Rambler's Top100

№ 333 - 334
19 мая - 1 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Китайские мигранты глазами россиян

В настороженном отношении к Китаю и китайцам виноваты СМИ?

Китайские мигранты и российская мигрантофобия

Где поставить запятую: «запретить нельзя пускать»?

Кто виноват: китаец или российский чиновник?

Китайцы на фоне российской «презумпции превосходства»

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Конфуций. Китайская миниатюра. Confucius. The Chinese miniature Китайские мигранты глазами россиян

Александр ЛАРИН

Над темой номера
работал
Александр ЛАРИН1

В настороженном отношении к Китаю и китайцам виноваты СМИ?

При всем уважении к Китаю как важнейшему партнеру России, при всем одобрении российско-китайского сотрудничества значительная часть россиян относится к присутствию в стране китайских мигрантов настороженно, а то и неприязненно. Из-за образа китайского мигранта - человека с непривычными для нас нравами и обычаями - выглядывает призрак «китайской демографической экспансии».

Это обстоятельство прослеживается даже на небольшом количестве вопросов при массовых анкетированиях, более или менее регулярно проводимых известными исследовательскими центрами. Более подробные опросы, организуемые китаеведами или специалистами из смежных областей, проводятся намного реже и охватывают меньшее число респондентов. Последний из известных нам относительно крупных опросов такого рода состоялся на Дальнем Востоке в 2004 г.2

С целью выявить степень зараженности населения алармистскими настроениями на данный момент, подробнее разобраться в их истоках, точнее определить отношение жителей России к гостям из гигантской соседней страны мы во второй половине 2007 г. организовали с помощью ВЦИОМ социологический опрос3. Предлагаем читателю обзор полученных результатов.

Прежде всего, наше внимание привлекла следующая проблема. Недоверчивое отношение россиян к миграции из Китая принято объяснять в первую очередь воздействием на общественное мнение неразборчивых СМИ, которые в погоне за сенсациями охотно публикуют вымыслы насчет «миллионов китайских нелегалов» и тиражируют далекие от объективности мнения политиков прозападного толка, а также высказывания высокопоставленных силовиков, заинтересованных в создании образа врага. Насколько обосновано это утверждение?

Ведь самое мощное из всех средств массовой информации – телевидение в течение первой половины «нулевых» годов фактически перешло под контроль государства, которое и начало определять его вещательную политику. С этого времени официальные лица стали проявлять крайнюю сдержанность в критике Китая, а количество материалов на тему о «китайской угрозе» в телевизионных передачах резко сократилось. Продолжили ее озвучивание лишь отдельные либеральные политологи и маргинальные оппозиционные политики, да и то в качестве побочной, поскольку Китай отнюдь не является главным  предметом  их интереса.

Что же касается бумажных СМИ, то они по силе влияния на общественное мнение не идут ни в какое сравнение с телевидением, а их критические пассажи в адрес КНР последние годы не отличаются частотой.

Для уточнения ситуации мы произвели подсчет опубликованных в центральной прессе в 2005 г. материалов, муссирующих тезис о китайской «демографической экспансии» или о «китайской угрозе» вообще. В качестве исходной базы данных были взяты аннотации публикаций о Китае, ежемесячно составляемые в Институте Дальнего Востока РАН с использованием широкого круга массовых и специальных периодических изданий. Всего за 2005 год мы обнаружили во всех названных изданиях вместе взятых 8 публикаций о «китайской угрозе». Если добавить сюда несколько информаций о контрабандном вывозе леса, о военных, шпионивших в пользу Китая, и тому подобные материалы негативного характера, получим 12 материалов. Всего же о Китае публикуется 15-20 материалов в месяц плюс регулярный «выброс» их в большом количестве каждые два месяца специальным журналом «Проблемы Дальнего Востока». Сюда же следует приплюсовать богатый содержанием ежемесячный журнал «Россия-Китай XXI век», заподозрить который в пропаганде чего-либо, напоминающего «китайскую угрозу», попросту невозможно (журнал перестал выходить в 2008 г.).

С дальневосточными СМИ мы, к сожалению, знакомы гораздо меньше и какими-либо сведениями о количественном анализе их публикаций не располагаем. Однако нетрудно увидеть, что политкорректность в речах руководителей региона, каковая в прежние годы нередко нарушалась, теперь торжествует. А такие серьезные агентства, как «Амур. Инфо» или «Vladivostok. Ru”, касаются темы «демографической экспансии» весьма осторожно.

Таким образом, сила воздействия СМИ на массовое сознание по интересующему нас вопросу может быть поставлена под сомнение.

Затем мы попытались уточнить, велико ли влияние СМИ на умы населения, экспериментальным способом. А именно, мы предложили респондентам ответить на вопрос: «Доверяете ли Вы материалам телевидения, газет, радио о Китае и китайцах?». В другой вопрос: «Согласны ли Вы с утверждениями СМИ и специалистов относительно числа китайцев в России?» мы специально включили в качестве вариантов ответов как общепринятые экспертные оценки, так и заведомо мифологизированные взгляды. (По убеждению экспертов, правильным является число 300-400 тыс. человек, а ежегодный миграционный прирост за счет китайских мигрантов, судя по опубликованным данным ФПС, ничтожно мал: он составил 2,9 тысяч человек в 2000 году и достиг максимума в 36,5 тыс. чел. в 2006 году 4).

Как показывает рис. 1, лишь малая часть респондентов - единичные проценты - согласилась с экспертными оценками и официальными статистическими данными (крайний левый столбик на графике). В Москве почти четвертая часть респондентов – даже больше, чем на Дальнем Востоке - полагает, что в России уже проживает несколько миллионов китайцев. Почти треть респондентов уверена в быстром нарастании миграции из Китая, еще треть относит этот процесс за счет нелегальной миграции.

Рисунок 1. Нижеследующие утверждения взяты из материалов СМИ и высказываний специалистов. Какие из этих утверждений Вы считаете правильными? Распределение ответов в %, в скобках – число ответов

Заметим, что завышенные оценки китайского присутствия на Дальнем Востоке зафиксированы и в опросе, проведенном Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН в 2003 г.5.

На рис. 2 показано, как респонденты, доверяющие или не доверяющие СМИ, выбирают те или иные варианты ответов на вопрос о количестве китайцев.

Рисунок 2. Какие из этих утверждений Вы считаете правильными? – степень доверия к СМИ. Распределение ответов в %, в скобках – число ответов

Как видно из рис. 2, сколько-нибудь ясно выраженная прямая зависимость между доверием к прессе и заблуждениями насчет количества китайцев отсутствует. Тех, кто обеспокоен «демографической экспансией», среди доверяющих прессе насчитывается 79%, среди доверяющих в основном - 87%, среди в основном не доверяющих – также 87%, наконец, среди не доверяющих – 90%. Если и есть тут зависимость, то скорее обратная: количество тех, кто реалистически оценивает число китайцев  наиболее велико именно среди почитателей прессы.

Сказанное дает нам основание, не отрицая известную роль СМИ (вкупе с ролью политиков и чиновников, чьи высказывания они тиражируют), все-таки не считать их главной причиной распространенной в общественном сознании озабоченности миграционными процессами на Дальнем Востоке. В конце концов, степень воздействия СМИ определяется не только интенсивностью их собственных усилий, но и их способностью отражать тенденции, существующие в массовом сознании помимо них.

На наш взгляд, основным фактором здесь являются сложившиеся за последние десятилетия долговременные геополитические и геоэкономические реалии. Они хорошо известны, и здесь мы хотим лишь подчеркнуть их первостепенную важность для российского массового сознания.

Прежде всего, это перепад между огромным населением Китая, существующим в условиях нехватки природных ресурсов: воды, пахотных площадей, леса, энергоносителей, и слабозаселенным, переживающим депопуляцию российским Дальним Востоком – то, что получило название «демографического давления», или «демографического навеса».

Этот фактор дополняется возросшей за последние десятилетия мощью Китая («комплексная государственная мощь»), в которую, вообще говоря, входит и его гигантский демографический потенциал, но в данном случае мы имеем в виду прежде всего ее военную и экономическую составляющие.

Ключевым звеном в сложившейся ситуации, очевидно, является кризисное состояние российского Дальнего Востока, принявшее хронический характер. Оно «представляет серьезную угрозу для наших политических и экономических позиций в АТР, для национальной безопасности России в целом», как отметил президент В.В. Путин при обсуждении вопроса о развитии дальневосточного региона6. Результаты нашего опроса показывают довольно высокий градус беспокойства по поводу перспективы преобладания китайцев и китайского влияния в этом регионе (рис.3).

Рисунок 3. Китай развивается быстрее России. Население его огромно. Что Вы думаете, исходя из этого, о возможности преобладания в будущем китайцев и китайского влияния на российском Дальнем Востоке?
(распределение ответов в %)

Наибольшее число ответов сосредоточилось в графе «возможно, произойдет, но не обязательно». Разительной выглядит разница между Москвой и Дальним Востоком: в столице считают доминирование Китая неизбежным 27% респондентов (уже началось или неизбежно произойдет), а в дальневосточном регионе – 46%; суммарно возможным или неизбежным: в столице -  53%, респондентов, в Дальневосточном регионе – 75%. Тех же, кто не испытывает никакого беспокойства («этого не произойдет…»), в Москве набралось 39%, а на Дальнем Востоке – 18%.

Что же касается различных форм, в которых конкретизируются тревожные ожидания, то и в Москве, и на Дальнем Востоке наиболее вероятным видом экспансии была сочтена именно демографическая (так решили соответственно, 48% и 41% респондентов).

В то же время респонденты проявили отнюдь не поверхностное понимание вопроса: «откуда исходят главные угрозы России?» Китай в данном качестве оказался на последнем месте, а на первые места вышли внутрироссийские факторы (рис. 4).

Рисунок 4. Откуда исходят главные угрозы России?  Распределение ответов в %, в скобках – число ответов


1 К.и.н., Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.
Работа выполнена при поддержке Фонда научных обменов им. Цзян Цзинго (Chiang Ching-kuo Foundation for Scholary Exchange, Taipei).
2 см. В.Л. Ларин. В тени проснувшегося дракона. Российско-китайские отношения на рубеже ХХ – XXI веков. Владивосток, 2006.
3 Опрос был проведен при поддержке Фонда научных обменов им. Цзян Цзинго (Chiang Ching-kuo Foundation for Scholary Exchange, Taipei). В ходе исследования было опрошено 900 респондентов: 450 в Москве и столько же – в трех городах Дальнего Востока: Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске, по 150 человек в каждом. Такое распределение респондентов позволяет производить сравнение результатов, полученных в двух частях страны с наиболее высокой концентрацией мигрантов. Среди респондентов оказались 47% лиц мужского пола и 53% - женского. Возрастная структура опрошенных выглядела следующим образом: 18 – 24 года – 32%, 25 – 34 года – 19%, 35 – 44 года – 18%, 45 – 59 лет – 2260 лет и старше – 9%. Уровень образования опрошенных: высшее – 32%, неполное высшее – 12%, среднее общее – 14%, среднее профессиональное – 41%, неполное среднее – 1%, начальное или ниже – 0%.
4 См. ежегодник Госкомстата РФ «Численность и миграция населения Российской Федерации»  за соответствующие годы
5 В.Л. Ларин.  В тени проснувшегося дракона. Российско-китайские отношения на рубеже ХХ – XX I веков. Владивосток, 2006. С. 279-280
6 Цит. по: http://1sn.ru/show.php?id=9963

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.