияние экономического развития страны. Коэффициент брачности (число браков на 1000 чел.) возрос с 5,8 в 1999 г. до 9,5 в 2008 г., что свидетельствует о заметном повышении роли семьи и брака в межличностных отношениях. Одновременно несколько возросли и показатели разводов — с 1,7 до 2,3 на 1000 чел.

Общий коэффициент смертности в период 1999-2008 гг. был неизменным и оставался на уровне 9,9-10,9 умерших на 1000 чел. населения. В то же время общее число умерших в 2008 г. увеличилось на 7,6 тыс. чел., или на 5,2%. Кроме естественных причин основными причинами смерти также являлись заболевания системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, новообразования, болезни органов дыхания и пищеварения, инфекционные и парази­тарные заболевания. Негативные тенденции частично связаны также с высоким уровнем материнской и детской смертности.

Пик младенческой смертности пришелся на 1993 г. — 28 смертей на 1000 живорожденных, этот показатель снизился к 2001 г. до 19,4 и далее пошел на снижение13. Начиная с 2002 г. этот показатель, по данным Министерства здравоохранения Республики Казахстан, демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению (диаграмма 1). По состоянию на 2006 г. показатель младенческой смертности в Казахстане составил 13,91, то есть в два раза ниже уровня 1993 г.

Диаграмма 1. Данные по младенческой и детской смертности
(на 1000 родившихся живыми)

Уровень смертности среди детей до 5 лет также рос в период с 1990 по 1995 г., затем этот показатель пошел на снижение: в 1990 г. - 34 смерти на 1000 детей, в 2001 г. - 22,814. Начиная с 2002 г. этот показатель также демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению (диаграмма 1). По состоянию на 2006 г. показатель младенческой смертности в Казахстане составил 17,54, то есть в два раза ниже уровня 1990 г. Однако показатели детской смертности значительно различаются по регионам, что связано с региональными различиями в финансировании сферы здравоохранения. Кроме того, официальные данные уровня младенческой смертности значительно отличаются от данных, полученных по результатам опроса матерей (диаграмма 2). В целом, по мнению экспертов15, несмотря на тенденции снижения показателей детской смертности, задача сократить на 65% к 2015 г. смертность детей до 5 лет (в рамках достижения четвертой цели развития тысячелетия: снижение детской смертности) пока представляется трудновыполнимой для Казахстана.

Наряду с показателями детской смертности вызывают тревогу показатели материнской смертности. В 2006 г. показатель материнской смертности (ПМС) составил 45,6, что выше уровня 2003-2005 гг. (диаграмма 3). При этом ПМС существенно различаются в городской и сельской местности. Если в городе в 2004, 2005 и 2006 гг. ПМС составил соответственно 30,3, 27,5 и 38,0, то на селе — 50,8, 58,2 и 56,4, то есть в 1,5 раза выше. В данном случае опять проявляется проблема доступа к качественным медицинским услугам жителей села.

Диаграмма 2. Динамика показателя младенческой смертности

Источник: Цели развития тысячелетия в Казахстане. Астана, 2007. с. 52

Диаграмма 3. Показатели материнской смертности (на 100 тыс. живорожденных)

Источник: Министерство здравоохранения Республики Казахстан.

В целом эксперты ПРООН отмечают, что с 2005 г. прогресса в деле достижения республикой целей тысячелетия существенного продвижения вперед на пути снижения материнской смертности и обеспечения всеобщего доступа к службам и товарам репродуктивного здоровья не достигнуто, снизить показатель материнской смертности на 3/4 по сравнению с 1990 г. едва ли удастся16.

Согласно данным зарубежных исследований, состояние здоровья нации, измеряемое в основном средней продолжительностью жизни и уровнем младенческой и взрослой смертности, может считаться залогом будущего экономического роста. Для большинства стран рост средней продолжительности жизни на 1% в 1965 г. привел к ежегодному росту ВВП на душу населения более чем на 3%. В Казахстане продолжительность жизни упала между 1991 и 1995 гг. и начала восстанавливаться после 1998 г.17 В 2008 г. средняя продолжительность жизни составила 66,3 года, однако мы до сих пор не достигли показателя 1991 г. — 68,2 года!

На состояние здоровья населения влияют также социальные и экономические факторы, в первую очередь уровень доходов населения. Введение платных услуг привело к значительному ограничению доступа медицинской помощи для большей части населения. В этой ситуации в наихудшем положении оказывается наименее платежеспособная часть населения. Кроме проблемы доступа к медицинским услугам, качества медицинского обслуживания и удаленности медицинских учреждений от места проживания существует ряд других проблем, напрямую связанных с социально-экономическим положением населения (рост хронических заболеваний18, наркомании, болезней, передающихся половым путем19).

Таким образом, положительные тенденции естественного прироста населения Казахстана свидетельствуют о преодолении демографического кризиса 1990-х гг. и обусловлены как экономическими факторами, так и последствиями демографического бума 1980-х гг. прошлого века. Однако основной фактор повышения рождаемости и брачности — экономический. Восприятие текущих и будущих изменений в благосостоянии влияет на решение человека о браке, разводе. Рост денежных доходов, стабилизация социальной сферы повысили возможности создания семьи20, что повлияло на рост рождаемости. В то же время необходимо учесть региональные различия в обеспечении естественного прироста населения. Так, Южно-Казахстанская обл. в 2008 г. обеспечила не менее трети естественного прироста населения, в то время как в Костанайской и Северо-Казахстанской обл. наблюдается даже незначительная убыль (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Естественный прирост населения

Одновременно сохраняется ряд негативных явлений, в числе которых: низкая продолжительность жизни — 66,3 года, сохранение достаточно высокого уровня смертности населения, который превышает показатель 10 на 1000 человек, высоких показателей младенческой и материнской смертности, уровня заболеваемости туберкулезом и венерическими заболевания (в том числе ВИЧ/СПИД). Этим проблемам сопутствует алкоголизация и наркотизация населения21, повышение потребления табачной продукции, несмотря на широкие агитационные кампании за здоровый образ жизни. Кроме того, в сфере здравоохранения четко прослеживается проблема доступа к медицинским услугам, снижения качества бесплатных медицинских услуг, нехватки или удаленности медицинских учреждений в сельской местности.

Диаграмма 5. Показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза на 100 тыс. населения

Источник: Цели развития тысячелетия в Казахстане. –Астана, 2007. с. 52

Диаграмма 6. Число вновь зарегистрированных случаев ВИЧ

Источник: Цели развития тысячелетия в Казахстане. –Астана, 2007. с. 52

ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

По данным государственной статистики, в Казахстане на 1 января 2009 г. в городской местности проживало 8423,7 тыс. чел., а в сельской местности — 7354,5 тыс. чел. (диаграмма 7). Доля горожан в общей численности населения за период 1999- 2008 гг. уменьшилась с 56 до 53,4%, а сельского населения увеличилась с 44 до 46,6%. Это обусловлено прежде всего значительно более высокой рождаемостью в сельской местности, нежели в городах.

Диаграмма 7. Численность населения Республики Казахстан

В республике имеются 26 городов, насчитывающих более 50 тыс. жителей. При этом около 50% горожан проживают в 18 городах с численностью от 100 тыс. до 500 тыс. чел. Наиболее крупным городом Казахстана остается Алматы, где на 1 января 2009 г. проживает 1364,6 тыс. чел. Рост численности населения в период 1999-2008 гг. отмечен в городах Астана (более чем 2 раза), Атырау, Кентау и Шымкент (в 1,5 раза), Кызылорда (на 34,7%), Алматы (20,8%), Тараз (5,3%). Снизилась численность населения городов Костанай, Петропавловск, Усть-Каменогорск.

Сельское население Казахстана проживает в 7684 сельских населенных пунктах. Из них только 344 (4,5%) являются крупными, где в каждом из них проживает в среднем от 3 до 5 тыс. жителей. На долю таких сел приходится почти третья часть сельского населения, или 2010,7 тыс. чел. В то же время в 2084 малых селах (27,1%) с численностью населения до 200 чел., проживает всего 3,2% от числа всех сельчан, или 211,4 тыс. чел.

Различия между городскими и сельскими жителями лежат в разнице уровня доходов и доступа к основным социальным услугам22 (о чем уже говорилось ранее). При этом, несмотря на снижение общих показателей бедности в республике, соотношение пропорций город/село сохраняется. Так, в 2007 г. в доле населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (12,7%) жители города составили 6,9%, села — 18,1%. В доле населения с доходами ниже стоимости потребительской корзины (1,4%) жители города составили 0,7%, села — 2,1% (диаграмма 8). У сельских жителей по сравнению с городскими более низкий образовательный уровень, узкая квалификация, что влияет на размер денежных доходов. Соответственно, денежные доходы у сельских жителей в два раза ниже, чем у городских, что снижает и уровень потребления (диаграмма 9). При этом средний размер домохозяйств в сельской местности традиционно превышает по составу городские домохозяйства. Так, в 2007 г. средний размер домохозяйства по республике составил 3,4 чел., при этом в городе — 2,9 чел., в селе — 3,9 чел.

Диаграмма 8. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и стоимости продовольственной корзины в 2007 г.

Диаграмма 9. Разница в доходах и расходах городских и сельских жителей в 2007 г.

Таким образом, сегодня сельские жители формируют социально уязвимую группу населения в связи с ограниченным доступом к социальным услугам и неравномерным развитием хозяйственно-экономических связей республики.

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА

С социально-демографической точки зрения половозрастная структура оказывает значительное влияние на формирование дальнейших тенденций воспроизводства населения. Этот важный структурный компонент населения в Казахстане подвержен заметным диспропорциям в различных возрастных группах.

В 2008 г. соотношение мужчин и женщин в Казахстане сложилось с небольшим перевесом доли женского населения (51,8%). Соотношение мужчин на 1000 женщин в 2008 г. по возрасту составило: в возрасте 0-14 лет — 1049, 15-29 лет — 1024, а в возрасте 30-49 лет — 934. Тенденция к росту численности женщин по сравнению с мужчинами начинается с достижением возраста 25-29 лет. До 60-69 лет доживает в два раза больше женщин, чем мужчин. Большая разница в смертности мужчин и женщин приводит к нарушению нормальной пропорции полов в структуре населения и появлению женского перевеса даже в относительно молодых возрастных группах. Таким образом, диспропорция половой структуры в республике может оказать влияние на формирование брачно-семейной структуры в негативную сторону.

Кроме того, если средняя продолжительность жизни женщин в рассматриваемый период выросла на 1,8 года, то средняя продолжительность жизни мужчин — всего на 0,1 года, что свидетельствует о сохраняющемся низком качестве жизни мужского населения. Также в республике отмечен чрезвычайно высокий разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин, который имеет тенденцию к увеличению23. Так, если в 1999 г. данный разрыв составлял 10,3 года, то в 2008 г. он уже равнялся 11,9 года. В данный момент средняя продолжительность жизни мужчин составляет 60,7 года, а женщин — соответственно 72,8 года. В целом средняя продолжительность жизни всего населения по-прежнему остается на низком уровне — 66,3 года и растет сравнительно медленными темпами.

Особенностями изменения возрастной структуры населения за 1999-2008 гг. также является сокращение доли детей в возрасте до 14 лет в общей численности населения, которая снизилась с 28,7 до 23,9%. При этом доля людей в возрасте 65 лет и старше в населении Казахстана составила 7,8% в 2008 г., тогда как в 1999 г. этот показатель составлял 6,7%. То есть сокращение числа детей в населении Казахстана происходит более быстрыми темпами, чем рост числа пожилых людей. При этом рост рождаемости, наблюдаемый в последние годы, не может компенсировать данный процесс. Данные процессы свидетельствуют о демографическом старении населения Казахстана. По классификации демографов ООН, население страны считается молодым, если население в возрасте 65 лет и старше составляет 4% от возрастной структуры всего населения. При соотношении 4-7% население страны считается находящимся на грани старости, более 7% — постаревшим.

Большое значение при изучении возрастной структуры населения с позиций его участия в производстве имеют показатели демографической нагрузки, которые рассчитываются на численность населения трудоспособного возраста. Так, в городских поселениях Казахстана в 1989 г. на 100 чел. в возрасте 15-59 лет приходилось 15,7 людей пожилого возраста и 45,5% детей, в 1999 г. — 18,6% пожилых людей и 40,2% детей, в 2001 г. — 19,1% пожилых людей и 37,7% детей, в 2005 г. — 16,6% пожилых людей и 32,7%детей. То есть, нагрузка детьми на население трудоспособного возраста постепенно снижается. Следует отметить, что сокращение в населении численности детей является негативным явлением, поскольку это приводит к ускоренному сокращению трудовых ресурсов и повышает угрозу депопуляции в будущем.

В целом половозрастная структура населения формируется в основном под влиянием демографических и социально-экономических факторов. Более высокая смертность у мужчин, особенно в зрелом возрасте, обусловила численный перевес женского населения, который продолжает увеличиваться в течение всего периода жизни. Средняя продолжительность жизни сохраняется на низком уровне, а также растет разрыв в данном показателе между мужчинами и женщинами. Имеется тенденция к увеличению доли пожилого населения и снижению численности детей, что может привести к негативным последствиям.

<…>


1 Абишева Мариан Асаровна, кандидат политических наук, Зам. Директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан
2 К 1996 г. удалось снизить уровень инфляции менее чем до 50% в год, остановить спад производства и падение объема ВВП. К 1997 г. мы пришли к макроэкономической стабильности, к 1998 г. завершили первую стадию экономического перехода от плановой экономики к рыночной. Руководству страны удалось добиться вывода отечественной экономики на траекторию устойчивого развития, с этого момента можно было уже рассматривать более долгосрочные перспективы.
3 Рейтинг ВОЗ (по качеству системы здравоохранения государств мира) показал, что качество медицинской помощи не всегда зависит от размеров страны, численности населения и состояния экономики. Также не существует некой универсальной модели организации здравоохранения, которая может принести успех и процветание всем государствам. В большинстве успешных в этом отношении стран мира используются собственные, иногда уникальные наработки и идеи. К примеру, по данным ВОЗ, лучшая в мире общественная система здравоохранения создана во Франции, на втором месте — Италия, на третьем — карликовое европейское государство Сан-Марино. Из постсоветских государств в лучшем состоянии, по рейтингу ВОЗ, находится система здравоохранения Казахстана (64-е место), Белоруссии (72) и Литвы (73). По этому же показателю Эстония на 77-м месте, Украина — 79, Молдова — 101, Армения — 104, Латвия — 105, Азербайджан — 109, Грузия — 114, Узбекистан — 117, Россия — 130, Кыргызстан — 151, Туркменистан — 153, Таджикистан — на 154-м месте.
4 The IMD World Competitiveness Year Book. – International Institute for Management Development, 2008
5 Отчет о человеческом развитии. Казахстан. 2002. –Алматы: S-Принт, 2002. с. 38
6 Социологический опрос «Уровень социальной конфликтности: существующие риски и потенциальные угрозы» проводился Оф «Агентство социальных технологий «Эпицентр» по заказу КИСИ при Президенте Республики Казахстан с 15 сентября по 20 октября 2007 г.
7 И это мнение понятно. В переходный период количество государственных медицинских учреждений, включая больницы скорой помощи и поликлиники, сократилось более чем на 60% (по данным ПРООН). Особенно сильно это отразилось на сельской местности. Только с 1999 г., в соответствии с постановлением Правительства республики об улучшении первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, наметились положительные тенденции.
8 Глава государства Нурсултан Назарбаев провел рабочее совещание с руководством и членами Правительства, на котором был рассмотрен ход реализации Государственных программ в сфере здравоохранения и образования // www.akonda.kz
9 Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 2008. // www.akonda.kz
10 В начальный период реформ в здравоохранении основной целью являлось усиление первичного звена здравоохранения, менее затратоемкого, но более эффективного по профилактической деятельности. Таким образом, в республике начал внедряться принцип семейной медицины, показавшей свои преимущества во многих странах мира. В результате на первых этапах было создано 819 семейных врачебных амбулаторий и 127 консультативно-диагностических центров, призванных обеспечить население амбулаторно-поликлинической помощью нового уровня.
11 При этом их пенсионные накопления будут продолжаться в период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребёнком до одного года.
12 Там же
13 Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия в Казахстане 2002. –Алматы: Taimas Print House, 2002. c. 36
14 Там же
15 Цели развития тысячелетия в Казахстане. –Астана, 2007. с. 52
16 Там же, с. 66
17 По данным ПРООН, продолжительность жизни в Казахстане упала с 68,2 года в 1991 г. до 64,9 года в 1998 г., то есть более чем на 3 года (негативные тенденции в продолжительности жизни частично были связаны также с высоким уровнем материнской и детской смертности на начальном этапе переходного периода).
18 Несмотря на динамику снижения показателей заболеваемости и смертности от туберкулеза (ТБ) (диаграмма 5), мы занимаем лидирующее положение по регистрируемой заболеваемости ТБ и входим в число 18 приоритетных стран по ТБ Европейского региона ВОЗ.
19 По оценочным данным, число людей, живущих с ВИЧ в Казахстане, составляет 16 тыс. чел., что почти в 2 раза превышает число зарегистрированных случаев. Первый случай ВИЧ-инфекции в стране был зарегистрирован в 1987 г. С тех пор к 1 июля 2007 г., то есть за 20 лет зарегистрировано 8388 чел., живущих с ВИЧ, 558-ми поставлен диагноз СПИД, включая 23 ребенка. 453 больных умерли от СПИДа, в том числе 3 ребенка до 14 лет. Динамика регистрации выявленных случаев ВИЧ характе­ризуется неуклонным нарастанием (диаграмма 6). Случаи ВИЧ зарегистрированы во всех областях. Выходящий из ряда вон случай произошел в 2006 г. в ЮКО, где была зарегистрирована внутрибольничная вспышка ВИЧ-инфекции в нескольких детских больницах. Пострадали 114 детей.
20 Так, общереспубликанский замер индекса ожиданий в 2008 г. показал, что в отношении предстоящих 12 месяцев наибольшее число респондентов, 75,2% от общего количества интервьюируемых, испытывают оптимистичные чувства и настрой. (Какие чувства Вы испытываете, когда думаете о предстоящих 12 месяцах?: 33,3% — оптимизм, 41,9% — в некоторой степени оптимизм.) Большая часть респондентов (45,3%) ожидает в той или иной мере улучшения жизни своих семей в ближайший год: 8,2% — значительно улучшится, 37,1% — улучшится. В целом, ожидания улучшения жизни своих семей в ближайшем году большинство респондентов связывают с увеличением источников доходов: увеличением зарплаты (58,2%), увеличением работающих членов семьи (29,6%), переходом на более высокооплачиваемую работу (18,3%). (Социологический опрос «Социально- политические риски Республики Казахстан» проводился ОФ «Агентство социальных технологий «Эпицентр» по заказу КИСИ при Президенте Республики Казахстан с 15 октября по 20 ноября 2008 г.)
21 Так, по данным общереспубликанского социсследования, в 2008 г. проблема роста алкоголизма и наркомании была названа в 10-ке наиболее актуальных проблем по месту проживания респондентов. Помимо этого, жителями всех регионов отмечено ухудшение ситуации за последний год в связи с распространением наркотиков, ростом числа наркоманов. (Социологический опрос «Социально-политические риски РК» проводился ОФ «Агентство социальных технологий «Эпицентр» по заказу КИСИ при Президенте Республики Казахстан с 15 октября по 20 ноября 2008 г.)
22 Так, по данным общереспубликанского социсследования, в 2008 г. доступность медицинского об­служивания, а также среднего и высшего образования были названы в 10-ке наиболее актуальных проблем по месту проживания респондентов. Помимо этого, жителями всех регионов отмечено ухудшение ситуации за последний год в связи с распространением наркотиков, ростом числа наркоманов. (Социологический опрос «Социально-политические риски Республики Казахстан» проводился ОФ «Агентство социальных технологий «Эпицентр» по заказу КИСИ при Президенте Республики Казахстан с 15 октября по 20 ноября 2008 г.)
23 Продолжительность жизни упала в период 1991-1995 гг.: ожидаемая продолжительность жизни взрослого мужчины сократилась с 67,7 лет в 1990 г. до 59,7 лет в 1995 г., женщины - с 73 лет в 1990 г. до 70,4 лет в 1995 г.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.