Rambler's Top100

№ 397 - 398
9 - 22 ноября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Выбор профессии: чему учились и где пригодились?

Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические иллюзии?

Миграционный потенциал лиц, ищущих работу, и безработных

Роль трансграничной трудовой миграции на польском рынке труда

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Миграционный потенциал лиц, ищущих работу, и безработных (по результатам социологического обследования)

Денисенко М.Б1., Карачурина Л.Б2., Мкртчян Н.В.3

По существующим оценкам, в 2008 году в России было занято порядка 6-7 млн. иностранных работников. В ноябре того же года по данным Росстата число безработных (в соответствии со стандартами МОТ)  равнялось 5,3 млн. человек, а в  феврале 2009 года оно возросло до 7,1 млн. человек. Простое сопоставление вышеприведенных цифр  как бы подсказывает очевидное решение двух насущных проблем - безработицы и зависимости экономики от внешней трудовой миграции. Для этого надо ограничить приток иностранных работников и переместить безработных в те регионы, где их рабочая сила востребована (с учетом возможной профессиональной переподготовки). Подобный подход получил поддержку у части российского общества, в том числе среди ряда политиков и ученых-экономистов. Мы не будем детально анализировать недостатки этого подхода с точки зрения соответствия спроса и предложения на российском рынке труда в профессионально-квалификационном и пространственном отношении. В центре внимания предлагаемой работы – оценка потенциала пространственной мобильности лиц, ищущих работу (ЛИР), и безработных  по результатам социологического обследования, проведенного в октябре-ноябре 2008 года. Само обследование, проведенное по заказу и при поддержке Роструда, состояло из двух блоков: (1) изучения мнения экспертов о проблемах осуществления трудовой деятельности за пределами региона проживания; (2) изучение потребностей и возможностей безработных и лиц, ищущих работу, в поиске работы в других территориях и субъектах Российской Федерации. Но в начале работы обратимся к основным положениям действующих программ, направленных на повышение внутренней трудовой миграционной подвижности.

Действующие программы регулирования внутренней трудовой миграции

В настоящее время Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является тем федеральным органом исполнительной власти, который помимо контроля и надзора, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, занимается вопросами трудовой миграции  как внутренней, так и международной. В области трудовой миграции следует выделить следующие направления деятельности Роструда: (1) осуществление переселений граждан и членов их семей в сельскую местность в соответствии с вышерассмотренным Постановлением Правительства № 533, о чем говорилось выше; (2) компенсация затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения; (3) информационная деятельность, направленная в первую очередь, на сбор, разработку и предоставление информации о вакансиях лицам, ищущим работу, и работодателям – о потенциальных работниках. Рассмотрим содержание первых двух направлений  деятельности.

Система льгот  для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность, сохранилась с изменениями с  советского периода. Эти льготы в Российской Федерации были закреплены еще в 1994 году. Согласно Постановлению Правительства № 533 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2000 N 999) семьи, заключившие договор о переселении в сельскую местность для постоянной работы, получают право на:

(1) получение за счет средств федерального бюджета единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в размере 500 рублей и оплату стоимости проезда и провоза домашнего имущества весом до пяти тонн на семью от прежнего места жительства до места вселения;

(2) получение отдельного жилого дома (квартиры) с надворными постройками и приусадебным участком на условиях, предусмотренных договором, который заключается между переселяющейся семьей и хозяйством вселения или органом местного самоуправления;

(3) бронирование сроком на три года жилой площади (кроме приватизированной) по месту проживания до переселения.

При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и хозяйствам вселения рекомендуется за счет своих средств выплачивать семьям переселенцев дополнительное безвозмездное пособие, компенсировать расходы по оплате суточных за время нахождения в пути, предоставлять долгосрочную беспроцентную ссуду на хозяйственное обзаведение, обеспечивать бесплатно топливом по действующим нормам семьи переселенцев в течение первых двух лет после переселения; выдавать безвозмездно семьям переселенцев для организации личного подсобного хозяйства домашний скот, птицу и в течение первого года после переселения оказывать помощь в приобретении кормов.

Следует заметить, что в программе не принимают участие наиболее благополучные в экономическом и аграрном отношении регионы (Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская, Воронежская, Московская, Ленинградская, Липецкая и Самарская области), а также автономии Северного Кавказа. Всего за 1994-2007 гг. всего 20,3 тыс. семей или 74,5 тыс. человек. При этом почти половина всех переселений была осуществлена в пределах области. Таким образом, в своем нынешнем виде политика сельского переселения фактически существует только на бумаге и нуждается в модернизации.

Безработные по понятным причинам находится в центре внимания служб занятости. Этот контингент часто рассматривается как потенциально мобильная рабочая сила, готовая ради работы даже переселиться в другую местность. Однако, подобная склонность к миграции, как показывают международные исследования, во многом зависит от профессионально-квалификационной характеристики безработных, уровня их доходов на последнем месте работы и т.д. Для того, чтобы снизить издержки на поиск работы, переподготовку и возможный переезд в другую местность, 2 июля 2007 г. Правительство РФ приняло Постановление N 422 "О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения".

Однако, как показывает практика, Постановление № 422 не оказывает влияния на мобильность безработных. Так, в автоматизированной АИС "Роструд-Контроль" за период с февраля по май находились сведения о 2920 гражданах, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность в другом субъекте Российской Федерации, а с мая по июнь – только о 2007. При этом большую часть из них составляли учащиеся и выпускники школ, техникумов и вузов. В первую очередь такое положение дел  обусловлено установленными размерами компенсационных выплат. Так, размер суточных составляет 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования к месту работы или к месту обучения и обратно; расходы по найму жилого помещения на время обучения - не более 550 рублей в сутки, а при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 рублей (!) в сутки; расходы по обустройству на новом месте жительства безработного гражданина, направленного на работу (до заключения трудового договора) - в размере полуторакратной величины минимального пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Что показал опрос экспертов

В качестве экспертов выступали представителей органов по труду и занятости в субъектах Российской Федерации. Всего было обработано 120 интервью с представителями 36 регионов России; 32% экспертов представляли органы по труду и занятости на уровне субъектов РФ, остальные - муниципальные органы власти (центры занятости городов и районов субъектов РФ). Среди экспертов 15% были руководители и заместители руководителей регионального уровня, 38% - руководители органов муниципального уровня (Центров занятости) и их заместители, 40% - руководители структурных подразделений и их заместители, 7% - специалисты. 77% экспертов имели стаж работы в органах по труду и занятости свыше 10 лет.

Подавляющее большинство (85%) экспертов считают, что осуществление службой занятости мероприятий по трудоустройству ЛИР и безработных в других городах и регионах страны - важное направление деятельности органов по труду и занятости. Однако, несмотря такую оценку, 35% опрошенных признают, что им не удалось трудоустроить в других регионах страны ни одного безработного и ищущего работу, 43% сообщили о том, что их органы трудоустроили менее 50 человек и только 22%, что численность трудоустроенных превысила 50 человек. При этом, только 9 экспертов (7,5% от всех) сообщили о том, что им удалось трудоустроить безработных, прибывающих по направлению служб занятости других регионов.

На вопрос «Ведется ли в Вашем регионе (городе) работа по Постановлению Правительства РФ № 533 от 25.05.1994 г. "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность"?» большинство экспертов - 57% дали утвердительный ответ, 17% ответили, что работа не ведется, столько же сказали, что их регион не включен в перечень регионов, где поводится эта работа. При этом 63% ответили, что за 2007-2008 гг. ни одного переселившегося в рамках данного постановление не было.

72% экспертов ответили, что в их регионе (городе) ведется работа по Постановлению Правительства РФ № 422. Только 19% считали меры, предусмотренные в постановлении, вполне действенными. При этом 73% опрошенных сообщили, что в 2007-2008 гг.  в их регионе (области, городе, районе) не было переселено ни одного человека.  

По мнению 67% респондентов, из числа ЛИР и безработных, обращающихся в службу (центр занятости),  доля интересовавшихся вопросами переселения по Постановлению № 422 составляет менее 2%. 27% респондентов отметили, что такая возможность не интересует никого. При этом эксперты не считают, что действующая система, по которой вакансии в регионе (городе, районе) предлагаются "своим" ЛИР и безработным, препятствует миграции ЛИР и безработных из других регионов страны. Это не является проблемой потому, что предлагаемые вакансии не пользуются спросом не только у жителей других регионов, но и у своих безработных.

Подавляющее большинство экспертов (74%) сомневаются в том, что дефицит кадров в их регионе (городе, районе) может быть ликвидирован за счет привлечения ЛИР и безработных из других регионов. Они объясняют это, например, тем, что «Большой спрос на профессии для мужчин (наладчики, слесаря, электромонтеры, токари) и заработная плата 8-10 тыс. руб.; У молодежи рабочие профессии не вызывают интереса»; «Низкая оплата труда (из заявленных вакансий 44% ниже прожиточного минимума); вакансии предоставляют без предоставления жилья; более 60% вакансий не квалифицированный труд»; «Работодатели не предоставляют жилье».

По мнению экспертов, важнейшими мерами содействия переселению является установление высокой заработной платы, предоставление жилья, оплата переезда, предоставление кредитов и пр. меры материального стимулирования. Так,  для того, чтобы ЛИР и безработные согласились на переезд, по мнению 6% экспертов, зарплата в месте (регионе) переселения должна быть выше, чем в месте нынешнего проживания, в 1,5 - 2 раза. 60% экспертов считаю, что она должна быть выше  в 2-5 раз, а 34% опрошенных отмечают, что  зарплата должна быть выше  более чем в 5 раз. Предлагалось также по аналогии с государственной программой переселения  соотечественников ввести единовременные и ежемесячные выплаты (6 месяцев) для обеспечения процесса адаптации на новом месте.

Практически во всех регионах создан и функционирует банк вакансий. Однако, сведениям экспертов, в 27% регионов (городов, районов) число вакансий с заработной платой, превышающей среднюю по территории, - меньше 10%, в 64% - меньше 50%, и только в 8% регионов они превышают среднюю зарплату по региону (городу). По этому параметру 36% экспертов определяют качество вакансий как «плохое» и «крайне плохое», и только 19% - как «хорошее» и «отличное». В 39% регионов заработная плата по более чем половине предлагаемых вакансий не дотягивает до прожиточного минимума.

Что показал опрос безработных

В ходе социологического обследования было опрошено 425 безработных и лиц, ищущих работу, в 11 регионах страны, представляющих всю российскую географию: Республики Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарская Республика, Калужская, Костромская, Московская области,  Удмуртия и Саратовская область, Тюменская и Омская области, Красноярский край, Сахалинская область. Для представленных регионов характерны разные уровни экономической активности населения, общей мобильности, урбанизированности, безработицы, разные стандарты и модели трудового поведения, что делает их «типичными» для разных видов регионов. 74,8% опрошенных проживают в городах, 25,2% - в сельской местности. Мужчины в выборке составляют 45,7%, женщины - 54,3%.  В выборке представлены респонденты в возрастах  от 17 до 58 лет.  Их средний возраст равен  36,4 лет.

Из всех респондентов 21,6% составляют ЛИР и 78,4% - безработные. В число последних попали, как уволенные, высвобожденные, сокращенные, так и те, кто перешел в группу безработных из состояния экономической неактивности (15,5% - вступающие на рынок труда и 11,5% - лица, возвращающиеся на него). Те, кто стал  безработным сразу после того, как оставил прежнее место работы, составили 51,3%.

Подавляющая часть респондентов - около 75% -  нацелена на работу только в границах своего населенного пункта – города, поселка городского типа, сельского района. Только 11,5% респондентов при разных условиях высказали возможность переезда в другой регион. Еще 13,4% потенциально готовы быть маятниковыми работниками или работать и жить постоянно в другом населенном пункте, но в границах своей области, края, республики. К переезду и работе в сельской местности готовы 12% опрошенных. Из них около 5% сами являются жителями сельской местности. Таким образом, потенциал так называемой дезурбанистической миграции безработных можно оценить в 6 – 7%.

Низкая склонность к  переезду в другой регион  отмечается у  женщин, у  лиц среднего и старшего возраста, у лиц с пониженным уровнем образования, у лиц, проживающих в центральных городах своих регионов. Высокая склонность к миграции присуща лицам относительно молодого возраста, а также тем, кто закончил высшие учебные заведения.  

Самая веская причина, по которой респонденты не хотят покидать свой населенный пункт,  связана с надеждами на то, что новую достойную работу  можно найти в месте проживания. Этот факт непосредственно связан с такими экономическими обстоятельствами, как  отсутствие жилья в другом месте,  денег на переезд. Обращает на себя внимание значительная количественная разница в ответах респондентов по двум схожим позициям – «в другом месте негде жить» (48,6% суммарно по трем ответам) и «здесь не могу продать жилье, а значит – не смогу купить новое» (6,5%). Возможно, потенциал межтерриториальной мобильности повыситься если «жилищная проблема» будет решена с помощью государственных рычагов.

Значительное число респондентов, не желающих искать работу в других населенных пунктах, ссылается также на хорошие условия для детей, созданные (накопленные) в нынешних местах проживания. Улучшение ситуации с социальными институтами – возможности легко устроить детей в детские дошкольные и школьные учреждения, отсутствие бюрократических проволочек при получении медицинских полисов, регистрации – важный (и, скорее всего, менее затратный, чем решение жилищного вопроса) фактор повышения мобильности безработных и ЛИР.

Переехать в другой город (регион) России респонденты согласны при существенном превышении зарплаты на новом месте жительства по отношении к прежнему (Рисунок 1). Средняя ожидаемая зарплата в новом месте жительства почти в 4 раза превышает среднюю зарплату респондентов, которую они получали по последнему  месту работы: 38085 рублей против 9622 рублей.

Рисунок 1.  Распределение респондентов по размерам текущей зарплаты (по последнему месту работы) и требуемой для принятия решения о переезде в другой регион (город)

Применительно к регионам опроса получились следующая картина по различиям в уровне текущей и ожидаемой (требуемой) зарплаты (таблица 1). Как и следовало ожидать, региональная картина потенциальной мобильности, детерминированной зарплатой, неоднородна.

Таблица 1. Текущая (по последнему или нынешнему месту работы) и требуемая для принятия решения о переезде в другой регион (город) зарплата по регионам опроса (рублей)




Регион опроса

Средний размер текущей зарплаты

Средний размер требуемой для принятия решения о переезде зарплаты

Разница между
(2) и (3), раз

1

2

3

4

Кабардино-Балкарская Республика

4784

42727

8,9

Калужская обл.

9288

39917

4,3

Костромская обл.

6839

27000

3,9

Красноярский край

13080

39833

3,0

Московская обл.

10475

53750

5,1

Омская обл.

9845

33667

3,4

РСО-Алания

8320

36971

4,4

Саратовская обл.

7044

28708

4,1

Сахалинская обл.

15206

40757

2,7

Тюменская обл.

11902

39730

3,3

Удмуртская Респ.

8067

39562

4,9

В среднем

9622

38085

4,0

Как уже отмечалось, решение жилищного вопроса безработных и ЛИР, может благоприятно сказаться на повышении их мобильности. Протестируем эту гипотезу, элиминируя влияние жилищного фактора на потенциал мобильности. Если бы были соблюдены два условия - решен жилищный вопрос и предложена хорошая работа – согласились бы переехать из своего населенного пункта в другой 9,4% респондентов, еще 13% «скорее всего» переехали бы (рисунок 2). Таким образом «чистое» влияние жилищного фактора на мобильность безработных и ЛИР можно оценить в 10,9%. Эта цифра получается как разница суммы этих двух ответов с ответом на вопрос о территориальной зоне поиска работы. Согласно опросу только 11,5% находились в группе лиц, ищущих работу не только в своем населенном пункте и своем регионе.  

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если бы Вам предложили хорошую работу не в этом городе с гарантией предоставления жилья, Вы переехали бы туда жить?»

Анализ влияния фактора жилья на мобильность с помощью другого  вопроса: «Какое жилье в другом городе (регионе) России должно быть у Вас на новом месте жительства, чтобы Вы согласились на переезд?» - выявляет  в принципе ту же картину. Почти 55% респондентов отметили, что они не хотят менять место своего проживания ни при каких условиях или согласны на переезд только при заметном улучшении своих жилищных условий. Для 8% респондентов жилищные условия не влияют на принятие решения о переезде – главное, чтобы была предоставлена высокооплачиваемая работа.

Следует отметить, что в феврале 2009 года из 778, 6 тыс. вакансий только 5,3% из них обеспечивались жильем. При этом треть таких вакансий находилась в Московском регионе.

Заключение

Руководящие работники служб и Центров занятости понимают все сложности, связанные с управлением миграцией.  Они признают, что ЛИР и безработные готовы к переезду при наличии на новом месте жительства существенно лучших условий, чем те, на которые они могут рассчитывать «на месте». Но они несколько переоценивают возможности государства в регулировании миграционных процессов, поскольку опираются на опыт социалистической эпохи и тех объемов перераспределения трудовых ресурсов, который решался в командной экономике средствами оргнабора..

Социологическое обследование показало, что миграционный потенциал ЛИР и безработных достаточно ограничен. Среди данной категории лиц только примерно каждый десятый готов рассматривать варианты с трудоустройством в другом регионе (городе) страны. Несколько большая часть респондентов готова рассматривать варианты с трудоустройством в пределах «своего» субъекта РФ. Возможность получения жилья на новом месте жительства повышает долю потенциальных мигрантов до 22%. Ключевой фактор мобильности лиц, ищущих работу и безработных - разница уровня зарплат. В среднем, для того, чтобы безработные и ЛИР переезжали «за рабочим местом» в другой регион (населенный пункт) страны, их зарплата должна быть, чем в исходном месте в 4 раза.


1к.э.н., зам. директора института демографии ГУ-ВШЭ.
2 к.г.н., доцент ГУ-ВШЭ.
3 к.г.н., в.н.с.  института демографии ГУ-ВШЭ.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.