|
|
Постсоветские
евреи в современном мире |
|
|
Над темой номера работал
Марк ТОЛЬЦ
|
Сколько было советских евреев к началу массовой эмиграции
Данные советских переписей населения основывались целиком
на самоидентификации респондентов и считаются «хорошим примером
эмпирически измеренного “ядра” еврейского населения в рамках диаспоры»10.
Переписчики не требовали никаких документальных свидетельств, подтверждающих
ответы на любые вопросы переписи. Более того, относительно определения
этнической принадлежности (национальности), в переписных инструкциях
специально отмечалось, что записывается та национальность, которую
указывает сам опрашиваемый11.
Однако большинство специалистов разделяют мнение, что данные советских
переписей о численности взрослого еврейского населения отражают
ответы, которые в основном соответствовали «официальной» национальности,
записанной во внутренних паспортах12.
«Ядро» еврейского населения – это совокупность тех,
кто в ответ на вопрос об их этнической принадлежности идентифицируют
себя как евреи, а в случае детей, определены как евреи их родителями.
«Ядро» не включает лиц еврейского происхождения, которые называют
иную национальность в ходе переписи. В демографии евреев используется
также более широкая категория – «расширенное» еврейское население;
она включает всех членов домохозяйств, в которых хотя бы одно лицо
входит в «ядро» еврейского населения13.
В современной России «расширенное» еврейское население значительно
больше «ядра» еврейского населения. В конце 1970-х годов соотношение
между «расширенным» еврейским населением и его «ядром» было 1,5
к 1; в конце 1980-х оно возросло до 1,6 к 1, а по данным российской
микропереписи 1994 г., после первых пяти лет массового исхода, достигло
1,8 к 114. Результаты
российской переписи 2002 года показали, что соотношение между «расширенным»
еврейским населением и его «ядром» продолжало расти и, по нашей
оценке, увеличилось до 1,9 к 115.
Однако круг лиц, имеющих право получить разрешение на иммиграцию
в Израиль (алия) в соответствии с израильским Законом о возвращении
еще шире; право на репатриацию по этому закону имеют евреи, их дети
и внуки – все со своими законными супругами16.
Согласно подходу, утвердившемуся в демографии евреев,
те, кто приняли другую религию и таким образом отказались от национальной
религии – иудаизма, «выпадают» из «ядра» еврейского населения. Однако
в подавляющем большинстве постсоветских стран нет достоверной статистической
информации об этом17.
В то же время известно, что определенное число случаев такого рода
отмечалось специальными монографическими исследованиями18.
Более того, в России и Украине опросы еврейского населения
выявили, что свыше 10% считают христианство наиболее привлекательной
религией19. Следует
также отметить, что специальное исследование в Санкт-Петербурге
показало, что все те, у кого оба родителя евреи, даже приняв христианство,
продолжают идентифицировать себя как евреи20.
Таким образом, очевидно, что оценки «ядра» еврейского населения,
основанные на данных постсоветских переписей, из-за тех, кто входит
в эту специфическую категорию, оказываются несколько завышенными.
По данным переписи населения 1970 года, дата проведения
которой близка к началу массовой эмиграции советских евреев, в СССР
проживали примерно 2,15 миллиона человек, которых можно отнести
к «ядру» еврейского населения. Естественно принять это число
в качестве исходной цифры.
10 Schmelz U.O.
and DellaPergola S. World Jewish Population, 1993 // American Jewish
Year Book. 1995. Vol. 95. P. 481.
11 Национальность
детей определялась их родителями. Подробно об учете национальности
в советских переписях см., например: Silver B. D. The Ethnic and
Language Dimensions in Russian and Soviet Censuses // Research Guide
to the Russian and Soviet Censuses / Ed. R.S. Clem. Ithaca, New
York, 1986. P. 70–97; Bondarskaya G.A. Nationality in the
Population Statistics in the U.S.S.R. // Challenges of Measuring
an Ethnic World: Proceedings of the Joint Canada-United States Conference
on the Measurement of Ethnicity / Statistics Canada and US Bureau
of the Census. Ottawa and Washington, D.C., 1993. P. 333-361.
12 См., например:
Altshuler M. Soviet Jewry since the Second World War: Population
and Social Structure. New York, 1987. P. 21–24; Gitelman Z. The
Reconstruction of Community and Jewish Identity in Russia // East
European Jewish Affairs. 1994. Vol. 24. No. 2. P. 40.
13 См.: DellaPergola
S. Demography // The Oxford Handbook of Jewish Studies / Ed. M.
Goodman. Oxford, 2002. P. 807–808.
14 Tolts M. Jewish
Demography of the Former Soviet Union // Papers in Jewish Demography
1997 / Eds. S. DellaPergola and J. Even. Jerusalem, 2001. P. 112.
Согласно оценке, основанной на российской микропереписи 1994 г.,
включающей в «расширенное» еврейское население детей от смешанных
браков, которые не идентифицировали себя как евреи и проживали отдельно
от родителей-евреев, соотношение между «расширенным» еврейским населением
и его «ядром» было не намного больше – 1,94 к 1 (Andreev E. Jews
in Russia’s Households [Based on the 1994 Micro-census] // Ibid.
P. 148).
15 См.: Tolts M.
Contemporary
Trends in Family Formation among the Jews in Russia // Jews
in Russia and Eastern Europe. 2006. No. 2 (57). P. 5-23.
16 Подробнее об
израильском Законе о возвращении и его демографических аспектах
см.: Tolts M. Jews in the Russian Federation: A Decade of Demographic
Decline // Jews in Eastern Europe. 1999. No. 3 (40). P. 6–10.
17 Даже, если такие
данные имеются, они относятся к меньшинству еврейского населения
страны. Так, среди всех лиц, учтенных эстонской переписью 2000 года
как евреи в возрасте 15 лет и старше, только 19,8% назвали себя
последователями определенной веры, но из них лишь 11,0% указали
иудаизм, а 7,5% – отметили христианство как свою религию (Statistics
Estonia. Statistical Database: The 2000 Population and Housing Census.
Available: http://www.stat.ee/
).
18 См., например:
Deutsch Kornblatt J. Doubly Chosen: Jewish Identity, the Soviet
Intelligentsia, and the Russian Orthodox Church. Madison, WI, 2004.
19 Gitelman Z. Thinking
about Being Jewish in Russia and Ukraine // Jewish Life after the
USSR / Eds. Z. Gitelman, with M. Glants and M. I. Goldman. Bloomington,
IN, 2003. P. 51.
20 Винер Б. Конструирование
современной этноконфессиональной идентичности: от безверия к вере
чужого народа // Диаспоры. 2004. № 1. С. 196.
|