Rambler's Top100

№ 379 - 380
1 - 14 июня 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Евразийский демографический барометр 

66% жителей Европейского Союза считают свое здоровье хорошим, около 10% - плохим

Работающие оценивают состояние своего здоровья выше, чем люди, находящиеся за пределами рынка труда

В течение последних 12 месяцев перед опросом 6,4% населения ЕС-25 не удовлетворили потребность в медицинском обслуживании

Самый важный фактор различий в частоте неудовлетворения потребности в медицинских услугах - страна проживания

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В течение последних 12 месяцев перед опросом 6,4% населения ЕС-25 не удовлетворили потребность в медицинском обслуживании

Помимо субъективной оценки состояния здоровья, тесно связанной с основными демографическими и социально-экономическими характеристиками респондента, немаловажное значение имеет его субъективное восприятие доступности профессиональных услуг здравоохранения. В рамках проведенного в 2007 году обследования EU-SILC оно оценивалось с помощью следующего вопроса: "По Вашему мнению, возникала ли у Вас лично в течение последних 12 месяцев потребность в медицинском осмотре, лечении или уходе, но не была удовлетворена?".

Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию системы здравоохранения в странах Европейского Союза, далеко не все проблемы решены. Сохраняются значительные различия в организации предоставления услуг здравоохранения между странами. Кроме того, люди могут ощущать ограниченность доступности таких услуг из-за больших очередей, низкого уровня информированности и других проблем. Ответы на предлагавшийся вопрос позволяют измерить частоту возникавшей, по субъективной оценке, потребности в профессиональной медицинской помощи, которая по каким-то причинам не была удовлетворена. В 2007 году по ЕС-25 она составила 6,4%, а по ЕС-26, включая Румынию, - 6,7%, значительно варьируясь по странам-членам союза - от 0,3% в Словении до 24,7 в Латвии (рис. 10). В 9 из 26 стран она составляла от 9% и выше, в 3 - не более 1%.

Рисунок 10. Доля указавших, что в течение последних 12 месяцев у них возникала потребность в медицинской помощи, но она не была удовлетворена, по странам Европы, % от общего числа респондентов

Тех, кто ответил утвердительно на данный вопрос, просили указать, с какой из причин это было связано:

  1. финансовая недоступность таких услуг (слишком дорого)
  2. большие очереди
  3. нехватка времени из-за работы, ухода за ребенком и/или другими членами домохозяйства
  4. очень далеко добираться, не было средств на дорогу (транспорт)
  5. страх перед врачами, медицинскими учреждениями, осмотрами, лечением
  6. предпочтение подождать и посмотреть, не станет ли лучше само по себе
  7. незнание к кому обратиться (хорошего доктора, специалиста)
  8. другие причины

Из 6,4% респондентов ЕС-25, испытавших в 2007 году неудовлетворенную потребность в медицинской помощи, почти треть сослалась на чрезмерную дороговизну медицинских услуг (2,0% от общего числа респондентов, или 31% от 6,4%), каждый пятый предпочел подождать и посмотреть, не решится ли проблема сама по себе (1,4% от общего числа респондентов, или 22% от 6,4%), еще по 14% (0,9% от общего числа респондентов) указали на нехватку времени и длительное ожидание в очереди. Остальные причины играли менее значимую роль. Аналогичные результаты были получены и по ЕС-26, включая Румынию, за счет которой увеличилась доля указавших на дороговизну услуг здравоохранения (рис. 11).

Рисунок 11. Основные причины неудовлетворения потребности в медицинской помощи, ЕС-26, % от числа респондентов, указавших, что в течение последних 12 месяцев у них возникала необходимость в медицинской помощи, но они за ней не обращались

Доля отметивших даже основные из перечисленных причин того, что потребность в медицинских услугах не была удовлетворена, существенно различается по странам (рис. 12). Учитывая разницу в национальных системах здравоохранения и стандартов здоровья, это вполне ожидаемо. Однако отчасти эти различия связаны и с культурными традициями и особенностями восприятия проблем, связанных со здоровьем, о которых нельзя забывать при межстрановых сопоставлениях.

В Бельгии, Португалии, Румынии и Греции подавляющее большинство не удовлетворивших возникавшую у них в течение последнего года потребность в медицинских услугах ссылалось на их чрезмерную дороговизну (от 69% и выше). А в Великобритании, Испании, Чехии и Швеции на эту причину указала лишь незначительная часть (от 3% и ниже).

Предпочтение подождать и посмотреть, не решится ли проблема сама по себе, наиболее характерно для жителей Швеции, Венгрии и Люксембурга (от 33% до 40%) и практически никогда не отмечалось респондентами из Дании, Португалии и Нидерландов.

Респонденты в Эстонии, Литве и Великобритании чаще других указывали на большие очереди в учреждениях здравоохранения, а в Бельгии, Дании и на Кипре такой проблемы как будто не существует.

В Дании, Испании и Словакии наиболее важной причиной, по которой возникшая потребность в медицинских услугах не была удовлетворена, является нехватка времени из-за работы, ухода за детьми или другими членами домохозяйства. В Норвегии и Финляндии эта причина называлась реже всего.

Рисунок 12. Основные причины неудовлетворения потребности в медицинской помощи по странам Европы, % от числа респондентов, указавших, что в течение последних 12 месяцев у них возникала потребность в медицинской помощи, которая не была удовлетворена

Основные причины, по которым потребность в медицинских услугах не удовлетворяется, с разной частотой называлась в разных возрастных группах (рис. 13). Частота их упоминания, особенно нехватки времени, быстро снижается по достижении возраста 55 лет, когда резко ухудшается и самооценка своего здоровья. А чаще всего о неудовлетворенной потребности в медицинском обслуживании говорят представители возрастной группы от 25 до 54 лет. Более молодые люди 15-24 лет в целом реже испытывают потребность в медицинских услугах, а кроме, того многие из них все еще остаются под бдительным контролем со стороны родителей, получая от них и значительную поддержку.

Возрастная группа 25-54 лет представляет наиболее активную часть населения, на которое ложится основное бремя содержания иждивенцев при высокой занятости и нехватке свободного времени.

Рисунок 13. Основные причины неудовлетворения потребности в медицинской помощи в зависимости от возраста, ЕС-26, % от общего числа респондентов соответствующего возраста

Вполне ожидаемо, что дороговизна услуг здравоохранения чаще называется респондентами с низким уровнем доходов, - 52% в 20-типроцентной группе населения с самыми низкими доходами против 11% в 20-типроцентной группе населения с самыми высокими доходами (рис. 14). Люди с более высокими доходами чаще ссылаются на нехватку времени (соответственно, 7% и 25%), очереди (9% и 20%), предпочтение подождать и посмотреть (14% и 25%).

В целом, доля указавших, что у них в последние 12 месяцев возникала потребность в медицинских услугах, но они не смогли ее удовлетворить, снижается с повышением уровня дохода - от 9,2% в группе с самыми низкими доходами (0-20%) до 4,6% в группе с самыми высокими доходами (80-100%).

Рисунок 14. Основные причины неудовлетворения потребности в медицинской помощи в зависимости от уровня доходов, ЕС-26, % от общего числа респондентов соответствующей доходной группы

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.