|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В Европейском Союзе социальные расходы в 2004 году составили
более 27% ВВП
Социальные расходы, представленные как доля валового
внутреннего продукта (ВВП)1, являются
признанным критерием, характеризующим, в какой степени государство
берет на себя ответственность по поддержанию определенного стандарта
жизни обездоленных и уязвимых групп населения. Под социальными расходами
понимается предоставление общественными или частными институтами
пособий и прочих финансовых средств домохозяйствам и отдельным лицам
с целью обеспечить им поддержку и снизить риски в определенных обстоятельствах,
ухудшающих их благосостояние.
В 2004 году общие расходы на социальную защиту в Европейском
Союзе (Европе-25)2 составили 27,3% к
объему ВВП. Однако по странам-членам ЕС это соотношение различается
более чем вдвое (рис. 1).
В странах, где оно соответствует среднему уровню или
превышает его (то есть составляет 27,3% ВВП и более), проживает
чуть более 42% совокупного населения Европейского Союза; в странах,
где его значение составляет от 22% до 27,3% ВВП, - почти 33% населения;
в странах, тратящих на социальную защиту от 18% до 22% своего ВВП,
- почти 24% жителей ЕС, а в странах, тратящих на эти цели менее
17% ВВП, - 1,5% населения ЕС. Страны с наиболее высоким соотношением
расходов на социальную защиту и ВВП - Швеция (32,9%), Франция (31,2),
Дания (30,7), Германия (29,5), Бельгия (29,3), Австрия (29,1) и
Нидерланды (28,5%) - тратят на социальные цели в 2 с лишним раза
больше, чем три государства с самыми низкими значениями этого соотношения:
Латвия (12,6%), Литва (13,3) и Эстония (13,4%).
В 2004 году социальные расходы росли несколько медленнее,
чем ВВП. В целом по странам Европы-15, по которым соответствующие
данные имеются за более длительный период - начиная с 1990 года,
доля социальных расходов в ВВП достигла наибольшего значения в 1993
году - 28,7%, после чего стала постепенно снижаться, составив в
2000 году 26,9% ВВП. В 2001-2003 годах возобновился рост доли социальных
расходов в ВВП, но, поднявшись до 27,7% в 2003 году, она вновь несколько
снизилась в 2004 году - до 27,6%. Это связано с тем, что социальные
расходы направляются в сферы, не очень зависимым от экономической
ситуации (здравоохранение и пенсионное обеспечение) или находящихся
в противофазе ее циклическому развитию (смягчение последствий безработицы,
высокого риска бедности и социальной незащищенности).
Доля расходов на социальную защиту от величины ВВП стран
Европы-25 в 2000-2004 годы были примерно на 0,3 процентного пункта
ниже, чем в Европе-15, но тенденция изменения их доли в ВВП была
сходной. В странах, отличавшихся высоким приростом ВВП, снижение
социальных расходов как доли от него было более значительным. Так,
в Чехии она снизилась с 20,2% в 2003 году до 19,6% в 2004 году,
на Кипре - с 18,5% до 17,8%, в Латвии - с 13,4% до 12,6%, Венгрии
- с 21,1% до 20,7%, Польше - с 20,9% до 20,0%, Словакии - с 18,2%
до 17,2%.
Еще больше различия между странами-членами ЕС по абсолютным
показателям социальных расходов на душу населения. Их величина в
2004 году варьировалась от 381 евро в Латвии до 11258 в Люксембурге3
и 9460 евро на человека в Дании. За пределами ЕС социальные расходы
в расчете на душу населения особенно высоки в Швейцарии (10999 евро
за 2004 год) и Норвегии (9824). То есть, если в Люксембурге и Швейцарии
социальные расходы в 2004 году превысили 900 евро на человека в
месяц, то в Латвии, Литве, Эстонии и Польше не достигли и 50 евро
(32-46).
Рисунок 1. Объем социальных расходов в странах Европейского
Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2004, % от ВВП и евро на
душу населения в год
Различия между европейскими странами по уровню расходов
на социальную защиту лишь отчасти связаны с разными уровнями благосостояния
и цен, отражая, кроме того, существующие различия в системах социальной
защиты, демографических тенденциях, уровне безработицы, а также
других социальных, институциональных и экономических факторах.
В частности, различается сама структура социальных расходов
(рис. 2). Если в целом по Европе-25 на социальные пособия и выплаты
в 2004 году было направлено 96,2% всех социальных расходов, то по
странам-членам ЕС эта доля составляла от 93,3% в Португалии (еще
выше в Швейцарии - 93,2%) до 98,8% на Мальте. Административные издержки
в целом по Европе-25 составили 3,1% социальных расходов, варьируясь
от 1,2% на Мальте до 4,8% в Нидерландах. Кроме того, в отдельных
странах довольно значительная часть средств, направленных на социальные
цели, была отнесена на другие расходы: в Португалии - 4,4% (в целом
по Европе-25 - 0,7%), Швейцарии - 2,4%, Франции - 2,0%, Нидерландах
- 1,8%.
Рисунок 2. Распределение социальных расходов по типу
в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2004,
% от общего объема
Величина социальных расходов, рассчитанных на душу населения
в постоянных ценах, устойчиво возрастала в 2000-2004 годах. В Европе-25
среднегодовой темп прироста составил 2,2%, в Европе-15 - 2,1%. За
этот период наиболее значительный прирост был зафиксирован в Венгрии
(на 8,2% в среднем за год), Ирландии (7,8%), Эстонии (7,4%), на
Кипре (7,0%), в Люксембурге (6,2%) и Греции (5,2%). За пределами
ЕС высоким приростом социальных расходов отличалась Исландия (на
7,1% в среднем за год). В то же время, в Германии и Словакии ежегодный
прирост социальных расходов не превышал 0,6%.
В 2003 и, особенно, в 2004 году прирост социальных расходов
в Европе-25 замедлился. Если за 2002 год он составил 2,6%, то за
2003 и 2004 годы - соответственно, 2,3% и 1,5%. В некоторых странах
прирост сменился сокращением (в Словакии - на 1,9% за 2003 год и
на 2,0% за 2004 год, в Германии - на 1,9% за 2004 год, на Кипре
- на 0,7% за 2004 год). Снижение прироста социальных расходов было
характерно для большинства стран ЕС, но в отдельных странах отмечался,
напротив, довольно заметный прирост: в Эстонии - на 13,5%, в Литве
- на 9,1% за 2004 год.
По предварительным данным за 2005 год, относящимся к
14 странам ЕС, на которые в 2004 году пришлось 89,9% социальных
расходов, тенденция более медленного роста социальных расходов по
сравнению с ВВП сохранялась (то есть их доля в ВВП сокращалась),
а величина социальных расходов, рассчитанная на душу населения в
постоянных целях, оставалась неизменной (в 2004 году она возросла
на 1,8%).
Источники: Eurostat - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pageid=1090,30070682,1090
_33076576&_dad=portal&_schema=PORTAL
Social protection in the European Union // Statistics in focus.
Population and Social Conditions. 99/2007 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-07-099/EN/KS-SF-07-099-EN.PDF
Eurostat/ESSPROS. Data online. Social protection. -
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pageid=
0,1136184,0_45572595&_dad=portal&_schema=PORTAL
1 - Важнейший показатель макроэкономической ситуации,
характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране
во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления,
накопления и экспорта (за вычетом импорта).
2 - Рассчитываются в соответствии с методикой Европейской
системы интегрированной статистики социальной защиты "ESSPROS
Manual 1996". Социальные расходы включают собственно социальные
пособия и выплаты (призванные смягчить риски, связанные с болезнью,
инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей и социальной
незащищенностью, а также направленные на поддержку семей с детьми
и решение жилищных проблем), административные издержки и другие
расходы, необходимые для функционирования системы социальной защиты.
Социальные расходы в Европейском Союзе учитываются до выплаты налогов
и других обязательных платежей получателями, но при этом так называемые
"налоговые пособия" (налоговая поддержка) - сокращение
налоговых вычетов или освобождение от налогов домохозяйств как часть
социальной защиты, - как правило, не учитывается. Данные за 2004
год по большинству стран Европейского Союза (кроме Бельгии, Австрии,
Венгрии, Греции, Дании, Ирландии, Кипра, Мальты, Финляндии и Эстонии)
и, соответственно, по ЕС в целом - предварительные, по Великобритании
- оценка.
3 - Более высокие показатели по Люксембургу отчасти
обусловлены тем, что социальные пособия (в первую очередь, на лечение
и уход, пенсии, семейные пособия) выплачиваются гражданам, проживающим
за пределами страны.
|