Rambler's Top100

№ 327 - 328
31 марта - 13 апреля 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Студенческая страничка

Открываем форум!

Журналистская поросль требует демографии!

Избранные эссе. Дама с косой отступает или причины снижения смертности в Англии в середине XVIII века

Вопрос на засыпку – ответ на предыдущий вопрос

Напоминаем вопрос

Присланный ответ

Студенческий комментарий

Комментарий Демоскопа

Вопрос остается


Google
Web demoscope.ru

Журналистская поросль требует демографии!

Внимание! Свежие заголовки: "Последнее перерождение Китая", "Рожайте на здоровье", "Женщины все смелее решаются на второго ребенка". "Стране нужны ваши рекорды",- плакат в метро с изображением здоровой русской женщины с тремя милыми малышами. Ну и как это понимать? Вся пресса только и делает, что учит нас, как надо рожать, сколько надо рожать. Указывает, кому надо поднатужиться и произвести на свет еще пару-тройку румяный карапузов, а кому надо повременить посещение того света.

Что же это получается? Демография - такая важная штука, каждый уважающий себя журналист и чиновник уже давно дал миру свои рекомендации в этой сфере, а нас, новую журналистскую поросль в области демографии, просвещать не собираются. Нехорошо получается: в расписании стоит что угодно, начиная от информационно-библиотечной культуры и безопасности жизнедеятельности и заканчивая этносоциологией и психологией. Но демографии в этом списке нет, вот такой вот пробельчик образовался!

А между тем хотя бы немного знать демографию нам, журналистам, необходимо. Все ведь знают, что повышение рождаемости сейчас - одна из приоритетных задач государства. И вот уже больше года российские чиновники решают её в рамках нацпроекта "Здоровье", курированием которого непосредственно занимается некий господин M.

На нацпроект уже энную сумму выделили. И результат вроде бы есть, по крайней мере, В. Путин на своей последней пресс-конференции заявил, что "рост динамики рождаемости был самым большим в 2007 году за 25 лет и детей родилось так много, как не рождалось за последние 15 лет" Кроме того, "мы достигаем прямо той цели, которую перед собой ставили: значительно увеличилось количество вторых и третьих детей в семьях, на 10 процентов (с 33 процентов примерно до 42-х процентов)" И вот в этом месте нам бы всем дружно порадоваться, да написать хвалебную статью, да снять сюжет, где румяные русские мамы счастливо рожают уже третьего пупса. Да вот только упрямые ученые-демографы все лезут и такую идеальную статистику пытаются нам испортить.

"Рожать больше стали, говорите?" - нудно переспрашивают они - "так чего ж вы хотите? Ведь в середине 80-х в стране был бэби-бум. Вот эти-то дети подросли и теперь своими обзавелись. Вот вам и демографический взрыв. Ничего, скоро дети 90-х подойдут, будет у нас демографическая яма". И еще с десяток аргументов приведут эти пессимисты. И хорошо, что приведут, а то чиновники наши любят дешевую лапшу на уши доверчивых журналистов и их читателей наматывать.

А ведь мы журналисты - специалисты уникальные. В нашем цеху положено знать все обо всем. Вот, как новый преподаватель не придет, к нам первый вопрос: "Как! Вы не знаете, что значит решать матрицы методом Гаусса?" Или "Как! Вы не знаете, что определяет индекс Лернера?" Позор! Вы же журналисты.

То же и с демографией. Хороший журналист не позволяет себе писать длинные трактаты по поводу и на тему. Хороший профессионал в любом деле профессионал. А мы - будущие журналисты хотим быть хорошими профессионалами, не пускать на ветер пустых слов о том, что России-де грозит старение и вымирание, а если Китай, мол, плодиться и размножаться не перестанет, то… В общем, плохо будет!

Главное правило журналиста: ты всегда в ответе за каждое написанное (произнесенное в эфире) слово. С нами согласились наши коллеги по цеху, все дружно поддержали инициативу более детального погружения в тайны демографии. Сочли это нужным еще и потому, что наша задача - доносить до людей правду, а не то, что угодно властям предержащим. Передавать в народ надо исключительно точные данные, а тут демография оперирует большим количеством цифр, процентов, частей, десятых и т.д. Почти филигранная работа. Так вот играть в сломанный телефон из-за своей некомпетентности в данном вопросе нам, молодым журналистам, не хочется.

Как может человек, ни на йоту не знакомый с демографической наукой, вещать с экранов телевизоров о "новом прорыве"? Чтобы не быть голословными, чтобы не создавать иллюзорных текстов о том, что тогда-то при условии того-то мы получим то-то к такому-то году, мы заявляем: "журналистам надо изучать демографию!"

Мы знаем, что сегодня журналист - это специалист уникальный. Это именно специалист: это лучший экономист, продвинутый биолог, начинающий химик, непризнанный писатель, генетик-самоучка, политик в подполье, дрессированный нанотехнолог, церковный завсегдатай, лучший друг Славы Зайцева, почти социолог и без пяти минут демограф.

Helen & Rezzznikova

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.