Закон "Об опеке и попечительстве", принятый после бурных дискуссий, должен вступить в силу 1 сентября. Но еще до этого депутаты Госдумы Елена Мизулина от "Справедливой России", Наталья Карпович и Владимир Плигин - от "Единой России" предложили изменить его. В частности, продлить на 18 лет местные законы, на основании которых более 5000 сирот уже нашли маму и папу в 3607 патронатных семьях. До принятия федерального закона патронатные родители кормили, одевали и воспитывали детей. Получали зарплату от детдома. А его сотрудники не только контролировали процесс, но и всячески помогали: устраивали консультации врачей, педагогов, представляли интересы детей в судах. Теперь все это должно стать заботой самих патронатных родителей.
Закон "Об опеке и попечительстве" хоть и предусматривает существование патронатных семей, но превращает патронатных родителей в полноценных опекунов. То есть возлагает на них, а не на детские дома обязанность представлять интересы детей. Именно в этом депутаты усмотрели "существенное ограничение полномочий детских учреждений по сопровождению патронатных семей".
Они указывают, что такое сопровождение - составная часть патроната, и без нее он просто "исчезнет как институт". Позицию эту разделяет и Общественная палата. Председатель ее комиссии по социальной и демографической политике Александра Очирова направила письмо президенту Медведеву с просьбой поддержать поправку. Суть ее - продлить действия региональных законов о патронате до 1 сентября 2026 года - до достижения совершеннолетия последним сиротой, взятым в патронатную семью до 1 сентября 2008 года.
Новая поправка, возможно, облегчит жизнь существующих патронатных семей. Сохранит отработанную систему. Это неплохо.
Но все-таки не следует чрезмерно драматизировать ситуацию. Закон и в нынешнем виде сохраняет за медицинскими, образовательными и даже общественными организациями возможность помогать патронатным семьям. Но под контролем органов опеки. Защитники патроната уверяют, что чиновники взаимодействовать с независимыми профессионалами не станут. Возможно, кто-то и откажется. А кто-то будет рад сотрудничеству. Люди везде разные, не надо их демонизировать. Органы опеки подчиняются региональным властям. И там, где есть заинтересованность в патронате, механизм взаимодействия создадут. А там, где губернатору патронат не нужен, так его там и нет.
Автор закона "Об опеке и попечительстве" депутат Госдумы Павел Крашенинников считает, что предложение коллег содержит юридическую ошибку:
- Федеральный закон не может продлить действие региональных. Это компетенция субъектов федерации.
По мнению Крашенинникова, технические вопросы деятельности патронатных семей могут быть урегулированы и на уровне постановления правительства России. Он также напомнил, что в принятом законе прямо и недвусмысленно указано, что все договора о приемных и патронатных семьях, заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. Их не требуется переоформлять. Так что угрозы существованию таких семей нет. И это самое главное!
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)