Rambler's Top100

№ 391 - 392
28 сентября - 11 октября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Результаты переписи населения Беларуси 1999 года

Трансформация демовоспроизводства села Беларуси в контексте урбанизации, НТР и перехода к постиндустриальному обществу

Внутриреспубликанская миграция населения Беларуси: социологический анализ

Городские поселения Беларуси: проблемы и перспективы развития

Кадровые проблемы российской промышленности – где выход?

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Городские поселения Беларуси: проблемы и перспективы развития

А.В. Богданович1
(Опубликовано в "Белорусском экономическом журнале", 2007, №2, с. 39-47)

Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики и постиндустриального общества тесно взаимосвязано с совершенствованием системы расселения, созданием благоприятных условий для жизнедеятельности населения в городских поселениях различных категорий и сельской местности. Важнейшей задачей при этом является улучшение демографической ситуации как в республике в целом, так и во всех регионах, особенно в малых и средних городских поселениях и сельской местности.

В Беларуси с 1994 г. происходит уменьшение общей численности населения. Значительно замедлился рост численности городских жителей (рис. 1). Наибольшим он был в 1981–1985 г., когда среднегодовой прирост городских жителей составил 182,7 тыс. чел., в 1991–1995 гг. он уменьшился до 25,9 тыс. чел., а в 2001–2005 гг. – до 9,1 тыс. чел. Вместе с тем продолжается концентрация населения в г. Минске, отдельных областных центрах, больших и средних городах (рис. 2).

Рисунок 1. Динамика численности населения Республики Беларусь

Рисунок 2. Изменение удельного веса городских поселений различных категорий в общей их численности и в городском населении Республики Беларусь (на начало года, %)

В Республике Беларусь насчитывается 207 городских поселений, в том числе 112 городов и 95 поселков городского типа, которые значительно различаются по численности населения. Минск, в котором проживает 1,8 млн. чел., является крупнейшим городом, а областные центры (Брест, Витебск, Гомель, Гродно и Могилев), в каждом из которых проживает от 300 до 500 тыс. чел., относятся к категории крупных городов. Имеется 8 больших городов с численностью населения от 100 до 230 тыс. чел. (Барановичи, Пинск, Орша, Новополоцк, Мозырь, Борисов, Солигорск, Бобруйск).

По градостроительной классификации к средним по величине относятся города, в которых проживает от 20 до 100 тыс. жителей. В этой категории выделяется 2 группы городов: с численностью населения от 20 до 50 тыс. и от 50 до 100 тыс. чел. В республике к первой группе относятся 15 городов, ко второй – 10.

Более 81% всех городских поселений республики относится к категории малых с численностью населения менее 20 тыс. чел. Таких городских поселений в республике 168, в том числе 45 с численностью жителей от 10 до 20 тыс. чел., 55  –  5–10 тыс. чел., 41  –  2–5 тыс. чел. и в 27 городских поселениях численность жителей не превышает 2 тыс. чел. К малым городским поселениям относятся 73 города и все 95 поселков городского типа, в том числе 83 городских и 11 рабочих поселков, а также 1 курортный поселок (Нарочь).

За последние 15 лет общая численность городских поселений Беларуси уменьшилась, так как городские поселки Восточный, Сокол, Сосны включены в состав г. Минска, городские поселки Друя и Улла, рабочие поселки Октябрьский и Осинторф в Витебской области, Первомайский в Гродненской области, Гродзянка в Могилевской области отнесены к сельским населенным пунктам. В этот период образовано 5 новых городских поселков (Болбасово и Боровуха в Витебской области, Заречье в Гомельской, Мачулищи в Минской и Дрибин в Могилевской областях). Наиболее крупные поселки городского типа (Микашевичи в Брестской области, Ивье и Свислочь в Гродненской, Крупки, Логойск, Мядель, Узда и Фаниполь в Минской, Кировск и Кличев в Могилевской областях), а также одно из древнейших городских поселений Беларуси г.п. Туров Гомельской области преобразованы в города. В результате этих трансформаций количество собственно городов увеличилось со 101 в начале 1991 г. до 112 в 2006 г., а поселков городского типа уменьшилось со 110 до 95.

Рост экономики Беларуси осуществляется преимущественно за счет наращивания производства на крупных предприятиях, размещенных главным образом в г. Минске, областных центрах, больших и средних городах с численностью населения свыше 50 тыс. чел. В этих же городах более ускоренными темпами, по сравнению с малыми городскими поселениями, развиваются предпринимательская деятельность и сфера услуг. Все это способствовало тому, что уровень жизни населения в больших и крупных городах значительно выше, чем в малых и значительной части городских поселений. В результате жители не только сельской местности, но и малых городских поселений стремятся переехать на постоянное место жительства в г. Минск, крупные и большие города.

Около 81% прироста городского населения Республики Беларусь за 1991–2005 гг. приходится на долю только 3 городов, в том числе Минска – 59,4, Гродно – 13,3 и Бреста – 9,6%.

Из 202 нынешних городских поселений, являвшихся таковыми и в 1991 г., численность населения увеличилась за этот период только в 67, а в 128 уменьшилась и в 7 осталась без изменений. В этот период образовано 5 новых городских поселений, в двух из которых (Боровуха и Мачулищи) численность населения увеличивается, в двух (Заречье и Дрибин) – уменьшается и в одном (Болбасово) – остается неизменной. Наибольшее количество городских поселений с приростом численности населения находится в Брестской и Минской областях, а с уменьшением численности населения – в Витебской и Гомельской областях (табл. 1).

Таблица 1. Распределение городских поселений Республики Беларусь и областей по изменению численности их населения за 1991–2005 гг.

Городские поселения

Респуб-лика Беларусь

В том числе области

г. Минск

Брест-
ская

Витеб-
ская

Гомель-ская

Гроднен-
ская

Мин-
ская

Моги-
левская

Всего на 1. 01 2006 г.

207

29

43

35

32

43

24

1

В том числе: 

● в которых численность населения 

увеличилась

67

17

6

5

13

17

8

1

уменьшилась

128

12

35

27

16

23

15

не изменилась

7

2

3

2

● вновь образованные

5

2

1

1

1

● преобразованные в сельские населенные пункты

6

4

1

1

● включенные в состав г. Минска

3

3

Наличие столь большого количества городских поселений, главным образом малых и средних, с уменьшающейся численностью населения создает серьезную угрозу демографической безопасности страны и ее устойчивому развитию. Поэтому важнейшим направлением региональной политики Республики Беларусь является улучшение социально-экономической ситуации в малых и средних городских поселениях, преодоление негативных тенденций в их развитии.

К основным проблемам, препятствующим динамичному развитию многих малых и средних городских поселений, относятся:

  • ограниченность и низкий уровень развития экономической базы, несоответствие структуры производства требованиям социально ориентированной рыночной экономики и масштабу поселений;
  • наличие в отдельных городских поселениях убыточных или низкорентабельных крупных градообразующих предприятий, создающих угрозу для социальной стабильности не только в самом городе, но и в прилегающих районах;
  • сравнительно высокий уровень безработицы, ограниченный набор объектов социальной инфраструктуры и низкое качество предоставляемых населению услуг;
  • более низкий, чем в крупных и больших городах, уровень благоустройства жилищного фонда;
  • низкий качественный уровень объектов жизнеобеспечения (энергоснабжение, канализационные и водопроводные сети, котельные, транспортные коммуникации и др.);
  • сложная демографическая ситуация, обусловленная миграционным оттоком трудоспособного населения (особенно молодежи) в более крупные города.

Комплекс важнейших мер по решению проблем развития малых и средних городов определен в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020), Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 гг. и Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.2.

В НСУР-2020 предусматривается преимущественное развитие средних городов с целью облегчения бремени проблем, стоящих перед крупными и малыми городами, и создание социально-экономических условий для развития малых городов, как центров обслуживания близлежащих сельских поселений. Развитие системы расселения должно быть ориентировано на достижение стратегических социально-экономических целей и способствовать переходу страны к устойчивому развитию3.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. одним из приоритетных направлений развития национальной экономики определено развитие малых и средних городов4.

Для реализации этого приоритета разработана Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений Республики Беларусь на 2006–2010 гг., в которой определены цели, задачи и система мер по созданию в них благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Главными целями развития малых и средних городских поселений являются:

  • устойчивый рост благосостояния населения, развитие человеческого потенциала;
  • укрепление городской экономики на основе сбалансированного и эффективного социо-эколого-экономического развития;
  • создание благоприятной для жизни и здоровья человека среды обитания.

Для достижения этих целей необходимо:

  • создание макроэкономических условий и предпосылок для стабилизации социально-экономической ситуации и устойчивого экономического роста;
  • модернизация и техническое перевооружение промышленных предприятий, инженерно-технической инфраструктуры;
  • обеспечение в пределах целесообразности сохранения существующих предприятий, создание благоприятных условий для размещения новых производств и развития предпринимательства;
  • развитие производств и всех видов деятельности, непосредственно связанных с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства (торгово-закупочная деятельность, продажа и прокат техники, снабжение удобрениями, складирование продукции, строительное и мелиоративное и другие виды обслуживания);
  • проведение реструктуризации неэффективных градообразующих предприятий;
  • развитие транспортных и информационных коммуникаций;
  • формирование рациональной структуры занятости трудоспособного населения путем проведения сбалансированной инвестиционной политики по созданию новых рабочих мест;
  • разработка налоговых стимулов для развития малого предпринимательства, обеспечение социальной мобильности населения и развитие сезонных форм занятости;
  • развитие сферы услуг с учетом реальных потребностей населения;
  • комплексное благоустройство городских территорий и повышение эффективности использования земельных ресурсов;
  • развитие туристско-рекреационной деятельности на основе модернизации существующих и строительства новых объектов туристской инфраструктуры, восстановление зон исторической застройки с созданием в жилых зданиях современного уровня комфорта и инженерно-технического оснащения;
  • создание действенных стимулов для развития ремесел и видов деятельности, основанных на местных народных традициях;
  • государственная поддержка наиболее проблемных градообразующих предприятий;
  • расширение полномочий местных органов власти в вопросах формирования собственной финансовой базы, сбора налогов, определения основных направлений развития городской экономики, усиление их ответственности за проводимую социально-экономическую политику и наполняемость местного бюджета.

В малых и средних городах, прежде всего с высоким уровнем безработицы, предусматривается создание новых рабочих мест, ускоренное строительство жилья, объектов физической культуры и спорта, развитие сферы услуг. Здесь намечается проводить целенаправленную политику стимулирования размещения новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств крупных и больших городов, а также развитие частного предпринимательства, прежде всего производств, связанных с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой сельскохозяйственной продукции, выпуском изделий из местного сырья, реализацией услуг для населения.

Намечается также более активно использовать накопленное историко-культурное наследие наших городов, созданный культурный потенциал для развития туризма и отдыха. Предметом особой заботы будут формирование необходимой для этого инфраструктуры, восстановление старинных парков, исторических центров, реставрация памятников культуры и архитектуры.

Для малых городов, оказавшихся в наиболее сложной ситуации, намечается осуществление комплекса специальных мер, среди которых: поддержка со стороны республиканских и региональных органов власти градообразующих предприятий; разработка и реализация целевых программ вывода их из кризиса; внедрение специальных экономических мер, призванных оказывать всестороннюю поддержку хозяйствующим субъектам таких городов.

В Республике Беларусь в соответствии с Планом мероприятий по реализации решений III Всебелорусского народного собрания, утвержденного распоряжением Президента Республики Беларусь, облисполкомами и райисполкомами разработаны и утверждены программы социально-экономического развития поселков городского типа и городов районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. чел. на 2006–2010 гг.

Программы социально-экономического развития отдельных городских поселений направлены прежде всего на решение местных проблем, улучшение условий функционирования экономики и социальной сферы. Они предусматривают:

  • достижение стабильного роста экономики городских поселений;
  • обеспечение рациональной структуры занятости населения;
  • создание условий для обеспечения социальных потребностей населения (выполнение социальных стандартов);
  • формирование комфортных условий проживания за счет совершенствования городской инфраструктуры по обслуживанию населения;
  • сохранение и рациональное использование культурного и исторического наследия;
  • максимальное и эффективное использование специфических условий и факторов каждого городского поселения.

Развитие жилищного строительства в малых и средних городских поселениях предусматривается осуществлять исходя из потребности в жилье в каждом населенном пункте, уровня платежеспособного спроса на жилье его жителей. Основное внимание будет уделяться решению жилищных проблем семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Наряду с новым строительством потребуется увеличение объемов модернизации и капитального ремонта имеющегося жилищного фонда с целью улучшения потребительских и эксплуатационных качеств жилых помещений и удешевлений содержания и обслуживания жилья.

Важная роль в активизации развития малых и средних городских поселений отводится малому предпринимательству, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы по его развитию, улучшения инвестиционного климата и дебюрократизации системы управления в регионах.

С целью стимулирования развития предпринимательства в малых и средних городах, более широкого использования его потенциала потребуется создание действенной системы мер его поддержки на национальном и региональном уровнях. Для этого необходимо:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания, деятельности, ликвидации субъектов предпринимательской деятельности (упрощение порядка прохождения документов, реализация принципа «одного окна» и др.);
  • создание в регионах сети организаций, оказывающих финансовую, информационную, консультационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в малых и средних городских поселениях;
  • разработка и реализация региональных целевых программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в малых городских поселениях;
  • снижение налоговой нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в малых и средних городских поселениях, занятых реализацией приоритетных для данного населенного пункта направлений развития экономики, а также в таких сферах, как агротуризм, организация придорожного сервиса, бытовое обслуживание населения, производственная деятельность и др.

Требуется принятие дополнительных мер по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в малых городских поселениях, к финансовым ресурсам посредством кредитования банковскими учреждениями данной категории субъектов хозяйствования, развития системы микро-кредитования и гарантирования кредитов, обеспечения компенсации банкам разницы между рыночной и льготной процентными ставками по выдаваемым кредитам за счет средств местных бюджетов.

В целях создания благоприятных условий хозяйствования для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в городах районного подчинения, поселках городского типа и сельских населенных пунктах, целесообразно осуществить:

  • передачу неиспользуемого государственного имущества, расположенного в малых и средних городских поселениях, в безвозмездное пользование, а также в собственность индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам под конкретные инвестиционные проекты;
  • продажу неиспользуемых и неэффективно используемых объектов государственной собственности на аукционах с начальной ценой продажи, равной одной базовой величине, передачу таких объектов в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты;
  • прямую продажу инвесторам имущественных комплексов предприятий, убыточно работающих в течение ряда лет, на основе существующего опыта продажи убыточных сельскохозяйственных организаций.

Для расширения финансовых возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивают создание новых производств при реализации инвестиционных проектов в малых и средних городских поселениях, необходимо разработать и установить специальный правовой режим, предусматривающий особый порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, включая предоставление налоговых льгот.

Реализация указанных мер позволит обеспечить динамичное развитие в малых городских поселениях предпринимательства по производству потребительских товаров и сферы услуг (здравоохранения, образования, связи, сельского туризма, культурно-досуговой деятельности, бытового, торгового, транспортного и иного обслуживания населения), переработке сельскохозяйственной продукции.

Развитие городов Республики Беларусь в ближайшие годы должно осуществляться в соответствии с Основными направлениями государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2007–2010 гг. и Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь (ГСКТО), утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 19. Основные направления и ГСКТО тесно связаны между собой и направлены на повышение роли государства в планировании развития населенных пунктов и территорий5.

Государственная градостроительная политика Республики Беларусь направлена на дальнейшее повышение качества и безопасности среды жизнедеятельности населения на основе комплексной территориальной организации Республики Беларусь, ее областей и административных районов, комплексного развития населенных пунктов и территорий, оптимального размещения объектов гражданского и промышленного строительства, ведения постоянного мониторинга реализации градостроительных объектов и программ, качества окружающей среды.

В ГСКТО дана проектная типология городских поселений по их величине, роли в системе расселения и функциональному назначению (табл. 2, рис. 3).

Таблица 2. Распределение городских поселений Республики Беларусь по роли в системе расселения, функциональному назначению и величине, ед.

Функциональное назначение и величина

Роль в системе расселения

европейского значения

национального значения

регионального значения

местного значения

Многофункциональные 

крупнейшие – более 1 млн. чел

1

крупные – 250–500 тыс. чел.

5

Промышленные 

большие – 100–250 тыс. чел.

11

  средние – 50 –100 тыс.чел.

1

6

20–50 тыс. чел.

10

малые – 10–20 тыс. чел.

11

6

5–10 тыс. чел.

1

3

менее 5 тыс. чел.

2

Агропромышленные

средние – 20–50 тыс. чел.

3

малые – 10–20 тыс. чел.

23

5–10 тыс. чел.

22

18

менее 5 тыс. чел.

8

Аграрные

малые – менее 5 тыс. чел.

47

Научные

средние – 20–50 тыс. чел.

1

Туристско-рекреационные и природоохранные

средние – 20–50 тыс. чел.

1

малые – 10–20 тыс. чел.

2

6

5–10 тыс. чел.

5

3

менее 5 тыс. чел.

1

2

7

Предлагаемая проектная типология городских поселений недостаточно полно учитывает нынешнюю экономическую структуру городских поселений и их роль как административных центров и центров социального и культурно-бытового обслуживания. Не совсем удачно дано такое направление развития городских поселений, как аграрное, так как эта функция сельских поселений.

В зависимости от структуры занятых и административной роли в Республике Беларусь целесообразно выделить следующие функциональные типы городских поселений:

  • многофункциональные города – столица республики г. Минск, областные центры (Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Брест), большие и средние города – межрайонные центры (Бобруйск, Барановичи, Борисов, Пинск, Орша, Мозырь, Молодечно, Лида, Полоцк, Слуцк);
  • промышленные центры – городские поселения, в которых на долю промышленно-производственного персонала приходится более 23% всех занятых в их экономике;
  • административно-хозяйственные и социально-культурные центры – городские поселения, являющиеся районными центрами, в которых на долю промышленно-производственного персонала приходится менее 23% всех занятых в их экономике;
  • местные хозяйственные и культурно-бытовые центры – города районного подчинения и поселки городского типа, в которых на долю промышленно-производственного персонала приходится менее 23% всех занятых в их экономике;
  • туристско-рекреационные и природно-охранные центры небольшие городские поселения, располагающие значительными туристскими и курортно-рекреационными ресурсами, а также расположенные в непосредственной близости с особо охраняемыми территориями страны;
  • научно-образовательные центры – небольшие города, в которых находятся крупные высшие учебные заведения;
  • агрогородки – поселки городского типа, которые в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 гг. будут развиваться как агрогородки (табл. 3, рис. 3).

Таблица 3. Распределение функциональных типов городских поселений по областям Республики Беларусь

Функциональный тип

Респуб-
лика Беларусь

В том числе по областям

Брест-
ская

Витеб-
ская

Гомель-
ская

Грод-
ненская

Минская (включая г. Минск)

Моги-
левская

Многофункциональные города

16

3

3

2

2

4

2

Промышленные центры

43

6

6

9

7

11

4

Административно-хозяйственные и социально-культурные центры

78

8

17

15

11

12

15

Местные хозяйственные и культурно-бытовые центры

31

4

7

5

7

6

2

Туристско-рекреационные и природно-охранные центры

8

1

1

1

1

4

Научно-образовательные центры

1

1

Агрогородки

30

7

9

3

4

7

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г., предусматривается изменение экономической структуры городских поселений, так как экономика страны переходит к инновационному развитию, а в ее структуре происходит снижение доли производства товаров и возрастание удельного веса сферы услуг.

В результате существенно изменится роль градообразующих факторов в развитии населенных пунктов и формировании систем расселения. Уже в настоящее время строительство новых промышленных предприятий не оказывает решающего влияния на рост городов, как это было в предыдущие годы – в период индустриального развития. Поэтому при определении основных направлений развития городов должны прежде всего учитываться: их роль в системе расселения, научно-производственный потенциал, экологическая ситуация.

Необходимо реалистически оценивать возможности социально-экономического развития каждого города, эффективного использования его потенциала. Перспективы развития отдельного города должны определяться в теснейшей взаимосвязи с окружающим его регионом и общей стратегией социально-экономического развития страны.


1 кандидат экономических наук, зам. директора по научной работе НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь
2 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Мн.: Юнипак, 2004; Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Мн.: Беларусь, 2006; Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы. Мн., 2006.
3 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Мн.: Юнипак, 2004
4 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Мн.: Беларусь, 2006.
5 Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2007–2010 годы. Мн., 2007; Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь. Мн., 2007.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.