Rambler's Top100

373 - 374
13 - 30 апреля 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о многодетных семьях
«Новые известия» и «Би-би-си» о ближайших демографических перспективах России
«Корреспондент» об ожидаемом снижении рождаемости на Украине
«The New Times» о возможном росте абортов в России
«Известия» о материнском капитале как удачном «инновационном» опыте
«Smart Money» о влиянии телевизора на рождаемость и семью
«Новые известия» о бесплодии и ЭКО
«Газета» о готовящемся рейтинге роддомов
«Ведомости» о детских садах
«Независимая газета» о невозможности удвоения благосостояния к 2020 году
«Новостная служба портала ГУ-ВШЭ» о производительности труда, человеческом капитале и кризисе
«Трибуна» о российском рынке труда и безработице
«Ведомости» о производительности труда
«Opec.ru» о «своевременности» экономического кризиса с точки зрения рынка труда

«Газета» о допсредствах на борьбу с безработицей
«Киевские ведомости» о безработице и общественных работах на Украине

«Независимая газета» о неполной индексации социальных выплат
«Белорусские новости» об оптимизации социальных выплат в Белоруссии
«Коммерсантъ» и «Трибуна» об очередном зигзаге пенсионной реформы
«Газета» о проблемах скорой помощи
«Секрет фирмы» о мужской сверхмертности
«Новое русское слово» об иммиграционной реформе в США
«Коммерсантъ-Деньги» о сокращении денежных переводов
«Коммерсантъ», «Газета» и «Время новостей» о новых подходах к приему соотечественников
«Немецкая волна» о приписках в ходе переписи в Киргизии
«Мегаполис» о недопереписанных в Казахстане
«Opec.ru» о трех «D» и Новой экономической географии
«Ведомости» о мегаполисах
«Коммерсантъ-Деньги» о нищенстве

… об ожидаемом снижении рождаемости на Украине

Наметившийся в прошлом году в Украине беби-бум снесла волна экономического кризиса

В считанные месяцы страну накрыла эпидемия абортов, и рождаемость пошла на убыль

Нервно теребя пояс своего махрового, взятого из дому халата, 27-летняя Наталия ожидает, когда ее позовут в малую операционную Киевского городского центра репродуктивной и перинатальной медицины. Ей будут делать аборт.
"Зарплата у мужа в два раза уменьшилась, — жалуется Наталия на последствия кризиса и таким образом объясняет, почему решила отказаться от ребенка. — У нас квартира, машина в кредит и двое маленьких детей".
Несмотря на все эти кризисные невзгоды, решиться на аборт Наталии было не так-то просто: "Когда я смотрю на своих детей, понимаю — их также могло не быть. Это так больно [осознавать]".
И тем не менее кризис толкает пойти наперекор природе все больше соотечественниц. За последние три месяца спрос на препараты, с помощью которых можно вызвать медикаментозный аборт, вырос на 10-15%, рассказывают Корреспонденту в киевских аптеках. Врачи частных клиник признают, что количество преждевременных прерываний беременности идет в гору, и ожидают еще большего роста. Слово "аборт" в интернет-поисковике Яndех забивали с начала года в десять раз чаще, чем за аналогичный период 2008-го.
Однако официальная статистика пока ни подтверждает, ни опровергает рост абортов в стране. Данных по кризисным месяцам Минздрав не дает. "За этот показатель врачей [их руководители] наказывают — мол, те не ведут профилактическую работу, — объясняет Светлана Жук, главный акушер-гинеколог Государственного управления здравоохранения Киева. — Поэтому медработники не дают правдивых данных".
Известно, по крайней мере, что ежегодно от нежеланной беременности по статистике избавляются более 200 тыс. украинок. По данным общественной организации по борьбе с абортами Доля, реальная цифра в пять раз больше, а на одного новорожденного в Украине приходится как минимум одно прерывание беременности.
Хотя за последние десять лет количество абортов в Украине сократилось втрое, эту положительную тенденцию кризис разворачивает вспять. Валерий Зукин, директор репродуктивной медицинской клиники Надiя, ожидает в течение этого года роста числа абортов на 20-30%.
Рассчитывать в ближайшее время на увеличение рождаемости тоже не стоит. Ирина Курило, руководитель отдела проблем качества демографических процессов Института демографии и социальных исследований НАН, прогнозирует: положительный демографический рост, наметившийся в последние годы, восстановится только в 2012-м.

ОТЛОЖЕННЫЕ ДЕТИ
На вакуумный аборт в Киевском городском центре репродуктивной медицины требуются десять минут плюс 240 грн. "добровольного взноса", так как это государственная клиника. По прейскуранту частного медучреждения — от 500 грн.
Поэтому для 20-летней темноволосой Светланы, ожидающей своей очереди в абортарии, сесть в гинекологическое кресло, стоящее здесь, наверное, еще с советских времен, хотя и рискованный, но самый легкий способ решения бытовых проблем. Она не хочет рожать второго ребенка в условиях кризиса. Мол, муж теперь получает значительно меньше, чем еще полгода назад, а живут они в съемной квартире.
"Не хочу ютиться со вторым ребенком в квартире с родителями, сестрой и маленькой племянницей", — вторит ей 23-летняя киевлянка Валентина, которая тоже пришла сюда не от хорошей жизни. Перспектив решения квартирного вопроса тоже нет, сама она сидит с маленьким сыном в декретном отпуске, муж третий месяц нигде не работает.
"Один раз не предохранился, и вот... — объясняет она причину своего интересного положения, опуская глаза, будто провинившаяся школьница. — Да и контрацептивы подорожали". С февраля этого года цены, например, на презервативы — импортный товар, стоимость которого привязана к курсу евро и доллара, — выросли втрое. Еще осенью стандартная упаковка с тремя презервативами стоила 6-8 грн. сейчас — 22-30 грн.
Эпидемию абортов независимая Украина уже однажды пережила. Спад рождаемости начался примерно в середине 1990-х. В 1995 году родилось 492 тыс. малышей, а в 2001 году—376,5 тыс.
"В 1990-е годы многие украинки отложили рождение первого или второго ребенка до лучших времен, — констатирует Курило. — Пару лет назад, когда в стране началось позитивное экономическое развитие, снова стали рожать".
В 2008-м в Украине появились на свет 510 тыс. младенцев — абсолютный рекорд за годы независимости, а в некоторых регионах (Ривненской, Ивано-Франковской областях и Киеве) рождаемость даже превысила смертность. Теперь эта тенденция рискует захлебнуться.
Десять лет назад Наталия Чунхина, 34-летняя сотрудница одного из столичных банков, умышленно повременила с детьми — полностью посвятила себя карьере, чтобы обеспечить наследникам светлое будущее.
"У каждого свои критерии материального благополучия. У меня они были всегда слишком завышены", — рассказывает киевлянка, которая уже может похвастать квартирой, машиной и обустроенным бытом. Самое время рожать, подумала она девять месяцев назад, и на днях произвела на свет сразу двух девочек — Эвелину и Лизу. Теперь же, глядя на стремительно меняющуюся экономическую ситуацию в стране, ожидать еще одного аиста в ближайшие годы не планирует.

ПРИКРЫТЬСЯ КРИЗИСОМ
Профессор Федор Дахно, директор Института репродуктивной медицины и отец первого украинского ребенка из пробирки, не скрывает, что из-за кризиса количество пациентов, готовых с его помощью преодолеть бесплодие, уменьшилось. Хотя цифр не называет, ограничиваясь обтекаемой отговоркой: "Конечно же, экономические условия создают благоприятные условия в демографическом вопросе".
Дахно называет аборты злом, но причину роста их числа ищет не столько в экономических проблемах, сколько в нерадивом отношении женщин к собственному здоровью.
"Кризисом удобно прикрываться, чтобы себя оправдать. Разве нельзя купить презерватив или использовать народные методы контрацепции? " — согласна с ним Жук.
Правда, и систему женских консультаций она считает несовершенной. Мол, многие женщины даже после аборта уходят оттуда, так и не услышав четких советов, как предохраняться. "За рубежом этим вопросом занимаются волонтеры, а в Украине его возложили на плечи врачей. Но у многих из них попросту на это не хватает времени", — оправдывает коллег Жук.
Занятость медиков наглядно демонстрирует Вячеслав Каминский, главный акушер-гинеколог Минздрава Украины. На разговор с корреспондентом у него лишь десять минут — в операционной ждет очередная пациентка. "Иногда с женщиной, пришедшей на аборт, достаточно просто поговорить, и она кардинально меняет решение. Я знаю массу таких историй", — добавляет Каминский, доказывая, насколько может быть важен психологический контакт врачей с пациентками.
Роман Мацура, руководитель общественной организации Доля, более радикален: он за введение запрета на аборты. Но Каминский считает, что тогда женщины станут прибегать к услугам повитух-непрофессионалок и в стране возрастет смертность среди молодых украинок.
К тому же в свое время легализация абортов в СССР спасла немало жизней: после того как в 1920 году их разрешили, смертность от них снизилась с 4% до 0,28%. "В Ватикане папа римский лично открыл клинику, где делают аборты по медицинским показателям, — приводит еще один пример Жук. — Ведь в результате абортного туризма в Италии [где аборты запрещены] погибла не одна женщина".
А самый эффективный способ стимулировать женщину произвести на свет незапланированного ребенка, по мнению экспертов, — это социальные гарантии. Например, солидное пособие или льготное кредитование жилья. Позитивную роль, по мнению Мацуры, мог бы сыграть закон, защищающий права беременных.
"Женщины должны получать материальную помощь не только после родов, но и во время беременности, когда им тоже необходимо полноценное питание, социальная защита", — объясняет он.
Сами украинки, попавшие в интересное положение вне плана, веских аргументов в пользу родов пока не видят. По мнению вышеупомянутой Валентины, государственной помощи при рождении второго ребенка в размере 25 тыс. грн. хватает только на самое необходимое. Она утешает себя мыслью, что как только кризис минует, обязательно родит.
Демографу Курило известно о таких настроениях соотечественниц, а в 2009 году она прогнозирует снижение коэффициента рождаемости — среднего количества детей, которое приходится на одну женщину, — с 1,48 до 1,32.
Дахно более оптимистичен. "Говорят, в 2012 году мы вообще забудем о кризисе и все будет чудесно, — философски рассуждает он. — Несмотря ни на что, многие украинцы все равно не откажутся от самого ценного — детей".

Каролина ТЫМКИВ. «Корреспондент», 3 апреля 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.