Rambler's Top100

№ 307 - 308
29 октября - 11 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Доступно ли россиянам жилье?

Программа: «Доступное жилье»

Что определяет рост цен на жилье в России?

Что показывает коэффициент доступности жилья…

И с какими оговорками им можно пользоваться

Какая доля семей может решить жилищную проблему, пользуясь собственными средствами и кредитами

Сколько семье копить на квартиру, если отказывать себе во всем

Насколько доступны ипотечные кредиты?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Александр Лактионов. В новую квартиру. Alexandre Laktionov. New apartment. (1952) Доступно ли россиянам жилье?

Над темой номера работали:

Надежда КОСАРЕВА Андрей ТУМАНОВ

Надежда
КОСАРЕВА

Андрей
ТУМАНОВ

Сколько семье копить на квартиру, если отказывать себе во всем

Для более точной оценки возможности приобретения жилья нами предлагается использовать также модифицированный коэффициент доступности жилья. Его предлагается рассчитывать как отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры (общей площадью 54 кв. м) к среднему годовому доходу семьи из трех человек за вычетом обязательных расходов и расходов на удовлетворение основных потребностей семьи.

Модифицированный коэффициент доступности жилья показывает время, за которое семья может накопить средства для приобретения жилья, откладывая все свои доходы, превышающие минимальные средства, необходимые для питания и удовлетворения иных базовых потребностей. Данный показатель, как и рассмотренный выше коэффициент доступности жилья, не учитывает возможности приобретения жилья с помощью ипотечных кредитов и отражает лишь фактически сложившееся соотношение между средними ценами на жилье, средними доходами и первоочередными расходами.

В качестве показателя, отражающего первоочередные расходы домохозяйства, можно использовать данные о прожиточном минимуме. Ряд авторов22 предлагают применять показатель «потребительские расходы», что, на наш взгляд, неверно, так как потребительские расходы, в соответствии с методологией Росстата, включают в себя все текущие расходы на товары и услуги для использования данным домашним хозяйством или его отдельными членами23. Таким образом, в потребительские расходы включаются не только товары и услуги первой необходимости, но и, например, расходы на приобретение жилья и предметов роскоши. Следовательно, использование данного показателя для учета первоочередных расходов ведет к завышению (ухудшению) значений модифицированного коэффициента доступности жилья.

На рис. 18 приведены значения модифицированного коэффициента доступности жилья в России. В 1998 году он был в 3,4 раза выше коэффициента доступности жилья, а в 2004 году разрыв сократился до 45%. Значения за 2005 и 2006 годы носят характер оценки в связи с отсутствием официальных данных о прожиточном минимуме в 2005 и 2006 годах24.

Рисунок 18. Модифицированный коэффициент доступности жилья в России, 1998–2006 годы

Источник: расчеты Института экономики города по данным Росстата.

С учетом прожиточного минимума наиболее доступно для приобретения жилье в Магаданской области и в Таймырском АО. Жителям этих субъектов Российской Федерации со средними доходами в соответствии с модифицированным коэффициентом доступности жилья нужно копить средства около 2,5 года. В Республике Калмыкия в соответствии с модифицированным коэффициентом доступности жилья приобрести среднее жилье семья со средними доходами сможет только через 29,5 года (рис. 19).

Рисунок 19. Субъекты Российской Федерации с наибольшими и наименьшими значениями модифицированного коэффициента доступности жилья в 2006 году

Источник: расчеты Института экономики города по данным Росстата.

На рис. 20 приводится распределение количества субъектов Российской Федерации по значениям модифицированного коэффициента доступности жилья в 2006 году. В 20 субъектах (22%) семье из трех человек со средними доходами для приобретения стандартной квартиры необходимо осуществлять накопления более 10 лет, а в 16 субъектах этот процесс займет менее 5 лет.

Рисунок 20. Распределение 88 субъектов Российской Федерации по значениям модифицированного коэффициента доступности жилья в 2005 году

Источник: расчеты Института экономики города по данным Росстата

По сравнению с 1998 годом возможности семей совершать накопления улучшились: в 1998 году в 17 субъектах Российской Федерации семьи со средними доходами не могли делать накопления, так как прожиточный минимум превышал их доходы, а в 2006 году таких субъектов уже не осталось.

Следует отметить, что предлагаемый при расчете данного показателя учет минимального уровня потребительских расходов домохозяйства применяется в настоящее время в качестве одного из критериев признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, малоимущими25.


22 См., например: Щетинин Я.В., Савинченко В.Е. Доступность жилья как основной фактор спроса на банковские ипотечные кредиты // Аналитический банковский журнал. 2006. № 3.
23 См. раздел 4.3 («Организационные и методологические положения по обследованию домашних хозяйств») «Методологических положений по статистике»  - М.: Госкомстат России, 1998 г.
24 В связи с отсутствием федерального закона, устанавливающего потребительскую корзину в целом по России на 2005 г., Правительство Российской Федерации не располагало законодательной базой для принятия постановлений о прожиточном минимуме. 31 марта 2006 г. принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., однако прожиточный минимум ни на 2005, ни на 2006 г. на момент написания статьи (апрель 2007 г.) утвержден не был.
25 См. «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», утвержденные Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 25 февраля 2005 г. № 17.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.