Rambler's Top100

№ 423 - 424
24 мая - 6 июня 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Трансформация семейных ценностей и второй демографический переход в России: кто в авангарде?

Взаимоотношения родителей и детей: условия семейной социализации

Расходы семьи и общества на детей с точки зрения Т. Мальтуса

Доступность, качество и значимость социальной помощи для семей с детьми

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Взаимоотношения родителей и детей: условия семейной социализации

И.И. Корчагина1, Л.М. Прокофьева2
(Полностью опубликовано в книге: Семья в центре социально-демографической политики? Сборник аналитических статей / Отв. ред. О.В. Синявская. -М.: НИСП, 2009. с. 47-72)

Статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье... право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание...». В то же время на родителей возлагается обязанность воспитывать своих детей: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (Статья 63 Семейного кодекса РФ)3.

Несмотря на то, что защиту и благополучие детей должна обеспечивать прежде всего семья, в ряде случаев семейная среда не только не комфортна, но даже агрессивна для ребенка. Различные формы семейного неблагополучия (частые ссоры в семье, рукоприкладство, развод родителей и т.д.) всегда оказывают негативное воздействие на психическое состояние и личностное развитие ребенка. Существует ряд исследований, свидетельствующих о том, что серьезные пробле­мы в жизни намного чаще происходят у тех людей, кто в детстве был лишен заботы в семье.

На базе двух волн обследования РиДМиЖ, проведенных в 2004 и 2007 гг. по аналогичной программе, мы попытались оценить, насколько семейная среда комфортна для формирующейся личности ребенка и насколько активно отцы участвуют в воспитании детей.

1. Влияние взаимоотношений в родительском доме на семейную жизнь респондента

Трудно переоценить роль семьи, которая относится к наиболее значимым для человека ценностям, в формировании личности. Детство самым непосредственным образом влияет на взрослую жизнь человека, поскольку является первой ступенькой в процессе социализации ребенка. Сильное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка, прежде всего, оказывают отношения в родительском доме как между родителями и детьми, так и между самими родителями. Дети, живущие в неблагоприятной атмосфере, в своей взрослой жизни склонны воспроизводить похожую ситуацию в собственной семье, и формировать схожие отношения со своими детьми. В частности, это касается детей, оказавшихся в неполной семье после распада брака родителей. Не только атмосфера в семье, но и факт проживания в неполной семье отрицательно сказываются на формировании психики ребенка. Респонденты, большая часть детства которых прошла в неполной семье, почти в 3 раза чаще отмечали плохие отношения между родителями во время их совместного проживания. Если ребенок рос в неполной семье, то и в своей собственной у него чаще случаются конфликтные ситуации (на 20% чаще, чем у респондента, который провел детство с двумя родителями), поскольку проживание с одним родителем не позволяет ребенку сформировать правильный тип поведения в партнерстве.

Между тем психологи утверждают: для того чтобы ребенок рос счастливым, ему нужен дом, где есть отец и мать. По результатам обследования 2007 г., с этим утверждением согласно подавляющее большинство респондентов (95%), единицы (около 1%) активно не поддерживают эту мысль, а остальные несколько процентов не смогли определиться с ответом.

Единодушие респондентов исчезает, если рассматривать вопрос в гендерном разрезе. Женщины, имея возможность создавать неполные семьи и самостоятельно воспитывать ребенка, несколько реже соглашаются с этим высказыванием и в 1,5 раза чаще, чем мужчины не могут точно определиться с ответом (отвечают: «и да, и нет»).

Мнение по вопросу о том, необходима ли ребенку полноценная семья, зависит от реальной ситуации и характера отношений в нынешней семье респондента. В более благополучных семьях чаще соглашаются, что для развития ребенка необходима полноценная семья. Респонденты, проживающие в семейных союзах, чаще считают, что ребенок имеет право на совместную заботу как матери, так и отца (95% против 85% респондентов, не имеющих партнера). Напротив, если в нынешней семье респондента обстановка не благоприятная (частые конфликты, когда ссоры доходят до крика или даже рукоприкладства, и вследствие этого низкая удовлетворенность отношениями между респондентом и его партнером), то доля полностью согласных с утверждением «Чтобы ребенок рос счастливым, ему нужен дом, где есть отец и мать» сокращается почти на 10 процентных пунктов (п.п.).

Еще большее влияние на мнение респондента по этому вопросу оказывает характер отношений между родителями респондента в его детстве. В среднем, чем лучше были отношения между родителями респондента (субъективная оценка респондента по 11-балльной шкале — от 0 до 10), тем чаще у него формируется позитивное мнение по вопросу необходимости полноценной семьи для ребенка. Если в родительской семье была напряженная атмосфера, то в собственной семье респондента также высока вероятность конфликтов (рис. 1).

Рисунок 1. Средние оценки характера отношений в родительском доме (по 11-балльной шкале) в зависимости от мнения по вопросу необходимости полноценной семьи для ребенка и уровня конфликтности в нынешней семье респондента

Источник: Данные РиДМиЖ-2004.

2. Общая обстановка в семье и согласие родителей в вопросах воспитания детей

Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья — именно в детстве осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы формирования его личности. Общая обстановка в семье, взаимоотношения между родителями напрямую влияют на развитие ребенка и его психическое здоровье. Каждая семья демонстрирует определенные образцы семейного поведения, в том числе способы урегулирования конфликтов, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы. У ребенка на всю жизнь остаются привитые в раннем возрасте стереотипы поведения, главным способом формирования которых является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, в том числе и неудачных. Плохие отношения между родителями, позволяющие использовать не цивилизованные способы урегулирования разногласий, высокая конфликтность и отчужденность между ними приводят к нарушению психологического климата семьи и не могут быть комфортны для ребенка. Вот почему статья 31 Семейного кодекса обязывает супругов строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

По данным обследования РиДМиЖ-2007, 4% домохозяйств с детьми до 14 лет отметили, что между родителями существуют плохие отношения, в том числе менее 1% (0,7%) имеют очень плохие отношения. Заметим, что женщины в среднем ниже, чем мужчины, оценивают характер партнерских отношений (7,9 по 11-балльной шкале против 8,8 у мужчин).

Между тем уважительное отношение супругов друг к другу является залогом их согласия в вопросах воспитания детей. Статья 65 Семейного кодекса гласит: «Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей». А статья 31 декларирует принцип равенства супругов: «Вопросы воспитания и образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов».

Комфортная для детей семейная обстановка складывается не толь­ко в случае, если родители удовлетворены отношениями между собой и используют цивилизованные способы урегулирования серьезных разногласий, но и когда они действуют максимально согласовано, в том числе и по вопросам воспитания. Несогласованность же в действиях родителей по вопросу воспитания детей может приводить к конфликтной обстановке в семье и негативным образом влиять на формирование личности ребенка.

Согласно данным обследования 2007 г., почти 86% респондентов ответили, что решения о том, как воспитывать детей, родители ребенка принимают совместно. В остальных случаях решение о том, как растить детей, принимает кто-то из родителей, отец или мать, а участие других членов семьи (бабушки, дедушки, взрослые дети) почти не заметно (около 0,2% ответов). Конечно, в случае высокого уровня конфликтности в семье респондента доля принимающих совместные с партнером решения по вопросу воспитания детей существенно ниже, чем в семьях, где обычно наблюдается уважительное отношение супругов друг к другу, и это показывают данные обоих обследований (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Кто принимает решения о том, как растить детей?» в зависимости от уровня конфликтности в нынешней семье респондента

Источник: Данные РиДМиЖ-2004.

Кроме того, характер отношений между родителями респондента в его детстве влияет на согласованность в действиях по воспитанию детей в нынешней семье самого респондента. На рис. 3 наглядно видно, что чем лучше были отношения между родителями в детстве респондента, тем больше взаимопонимания по вопросам воспитания детей в его собственной семье: доля ответов, предполагающих равное участие партнеров в принятии решений о том, как растить детей, возрастает с 67% в случае плохих отношений в семье до 80% — в случае хороших. Фактор детства, проведенного с обоими родителями, также играет положительную роль: если респондент большую часть детства прожил в полной семье, то доля ответов о равноправном участии родителей в воспитании детей выше, чем в случае неполной семьи (соответственно 80% и 75%).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Кто принимает решения о том, как растить детей?» в зависимости от отношений между родителями в детстве респондента

Источник: Данные РиДМиЖ-2004.

Различия в ответах респондентов-мужчин и респондентов-женщин сводятся к двум моментам: во-первых, мужчины чаще говорят о совместных решениях по вопросу воспитания детей и, во-вторых, в случае, если решение о том, как воспитывать детей, принимает один из родителей, то это, как правило, женщина. С этим соглашаются и мужчины и женщины, но мужчины, естественно, несколько реже (рис. 4). В результате в 16% случаев по ответам женщин и в 9% по ответам мужчин отец не участвует в принятии решений по воспитанию детей. Доля матерей, не участвующих в этом процессе, даже по ответам мужчин, — немногим более 2%.

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Кто принимает решения о том, как растить детей?» в зависимости от пола респондента

Источник: Данные РиДМиЖ-2007.

Конечно, такая ситуация не может не сказываться на удовлетворенности распределением обязанностей по воспитанию детей между супругами (табл. 1). В целом, чуть больше трети респондентов максимально удовлетворены распределением обязанностей по воспитанию детей в семье (10 баллов по 11-балльной шкале — от 0 до 10), подавляющее большинство (около 95%) оценивают распределение обязанно­стей по воспитанию детей между родителями на уровне выше среднего (5-10 баллов). Остальные 5% семей с детьми имеют низкую субъективную оценку того, как распределены обязанности по воспитанию детей (в промежутке от 0 до 4), в том числе 1,4% — очень низкую (0 или 1).

Таблица 1. Удовлетворенность распределением обязанностей по уходу за детьми между респондентом и партнером

Удовлетворенность распределением обязанностей по воспитанию детей, балл

Пол респондента

Всего

мужской

женский

0

-

0,8

0,5

1

0,2

1,5

0,9

2

0,2

0,8

0,5

3

0,3

4,0

2,4

4

0,5

2,3

1,5

5

6,4

15,6

11,6

6

3,7

7,7

6,0

7

7,2

12,5

10,2

8

16,7

18,3

17,6

9

16,2

9,5

12,4

10

48,7

26,8

36,3

Всего

100,0

100,0

100,0

Источник: Данные РиДМиЖ-2007.

Несмотря на то, что отцы меньше занимаются детьми, они в целом больше удовлетворены распределением обязанностей по воспитанию детей. Женщины, так же, как и в случае анализа партнерских отношений, меньше, чем мужчины, удовлетворены распределением обязанностей по воспитанию детей. Почти 50% мужчин полностью довольны распределением обязанностей по воспитанию детей внутри домохозяйства, а среди женщин таких меньше 30%. В среднем для всех семей с детьми до 14 лет женская оценка удовлетворенности распределением обязанностей по воспитанию детей равна 7,4 против 8,7 по оценкам мужчин.

Информацию о частоте конфликтов между партнерами, связанных с воспитанием детей, дают ответы на вопрос «Как часто между Вами и Вашим партнером случались разногласия по вопросу воспитания детей?». Данные обследования 2007 г. показывают, что 32% семей никогда не имели разногласий по вопросу воспитания детей, 35% имеют их очень редко, 27% — иногда и 6% имеют их часто, в том числе в 0,6% — очень часто. Необходимо отметить, что мужчины не только больше удовлетворены тем, как распределяются обязанности по уходу за детьми, но и чаще, чем женщины, отмечают отсутствие разногласий по вопросам воспитания детей и, соответственно, реже говорят о высокой частоте связанных с этим конфликтов (рис. 5).

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Как часто между Вами и Вашим партнером случались разногласия по вопросу воспитания детей?» в зависимости от пола респондента

Источник: Данные РиДМиЖ-2007.

Закономерно, что так же, как и на согласованность решений о том, как растить детей, на разногласия по вопросам воспитания детей влияет характер отношений между родителями респондента в детстве. Чем лучше были их отношения, тем реже уже в его собственной семье случались разногласия по вопросам воспитания детей (рис. 6).

Рисунок 6. Разногласия по вопросу воспитания детей в семье респондента в зависимости от того, какие отношения были между его родителями в детстве

Источник: Данные РиДМиЖ-2007.

3. Распределение обязанностей по уходу за детьми в семье

Для гармоничного развития детей важно, чтобы их воспитанием занимались оба родителя, тогда семейная среда будет в высокой степени комфортна для ребенка. Несмотря на то, что статья 61 Семейного кодекса предоставляет родителям равные права и обязанности по воспитанию и уходу за детьми («Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей»), поровну делят заботы по уходу за детьми родители в меньшей части опрошенных домохозяйств. Так, только в 20% семей родители в равной мере одевают детей, в 27% вместе укладывают детей спать, в 13% семей родители в равной мере сидят дома с заболевшими детьми. Только такую приятную обязанность, как игра с детьми, исполняют в равной степени и мама, и папа более чем в половине семей (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Кто в домохозяйстве ухаживает за детьми?», в %

Вариант ответа

Кто в домохозяйстве

одевает детей

укладывает детей спать

сидит дома с заболевшими детьми

играет с детьми

помогает детям делать уроки

отводит детей в школу, к няне

Всегда респондент

23,9

20,4

27,4

12,4

17,1

13,8

Обычно респондент

23,1

20,9

21,7

14,5

20,5

14,5

В равной мере респондент и партнер

19,2

27,2

12,7

54,5

31,2

25,0

Обычно партнер

19,1

15,8

18,7

6,5

14,2

11,6

Всегда партнер

5,8

4,6

8,9

1,8

4,4

3,9

Всегда или обычно другой член домохозяйства

1,3

1,3

3,8

1,7

1,5

2,1

Не член домохозяйства

0,2

0,1

1,9

0,5

0,8

0,6

Дети сами

7,5

9,8

4,9

8,2

10,3

28,4

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Источник: Данные РиДМиЖ-2007.

Поскольку родители должны нести ответственность за содержание и воспитание детей, постольку невыполнение обязанностей по уходу за малолетними детьми может рассматриваться как несознательное родительство, нарушающее право детей на заботу и любовь родителей. Вместе с тем случаев полного удаления родителей от всех обязанностей по уходу за детьми не много: только в 1,3% семей с детьми всегда одевает детей и укладывает их спать кто-то другой из членов семьи, но не один из родителей, причем в некоторых случаях (0,2%) — это даже возможно и не родной человек (не член домохозяйства). В 1,7% семей играет с детьми всегда какой-то другой член семьи, а детям из 0,5% семей всегда приходится играть с человеком, не проживающим в домохозяйстве.

Ситуация, при которой родители сами никогда не ухаживают за сво­ими малолетними детьми (т.е. никогда не одевают и не укладывают их спать, не играют с ними и не сидят дома с заболевшими детьми), а всегда возлагают эту заботу на кого-то другого, может быть не комфортна для детей. Она наблюдалась в 1,5% семей с детьми до 14 лет, по обследованию 2007 г.

Несмотря на то, что мать и отец имеют равные права и обязанности в отношении своих детей, данные обследования РиДМиЖ показывают, что мужчины существенно реже занимаются детьми. Гендерные различия в родительском поведении представлены в табл. 1-4 Приложения к настоящей статье. Участие отца в уходе за детьми в большинстве случаев ограничивается лишь играми с ними: 70% мужчин утверждают, что они играют с детьми. Однако, по ответам женщин, доля таких отцов сокращается до 50%. Что касается других видов ухода (одевает детей, укладывает спать, сидит дома с заболевшими детьми, помогает делать уроки), то в 60-75% семей эти родительские обязанности лежат только на матери.

Распределение обязанностей по уходу за детьми в многодетных семьях несколько отличается от ситуации, когда в семье растет один или двое детей. Высокая загрузка женщин домашними делами не позволяет им уделять детям много времени, а тем более всегда играть с ними или помогать делать домашние задания, поэтому в многодетных семьях участие отцов в воспитании детей существенно возрастает (табл. 1-4 Приложения). Так, например, доля многодетных семей, в которых мать и отец в равной мере одевают детей и сидят дома, если они заболевают, почти в три раза выше, чем в семьях с одним ребенком. Укладывают детей спать и отводят их в школу в многодетных семьях оба родителя в 2 раза чаще, чем в семье с одним ребенком. Вместе с тем даже в таких семьях нет мужчин, которые полностью бы брали на себя заботу о детях.

В многодетных семьях родители активнее, чем в семьях с одним- двумя детьми выполняют самые необходимые «физиологические» виды ухода за ними (одевают, укладывают маленьких детей спать, сидят дома с заболевшими детьми). Соответственно, в большой семье редки ситуации, при которых некому позаботится о малолетнем ребенке, и он ухаживает за собой сам. Что же касается развивающих занятий, таких как игра с ребенком или помощь в подготовке уроков, то несколько чаще в больших семьях эти важные для детей мероприятия они выполняют сами (табл. 1-4 Приложения).

Родители, имеющие трех и более детей, самостоятельно решают проблемы, связанные с воспитанием детей: постоянное участие в уходе за детьми других членов домохозяйства респонденты декларируют довольно редко, а помощь не членов домохозяйства практически отсутствует. Таким образом, ориентация на большое число детей является в значительном числе случаев сознательным выбором семейного образа жизни, как матери, так и отца.

Следует заметить, что согласованность в ответах мужчин и женщин по вопросам распределения обязанностей по уходу за детьми в многодетных семьях довольно высока. Если в семьях с одним-двумя детьми мужчины завышают степень своего участия в уходе за детьми по сравнению с оценками женщин, то в многодетных семьях ответы отцов практически совпадают с ответами матерей.

4. Проблема воспитания детей в неполных семьях

Как показывает динамика семейной структуры, в России растет число неполных семей, главным образом материнских — их доля среди всех семейных ячеек превышает четверть, а среди семей с детьми — 30%. Дети, которые воспитываются в этих семьях одним из родителей, в большинстве своем сталкиваются с трудностями материального обеспечения и отсутствием внимания со стороны второго родителя (в 90% случаев — отца).

4.1. Проблема материальной поддержки детей со стороны родителя, который не живет с ними

Опросы разведенных женщин и мужчин, проводившиеся в течение 1990-х гг., констатировали сложное положение с выплатой алиментов: их выплата была нерегулярной, а размер крайне низким. Обследования последних лет показывают некоторые тенденции улучшения ситуации, но и проблемы, остающиеся нерешенными до сих пор.

Ситуация с регулярностью выплат алиментов, которую можно было характеризовать как катастрофическую в 1990-е гг., постепенно улучшается4. Обследование уровня жизни домохозяйств крупного и малого города в 1997 г.5 выявило плачевное положение с выплатами: 58% разведенных женщин с детьми в Петербурге и 65% в Вязниках не получали алиментов; задержка в среднем составляла полтора года. Основные причины отсутствия алиментов — задержки выплаты заработной платы отцов или их неформальная, нигде не декларируемая, занятость. Обследование, проведенное в этих же городах в 2001 г., показало, что ситуация значительно улучшилась: не получали выплат только 20-25% женщин, имеющих право на получение алиментов на детей после развода.

Подавляющее большинство женщин, имеющих право на получение алиментов на детей по суду или по договоренности6, опрошенных в 2004 и в 2006 гг. в Нижегородской области, имели материальную поддержку для воспитания детей со стороны отцов (83%)7.

Обследование РиДМиЖ, проведенное по общероссийской выборке в 2007 г., дает более свежие и репрезентативные данные по масштабам невыплат алиментов. Только 22% разведенных отцов ответили, что не платят алименты (нет средств или желания), а ответы женщин дали более высокий уровень невыплат: треть женщин ответили, что они не получали алименты на детей за 12 месяцев, предшествовавших опросу.

Регулярность выплат не в последнюю очередь зависит от способа оформления алиментных обязательств. Из числа женщин, получающих алименты на детей после развода, 40% урегулировали вопрос о материальной поддержке детей без обращения в суд, чаще всего договариваясь с бывшим супругом (устная договоренность) или нотариально заверяя его обязательства. К последнему способу решения проблемы прибегают лишь менее 1% женщин, поскольку в этом случае сумма обязательств должна официально объявляться, а мужчины, имеющие теневые доходы, не хотят афишировать свои расходы. Обращает на себя внимание позитивная динамика этой доли: в начале 1990-х гг. (опрос разведенных женщин 1993 г.)8 эта доля была равна 14%, в конце 1990-х гг. женщины шли на такую меру уже в два раза чаще (27%), а в 2007 г. без решения суда договариваются об алиментах уже 40% бывших супругов. Женщины все чаще идут на выплаты по договоренности, поскольку в этом случае реже отмечаются задержки с выплатой, а уровень алиментов даже несколько выше. В то же времени размер и регулярность материальной поддержки детей все больше зависят от способности бывших супругов наладить нормальные отношения, по крайней мере в части материального обеспечения детей. Такая зависимость вносит неопределенность и нестабильность в жизнь семей разведенных женщин с детьми.

Большая, чем в конце 1990-х гг., регулярность выплат алиментов связана с прекращением массовых задержек заработной платы, однако нерегистрируемая дополнительная занятость отцов продолжает оставаться основной причиной низких размеров алиментов. По данным обследования РиДМиЖ, средний размер алиментов на одного ребенка составил в 2007 г. около 2000 руб. в месяц, минимальный размер находился на уровне 100 руб., а максимальный — 10000-18000 рублей. Сопоставление выплачиваемых сумм с уровнем прожиточного минимума (ПМ) в каждом регионе обследования показывает, что только чуть более 10% полученных алиментов на детей в среднем были равны или превышали уровень прожиточного минимума ребенка, в который, однако, не входят затраты на образование и медицинское обслуживание (рис. 7). Больше половины выплачиваемых сумм не достигала и 50% ПМ, а почти треть находилась на уровне ниже 25% ПМ. Таким образом, основная тяжесть по материальному обеспечению детей ложится на матерей, а рост платности услуг образования и охраны здоровья делают эту задачу особенно сложной. Не удивительно, что матерям из неполных семей приходится обращаться за предоставлением государственной социальной помощи, особенно в случае задержки выплат, которые достигают иногда нескольких лет (максимальная длительность задержки, по данным обследования, — 48 месяцев).

Рисунок 7. Размер алиментов, выплачиваемых на одного ребенка, в долях прожиточного минимума ребенка

Источник: Данные РиДМиЖ-2007.

По ответам мужчин, четверть из них оказывают детям дополнительную помощь сверх алиментов, но она чаще всего ограничивается небольшими суммами денег или недорогими подарками. Оплачивают образование детей всего 5% отцов, помогают в организации отдыха ребенка во время каникул или берут на себя затраты на развлечения помимо каникул только 12% отцов. И это при том, что летние детские лагеря почти повсеместно стали платными.

Для женщины, одной воспитывающей детей, финансовая помощь бывшего мужа играет значительно более существенную роль, чем для тех, кто вступил в повторный союз. Для первых алименты составляют в среднем 16-17% располагаемых ресурсов семьи, тогда как для женщин в повторном союзе — всего 6-9%9. Эти цифры мало меняются во времени — как данные опросов девяностых годов (1993 и 1998 гг.), так и материалы всех последующих обследований (2001 г. — в Санкт-Петербурге и Вязниках, а также 2004 и 2006 гг. — в Нижегородской области) показывают этот стабильный результат.

Не все женщины обращаются в суд или договариваются с бывшим мужем о выплате алиментов на детей. Доля тех, кто не требует алиментов, довольно значительна — 40% женщин с детьми после распада брака. В этой ситуации алименты практически отсутствуют (за исключением редких случаев инициативы самих отцов). Такая ситуация может иметь различные причины: в одних случаях это добровольный отказ матерей от каких-либо контактов с бывшим мужем и его материальной поддержки, особенно часто встречающийся при повторных браках матерей, в других — вынужденный отказ от каких-либо действий, обусловленный бесполезностью обращений в суд (бывший муж живет в стране, с которой нет договорных отношений о взыскании алиментов, или он пьет и ничего не зарабатывает, и т.п.).

Решение проблемы регулярности и размера выплат алиментов, достаточных для материального обеспечения детей, закладывается еще на этапе процедуры расторжения брака, когда необходимо вмешательство специалистов-психологов и юристов для помощи супругам в урегулировании всех спорных вопросов. Обследования показывают, что взаимные договоренности оказываются гораздо более эффективным механизмом, чем все принимаемые государством жесткие меры против неплательщиков.

4.2. Проблема воспитания детей со стороны родителя, который не живет с ними

Проблемы детей, воспитывающихся одним из родителей после распада союза, связаны не только с материальными трудностями неполной семьи при явно недостаточной поддержке отцов, но и с отстраненностью отца от воспитания детей, что негативно отражается на поведенческих стереотипах ребенка в отношении своей будущей семьи.

Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. устанавливал право родителя, не живущего с детьми после развода, общаться с ними и его обязанность принимать участие в воспитании детей. Однако этот последний пункт всегда присутствовал в кодексе скорее как декларативный. Видимо, поэтому он был исключен из новой редакции Семейного кодекса РФ о браке и семье, принятой в 1995 г. Эти два документа едины в одном — отцы (именно они в большинстве случаев являются родителями, не живущими с детьми после развода) имеют право принимать участие в воспитании детей, матери не должны им в этом препятствовать, при условии, если это не наносит «вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию»10. Все спорные вопросы решаются в судебном порядке.

Таким образом, законодательство, четко устанавливая финансовые взаимоотношения отцов и детей (алименты), оставляет вопрос об участии отцов в воспитании детей без достаточно жесткой регламентации. Отцы могут общаться с детьми, и частота встреч зависит от их желания и характера отношений между бывшими супругами. Вместе с тем в случае, если отец хочет активно участвовать в воспитании детей, существующая система практически полностью отдает решение вопроса о частоте и месте встреч отца со своими детьми на усмотрение матерям, а в спорных случаях требуется решения суда или специальной комиссии в муниципальных органах власти, которое должно контролироваться инспекторами. Тем не менее если мать не желает контактов отца со своими детьми, то добиться через комиссии обеспечения его прав оказывается крайне сложно, даже несмотря на положительное решение суда по данному вопросу. В результате страдают здоровье и психика ребенка.

Обязанность материально поддерживать детей, оставшихся с матерью после распада брака, и реализация права общаться с ними, на первый взгляд, не связаны между собой. Однако анализ показывает, что отсутствие общения чаще приводит к неплатежам алиментов. На эту связь указывают ответы и мужчин, и женщин, причем по данному вопросу цифры оказываются очень близкими. Чем теснее общение между отцами и их детьми, тем реже случаи неплатежей: по данным обследования семей после развода (1998 г.)11, 6% мужчин не платят алименты даже в случае частых контактов, но эта доля увеличивается до 24%, если отец не видит своих детей.

Значительное отдаление отцов от их детей после развода, большинство из которых вообще не видят своих детей, отмечалось в исследованиях социологов еще в 1970-е гг. С тех пор ситуация кардинально не изменилась. По-прежнему культивируется «материнское» воспитание и участие отцов здесь минимально.

Сложившееся в обществе представление о роли отцов и матерей после распада брака отражается в ответах на вопрос: «С кем лучше остаться ребенку в случае развода родителей?» (рис. 8).

Рисунок 8. Степень согласия респондентов с утверждением: «В случае развода ребенку лучше остаться с матерью, чем с отцом»

Источник: Данные РиДМиЖ-2004.

Большинство респондентов, как мужчин, так и женщин, в той или иной степени считают, что в случае развода ребенку лучше остаться с матерью, чем с отцом. С этим утверждением не согласны только 5% женщин, но, что важно, всего 13% мужчин. Большинство мужчин (даже на уровне мнений) в случае развода априори согласны оставить ребенка с матерью. Таким образом, в обществе существует стереотип, дающий мужчине в случае распада семьи определенную свободу от обязательств по воспитанию детей.

В среднем по ответам мужчин только треть из них часто12 видит своих детей, 42% встречается с ними лишь изредка, а 26% не видит их вообще. Для сравнения — отсутствие контактов отца, чей союз не распадался, с детьми, уже живущими отдельно от родителей, встречается очень редко (2%). Очевидно, что распад брака является ключевым фактором, определяющим судьбу отношений отца и детей, даже ставших взрослыми.

Картина несколько меняется, если отец живет в том же населенном пункте, что и его дети: отсутствие каких-либо встреч резко снижается (более чем вдвое), а частые контакты увеличиваются. Тем не менее даже в случае их проживания в одном населенном пункте 11% отцов не видели детей уже больше года или ни разу с момента развода.

На рис. 9 представлена доля респондентов, которые не встречаются со своими детьми от распавшегося союза более года или с момента распада брака. Сравнительный анализ с данными аналогичного обследования, проведенного во Франции13, показывает, что проблема отдаления отцов от их детей после распада брака существует не только в России: 23% французов не видят своих детей от распавшегося брака более 12 месяцев.

Рисунок 9. Доля родителей, ни разу не видевшихся со своими детьми в период более года (левая шкала), и расстояние между населенными пунктами, в которых они проживают, (правая шкала, км)

Источник: Данные РиДМиЖ-2004; ERFI (Франция) — 2005.

Вместе с тем частота контактов зависит и от возраста ребенка — в странах с установленными законом правилами, обязывающими родителей совместно воспитывать несовершеннолетних детей после распада брака, например, во Франции, частота встреч уменьшается с повышением возраста детей. В России, где такой закон отсутствует, малолетние дети так же редко видят своих отцов, как и дети старших возрастов. Однако заметим, что если развод произошел, когда дети были уже взрослыми, то отношения между ними и отцом ухудшаются не столь существенно.

Поскольку у ребенка на всю жизнь остаются привитые в раннем возрасте стереотипы поведения (на примере взаимоотношения родителей ребенок осваивает семейные роли и моделирует их в сфере собственных партнерских отношений), то на частоту встреч респондента со своими детьми напрямую влияет то, какие у него были отношения с родителями в детстве. Доля отцов, никогда не общающихся со своими детьми, живущими отдельно, в два раза ниже среди тех, у кого в детстве были хорошие отношения со своими родителями.

Частота встреч мужчины с ребенком от распавшегося союза сокращается более чем в 2 раза в случае повторного союза отца, а рождение в новом партнерстве детей приводит к дальнейшему ухудшению отношений (рис. 10). Данные обследования также выявили следующую закономерность: мужчины встречаются с детьми новой супруги (партнерши), родившимися до этого союза, в 2,5 раза чаще, чем со своими родными детьми, но от предыдущего распавшегося союза. Таким образом, можно сделать вывод, что взаимоотношения мужчины с детьми, как правило, зависят от женщин: с одной стороны, от той, которая в данный момент находится рядом и вовлекает мужчину во взаимоотношения со своими детьми, а с другой — от бывшей супруги, которая может препятствовать встрече отца с детьми.

Рисунок 10. Частота контактов с детьми от распавшегося союза, живущими отдельно, в зависимости от семейного положения респондента на момент опроса (число встреч в год)

Источник: Данные РиДМиЖ-2004.

Нельзя сказать, что мужчины удовлетворены такой ситуацией. Если субъективная оценка удовлетворенности отношениями с детьми от нераспавшегося союза очень высока (в среднем 9 баллов из 10 возможных), то в случае распада союза удовлетворенность снижается до 6 баллов. Закономерно, что более низкие оценки своим отношениям с детьми дают мужчины, проживающие отдельно от детей, для которых характерна редкая частота встреч или полное их отсутствие: для части мужчин такое положение связано с сопротивлением бывшей супруги, с которой в большинстве случаев остаются дети. Таким образом, построение нормальной модели взаимоотношений родителей и их детей после распада брака требует не только законодательно закрепленных обязательств отца по воспитанию детей, но и психологической работы с матерью, объяснений необходимости совместного воспитания ребенка14.

Почему у многих мужчин столь низка степень отцовской ответственности по отношению к своим детям? Отчасти объяснение этому дает анализ ответов студентов на вопросы, затрагивающие их ценностные установки относительно семьи и брака, планируемого и реализуемого репродуктивного поведения15.

При ответе на вопрос: «Каковы, на ваш взгляд, семейные ценности? Почему собственно нужна семья?» 61% студенток 5-го курса (средний возраст 21 год) в качестве главной цели и ценности семьи указали функцию деторождения. Только 10% выпускниц отметили необходимость рождения и воспитания детей в атмосфере любви и согласия супругов, назвали ценностью достижение хороших результатов в воспитании детей. Среди старшекурсников-юношей (средний возраст — 21,5 года) вообще только 25% считают ценностью рождение и воспитание детей в семье. Необходимо отметить, что у большого числа молодых людей ценностные представления о семье, ее репродуктивной миссии не сформированы (37%). Таким образом, подавляющее большинство опрошенных молодых людей, уже вступив в репродуктивный возраст, оказываются совсем не готовы ни к созданию семьи, ни к серьезным отношениям в браке.

В обществе необходимо создавать, с одной стороны, позитивное отношение к семье и семейным ценностям, а с другой — систему психологической подготовки молодежи к супружеству и сознательному родительству. Это психологическое сопровождение важно и на этапе распада брака для предотвращения разрыва отношений родителей и их детей. Но вместе с тем не менее важно и введение в законодательство новых норм, обязывающих отцов активно участвовать в воспитании детей, аналогично принятым уже в западных странах. Следует также налаживать систему психологической работы с матерью, объяснений необходимости совместно воспитывать ребенка. Эти меры должны сопровождаться пропагандой положительного опыта совместного воспитания детей даже после распада союзов, тем более, что через распад сегодня проходит больше половины семей в России.

Основные выводы

Проведенный анализ показал, что российские респонденты разделяют традиционное представление о роли отцов и матерей, при котором отцы меньше матерей занимаются детьми. Такое положение вещей вполне устраивает мужчин, но вызывает недовольство женщин. Они чаще отмечают наличие разногласий внутри семьи по вопросам воспитания детей и чаще указывают на конфликты с партнером, связанные с детьми.

Несмотря на то, что отцы реже матерей ухаживают за детьми, общие вопросы, касающиеся детей и решения о том, как их воспитывать, в большинстве семей родители ребенка принимают совместно. Только в небольшой доле семей (6%) отмечается практически полное несовпадение взглядов родителей на проблемы воспитания детей.

Распределение обязанностей по уходу за детьми между родителями зависит от числа детей в семье. Если в семьях с одним или двумя детьми нагрузка по уходу за детьми ложится в основном на мать, то в многодетных семьях заботу о детях отцы вынуждены разделять с женщиной. При этом со стороны других членов домохозяйства помощь в уходе за детьми в многодетных семьях не расценивается как существенная, а помощь не членов домохозяйства практически отсутствует.

Проблемы детей, воспитывающихся одним из родителей после распада их союза, связаны как с материальными трудностями неполной семьи при явно недостаточной поддержке отцов, так и с отстраненностью отца от воспитания детей, что негативно отражается на поведенческих стереотипах ребенка в отношении собственных семей.

Обеспечение регулярности выплат алиментов закладывается еще на этапе процедуры расторжения брака, когда необходимо вмешательство специалистов — психологов и юристов, для помощи супругам в урегулировании всех спорных вопросов. Обследования показывают, что взаимные договоренности оказываются гораздо более эффективным механизмом, чем все принимаемые жесткие меры против неплательщиков.

Вместе с тем необходимо и введение новых норм в законодательство, обязывающих отцов активно участвовать в воспитании детей, аналогично принятым уже в западных странах, а также и системы психологической работы с матерью, объяснения необходимости совместного воспитания ребенка. Эти меры должны сопровождаться пропагандой положительного опыта совместного воспитания детей даже после распада союзов, тем более, что через распад сегодня проходит больше половины семей в России.

Социальное значение этих мер, в том числе на перспективу, трудно переоценить. Ведь на примере взаимоотношения родителей ребенок осваивает семейные роли и моделирует их в сфере собственных партнерских отношений. Благоприятная обстановка в родительской семье формирует высокий уровень общечеловеческих ценностей ребенка и положительно влияет на его поведение в собственной семье. Все это лишний раз подтверждает, насколько важную роль в полноценном развитии личности играет семья.


1 Корчагина Ирина Ивановна – к.э.н., с.н.с. ИСЭПН РАН.
2 Прокофьева Лидия Михайловна - к.э.н., в.н.с. ИСЭПН РАН.
3 Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №223-Ф3 от 29.12.1995 (принят ГД ФС РФ 08.12.1995: в ред. на 30.06.2008) // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». — М., 2008.
4 Прокофьева Л.М., Корчагина И.И. Влияние развода на уровень жизни мужчин и жен­щин // Россия-2000. Социально-демографическая ситуация. — М.: ИСЭПН РАН, 2001. С. 180-185; Прокофьева Л. М, Фести П. Уровень жизни семей после развода // Социальная политика в России и Франции. — Париж: ИНЕД, 2001. С. 81-96.
5 Обследование уровня жизни городского населения России, проведенное в 1997 и 2001 гг. — М.: ИСЭПН РАН.
6 Здесь не учитываются случаи, когда женщины не обращаются в суд для решения вопроса об алиментах и не входят в контакт с бывшими мужьями для урегулирования этого вопроса без обращения в суд.
7 Итоги международного проекта по исследованию проблем бедности в Нижегородской области // Народонаселение. 2008. №2 (40).
8 Обследование семей после развода, проведенное в 1993 и 1998 гг. ИСЭПН РАН совместно с Национальным институтом демографических исследований Франции (ИНЕД).
9 По данным французских исследователей, доля алиментов в средних доходах семей-получателей во Франции составляет 8%. См. Les modalités de calcul de la contribution à l’entretien de l'enfant vers l'élaboration d'une régie de calcul // Rapport du Ministère de la justice. Paris, 2001. P. 6.
10 Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 №223-Ф3 (принят ГД ФС РФ 08.12.1995: в ред. на 30.06.2008) // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». — М., 2008.
11 Обследование семей после развода, проведенное в 1993 и 1998 гг. ИСЭПН РАН совместно с Национальным институтом демографических исследований Франции (ИНЕД).
12 Часто — каждую неделю или раз в две недели; редко — раз в месяц или реже; никогда — не видел детей уже несколько лет или ни разу с момента развода.
13 Обследование, аналогичное РиДМиЖ-2004, «Etude des relations familiales et interge- nerationnelles-ERFI» (www-erfi.ined.fr), проведено ИНЕД и ИНСЕЕ в 2005 г.
14 При условии, если это не наносит «вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию», как указано в Семейном кодексе.
15 Филиппова С.Н., Ильин А.Б. Семейные ценности и установки студентов на репродуктивное поведение // Вестник РГНФ. 2007. №3. С. 202-213.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.