Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

В Европейском Союзе социальные расходы в 2004 году составили более 27% ВВП

На поддержку семей с детьми было направлено 2,1% ВВП ЕС - от 0,7% ВВП в Испании до 3,9% в Дании

Социальные выплаты на поддержку семьям с детьми различаются по странам ЕС более чем в 10 раз

Страны ОЭСР существенно различаются по величине и форме предоставления поддержки семье и детям

Все большее число стран задумывается о мерах по повышению рождаемости


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В Европейском Союзе социальные расходы в 2004 году составили более 27% ВВП

Социальные расходы, представленные как доля валового внутреннего продукта (ВВП)1, являются признанным критерием, характеризующим, в какой степени государство берет на себя ответственность по поддержанию определенного стандарта жизни обездоленных и уязвимых групп населения. Под социальными расходами понимается предоставление общественными или частными институтами пособий и прочих финансовых средств домохозяйствам и отдельным лицам с целью обеспечить им поддержку и снизить риски в определенных обстоятельствах, ухудшающих их благосостояние.

В 2004 году общие расходы на социальную защиту в Европейском Союзе (Европе-25)2 составили 27,3% к объему ВВП. Однако по странам-членам ЕС это соотношение различается более чем вдвое (рис. 1).

В странах, где оно соответствует среднему уровню или превышает его (то есть составляет 27,3% ВВП и более), проживает чуть более 42% совокупного населения Европейского Союза; в странах, где его значение составляет от 22% до 27,3% ВВП, - почти 33% населения; в странах, тратящих на социальную защиту от 18% до 22% своего ВВП, - почти 24% жителей ЕС, а в странах, тратящих на эти цели менее 17% ВВП, - 1,5% населения ЕС. Страны с наиболее высоким соотношением расходов на социальную защиту и ВВП - Швеция (32,9%), Франция (31,2), Дания (30,7), Германия (29,5), Бельгия (29,3), Австрия (29,1) и Нидерланды (28,5%) - тратят на социальные цели в 2 с лишним раза больше, чем три государства с самыми низкими значениями этого соотношения: Латвия (12,6%), Литва (13,3) и Эстония (13,4%).

В 2004 году социальные расходы росли несколько медленнее, чем ВВП. В целом по странам Европы-15, по которым соответствующие данные имеются за более длительный период - начиная с 1990 года, доля социальных расходов в ВВП достигла наибольшего значения в 1993 году - 28,7%, после чего стала постепенно снижаться, составив в 2000 году 26,9% ВВП. В 2001-2003 годах возобновился рост доли социальных расходов в ВВП, но, поднявшись до 27,7% в 2003 году, она вновь несколько снизилась в 2004 году - до 27,6%. Это связано с тем, что социальные расходы направляются в сферы, не очень зависимым от экономической ситуации (здравоохранение и пенсионное обеспечение) или находящихся в противофазе ее циклическому развитию (смягчение последствий безработицы, высокого риска бедности и социальной незащищенности).

Доля расходов на социальную защиту от величины ВВП стран Европы-25 в 2000-2004 годы были примерно на 0,3 процентного пункта ниже, чем в Европе-15, но тенденция изменения их доли в ВВП была сходной. В странах, отличавшихся высоким приростом ВВП, снижение социальных расходов как доли от него было более значительным. Так, в Чехии она снизилась с 20,2% в 2003 году до 19,6% в 2004 году, на Кипре - с 18,5% до 17,8%, в Латвии - с 13,4% до 12,6%, Венгрии - с 21,1% до 20,7%, Польше - с 20,9% до 20,0%, Словакии - с 18,2% до 17,2%.

Еще больше различия между странами-членами ЕС по абсолютным показателям социальных расходов на душу населения. Их величина в 2004 году варьировалась от 381 евро в Латвии до 11258 в Люксембурге3 и 9460 евро на человека в Дании. За пределами ЕС социальные расходы в расчете на душу населения особенно высоки в Швейцарии (10999 евро за 2004 год) и Норвегии (9824). То есть, если в Люксембурге и Швейцарии социальные расходы в 2004 году превысили 900 евро на человека в месяц, то в Латвии, Литве, Эстонии и Польше не достигли и 50 евро (32-46).

Рисунок 1. Объем социальных расходов в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2004, % от ВВП и евро на душу населения в год

Различия между европейскими странами по уровню расходов на социальную защиту лишь отчасти связаны с разными уровнями благосостояния и цен, отражая, кроме того, существующие различия в системах социальной защиты, демографических тенденциях, уровне безработицы, а также других социальных, институциональных и экономических факторах.

В частности, различается сама структура социальных расходов (рис. 2). Если в целом по Европе-25 на социальные пособия и выплаты в 2004 году было направлено 96,2% всех социальных расходов, то по странам-членам ЕС эта доля составляла от 93,3% в Португалии (еще выше в Швейцарии - 93,2%) до 98,8% на Мальте. Административные издержки в целом по Европе-25 составили 3,1% социальных расходов, варьируясь от 1,2% на Мальте до 4,8% в Нидерландах. Кроме того, в отдельных странах довольно значительная часть средств, направленных на социальные цели, была отнесена на другие расходы: в Португалии - 4,4% (в целом по Европе-25 - 0,7%), Швейцарии - 2,4%, Франции - 2,0%, Нидерландах - 1,8%.

Рисунок 2. Распределение социальных расходов по типу в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2004, % от общего объема

Величина социальных расходов, рассчитанных на душу населения в постоянных ценах, устойчиво возрастала в 2000-2004 годах. В Европе-25 среднегодовой темп прироста составил 2,2%, в Европе-15 - 2,1%. За этот период наиболее значительный прирост был зафиксирован в Венгрии (на 8,2% в среднем за год), Ирландии (7,8%), Эстонии (7,4%), на Кипре (7,0%), в Люксембурге (6,2%) и Греции (5,2%). За пределами ЕС высоким приростом социальных расходов отличалась Исландия (на 7,1% в среднем за год). В то же время, в Германии и Словакии ежегодный прирост социальных расходов не превышал 0,6%.

В 2003 и, особенно, в 2004 году прирост социальных расходов в Европе-25 замедлился. Если за 2002 год он составил 2,6%, то за 2003 и 2004 годы - соответственно, 2,3% и 1,5%. В некоторых странах прирост сменился сокращением (в Словакии - на 1,9% за 2003 год и на 2,0% за 2004 год, в Германии - на 1,9% за 2004 год, на Кипре - на 0,7% за 2004 год). Снижение прироста социальных расходов было характерно для большинства стран ЕС, но в отдельных странах отмечался, напротив, довольно заметный прирост: в Эстонии - на 13,5%, в Литве - на 9,1% за 2004 год.

По предварительным данным за 2005 год, относящимся к 14 странам ЕС, на которые в 2004 году пришлось 89,9% социальных расходов, тенденция более медленного роста социальных расходов по сравнению с ВВП сохранялась (то есть их доля в ВВП сокращалась), а величина социальных расходов, рассчитанная на душу населения в постоянных целях, оставалась неизменной (в 2004 году она возросла на 1,8%).

Источники: Eurostat - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pageid=1090,30070682,1090
_33076576&_dad=portal&_schema=PORTAL

Social protection in the European Union // Statistics in focus. Population and Social Conditions. 99/2007 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-07-099/EN/KS-SF-07-099-EN.PDF
Eurostat/ESSPROS. Data online. Social protection. -
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pageid=
0,1136184,0_45572595&_dad=portal&_schema=PORTAL


1 - Важнейший показатель макроэкономической ситуации, характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта (за вычетом импорта).
2 - Рассчитываются в соответствии с методикой Европейской системы интегрированной статистики социальной защиты "ESSPROS Manual 1996". Социальные расходы включают собственно социальные пособия и выплаты (призванные смягчить риски, связанные с болезнью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей и социальной незащищенностью, а также направленные на поддержку семей с детьми и решение жилищных проблем), административные издержки и другие расходы, необходимые для функционирования системы социальной защиты. Социальные расходы в Европейском Союзе учитываются до выплаты налогов и других обязательных платежей получателями, но при этом так называемые "налоговые пособия" (налоговая поддержка) - сокращение налоговых вычетов или освобождение от налогов домохозяйств как часть социальной защиты, - как правило, не учитывается. Данные за 2004 год по большинству стран Европейского Союза (кроме Бельгии, Австрии, Венгрии, Греции, Дании, Ирландии, Кипра, Мальты, Финляндии и Эстонии) и, соответственно, по ЕС в целом - предварительные, по Великобритании - оценка.
3 - Более высокие показатели по Люксембургу отчасти обусловлены тем, что социальные пособия (в первую очередь, на лечение и уход, пенсии, семейные пособия) выплачиваются гражданам, проживающим за пределами страны.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.