Rambler's Top100

№ 443 - 444
15 - 28 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Время новостей» о пиве как алкоголе
«Российская газета» о профилактике алкоголизма и наркомании
«Время новостей» о курении в России
«Российская газета» о кардиопомощи
«Российская газета» о жаре и здравоохранении Москвы
«Московский комсомолец» о жаре и репродуктивных возможностях
«Ведомости» об укрощении строптивых
«Российская газета» о рождаемости в России
«Зеркало» о селективных абортах в Азербайджане
«Новые известия» о разводах и браках
«Ведомости» и «Коммерсантъ» о новациях в регистрации
«Известия», «Ведомости», «Новые известия» и «Российская газета» о докладе Всемирного банка по миграции
«Российская газета» о малом бизнесе и миграции
«Russ.ru» о цыганах, мультикультурализме и иных проблемах Европы
«Avesta.tj» о миграции из Таджикистана
«Комсомольская правда» о еще одной «Кондопоге»

«Ведомости» об ограничениях внутренней миграции в России
«Коммерсантъ» о миграции кавказцев в Россию и русских – на Кавказ
«Независимая газета» о циркуляции умов
«Bbc.co.uk/russian» о предложении по введению ограничений для учебной миграции в Великобританию
«Эксперт» о российском трудовом законодательстве
«Независимая газета» о российской пенсионной системе
«Российская газета» и «Независимая газета» о пенсионной системе и пенсионном возрасте в России
«FINANCE.UA» о пенсионной системе Украины
«Независимая газета» о снижении пенсионного возраста в Боливии
«Slon.ru» о переписи в Китае
«Казахстанская правда» о переписи в Казахстане
«Ведомости» о развитии агломераций как возможном векторе региональной политики
«Коммерсантъ» о росте затрат на рабочую силу в Индии и Китае
«Белорусские новости» об институте для пенсионеров

… о российской пенсионной системе

Заложники непродуманных решений

Постскриптум к Третьему ежегодному российскому пенсионному форуму

Перевод государственной пенсионной системы России на накопительные принципы финансирования, предпринятые в начале нулевых под воздействием настоятельных рекомендаций Всемирного банка, уже можно сейчас сказать, не получился: ставка государства на формирование института личного пенсионного страхования в условиях слаборазвитых финансовых инструментов и в условиях финансовых кризисов не принесла ожидаемых результатов. Во-первых, часть страховых взносов, направляемых на накопительную пенсию, существенно (на треть) уменьшила возможности финансирования пенсий для нынешних пенсионеров, а во-вторых, за прошедший период так и не созданы надежные финансовые механизмы, не позволяющие обесценивать накапливаемых ресурсов. Как итог, для более чем 80% пенсионеров пенсия сегодня обеспечивает только физиологический минимум.
Но это еще не все. Пенсии будут малы и в будущем - через 20 и 40 лет. При сохранении существующих пенсионных институтов в неизменном виде они не позволят заработать достойную пенсию большей части работающих даже за 35-40 лет трудового (страхового) стажа.
Аналогичные результаты с применением накопительных механизмов наблюдаются во всех странах, применивших этот институт личного пенсионного страхования. В Чили, Аргентине, Казахстане, которые тоже поддались на "увещевания" Всемирного банка, правительства принимают меры по корректировке пенсионных реформ.
Примечательный факт: Всемирный банк после явного провала своей концепции накопительных пенсий во всех странах, применивших его рекомендации, скорректировал свою позицию и выступает с 2005 года с новыми рекомендациями. Однако отечественные реформаторы из финансового и экономического блока правительства продолжают эксперимент по "надуванию" не только финансового пузыря накопительной системы, но и увеличению обязательств государства перед застрахованными, которые оно несет в связи с субсидиарной ответственностью. "Сдуть пузырь" обязательств будет непросто, ведь уже через пару лет он достигнет фантастической цифры в триллион рублей. При этом инфляция и финансовые кризисы методично "съедают" 20-30 млрд. руб. в год, компенсировать которые, похоже, никто не собирается. Таким образом, через 20-30 лет от внесенных в пользу нынешних работников страховых платежей, то есть в момент их выхода на пенсию, в лучшем случае останется 30-40% от реальных сумм, с позиции их покупательной способности.
Вторым крупным блоком проблем, с которыми не удается справиться руководству страны на протяжении последней четверти века, является проблема досрочных пенсий за работу с особыми условиями труда: на вредных производствах, в районах Крайнего Севера и др. Пенсионная система России отличается масштабами предоставления досрочных пенсий за работу, которые превышают зарубежные аналоги в десятки раз. Численность получателей досрочных пенсий в настоящее время достигла трети от числа пенсионеров по старости и продолжает расти, увеличивая нестраховое финансовое бремя расходов ПФ России. Сегодня они оплачиваются за счет уменьшения размеров выплачиваемых пенсий, что не может продолжаться вечно. Их финансирование должны обеспечивать работодатели, которые никакой финансовой нагрузки не несут. С помощью бесплатных досрочных пенсий они закрепляют на своих предприятиях персонал, практически не принимая мер по улучшению условий труда на рабочих местах. В то же время эта статья расходов крайне финансово обременительна и составляет около 400 млрд. руб. в год. Законодатели и правительство несут ответственность за "замораживание" законодательного решения досрочных пенсий, закон о которых должен был принят еще в 2002 году.
В результате всех непросчитанных решений вкупе среднестатистическая пенсия все еще в два раза ниже, чем в СССР в конце 1980-х годов, а надежд на существенное их повышение в средне- и долгосрочной перспективе мало. Если бы субъекты Российской Федерации и крупные компании не осуществляли доплат пенсионерам за счет своих бюджетов, то картина выглядела бы еще более неприглядно.
Кроме того, пенсии - это крайне финансово-емкий социальный институт, за финансовое обеспечение которого несет субсидиарную ответственность государство. Только на погашение дефицита страховой части оно в 2010 году потратит из федерального бюджета порядка 1300 млрд. руб., а к 2020 году эта величина возрастет вдвое.
Важнейшими факторами, определяющими уровень развития и эффективность пенсионных систем, являются: состояние занятости на рынке труда и ситуация с заработной платой, соотношение работающих и пенсионеров. Поэтому "диагноз болезней" пенсионной системы страны включает в свой длинный перечень прежде всего две основные причины: а) в России наблюдается кризис политики доходов населения, прежде всего заработной платы;
б) отсутствие эффективной государственной политики в сфере занятости. В случае наведения элементарного порядка с целью повышения учитываемой заработной платы можно реально увеличить "светлую" часть заработной платы (с которой начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд) до 35-40% от ВВП вместо 25-27% от ВВП сегодня. В этом случае пенсионная система могла бы функционировать без особых осложнений. Более того, в этом случае могла бы идти речь об уменьшении страховых взносов в Пенсионный фонд России, которые вносят работодатели (а это назревший вопрос) до 15-18% от фонда оплаты труда, и о введении выплаты страховых взносов самими работниками в объеме 5-8% от размера заработной платы.
Главная задача при проведении модернизации существующей пенсионной системы состоит в создании условий для гармонизации и увязки страховых механизмов, системы заработной платы, механизмов регулирования рынка труда и демографической ситуации с механизмами пенсионной системы. Базовым элементом пенсионной системы, потенциал которого предстоит только задействовать, должен стать институт обязательного социального пенсионного страхования, который важно формировать с учетом сбалансированных между собой интересов работников, работодателей и государства. Других альтернатив для страны не имеется.

Валентин Дементьевич РОИК - заместитель генерального директора Института труда и социального страхования, доктор экономических наук, профессор. «Независимая газета», 17 ноября 2010 года

Дармовые деньги

Около трети пенсионных взносов платят те, кто не доживет до пенсии

Высокая смертность трудоспособных граждан крайне выгодна для нынешней пенсионной системы. Около трети взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) платят те, кто не получит ни одного пенсионного рубля, подсчитали для «НГ» специалисты-демографы. В результате ПФР получает ежемесячно в качестве подарка около 60 млрд. руб., которые фактически не связаны никакими обязательствами. Сегодня до пенсии не доживают от 30 до 40% мужчин и около 10% женщин. А при повышении пенсионного возраста на пять лет процент недоживших резко увеличится – до 60% мужчин и 20% женщин. В результате удвоятся и пенсионные подарки государству.
До 60 лет – то есть до нынешнего возраста выхода на пенсию – в России доживают около 68% мужчин. Остальные 32% не увидят отдачу от своих пенсионных отчислений. Такие данные приводит замгендиректора Института труда и социального страхования Валентин Роик. Похожие цифры называют и другие специалисты. «Из каждых 100 мужчин и 100 женщин, доживших до 20 лет, не доживают до 55 лет примерно 30 мужчин и 10 женщин. До 60 лет не доживают 39 мужчин и 14 женщин из ста. А до 65 лет – 50 мужчин и 20 женщин из ста», – объясняет директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский. Отсюда можно оценить размер «подарка» государству.
При отсутствии смертности до 60 лет сто двадцатилетних мужчин могут отработать до выхода на пенсию около 4 тыс. человеко-лет. Это максимальный объем рабочего времени, из которого можно делать взносы в ПФР, а затем, достигнув пенсионного возраста, получить хотя бы одну пенсию.
«Реально же при нынешнем уровне смертности это может сделать лишь 61 из 100 двадцатилетних мужчин. Они выйдут на пенсию, отработав около 2440 человеко-лет, – считает Вишневский. – Остальные же 39 из 100 мужчин, не дожившие до пенсии, отработали в целом примерно тысячу человеко-лет и, стало быть, тоже сделали немалый вклад в общую копилку Пенсионного фонда – но пенсии не получат». Таким образом, резюмирует эксперт, уже сегодня – при пока не повышенном пенсионном возрасте – почти 30% всех пенсионных взносов, сделанных работниками старше 20 лет, создается теми, кто никогда эти деньги не востребует.
На первый взгляд высокая смертность граждан в трудоспособном возрасте лишь усугубляет проблему дефицита ПФР. Ведь чем больше работников уходит из жизни, тем меньше взносов отчисляется в пенсионную систему. Ухудшается и соотношение числа работающих и пенсионеров. Однако смерть трудоспособных граждан имеет и отложенный позитивный эффект для бюджета. При этом «эффект дармовых денег» подталкивает пенсионную систему к увеличению пенсионного возраста вне зависимости от официальных заявлений первых лиц.
В разрезе судьбы одного человека пенсионная система порождает вопиющую несправедливость: гражданин (или работодатель) добросовестно платит государству пенсионные взносы, но в случае смерти до пенсионного возраста эти деньги сгорают в недрах ПФР. Ведь у Пенсионного фонда нет никаких обязательств перед умершими гражданами и их семьями (частичным исключением являются взносы в накопительную часть будущей пенсии). И это не исключительный факт персональной биографии, а статистическая закономерность.
В 2011 году доходы возглавляемого Антоном Дроздовым ПФР, без учета межбюджетных трансфертов составят примерно 2,4 трлн. руб. Из них почти 712 млрд. руб., или около 23 млрд. долл., – это подарок тех работников, которые не доживут до пенсии. Таким образом, если верить расчетам демографов, сегодня ПФР ежемесячно получает 60 млрд. руб. (или почти 2 млрд. долл.), которые никем не будут востребованы. При повышении пенсионного возраста процент подаренных государству взносов, по которым ПФР не будет иметь никаких обязательств, значительно возрастет.
Если в стране поднять пенсионный возраст на пять лет, то до пенсии не доживут 60% мужчин и 20% женщин, считает замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России Андрей Гудков.
При этом состояние здоровья многих доживших до пенсии граждан уже не позволит им работать. На сегодня средняя доля утративших работоспособность к моменту выхода на пенсию составляет в России около 30–40%. А в случае повышения пенсионного возраста доля нетрудоспособных граждан заметно увеличится.

Анастасия БАШКАТОВА. «Независимая газета», 8 ноября 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.