Rambler's Top100

№ 443 - 444
15 - 28 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Антиалкогольная кампания в России в годы Первой мировой войны

Умереть в России

Курение несовершеннолетних в шкале социальных проблем нашего времени

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Курение несовершеннолетних в шкале социальных проблем нашего времени1

Арефьев А.Л. - специально для Демоскопа

Общественное мнение не считает курение формой девиации для той части молодежи, которая не учится в школе. Что касается законодательства, сегодня в России оно не относит курение к девиации ни при каких ситуациях, и ни для какой возрастной группы. Во многих экономически развитых странах курение в общественных местах уже давно административно наказуемо, так как может нанести вред здоровью других людей.

В 1990 годы наблюдалось интенсивное приобщение населения, и в особенности, его женской части, к курению. Активно приобщалась к курению и молодежь. Важна эта проблема потому, что основная масса потребляющих наркотики начинает с каннабиса (конопли), к чему наркодилерам или сверстникам легче вовлечь потенциального потребителя наркотиков, если он ранее курил табак.

Как обстоят дела с пристрастием молодежи в возрасте 11-24 года к курению табака сегодня? Среди возрастной группы 11-24 года курят табачные изделия 50,6%, т.е. 14,5 млн. человек.

Курят среди юношей (мужчин) – 56,0%, среди девушек (женщин) – 41,7%.

Значительно меньше курящих – 30,6% – среди тех, кто регулярно занимается спортом и физической культурой, и больше курящих среди тех – 59,7% – кто спортом и физической культурой совсем не занимается.

По сравнению с 2001 годом, доля молодежи, курящей табачные изделия, увеличилась – с 49,1% до 50,6%, однако ее численность уменьшилась на 1,8 млн. человек, что является следствием «демографической ямы».

Курить молодежь начинает очень рано, в 14-16 лет курит почти каждый второй (см. рис. 1).

Рисунок 1. Доля и численность курящих в возрастной группе 11-24 года, млн. человек

Средний показатель возраста начала приобщения молодежи к курению– 14,4 лет, что в целом свидетельствует об увеличении среднего возраста начинающих курить и является благоприятным показателем (см. рис. 2). В 2006 году этот показатель составлял – 14,1 лет, в 2004г. – 13 лет, в 2003г. - 13,5 лет, в 2002г. – 13 лет, в 2001г. – 13 лет.

Рисунок 2. Доля курящих в составе представителей различных возрастных групп, %

Курить табачные изделия впервые начинают юноши в среднем в 14 лет, а девушки в среднем – в 15 лет.

Наиболее велика доля курящих среди неработающей молодежи и учащихся ПТУ (см. рис. 3), однако долю курящих нельзя назвать маленькой и среди школьников, если их проанализировать по классам (см. рис. 4).

Рисунок 3. Доля курящих табачные изделия среди учащейся, работающей, неработающей и не учащейся молодежи в возрасте 11-24 года, %

Рисунок 4. Доля учащихся 4-11 классов общеобразовательной школы, курящих табачные изделия %

Кто приобщает подростков к курению? 72,4% опрошенных в 2009 году указали, что к никотину их приобщили друзья, 3,1% - родные, 2,8% - другие взрослые, а каждый пятый (21,7%) заявил, что сам решил начать курить.

Курящая молодежь в возрасте 11-24 года в день выкуривает сегодня в среднем 12 сигарет, (это на одну меньше, чем в 2006 году: тогда выкуривали по 13 сигарет). При этом “табачная норма” для курящей девушки – 10 сигарет в день, а для курящего юноши юноши – 14 сигарет.

Даже в младших классах дети курят довольно часто (см. рис. 5).

Рисунок 5. Средняя дневная норма сигарет, выкуриваемых учащимися 4-11 классов общеобразовательной школы, потребляющими табачные изделия, %

Опрошенная нами в 2009 году курящая молодёжь тратила на приобретение табачных изделий в среднем 139 рублей в неделю или 7228 рублей в год. По сравнению с 2001 годом эта сумма увеличилась почти в 2 раза (см. табл. 1).

Таблица 1. Динамика расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение табачных изделий, %

Годы

Общая численность потребляющих табачные изделия в составе населения 11-24 года, млн. человек

Средняя величина затрат в неделю на одного потребляющего, рублей

Средняя величина затрат в год на одного потребляющего, рублей

Суммарные затраты в год

Процент роста относи-
тельно 2001г.

Млн. рублей

Млн. долларов США

2001

16,3

64

3328

54246,4

1870,6

100,0

2002

16,4

71

3692

60548,8

2018,3

107,9

2003

16,2

83

4316

69919,2

2497,1

133,5

2004

16,8

91

4732

79497,6

2741,3

146,5

2006

14,2

103

5356

76055,2

2816,9

150,6

2009

14,5

139

7228

104806

3614,0

193,2

Мы составили общую сводную таблицу расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ (наркотические средства, алкогольные напитки, табачные изделия, см. табл. 2).

Таблица 2. Динамика расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ, %

 

Суммарные затраты в год на приобретение табачных изделий

Суммарные затраты в год на приобретение алкогольных напитков

Суммарные затраты в год на приобретение наркотических веществ

Суммарные затраты в год на приобретение психоактивных веществ

Годы

Млн. рублей

Млн. долларов США

Млн. рублей

Млн. долларов США

Млн. рублей

Млн. долларов США

Млн. рублей

Млн. долларов США

2001

54246

1871

72194

2490

44594

1522

171034

5883

2002

60549

2018

81061

2702

93392

3113

235002

7833

2003

69919

2497

82025

2930

148509

5304

300453

10731

2004

79498

2741

99828

3442

58212

2007

237538

8190

2006

76055

2817

97310

3604

62543

2316

235908

8737

2009

104806

3614

122726

4232

116790

4027

344322

11873

Данные таблицы 2 свидетельствуют о резком увеличении расходов несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ (с 2001 по 2003 годы в целом на 180%), именно за счет роста в них доли наркотиков. За этот же период доля расходов на табачные изделия возросла на 34%, алкогольных напитков – на 9%, а наркотических веществ – примерно на 350%. В 2004-2006 годах наблюдается некоторая стагнация оборота психоактивных веществ: рост общего оборота, выраженного в долларах США, на 7%, при этом наблюдался рост расходов на приобретение табачных изделий – на 3%, алкогольных напитков – на 5%, наркотических веществ – на 15%. Зато в последние 4 года (т.е. с 2006 до 2009 год включительно) вновь наметился резкий рост затрат молодежи на приобретение психоактивных веществ, причем за счет роста расходов на все их виды, что является следствием роста розничных цен из-за высокой инфляции.

Таким образом, с 2006 по 2009 год рост суммарные затраты молодежи на приобретение психоактивных веществ выросли на 46%, в том числе затраты на приобретение табачных изделий – на 38%, алкогольных напитков – на 26%, наркотических веществ – на 87%.

На основании данных рисунка 6 правомерно утверждать, что с апреля 2008 по апрель 2009 года суммарные расходы несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 11 до 24-х лет на приобретение психоактивных веществ (табачные изделия, алкогольные напитки, наркотические вещества) составили почти 12 миллиардов долларов США, что является самым высоким показателем с 2001 года, тем более если учесть, что за этот период численность молодежи в возрасте 11-24 года уменьшилась на 2,4 млн. человек или на 11%, а суммарные расходы этой же возрастной группы населения на приобретение психоактивных веществ за тот же период увеличились в 102%.

Рисунок 6. Динамика расходов молодежи в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ в течении 2001-2009 годов, млн. долларов США

Подведём некоторые итоги. На сегодняшний день курение подростков не воспринимается обществом как серьезная социальная проблема, по сравнению, например, с алкоголизмом или наркоманией. Многие российские граждане считают невозможным продажу сигарет маленьким детям (5-12 лет), в тоже время продажа их подросткам 13-14 лет и старше не осуждается. Нередко можно наблюдать сцены, когда при отказе со стороны продавцов продать табачные изделия несовершеннолетним, люди (как правило, взрослые курильщики), помогают подросткам, покупая для них пачку сигарет.

Несомненным прогрессом стал запрет на рекламу табачных изделий, особенно в российских СМИ, а также ограничение курения в общественных местах и на транспорте. Однако это произошло при одновременном сохранении пивной рекламы, которая тут же заполонила телевизионные экраны. А ведь пиво и сигареты – неотъемлемый атрибут современной молодёжной субкультуры (“тусоваться” без бутылки пива в руке и сигареты в молодежных компаниях, как правило, не модно).

Можно констатировать, что в России пока отсутствует понимание и подход к решению проблемы курения подростков как общему делу государства, общественных организаций, родителей и бизнеса. Вместо систематической и эффективной профилактической работы, особенно в учебных заведениях, демонизируется табачная отрасль, хотя проблема доступа несовершеннолетних к сигаретам и безразличие общества к формированию никотиновой зависимости уже в детском возрасте не может быть следствием только работы табачных компаний.

Изменение ситуации с потреблением никотина несовершеннолетними и молодежью видится в последовательной работе на государственном уровне в отношении пропаганды здорового образа жизни, ценности собственного здоровья и здоровья своих детей.  Пресечение курения подростков и особенно детей должно стать личным осознанным действием каждого российского гражданина, будь то кассир, случайный свидетель продажи сигарет несовершеннолетним или взрослый, воздерживающийся от курения в присутствии детей.


1 Подготовлено на основе доклада Минобрнауки России. Материал основан на результатах общероссийского мониторинга, проводимого ЦСИ с 2001 года. Последнее исследование, в ходе которого было опрошено 2000 человек в возрасте от 14 до 24-х лет, было проведено в апреле 2009 года. Оно охватило 20 субъектов РФ, в том числе Москву и Санкт-Петербург.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.