Rambler's Top100

№ 449 - 450
1 - 23 января 2011

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Семья в четырех странах: Франция, Грузия, Литва, Россия

Почему эти страны?

Семейная взаимопомощь и отношения с родительским гнездом

Разный «старт» взрослой жизни индивида

Матримониальное поведение: создание и прекращение партнерского союза

Ценности: разная скорость трансформаций

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Семья в четырех странах:
Франция, Грузия, Литва, Россия

Амадео Модильяни. Счастливые супруги. Amadeo Modigliani. Les epoux heureux (1916).

Над темой номера работали

Ален БЛЮМ Сесиль ЛЕФЕВР Паскаль СЕБИЙ

Ален
БЛЮМ

Сесиль
ЛЕФЕВР

Паскаль
СЕБИЙ

Ирина БАДУРАШВИЛИ Арно РЕНЬЕ-ЛУАЛЬЕ Влада СТАНКУНИЕНЕ

Ирина
БАДУРАШВИЛИ

Арно
РЕНЬЕ-ЛУАЛЬЕ

Влада
СТАНКУНИЕНЕ

Оксана СИНЯВСКАЯ

Оксана СИНЯВСКАЯ

Матримониальное поведение: создание и прекращение партнерского союза

Формы создания партнерского союза свидетельствуют об удивительном переплетении антропологических факторов и истории последних десятилетий, мешавшей развитию новых форм партнерского союза в СССР. Недавние трансформации указывают на элементы и консерватизма, и модернизации, которые противопоставляют, с одной стороны, Россию и Францию, а с другой — Литву и Грузию.

Первый союз повсюду все чаще и чаще перестает быть браком. Во Франции неформальный союз уже давно является первым опытом жизни с партнером (рис. 10). Количество браков здесь сокращается с 1960-х годов, тогда как в России эта тенденция появилась только в конце следующего десятилетия. Бросается в глаза контраст между, во-первых, этими двумя странами, а во-вторых, — Грузией и Литвой, где неформальные союзы в качестве этапа, предшествующего браку, получили широкое распространение гораздо позже, после исчезновения СССР. В Грузии и Литве принадлежность к советскому пространству, отнюдь не способствовавшая распространению таких союзов, в новое время дополнилась сильным социальным вмешательством. Сочетание этих двух факторов привело к тому, что брак и сегодня остается здесь самой легитимной формой союза. Это сочетание норм, унаследованных от советского режима, и традиционных консервативных установок наложило отпечаток на эволюцию брачности в обеих странах.

Рисунок 10. Доля браков, которым предшествовал неформальный союз, по брачным когортам

В России, напротив, совпадение тенденций политической эволюции и изменений в брачном поведении привело к быстрому распространению неформальных союзов после исчезновения СССР. Это изменение демографического характера свидетельствует о силе давления, которое оказывала советская социально-политическая и экономическая модель на брачное поведение населения.

Несмотря на различия социально-культурной среды, в Литве и Грузии институт брака по-прежнему играет центральную роль. Об этом свидетельствует позднее создание союзов, большинство из которых заканчивается браком. Устойчивость ценностей, связанных с институтом брака, есть то, что мы называем консерватизмом.

Итак, перед нами вырисовываются два противоположных типа общества. В первом, наблюдаемом в России и Франции, институт брака, утеряв значительную часть символического значения, служит государственным подтверждением определенного образа семейной жизни. Во втором случае брак продолжает оставаться столпом общества: в Литве это объясняется силой католической традиции, а в Грузии — сохранением патриархальных отношений внутри семьи и строгой иерархией.

Наблюдаемое во Франции брачное поведение не означает, однако, отсутствие государственной поддержки семей. Напротив, государство призвано обеспечивать средства, необходимые для создания семьи, независимо от ее институциональной формы. Массовое распространение внебрачных рождений свидетельствует о том, что легитимация союза путем его регистрации является сегодня личным делом индивида и относится к частной сфере. При этом население очень многого ожидает от государства, в частности в области образования и дошкольного воспитания25. Что касается России, то здесь наблюдается более сложная ситуация, позволяющая выдвинуть две противоположные гипотезы. С одной стороны, можно предположить, что здесь преобладает логика, схожая с французской: долгая традиция «государства всеобщего благосостояния» была настолько хорошо усвоена населением, что не исчезла даже после того, как семейная политика была сведена к минимуму. Согласно второй гипотезе, в России преобладает либеральная модель, четко отделяющая частную сферу (семью) от публичной (государства). В качестве доказательств можно было бы привести масштабы межпоколенной помощи и отношение к престарелым родителям. Если это предположение верно, это означает, что Россия ударилась в безудержный либерализм, заставляющий семьи самостоятельно компенсировать нехватку помощи со стороны государства26.

На прекращение союзов влияют как чисто демографические факторы, так и антропологические переменные (рис. 13). Отчасти они объясняются демографической структурой рассматриваемых обществ. Мужская сверхсмертность в Литве и России неизбежно вызывает структурный дисбаланс между мужчинами и женщинами, так как последние быстрее теряют партнера в результате овдовения. Таким образом, одинокое состояние имеет свою специфику для каждого пола (рис. 11 и 12). Во Франции прекращение союза происходит более синхронно у мужчин и женщин, поскольку его главной причиной является не смерть партнера, а разрыв отношений (рис. 13). Говоря о распадах союзов, нельзя не отметить сходство между Францией и Россией, с точки зрения как их частоты, так и эволюции во времени. Сегодня во Франции только 70% союзов перешагивает через 10-летний рубеж; в России этот показатель чуть выше. В Литве и Грузии ситуация сильно отличается: здесь союзы гораздо более стабильны, и разрывы происходят реже, особенно в Грузии. Объяснение этому вновь следует искать в патриархальной модели и строгом семейном контроле, характерных для Грузии, и в сильных религиозных традициях в Литве.

Рисунок 11. Доля мужчин, живущих с партнером, отдельно от партнера и не имеющих партнера (по возрастным группам)

Рисунок 12. Доля женщин, живущих с партнером, отдельно от партнера и не имеющих партнера (по возрастным группам)

Рисунок 13. Дожитие союзов по полу и году возникновения (на 100 союзов, созданных в том или ином году)


25 См.: Лефевр С., Прокофьева Л., Корчагина И., Станкуниене В., Гедвилайте М., Бадурашвили И. и Сирбиладзе М. Роль семьи и общества в межпоколенной солидарности: мнение населения во Франции, Грузии, Литве и России / Эволюция семьи в Европе: Восток-Запад / Под науч. ред. С.В. Захарова, Л.М. Прокофьевой, О.В. Синявской; -М.: НИСП, 2010. с. 353-386.
26 Там же.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.