Rambler's Top100

№ 415 - 416
22 марта - 4 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Памирские трудовые мигранты в России

Миграционные тренды и тенденции в постсоветском Азербайджане

Узбекистан в системе международных миграций

Казахстан в Центральноазиатской миграционной субсистеме

Миграционная политика киргизского правительства: противостояние или приспособление к сильным человеческим течениям?

Таджики в московском социуме

Обзор демографической ситуации в Кыргызской Республике за 2002-2006 годы

Феномен демографической глобализации

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Обзор демографической ситуации в Кыргызской Республике за 2002-2006 годы

Доолоталиев Ч.С.1 - специально для Демоскопа

Посвящаю моему отцу Доолоталиеву Сейиту

За годы самостоятельного развития Кыргызстана в экономике и социальной сфере произошли значительные структурные преобразования. В ходе проводимых реформ в республике начала-середины 1990-х годов, несших с собой как позитивные, так и негативные перемены, произошли изменения и в демографической сфере – численности населения, образовании, рождаемости, продолжительности жизни и миграции населения.

Население в республике представлено, в основном, такими национальными группами, как кыргызы (69,2 процента), узбеки (14,5 процента), русские (8,7 процента) и другие национальности (7,6 процента)2. Численность кыргызстанцев за 1989-2007 годы увеличилась в 1,23 раза, на фоне начавшегося в 1990-е годы и продолжающегося сейчас выезда некоренного, а затем и коренного населения за пределы страны, обусловленного в большей степени экономическими причинами, и создающего усиление отрицательного миграционного баланса.

Замедляющийся прирост населения и стабильный исходящий миграционный поток (-113,4 тыс. человек за период с 2002 по 2006 год) при слаборазвитой экономике и низких уровнях дохода являются теми факторами, которые могут представлять потенциальную угрозу как экономическому положению, так и безопасности республики. В долгосрочном периоде по прогнозам ООН к 2010-2015 годам среднегодовые темпы прироста населения Кыргызстана могут сократиться до 1,0 процента в год, а к 2020-2025 годам – примерно до 0,6 процента в год3. Сложившаяся тенденция по снижению текущего прироста и дальнейшего сокращения среднегодовых темпов прироста населения требует принятия мер политики, регулирующей численность населения.

С использованием ожидаемых темпов прироста населения численность населения Кыргызстана к 2025 году может достигнуть 6080,3 тыс. человек (табл. 1).

Таблица 1. Прогноз численности населения с учетом миграционного оттока

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2015

2020

2025

Численность населения, млн. чел.

5138,7

5189,8

5252,0

5309

5362,1*

5415,7

5682,0

5901,2

6080,3

Темп роста численности населения, проценты

100,9

101,0

101,2

101,1

101,0

101,0

101,0

100,6

100,6

Отток, человек (базис)

26980

31003

50648

37790

40152*

42661

57767

-

-

Прогноз оттока по пессимистическому сценарию, человек

-

-

-

-

43459*

49977

100522,2

-

-

Прогноз оттока оптимистическому сценарию, человек

-

-

-

-

37903*

38017

38131,1

-

-

* расчеты НБКР, основанные на данных НСК КР

Неопределенность тенденции социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе не позволяет более менее точно рассчитать возможные размеры миграционного оттока. В данном случае можно только предположить, что при сохраняющихся темпах миграции, отток из страны может колебаться в диапазоне 40,0-58,0 тыс. человек в год, при консервативном подходе, то есть при ухудшении экономического положения в стране – 50,0-100,0 тыс., в случае стабильной социально-экономической ситуации отток, возможно, сократится до 37,9-38,1 тыс. человек.

Для повышения рождаемости, в частности, качественной рождаемости, снижения смертности и ведения здорового образа жизни населения необходима государственная демографическая политика, направленная на оптимизацию данных показателей.

Важное значение имеет географическое распределение рождаемости. Поскольку в территориальном разрезе более половины рожденных приходится на юг страны, то, вероятно, этому региону может понадобиться дополнительное содействие со стороны исполнительной власти по расширению доступа к социальным услугам и поддержанию детства и материнства, оказанию специфических услуг, созданию детской и дошкольной инфраструктуры, а далее школьной и профессиональной.

Также вызывает озабоченность сокращающаяся продолжительность жизни населения в целом. В то время как продолжительность жизни женщин остается на стабильном уровне, продолжительность жизни мужского населения сокращается с каждым годом. Выявление, профилактика и сокращение факторов, вызывающих раннюю смертность мужчин, – это задачи, по которым предстоит принятие решений, поскольку непринятие мер будет иметь отражение как на уровне экономики (потеря трудовых ресурсов, увеличение демографической нагрузки, уменьшение налогоплательщиков, снижение потребительского спроса), так и на социальной ситуации (отсутствие мужчин в обществе и семьях).

К примеру, в настоящее время возраст выхода на пенсию для мужчин составляет 63 лет и для женщин – 58 лет. Повышение пенсионного порога, например, для мужчин до 65 лет расширяет количество трудоспособного населения, что позволяет снизить нагрузку на все экономически активное население. Однако, сравнивая среднюю продолжительность жизни мужчин (63,5 года) и возможный пенсионный возраст (65 лет), ясно, что в среднем смертность у мужчин будет наступать раньше пенсионного возраста.

Решение о раннем выходе на пенсию возможно в случае высоких доходов и наличия «длинных» денег, как у государства, так и у экономически активного трудоспособного населения. Поэтому следует провести работу в направлении комплексной кропотливой борьбы за каждый год активной жизни трудоспособного населения.

Также стоит отметить, что при увеличении средней продолжительности жизни всего населения с 67,7 лет до 75-80 лет старшее поколение могло бы вырастить и воспитать еще одно поколение и облегчить нагрузку на родителей детей.

Миграция населения, как внутренняя, так и внешняя, сказывается на демографическом развитии населения страны. Значительные изменения в структуре населения были обусловлены и миграционными перемещениями.

С начала 1990-х годов в республике сложился отрицательный миграционный баланс, который продолжился и в начале 2000-х годов. Отрицательный баланс покрывался, в основном, за счет естественного прироста населения.

Кроме того, в структуре мигрирующих люди с высшим, неоконченным высшим и средним специальным образованием составляют 48,8 процента от общего числа, а с учетом среднего общего образования – 91,7 процента. Выезд данной категории населения весьма ощутим для экономики республики, и означает потерю научного, интеллектуального, технического и трудового потенциала. почти 80 процентов мигрантов составляет активное трудоспособное население, среди которых превалируют мужчины (более 50 процентов).

Однако не только выезд населения, имеющим образование, сказывается на стране, но и сама система образования имеет ряд недочетов. Распространяющиеся сейчас процессы, связанные со снижением качества знаний, недокомплектацией педагогического состава и учебного материала, будут иметь отложенный эффект, и через несколько лет можно будет ожидать снижения уровня и качества образованности выпускников школ. Одними из негативных проявлений таких процессов являются:

  1. Сокращение количества детсадов – из 1696 в республике (1990 год) осталось 488 (2008 год) при постоянном росте населения, при этом увеличилась нагрузка на детскую инфраструктуру в столице.
  2. Снижение материально-технической базы школ – обеспеченность в школах с кыргызским обучением учебными материалами составляет только 39 процентов, в школах с русским обучением – 52 процента.
  3. Дефицит в системе образования в педагогических кадрах – потребность составляет 3622 учителя.
  4. Необновляемость педагогических кадров – средний возраст преподавателей составляет 45-50 лет, многие из преподавателей пенсионеры, в то время как ВУЗы республики ежегодно выпускают 1,5 тысячи педагогов.
  5. Уровень подготовки преподавательских педагогических кадров, неудовлетворяющий сегодняшним потребностям.
  6. Низкие расходы на школьное и вузовское образование. На обучение одного ученика базовой школы затрачивается меньше средств(4126 сом), чем на одного ребенка в детсаде (8414 сом) и студента вуза (12569 сом)4.

Вместе с тем, за последнее время изменился структурный состав выезжающих. По национальному составу на начало 1990-х годов исходящая миграция была моноэтнична – выезжало русское и русскоязычное население. Но уже с 2000-х годов наметилась ситуация с изменением этнической структуры выезжающих – начинается увеличение доли кыргызов в составе выезжающих, что обусловлено поиском более высокого уровня жизни и бедностью на территории проживания.

В условиях миграции, прежде всего, страдает аграрный сектор республики, где многие работы выполняются без использования технических средств, откуда «вымываются» рабочие руки необходимые сельскому хозяйству. Таким образом, встает вопрос интенсификации, механизации и автоматизации ручного труда в сельском хозяйстве. Следовательно, появляется необходимость в целенаправленной политике в части обеспечения сельскохозяйственной техникой именно тех районов страны, где выбывают рабочие руки. Развитие лизинга, расширение кредитования и финансирования поставок сельхозтехники, вместе с поддержкой государства позволят в некоторой степени решить данные проблемы.

В структуре выезжающих на 2006 год лица моложе трудоспособного возраста составили около 10,5 процента. Среди выезжающих кыргызов моложе трудоспособного возраста дети составили 6,5 процента. Многие родители, отправляясь на заработки, оставляют своих детей без надзора. По данным ЮНИСЕФ в Кыргызстане 78,0 тыс. детей, или 7,6 процента от общего числа учеников, не посещают школу. Это значит, что часть этих детей во взрослой жизни, возможно, обречена выполнять низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу. С другой стороны, крайне низкий уровень жизни населения и отсутствие работы, особенно в сельской местности, привели к тому, что на рынке труда появилась новая категория трудовых ресурсов – дети, вынужденные работать для того, чтобы прокормить семью и себя в силу таких причин, как отсутствие кормильца, больные родители, неблагополучные семьи и другие.

Основной причиной внешней миграции в Казахстан, Россию и другие страны является низкий уровень жизни населения. К примеру, средний уровень заработной платы за 2008 год в Кыргызстане составлял 5422 сом (НСК КР) или же 137,5 долларов США. Для России и Казахстана данный показатель равнялся 17226,3 рублей (Росстат) или же 564,4 доллара США и 60734 тенге (Статагентство РК) или же 502,0 доллара США соответственно.

Таблица 2. ВВП на душу населения в долларах США, рассчитанный через ППС

№ п/п

Страна

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

Казахстан

6246,6

6933,5

7734,6

8732,0

9961,6

11086,1

11862,4

2

Кыргызстан

1442,0

1561,5

1698,1

1729,0

1818,9

1998,6

2156,7

3

Россия

8847,5

9709,0

10740,1

11832,0

13173,0

14692,4

16085,4

Как видно из таблицы, в 2008 году ВВП на душу населения также отстает от аналогичных показателей Казахстана в 5,5 раза и России в – 7,5 раза, и этот разрыв с каждым годом увеличивался.

Согласно данным НСК КР доля кыргызов во внешней миграции составляла в 2001 году 6,7 процента, а в 2005 и 2006 годах – 20,5 и 31,0 процента соответственно.

В структуре мигрирующих в Россию кыргызов преобладают жители южных регионов, что объясняется крайне низким уровнем жизни и бедностью населения в южных областях5.

Исходящие миграционные потоки присущи регионам с низким уровнем жизни и тяжелыми социально-экономическими условиями. Сейчас наблюдается активная «ползучая» миграция (заселение пустующих домов на территории нашей страны представителями соседних стран, испытывающими нехватку земли и иных ресурсов), стремление, в том числе незаконно, получить надел земли. Безлюдные геополитически важные территории могут повлечь за собой увеличение хищнического, браконьерского использования находящихся там ресурсов; подрыв оборонной мощи государства и безопасности ее граждан; к еще большей незащищенности границ, увеличению проникновения в страну наркотиков, оружия, контрабанды, нелегалов и террористов.

Тенденция оттока населения под воздействием таких факторов, как значительный рост доходов, повышение уровня жизни, социальное обеспечение населения, не остановлена. Как показано на рис. 1, падение произошло только в 2008 году из-за ухудшившейся экономической обстановки в странах-реципиентах трудовых мигрантов, а после стабилизации экономической ситуации в данных государствах миграционный отток будет продолжаться увеличиваться.

Рисунок 1. Динамика (левая шкала) и темпы роста (правая шкала) миграционного оттока населения в Кыргызской Республике*

Источник: данные НСК

Угрожающие масштабы миграционного оттока населения, поглощающие от 24,0 до 60,0 процента естественного прироста населения, не позволяют составить корректный прогноз миграционной ситуации в республике, особенно на долгосрочную перспективу.

Помимо внутренних миграционных процессов следует обратить внимание на демографические процессы, происходящие в соседних государствах, в частности, в трудоизбыточных странах – Китае и Узбекистане. К примеру, в Китае ежегодно около 20 млн. «новых рабочих рук» нуждается в работе, и безработное китайское население готово трудиться в соседних странах, в том числе и в Кыргызстане. Узбекская Фергана является одной из самых густонаселенных территорий в мире – плотность проживания населения составляет 550 человек на км26. В среднесрочном и долгосрочном периодах не исключается возможность того, что Кыргызстан (приграничные территории) может стать страной-реципиентом мигрантов из соседних стран. Это, в свою очередь, может привести к появлению проблемы ассимиляции, и, соответственно, рискам появления проблем этнического характера в регионе. По прогнозным данным Фонда народонаселения ООН (UNFPA) к 2015 годам численность населения в Узбекистане составит 38 млн. человек7, и в ближайшие 15-20 лет следует ожидать переселения узбекского населения на территорию Кыргызстана и Казахстана. Решение этой задачи необходимо начинать уже сейчас как на государственном, так и межгосударственном уровнях.

Проблема средне- и долгосрочного снижения темпов прироста населения может быть нивелирована как путем привлечения мигрантов, так и увеличением рождаемости.

Увеличение населения за счет миграции соотечественников и этнических кыргызов кардинально ситуацию не изменит, что более приоритетным решение проблемы повышение качественной рождаемости. Однако необходимо учитывать то, что увеличивающееся число детей приведет к появлению дополнительной потребности в социальных услугах, например, в образовательных. Вследствие этого необходимо готовить детскую и дошкольную инфраструктуру.

В качестве еще одного варианта увеличения численности населения можно рассмотреть возвращение населения, прежде проживавшего на территории страны. Русскоязычное население является наиболее образованным среди крупных национальных групп (75,4 тыс. человек)8 и потеря столь ценного интеллектуального и трудового ресурса чревата отрицательными последствиями, а для восполнения этих потерь потребуется значительный период времени.

Задача достижений устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения с учетом постоянных потерь как квалифицированных, так и неквалифицированных трудовых ресурсов существенно осложняется.

Кыргызстану в условиях ограниченности природных и материальных ресурсов стоит рассчитывать во многом на развитие человеческого потенциала. Но на фоне того, что трудоспособное население республики постоянно убывает, необходимо разработать стимулы по удержанию ценных кадров или же их возвращению. Уже сейчас республика испытывает дефицит, например, работников среднетехнических специальностей в связи с их выездом за рубеж. Сейчас Министерством образования и науки республики проводится ускоренная подготовка и переподготовка по профессиональному техническому обучению для желающих работать в странах дальнего и ближнего зарубежья. Получается, что, получив образование в Кыргызстане, наши граждане свои знания и труд «дарят» принимающей стране.

Кыргызстан, также как и другие страны, мог бы проводить политику по привлечению квалифицированных кадров для работы на благо республики. В республике не определена четкая политика отбора, принятия и предоставления гражданства гражданам зарубежных стран, обладающим знаниями, высокой квалификацией. Для привлечения жителей в Кыргызстан требуется проведение селективной политики предоставления гражданства и работы тем специалистам, в которых нуждается страна. Также необходимо разработать подходы к обеспечению возможностей стимулирования возвращения эмигрантов и студентов, обучавшихся по государственным образовательным программам, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая представление им условий безопасности, жилья, места работы, соответствующей оплаты, социальной защиты и т.д.

Страна нуждается не просто в оздоровлении демографической ситуации, а в создании условий для стабильного роста населения. Важнейшая задача – проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах. Активному перемещению населения по территории республики может служить создание транспортной сети (автодороги, железные дороги, аэропорты и воздушные пути) между всеми регионами республики.

Сохранению русского и русскоязычного населения, других национальностей в Кыргызстане как трудового потенциала и представляющих собой кадровый и интеллектуальный фонд, возможно, будет способствовать проведение работы по созданию для них благоприятных условий труда и проживания в Кыргызстане. Для страны важно сохранить качественный состав имеющегося населения и остановить миграцию (внешнюю и внутреннюю) в связи с тем, что возникнут не только экономические, а уже и геоэкономические и геополитические проблемы.

Для устранения имеющихся демографических проблем необходимо рассмотреть возможность разработки концепции по демографической политике (развитию), отражающей интересы национальной демографической безопасности республики, которая должна включить в себя программы, в частности, по снижению смертности мужчин и детей; восстановлению системы дошкольного, школьного и образования и воспитания; по привлечению и закреплению трудовых ресурсов.


1 Доолоталиев Чоро Сейитович, главный экономист Научно-исследовательской группы Экономического управления Национального банка Кыргызской Республики (НБКР).
2 Кыргызстан в цифрах.- Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, Б., 2008
3 «Демоскоп Weekly», №245-246, 1-21 мая 2006 года. http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0245/barom02.php
4 «"Сэндвичами" школу не накормишь...»/ Интервью с И. Болжуровой. www.24.kg, Б., 2008 год
5 Информационный бюллетень КР по продовольственной безопасности и бедности - Б.: 2007. с. 27-29
6 Мусаев Б. Андижанский веер – машина для убийства. Гамбург, 2007 г., с. 46.
7 Сайт Факультета международного бизнеса ОмГУ. http://catalog.fmb.ru/uzbekistan4.shtml
8 Население Кыргызстана» / Под редакцией 3. Кудабаева, М. Гийо, М. Денисенко - Б.: 2004. с. 109-115.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.