Rambler's Top100

№ 439 - 440
18 - 31 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Гендер по-нашему  
Молодежь и гендер

Что такое молодежь?

Мужская и женская молодость – чего больше, общего или отличий?

Молодые женщины и мужчины в семье, домохозяйстве и партнерстве

Работа, эмоции, страхи и тревоги молодых мужчин и женщин


Google
Web demoscope.ru
Ольга ИСУПОВА

Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА

 

Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"

Над этим выпуском работали
Ирина Костерина и Ольга Исупова

Работа, эмоции, страхи и тревоги молодых мужчин и женщин

Интересные данные были получены относительно благополучия и эмоционального состояния респондентов. Достаточно высок процент девушек, которые ответили, что за последнюю неделю у них часто было подавленное состояние, чувства грусти, одиночества, страха, неудовлетворенности собой. В этом ответы юношей и девушек разительно отличаются: юноши реже признавались в том, что испытывали сильные негативные чувства, единицы из них (3%) плакали по сравнению с 25% девушек. На наш взгляд, это свидетельствует не столько о более гармоничном существовании юношей, сколько об эмоциональной закрытости, неумении и нежелании выражать свои чувства, а тем более признаваться в них. В то же время, и молодые мужчины и женщины отмечают высокую загруженность работой, которая мешает им чувствовать себя хорошо, и делать домашние дела. Судя по ответам респондентов, мужчины устают на работе сильнее, т.к. они отвечали, что от нескольких раз в неделю до нескольких раз в месяц чувствовали себя такими уставшими, что были не в состоянии делать даже необходимые домашние дела. В то же время в ответах девушек обнаружилась противоположная тенденция: домашние заботы и работа отнимают у них много сил и мешают работать в полную силу на рабочем месте (11,6% - несколько раз в месяц, 16,2% - 1-2 раза в месяц). Это явно говорит о сохраняющейся "традиционной" иерархии обязанностей в сознании и тех, и других.

Хотелось бы надеяться, что такая изматывающая работа, по крайней мере, приносит российской молодежи достойный доход. Поскольку известно, что даже в благополучной Европе существует проблема бедности молодых: в 2007 году 20% молодых европейцев жили на границе бедности, имея, на домохозяйство, менее 60% среднего для страны дохода. Около 10% даже не могли себе позволить потреблять мясное или рыбное блюдо хотя бы раз в два дня, и не могли купить компьютер, каждое шестое молодежное домохозяйство не могло купить автомобиль. Одна треть молодых не могла себе позволить даже одну неделю отдыха вне дома раз в год. У нас, в общем-то, несколько другие понятия о бедности, однако, и для нашей молодежи компьютер, а порой и автомобиль - это не роскошь, а средство зарабатывания денег все на те же мясо и рыбу хотя бы раз в два дня. Поэтому, действительно, не стоит забывать о том, что проблема бедности существует не только у стариков, ведь молодые тоже одна из дискриминируемых групп на рынке труда, интегрироваться в который им не так-то легко. И даже работая, они подчас все равно бедны, поскольку обычно уровень первой зарплаты молодых работников гораздо ниже среднего.

Впрочем, у молодежи на рынке труда есть и свои преимущества, и прежде всего это - лучшие компьютерные навыки, чем у людей более старшего возраста: в Европе, 41% людей в возрасте 16-24 года умеют выполнять 5-6 компьютерных манипуляций, а в возрасте 45-54 года - таких уже только 18%. Гендерные различия в применении Интернета молодыми проявляются не столько в повседневной рабочей активности, сколько в использовании Всемирной сети в личных целях: молодые мужчины проявляют больший интерес к развлечениями, девушки чаще посещают сайты, связанные со здоровьем и возможностями дополнительного образования.

Важной стороной жизни российской молодежи являются отношения с родителями: довольно высок процент юношей (47%) и девушек (54%), которые оценивают отношения с отцом как плохие, причем самую низкую оценку этим отношениям поставили 23% юношей и 35% девушек. Так, несмотря, на серьезные изменения практик отцовства в российской действительности, конфликт "отцов и детей" по-прежнему актуален для молодых. Поэтому молодые мужчины хотят быть более сознательными отцами, чем прежние поколения, и иметь со своими детьми более откровенные отношения, чем у них были с собственными отцами. Но, несмотря на то, что молодые мужчины выражают желание проводить больше времени со своими детьми, они не обязательно делают это в реальности. Частично это объясняется тем, что трудовые отношения по-прежнему ориентируются на принятую в обществе модель мужчины-кормильца и предполагают сверхурочную работу и ненормированный рабочий день. Отношениями с матерью большинство респондентов обоих полов удовлетворены. И многие молодые женщины также считают, что для них важнее быть хорошей матерью, а карьера и другие вопросы самореализации менее важны. Большую роль в таком распределении родительских обязанностей играет факт, что уход за ребенком по-прежнему считается женской прерогативой, в то время как отцовство рассматривается в русле материального содержания семьи, а не заботы о детях. Даже когда у молодых отцов есть время и желание почаще быть с семьей, этому препятствуют различные социальные барьеры и гендерные стереотипы.

В то же время далеко не все молодые тешат себя надеждой на долгую счастливую жизнь с одним партнером, большинство относится достаточно легко к вероятности разрушения нынешних и вступления в новые сексуальные отношения. Молодежь в большей степени, чем их родители, ориентирована на личное счастье и самореализацию, а не на стабильность и привычную жизнь с уже не любимым человеком. Поэтому популярный девиз Live Fast, Die Young1 и ценности типа "Sex, drugs and rock-and-roll"2 во многом можно отнести и к российской молодежи.

Впрочем, говорить, что это характерно для ее большей части, все же будет серьезным преувеличением. Несмотря на открытость Западу, как показывает РиДМиЖ, большая часть российской молодежи все же во многом воспроизводит родительские ценности, среди которых семья и стабильность занимают первое место. Впрочем, западная молодежь тоже не вся торопится жить и умирать - как показывает вышеприведенная статистика, большая часть молодежи и в том, и в другом регионе все же оптимистична и настроена прожить "нормальную" жизнь, наполненную различными позитивными событиями.


1 - "Живи быстро, умри молодым" (Live Fast, Die Young) - неофициальный лозунг части представителей хиппи, рок-н-ролл и панк субкультуры. Теория, по которой следует прожить яркую, насыщенную событиями, но короткую жизнь и умереть молодым
2 - "Секс, наркотики и рок-н-ролл" - "лозунг" еще первых поколений "протестной" молодежи 1960-х

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.