|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Иммиграция - один из основных пунктов повестки дня Европейского
Союза
Международная миграция играет все большую роль в большинстве
стран- членов Европейского Союза (ЕС-27). Иммиграция несет с собой
как экономические и социальные выигрыши, так и серьезные вызовы
для принимающих стран. Именно поэтому иммиграция занимает лидирующее
место в политической повестке дня и Европейского Союза в целом,
и отдельных государств членов. В ноябре 2008 года Евростат представил
подборку данных об иммиграции в страны Евросоюза "Recent migration
trends: citizens of EU-27 Member States become ever more mobile
while EU remains attractive to non-EU citizens".
Информация об иммиграции в целом по Европейскому Союзу,
аккумулируемая Евростатом, основывается на данных национальных статистических
служб стран-членов ЕС, получаемых из регистров постоянного населения
и иностранцев и тому подобных административных баз данных. Из-за
отсутствия некоторых данных и различий в применяемых национальными
статистическими службами определениях общий взгляд на иммиграцию
в ЕС невозможен без определенных корректировок и оценок. Евростат
ежегодно оценивает общую численность иммигрантов и численность отдельных
групп иммигрантов в зависимости от гражданства.
Сведения о миграции, собираемые Евростатом, относятся
к международной миграции. Используемые при этом определения и концепции
должны соответствовать Рекомендациям ООН относительно статистики
международной миграции 1998 года (1-го пересмотра). В данных Евростата
к мигрантам отнесены только те, кто прибывает в страну на достаточно
длительный срок - на 12 месяцев и более, то есть рассматривается
преимущественно долговременная миграция, а краткосрочная остается
вне поля зрения.
Однако на практике многие национальные службы используют
несколько иные критерии отнесения к мигрантам, что создает определенные
проблемы сопоставимости и полноты поступающих в Евростат данных.
Иммиграция в страны ЕС включает в себя потоки иммиграции
из самых разных стран мира (стран предыдущего проживания мигрантов),
в том числе из других стран ЕС-271 и
стран, не входящих в ЕС-27. Поэтому в общем потоке иммиграции можно
выделить три основные группы: возвратная иммиграция граждан стран
въезда, иммиграция граждан других стран-членов Европейского Союза
и иммиграция граждан стран, не входящих в Европейский Союз. Регистрация
иммигрантов последней группы обусловлена, как правило, получением
вида на жительство.
Данные национальных служб и, соответственно, оценки
Евростата могут содержать систематическую ошибку. Она связана как
с исключением некоторых категорий иммигрантов (временных мигрантов,
въезжающих на срок менее года, студентов, лиц, ищущих убежища, и
т.д.), так и с включением групп мигрантов, не соответствующих выбранному
критерию (тех, кто намеревался поселиться в стране на срок 12 месяцев
и более, а реально прожил менее года). Не во всех странах учитываются
возвращающиеся сограждане и въезжающие граждане других стран Европейского
Союза, поэтому статистика иммиграции этих групп менее надежна.
Рекомендуемый специалистами ООН критерий продолжительности пребывания
(а точнее, намерения пребывать) в стране - не менее 1 года - используется
по отношению ко всем группам иммигрантов в Великобритании, Швеции
и на Кипре. Во Франции, Финляндии, Португалии, Чехии, Латвии и Литве
он применяется только по отношению к иностранцам, то есть гражданам
иных стран. Другие страны придерживаются критерия более короткого
срока пребывания или вовсе не используют его. Так, данные по Испании
могут включать сведения о гражданах стран, не входящих в ЕС-27,
зарегистрированных на местах муниципальными властями независимо
от того, имеется ли у них вид на жительство. Сведения по Франции
относятся не только к самой континентальной Франции, но и к ее заморским
территориям. В число зарегистрированных иммигрантов, въехавших в
Грецию, не входят граждане ЕС-25 и Европейской зоны свободной торговли
(EFTA). Аналогично, в число иммигрантов во Франции не включаются
граждане ЕС-15, Кипра, Мальты и Европейской зоны свободной торговли;
в число иммигрантов в Великобританию не входят прибывшие из Ирландии
вне зависимости от их гражданства. Учтенная иммиграция на Кипр относится
только к контролируемой правительством территории. Данные об иммиграции
в Польшу отражают только число въездов в страну с разрешением на
постоянное жительство.
1 - Несмотря на то, что представленные данные относятся
в основном к 2006 году, Европейский Союз в целом рассматривается
как ЕС-27 с учетом присоединившихся к нему с начала 2007 года Болгарии
и Румынии.
|