Rambler's Top100

№ 397 - 398
9 - 22 ноября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Выбор профессии: чему учились и где пригодились?

Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические иллюзии?

Миграционный потенциал лиц, ищущих работу, и безработных

Роль трансграничной трудовой миграции на польском рынке труда

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Роль трансграничной трудовой миграции на польском рынке труда

Ежи Левчук1
(Опубликовано в журнале "Общество и экономика", 2009, №7, с. 117-126)

Массовое трансграничное перемещение людей становится не только постоянным, но все более усложняющимся элементом современных социально-экономических процессов. Процесс миграции является объектом исследования многих общественных наук, в том числе экономики, социологии, психологии, политологии. Доминирует среди них экономическое направление, которое формулирует наиболее разработанные концепции данного явления. Экономический фактор повсеместно рассматривается в качестве ведущего мотива международной миграции. Одним из первых эту зависимость определил И. Хайкс, базируясь на положениях, вытекающих из трудов А. Смита. Он обратил внимание на то, что дифференциация экономической пользы зависит, прежде всего, от дифференциации заработной платы, что и есть главная причина миграции2.

А. Левис обосновал двойственный характер экономики в период ее развития, исходя из предположения, что в каждой экономике в какой-то период времени имеет место сочетание секторов - современного и традиционного. Так как конечная производительность последнего невелика, современный сектор способен обеспечить трудоустройство работников из традиционного сектора и развиваться ускоренными темпами. Однако по мере использования данных ресурсов в полном объеме возникает мотивация к их замещению капиталом, что в свою очередь приводит к совершенствованию производственной деятельности и выравниванию условий развития.

Такой дуализм существует в отношениях между странами. Вместо внутренней все чаще развивается внешняя миграция - из стран с низким уровнем заработной платы в государства с более высокой оплатой труда. Считается, что если миграция проходит по воле самих граждан, то причины ее возникновения связаны с недостаточным объемом инвестиций в том или ином регионе, поэтому данный процесс им выгоден. Миграционный поток будет остановлен, когда произойдет выравнивание в оплате труда3. Следует отметить, что, согласно неоклассической теории, высокообразованные лица имеют большую склонность к миграции, если уровень оплаты труда в их стране недостаточный. Они также несут меньшие издержки при адаптации на новом месте, в том числе и при изучении языка.

Важным является также определение выгод миграционных перемещений для каждой из стран. Обычно считается, что больше преимуществ в отношении высококвалифицированных специалистов имеет принимающая сторона, и особенно развитые государства мира. Однако имеет место и обратный процесс, например, перемещение экспертов по управлению финансами и ряда других специалистов из более развитых стран в менее продвинутые. Такая разноплановость миграционных потоков наблюдается в наши дни.

Для понимания миграционных процессов применяется теория графичной экономики. На ее основе строится теория, объясняющая региональные различия, а именно теория поляризации (структурной и региональной), на которой базируются теоретические концепции полюсов роста, центра и периферии. Ее создатель И. Фридман считает, что необходимо избегать процессов концентрации капиталов в одном регионе (стране). Данная теория часто используется для поддержки политических решений о направлении капиталов и инвестиций в менее развитые государства. Процесс миграции между странами обычно протекает неравномерно, и в известных экономических теориях автономные механизмы их выравнивания не приводятся.

В каждой развитой стране существуют сегменты рынка труда, на которых даже при высокой степени безработицы местное население отказывается от предложений по трудоустройству. Прежде всего, это работы низкооплачиваемые, высокой степени сезонности, не требующие квалификации, опасные для здоровья, низкой престижности.

Мигранты нередко духовно обогащают общество, способствуют развитию инновационной деятельности предприятий. Миграция в целом существенно воздействует на уровень укомплектованности кадрами, экономический рост, помогает справиться с различного рода "узкими местами", повышает емкость рынка труда, т.е. имеет ряд неоспоримых достоинств.

Положительным примером, отражающим указанные зависимости, является экономика Соединенных Штатов Америки. Миграция воспринимается в этой стране как один из факторов экономического роста. Например, в течение 1990-х гг. увеличение численности работников ежегодно составляло в среднем 1,5%, а прирост объема продукции - 3%. Высокая численность легальных и нелегальных мигрантов служит, кроме того, основным фактором улучшения возрастной структуры населения. В период с 1990 по 2000 гг. прирост населения США составил не менее 33 млн. чел., из которых не менее одной трети - иммигранты. Противоположная картина наблюдается в Японии, где в последнее десятилетие все более явно проявлялась стагнация экономики, что в определенной мере обусловлено сокращением численности населения в продуктивном возрасте во многом вследствие проводимой жесткой политики по ограничению иммиграции.

В Европейском союзе, согласно демографическим прогнозам, к 2040 г. население (в границах по состоянию на 01.05.04 г.) сократится с 344 млн. (на начало 1990-х гг.) до 304 млн. чел. при резком увеличении количества жителей в непродуктивном возрасте. Для снижения отрицательных последствий прогнозируется до 2020 г. дополнительная потребность в иммигрантах в количестве 500 тыс. чел. ежегодно.

Не исключается возможность периодического обострения трудностей в обеспечении определенных секторов экономики развитых стран трудовыми ресурсами, и в первую очередь в промышленности, а также неквалифицированным персоналом в сфере услуг. Как свидетельствует опыт последних лет, имеет место тенденция концентрации иностранцев в конкретных видах трудовой деятельности, хотя ситуация со временем может меняться.

Секторная концентрация иммигрантов связана со сложностями освоения конкретной квалификации для ведения трудовой деятельности. Она позволяет получить больший доступ к рынку труда, лучше освоить иностранный язык. Вместе с тем сосредоточение значительных групп людей в отдельных секторах, где ограничены их возможности и область мобильности, не является благоприятным фактором, если исходить из уровня заработной платы и качества мест труда. Кроме того, данные работники слабо представлены в общественном диалоге, что может укрепить сегментацию рынка труда.

Можно считать свершившимся фактом открытие для иностранцев польского рынка труда: для граждан из государств-членов ЕС - в соответствии с положениями ЕС, для граждан третьих стран - в зависимости от проводимой правительством Польши политики.

В области трудоустройства иностранцев функционирует двухсегментный рынок труда. Первый (легальный) относительно невелик - около 20 тыс. чел./год, размеры второго (нелегального) значительно больше - оцениваются от 50 до 300 тыс. чел. Иммигранты в основном заняты в секторах, где местное население не стремится работать: строительство, сельское хозяйство, работа на дому, общественное питание. На легальном сегменте трудоустроены в основном граждане государств, которые выступают в роли основных заграничных инвесторов в экономику Польши. Обычно в этой роли выступают немцы, французы, американцы или итальянцы. Они имеют высокую заработную плату, отличаются соответствием квалификации требованиям производства, высокой профессиональной мобильностью. В последние годы отмечается относительная стабилизация легального трудоустройства иностранцев. Например, в 2000 г. их количество составляло 17,8 тыс. чел., на начало 2004 г. - 18,8 тыс., в основном граждане государств-членов Европейского союза. Наибольшее количество разрешений в 2003 г. получили граждане Германии - 1865, Франции - 1491 чел. Кроме того, большую группу составили жители Украины (2750 чел.), Беларуси (828 чел.) и России (698 чел.)4.

Какие работы наиболее часто выполняют граждане из разных стран? Иммигранты из государств-"старых" членов ЕС работают в сфере финансов и в промышленности, реже - в торговле (в основном французы). Граждане России, Украины и Беларуси чаще связаны с торговлей и образованием. Нередки случаи трудоустройства в польских школах украинских учителей английского языка, а также преподавателей в государственных или частных высших учебных заведениях. Представители США также работают преподавателями английского языка. Иммигранты из азиатских государств (в основном Китая и Вьетнама) трудятся преимущественно в торговле и общественном питании.

Структура спроса на трудовые ресурсы в сопоставлении с возможностями его удовлетворения путем использования местных жителей может иметь определяющее значение для формирования миграционных потоков. Недостаток предложений рабочих мест способен вызвать отток отечественных кадров за границу. В свою очередь, слишком большие размеры эмиграции приводят к уменьшению предложения на рынке труда и, соответственно, стимулируют внутреннюю иммиграцию, а также иммиграцию из стран Восточной Европы.

Трудоустройство иностранцев можно рассматривать по секторам польской экономики, в которых их участие наиболее заметно: образование (учителя иностранных языков), домашние услуги, строительство, общественное питание.

Образование. По данным Главного статистического управления страны, на начало 2007 г. в этом секторе трудилось свыше 9,5 тыс. чел. Средний размер начисленной заработной платы составлял почти 3 тыс. злотых. Иностранцы работают преимущественно преподавателями иностранных языков. Работают представители Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока (Израиль), Азии (Индия) и Африки (Нигерия). Заняты и лица, которым в Польше придан статус беженцев.

Присутствие учителей-иностранцев не воспринимается польскими преподавателями как угроза их деятельности. Чаще данный процесс считается желательным, так как, учитывая относительно невысокий уровень оплаты труда, польские филологи и лингвисты не стремятся на рынок образовательных услуг. Отрицательной стороной трудоустройства иностранных преподавателей многие полагают временный характер их работы, особенно прибывающих из западных государств, недостаточная забота о соблюдении уровня обучения и имидже школ, в которых они трудятся. Учителя из Украины и Беларуси стремятся получить работу в близлежащих приграничных районах, чтобы приезд и отъезд к месту постоянного проживания был менее затратным по времени и расходам.

В отдельных случаях приезжие преподаватели иностранных языков могут восприниматься в качестве конкурентов для польских коллег. Нередко им устанавливается более высокий уровень заработной платы, бесплатно предоставляются жилые помещения. Однако для учителей с Востока размер получаемого вознаграждения не отличается от устанавливаемого в целом по стране.

Домашние услуги. Согласно выполненным Центром исследований общественного мнения расчетам, 7% из 13 млн. домашних хозяйств Польши, включая и сельскохозяйственный сектор, прибегают к помощи со стороны. Однако общая численность людей, занятых этими услугами, не столь велика, поскольку распространена практика оказания домашних услуг приезжими работниками в нескольких хозяйствах одновременно5. При этом учитываются и занятые в сельскохозяйственных, в т.ч. огороднических, хозяйствах для выполнения сезонных работ (в основном уборка урожая). Остальные виды домашних услуг можно разделить на три группы: снабженческие и иные работы по удовлетворению потребностей в продуктах питания, отдыхе, поддержанию необходимого уровня гигиены и повседневной жизни; услуги опекунского и воспитательного характера; уход за больными и престарелыми.

Наиболее распространенными причинами нуждаемости в такого рода услугах являются недостаток времени у местных жителей для выполнения домашних функций ввиду профессиональной занятости, а также неудовлетворительное состояние здоровья, болезни. На данном рынке услуг в основном заняты женщины из Западной Украины, в большинстве случаев имеющие профессиональное или среднее образование, реже - без образования или окончившие высшее учебное заведение. Поводом выезда в Польшу для трудоустройства являются сложности с поиском работы, материальные трудности. Хотя чаще всего эти лица пребывают в Польше легально, однако трудятся без необходимых разрешений.

Деятельность, которую осуществляют иностранцы, распределяется следующим образом: работа в доме - 34%, опека детей - 6, уход за больными и престарелыми - 10, работа в поле (огороде, саде) - 19, ремонт дома - 11%6. Факторами, способствующими трудоустройству иностранцев в данной сфере, являются более низкая стоимость услуги (не выплачиваются страхование и налоги) и высокое качество работы (как результат сильной мотивации вследствие безработицы и низкой оплаты труда).

Наиболее существенные недостатки трудоустройства иностранцев обусловлены трудностями языковой подготовки, а также цикличным характером выполняемой ими работы, что связано с необходимостью выездов на родину для переоформления документов по истечении срока их действия. Языковой барьер в связи со схожестью славянских языков относительно быстро преодолевают жители Украины. Следует отметить, что как домовладельцы, так и сами иммигранты не всегда заинтересованы в легальном трудоустройстве в силу убеждения в сложности связанных с этим процедур и необходимостью дополнительных финансовых затрат.

В целом конкуренция на данном рынке между иностранными и польскими гражданами практически отсутствует ввиду большого спроса на этот вид услуг. Имеет место также процесс выезда женщин из Польши в Западную Европу из-за существенно более высокого уровня оплаты труда. В результате на рынке домашних услуг страны появляются дополнительные рабочие места, которые в основном заполняются приезжающими из Восточной Европы.

Строительство. В этой отрасли значителен удельный вес работающих (и жителей Польши, и иностранцев), многие из которых трудоустроены нелегально. Их количество (более 500 тыс. чел.) существенно превышает число работающих легально. Такая ситуация характерна практически для всех частных строек, и даже на крупных объектах в Варшаве нелегалы составляют большинство. Среди них много иностранцев, и прежде всего украинцев, белорусов и русских.

Удельный вес граждан Украины среди работающих в Польше иностранцев самый высокий - почти 90%. Это обусловлено как географически, так и доступностью польского рынка (сначала ввиду отсутствия визового режима, затем - выдачи виз по упрощенной схеме и бесплатно), а также близостью культур и развитием в течение свыше 10 лет межличностных контактов. Согласно официальным данным, ежегодно Польша выдает гражданам Украины до 3 тыс. индивидуальных разрешений. В 2007 г. такая практика была расширена и в отношении других государств. Однако реальные цифры не отражают действительных масштабов трудоустройства украинцев. Их число в экономике Польши оценивается от 50 до 100 тыс. чел. и более. Например, в 2004 г. польские консульства выдали украинцам 575 тыс. виз, которые в основной массе были использованы для трудоустройства в стране.

Легально занятые в отрасли иностранцы прибывают из государств Западной Европы. Однако общее их количество относительно небольшое: около тысячи разрешений в год. Так, в 2003 г. немцам предоставлено 135 разрешений на работу, французам - 102, а всего - 763.

В связи с выездом многих польских специалистов на работу в Англию, Скандинавские страны возрастет иммиграция в Польшу из Украины и других государств Восточной Европы. Среди нелегально работающих украинцев преобладают молодые люди в возрасте от 18 до 40 лет в основном из сельской местности или небольших городов, преимущественно с низким уровнем образования. Чаще всего они пользуются трехмесячными или полугодовыми визами. Имеются случаи их нелегального пребывания в стране по истечении срока действия визы. Считается, что на данном рынке отсутствует проблема безработицы. Но угрозой для польских работников в данном случае может быть более низкая оплата труда, а также высокая мотивация к труду и мобильность прибывающих иностранцев.

В целом иммигранты из соседних стран на Востоке практически не заинтересованы в легализации своей деятельности на условиях, которые может предложить польская система трудоустройства, из-за установленных процедур, действующего порядка страхования и налогообложения, лишающих их отдельных преимуществ в достижении конкурентоспособности и мобильности.

Общественное питание (гастрономия). По данным Главного статистического управления, в Польше в гостиницах и гастрономии на начало 2005 г. работало 101 тыс. чел. Преобладает гастрономия дальне- и ближневосточная. В первом секторе наряду с крупными учреждениями высшего класса функционирует рынок малой гастрономии (вьетнамская кухня). Ближневосточная кухня (турецкая) представлена барами с кебабами, где заняты преимущественно сирийцы, иракцы и представители других стран данного региона. Такая форма деятельности, с одной стороны, дополняет количественно и качественно польский гастрономический рынок, а с другой - в определенной степени создает конкуренцию для польских учреждений (типа молочных баров), сети Макдональдс и т.д.

Гастрономические учреждения, по сути, являются малыми предприятиями, часто семейного типа, в которых собственники самостоятельно выполняют различные функции. По данным М. Кабайа, количество незарегистрированных лиц, работающих в гостиницах и гастрономии, колеблется в пределах 2% от общего числа занятых в "теневой экономике"7.

Большую часть работников в этом секторе составляют лица с Ближнего Востока и из Вьетнама, которые являются выпускниками польских высших учебных заведений в 1970 - 1980-х годах. Они часто имеют польское гражданство, связаны со страной семейными узами, хорошо знают польский язык. Среди своих земляков, проживающих в Польше, они составляют меньшинство, но, учитывая длительный срок пребывания, уровень образования, имущественный статус, умение хорошо ориентироваться в польской действительности, представляют своего рода элиту ближневосточного сообщества в Польше. Поддерживая контакты с родиной, эти лица фактически создают связи, благодаря которым в страну прибывают новые партии мигрантов.

В данном секторе польского рынка труда можно выделить четыре уровня конкуренции: соперничество за конкретное рабочее место; конкуренция в учреждениях, где заняты иностранцы и поляки; конкуренция на рынке труда между поляками и иностранцами; общая ситуация в отрасли.

Вместе с тем проведенные Институтом общественных дел исследования выявили, что поляки-респонденты не выказали опасений по поводу конкуренции со стороны иностранцев. Поскольку последние трудятся в качестве специалистов по своей национальной кухне, положение польских работников не может ухудшаться.

Таким образом, регулирование в Польше миграционных процессов следует осуществлять с учетом ряда особенностей:

  • экономический фактор - основной мотив миграции на международном рынке труда. На структуру и уровень трудоустройства иностранцев влияют прежде всего состояние экономики страны, уровень заработной платы, склонность местного населения к трудовой деятельности по производству различных товаров, оказанию услуг, в т.ч. в сельском хозяйстве. Не менее важными вопросами являются открытость рынка труда, правовое оформление свободного перемещения граждан между государствами, степень удовлетворения потребностей работодателей в рабочей силе. Нормативные положения трудоустройства и другие условия иммигрантов все в большей мере зависят от решений ЕС (в связи с членством Польши в составе этой организации). Однако не менее важную роль играют и политические решения руководства страны;
  • в Польше сформировался двухсегментный рынок труда, который характеризуется небольшими масштабами легального трудоустройства иностранцев и в несколько раз превышающими их нелегальными. Подавляющее большинство мигрантов (из азиатских стран и государств Восточной Европы) находят работу главным образом во втором сегменте рынка труда, где поляки не изъявляют стремления к трудоустройству (строительство, сельское хозяйство, домашние услуги, гастрономия). В первом сегменте трудоустраиваются граждане государств, которые являются основными иностранными инвесторами в Польше. Иммиграция, с одной стороны, создает конкуренцию для польских работников, а с другой - устраняет пробелы на рынке труда, связанные с неудовлетворенными потребностями рынка труда по количеству и качеству их подготовки;
  • сложившиеся масштабы трудоустройства иностранцев в Польше относительно невелики и существенно на рынок труда не влияют. В расчете на полностью трудоустроенных в течение года их количество не превышает 1%. Однако происходящие социально-экономические процессы в стране свидетельствуют об увеличении потребности в иностранных работниках.

1 Ежи Левчук, кандидат экономических наук (Университет в Белостоке, Польша)
2 Hicks, J. The Theory of Wages / J. Hicks. - London: MacMillan, 1932.
3 Cosh, B. Economic Migration and the Sending Countries / B. Cosh // The Economics of Labour Migration / ed. J. Van den Brock.
4 Migracje zagraniczne ludnosci. - Warszawa: GUS, 2003.
5 Golimowska, S. Popyt na prace cudzoziemcow. Polska i sasiedzi/S. Golimowska; Instytut pracy i spraw socjalnych. - Warszawa, 2004.
6 Golimowska, S. Popyt na prace cudzoziemcow. Polska i sasiedzi/S. Golimowska; Instytut pracy i spraw socjalnych. - Warszawa, 2004.
7 Korczynska, J. Zapotrzebowanie na prace obcokrajowcow Polsce. Proba analizy i wnioskow dla polityki migracyjnej / J. Korczynska, M. Duszczyk; Instytut spraw publicznych, Krajowa izba gospodarcza. - Warszawa, 2005.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.