Rambler's Top100

№ 387 - 388
31 августа - 13 сентября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российские студенты за рубежом

Российских студентов за рубежом никто точно не считает

Мировые тенденции студенческой мобильности

Студентов-россиян за рубежом все больше

В Германии россияне теперь учатся чаще, чем в США

Только 1,2% иностранных студентов в странах ОЭСР - россияне

Циркуляция умов и вызовы конкуренции систем образования

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Сальвадор Дали. Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба. Salvador Dali . The Discovery of America by Christopher Columbus or The Dream of Christopher Columbus. (1958-1959) Российские студенты за рубежом Людмила ЛЕДЕНЕВА

Над темой номера работала Людмила ЛЕДЕНЕВА

Циркуляция умов и вызовы конкуренции систем образования

Рекрутирование иностранных студентов во все более расширяющихся масштабах является частью более широкой и перспективной - миграционной и в целом экономической – стратегии государств по рекрутированию высококвалифицированных иммигрантов. Помимо получения прямых экономических и инновационных выгод международная студенческая мобильность помогает странам-реципиентам ответить на демографические вызовы, в том числе вызовы старения научного сообщества.

Усиливающаяся международная конкуренция систем образования ведет к применению разнообразных способов стимулирования студенческой мобильности:

  • формированию привлекательных / льготных схем оплаты обучения,
  • введению благоприятных визовых режимов,
  • распространению совместных программ подготовки бакалавров, магистров и т.д. с иностранными партнерами из числа зарубежных университетов,
  • адаптации учебных программ, методик обучения к культурному и лингвистическому разнообразию международного студенчества27.

По мнению экспертов ОЭСР, сегодня одним из принципиальных факторов, определяющих выбор студентом страны-реципиента, является язык обучения28. В отличие от трудовой миграции, цель которой - получение работы, главная цель учебной миграции - получение знаний и повышение профессиональной квалификации. Поэтому студенты готовы преодолевать языковые барьеры в процессе обучения, как правило, при условии, если реализация знаний по получаемой специальности или использование самих приобретенных языковых навыков в качестве профессиональных преимуществ на рынке труда в будущем гарантирует экономическую выгоду29. В борьбе за привлечение иностранцев в качестве способа преодоления лингвистического препятствия, когда изучение языка страны обучения не является самоцелью, все большее число стран предлагают сегодня программы обучения на широко распространенных языках - в первую очередь на английском (табл. 3).30

Таблица 3. Использование английского языка в программах обучения по отдельным странам, 2006 год*

Степень использования английского языка

Страны

Все или почти все программы преподаются на английском

Австралия, Великобритания, Ирландия, Канада**, Новая Зеландия, США

Многие или некоторые программы преподаются на английском

Бельгия***, Венгрия, Германия, Дания, Исландия, Корея, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словацкая республика, Турция, Финляндия, Чешская республика, Франция, Швейцария, Швеция, Япония

Никакие или почти никакие программы не преподаются на английском

Австрия, Бельгия****, Бразилия, Греция, Израиль, Италия, Испания, Люксембург, Мексика, Португалия, Российская Федерация, Чили

* Имеются в виду не абсолютные, а относительные показатели использования таких программ
** За исключением франкофонной части Канады
*** Фламандская часть Бельгии
**** Франкофонная часть Бельгии
Источник: Education at a Glance. OECD 2008, p. 355.

При оценке качества обучения по определенным научным и техническим дисциплинам огромное значение имеют студенческие представления о престиже университета. Особенно принципиален такой критерий выбора научного центра в случае учебной миграции, нацеленной на получение докторской степени.

Стабильное расширение масштабов обучения россиян за пределами РФ, наблюдавшееся в последние 15 лет, в целом положительное явление, с точки зрения роста человеческого капитала и циркуляции знаний, неизбежно ведет к расширению российской академической диаспоры. Этот нарастающий процесс нельзя игнорировать, поскольку он затрагивает проблему более справедливого распределения инновационных и экономических преимуществ интеллектуальной миграции, что чрезвычайно актуально для России как страны-донора.

Тем не менее, не вся совокупность студентов, обучающихся за рубежом, может рассматриваться как часть российской академической диаспоры. Так, по критериям ОЭСР, международная студенческая мобильность оценивается как мобильность в сфере исследований и разработок в следующих случаях:31

  • когда студенты привлекаются к проведению исследовательских проектов в стране обучения, в результате чего они выдают научный продукт в виде публикаций, тезисов, диссертаций и т.д.;
  • когда на завершающей стадии обучения для подтверждения и подкрепления своих теоретических знаний практическими навыками они проходят стажировку в компаниях / научных центрах.

Понятно, что это происходит не во всех случаях подготовки высококвалифицированных кадров за рубежом. Фактический размер студенческой мобильности как части академической мобильности зависит от распределения студентов по программам обучения, области специализации, выполняемых  производственных функций во время стажировки, а также научной активности самого человека. И если человек, становясь высококвалифицированным специалистом в результате учебы за рубежом, участвует в трудовой деятельности и таким образом вносит вклад в инновационное и технологическое развитие, то такая студенческая мобильность может считаться международной мобильностью научных кадров.32

Что касается российского взгляда на данную проблему, то результаты ряда экспертных дискуссий, проведенных в контексте перехода от концепции "утечки-возвращения умов" к концепции "циркуляции умов" и посвященных значению, роли и использованию российской академической диаспоры в инновационном развитии современной России, подтверждают признание международной студенческой мобильности россиян как части академической мобильности, а российских студентов, аспирантов и стажеров, обучающихся в зарубежных колледжах и университетах, как многотысячного потенциального “научно-технического резерва”. В ноябре 2008 года Минобрнауки РФ и Фондом «Центр экономических исследований и распространения экономической информации “Открытая экономика” был организован круглый стол «Использование потенциала российской научной диаспоры», где среди прочего было уделено внимание увеличению масштабов подготовки высококвалифицированных российских кадров за рубежом. В частности, акцентировалось внимание на росте числа студентов из России в разных странах мира, обусловленном множество причин: и подорожанием российского образования, и ростом знания английского языка, и появлением Интернета (распространением информации) и т.д.33.  В апреле 2009 года в Государственном университете - Высшей школе экономики в рамках X Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества был проведен Круглый стол «Leveraging Skilled Diasporas for Home Country Development: Lessons for and from Russia», где подчеркивалась роль зарубежных сетей (ассоциаций) выпускников-россиян34.

В этой связи актуализируются и приветствуются все практические действия, направленные на установление контактов и сотрудничества с молодыми образованными соотечественниками за рубежом. В качестве примера можно привести “Неделю русских вакансий в странах Евросоюза”, проведенную Федеральным агентством по делам молодежи и Международной ассоциацией молодежных организаций российских соотечественников (МАМОРС) в июне 2009 года в Лондоне и во Франкфурте-на-Майне. Участвовавшие в ней порядка 10 российских компаний (ОАО «РЖД», ABBY Lingvo, ОАО «ОПК Оборонпром», ОАО «Компания "Сухой"», ЗАО «Лаборатория Касперского», ОАО «Вертолёты России», ОАО «СоюзМаш России», Ward Howell, программа обучения MBA Skolkovo) предлагали “возможность зарубежным талантливым соотечественникам попробовать свои силы на исторической родине”. Конечной целью проекта было привлечение к работе в российских компаниях молодых специалистов в возрасте от 18 до 35 лет, проживающих за рубежом и задействованных в сфере науки и инноваций, хотя понятно, что о реальной эффективности подобных кампаний говорить еще рано35.


27 The Global Competition for Talent: Mobility of  the Highly Skilled. OECD 2008, p. 84.
28 Education at a Glance. OECD 2008, р. 355-356.
29 Trends in International Migration. Continuous Reporting System on Migration. Annual Report. 2001 Edition. OECD 2001, p. 110-112.
30 Обращает на себя внимание низкий уровень участия России в таких образовательных нововведениях, что, несомненно, снижает уровень привлекательности учебы в российских вузах, где преобладает преподавание на русском языке.
31 Trends in International Migration. Continuous Reporting System on Migration. Annual Report. OECD 2001 Edition, p. 93-94.
32 The Global Competition for Talent: Mobility of  the Highly Skilled. OECD 2008, p. 83-84.
33 См.: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=16926
34  Диаспора как интеллектуальный ресурс
См.: http://www.opec.ru/docs.aspx?id=223&ob_no=88250
35 http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publication/selection/article0039.html&print=true

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.