Rambler's Top100

№ 413 - 414
8 - 21 марта 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 

Преступность в России сокращается третий год подряд

Число убийств снижается, но в расчете на 100 тысяч жителей оно все еще более чем в 10 раз выше, чем в Европейском Союзе

Несмотря на снижение числа ДТП, смертность от транспортных травм остается высокой

64% лиц, совершивших преступления в 2009 году, не имели постоянного источника дохода, 32% уже совершали преступления раньше

В 2008 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 925 тысяч человек, треть из них наказана лишением свободы

На начало 2009 года в местах лишения свободы содержалось 888 тысяч человек, в том числе 13 тысяч несовершеннолетних

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Несмотря на снижение числа ДТП, смертность от транспортных травм остается высокой

Значительное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) является одной из серьезных социально-экономических проблем России.

В 2007 году число дорожно-транспортных происшествий достигло 233,8 тысяч (на 14% больше, чем в 2003 году, и на 48% больше, чем в 2000 году), в том числе из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения - 15,6 тысячи (на 35% меньше, чем в 2003 году). В последние два года число зарегистрированных ДТП снижалось почти на 7% в год, составив в 2009 году 203,6 тысячи. Число ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения снизилось в 2008 году до 13,6 тысячи (на 13% по сравнению с 2007 годом).

Число погибших и раненых в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,1 тысячи человек в 1993 году (рис. 7). К 1997 году оно снизилось до 27,7 тысячи человек, а затем вновь стало расти - до 35,6 тысячи в 2003 году (в том числе 4 тысячи человек из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения), а всего за тот год от всех видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (29,9 на 100 тысяч).

Начиная с 2004 года число погибших в дорожно-транспортных происшествиях сокращалось (за исключением 2007 года, когда оно немного увеличилось), а число раненых продолжало расти до 2007 года, после чего также стало снижаться. При этом, если число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами юридических лиц постепенно снижается, то число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами физических лиц быстро растет.

В 2009 году число погибших на автомобильных дорогах и улицах снизилось до 26,1 тысячи человек, а число погибших в результате всех видов транспортных травм до 30,0 тысячи человек (21,2 на 100 тысяч человек), в том числе в результате ДТП - 20,4 тысячи (14,4). Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях снизилось до 257 тысяч человек.

Для сравнения можно отметить, что в Европейском Союзе (ЕС-27) в последние десятилетия было предпринято немало усилий для сокращения смертности от ДТП (в течение 30 дней после происшествия), в результате чего она снизилась с 16,2 на 100 тысяч человек в 1990 году до 8,7 в 2006 году7.

Рисунок 7. Численность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, 1980-2009 годы, тысяч человек

Число погибших в ДТП в последнее десятилетие снижалось быстрее, чем число самих ДТП, в результате чего "летальность" дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 8). Число погибших в транспортных происшествиях (то есть без учета умерших впоследствии от полученных от травм) в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 128 в 2009 году. Вместе с тем устойчиво возрастало число раненых в результате ДТП, часть из которых умирает в течение какого-то времени после происшествия. Число раненых в расчете на 1000 зарегистрированных 1000 дорожно-транспортных происшествий увеличилось с 1099 в 1995 году до 1262 в 2009 году.

Рисунок 8. Число погибших (ось слева) и раненных (ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2009 годы

Число регистрируемых дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2008 году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения составляло от 28 в Чеченской Республике до 287 в Новгородской области (рис. 9). Еще в 11 регионах оно превышало 200 ДТП на 100 человек (в Республике Хакасии, Приморском крае, Еврейской автономной области, Владимирской, Ивановской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Псковской, Сахалинской, Тверской областях), и только в 8 не достигало 100 (помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкария, Чукотском автономном округе, Томской и Ульяновской областях).

Однако при низком числе зарегистрированных ДТП их тяжесть оказывается нередко на порядок выше, чем в регионах, где регистрируются и менее значительные происшествия. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло от 65 в Москве, 67 в Мурманской области и 70 в Санкт-Петербурге до 584 в Чеченской Республике. Несколько ниже было соотношение числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Ингушетия (352), Дагестан (323) и Тыва (314). Ниже среднего по России (128) этот соотношение было в 27 регионах - субъектах федерации, в Алтайском крае соответствовало ему, а в остальных 55 в той или иной степени превышало его.

Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП варьировалось от 1096 в Ненецком автономном округе и 1099 в Калининградской области до 1742 в республике Ингушетии.

Рисунок 9. Число дорожно-транспортных происшествий и численность пострадавших в них по регионам - субъектам Российской Федерации, 2008 год


7 - Highlights of the Panorama of Transport. // Statistics in focus. Transport. 42/2009. P. 5. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-09-042/EN/KS-SF-09-042-EN.PDF

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.