Rambler's Top100

№ 303 - 304
1 - 14 октября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Постсоветские евреи в современном мире

Массовая эмиграция евреев из СССР в 1970-е и ее торможение в 1980-е

Темп исхода евреев с постсоветского пространства в 1990-е был выше, чем из Российской Империи на рубеже ХIХ и ХХ веков

Сколько было советских евреев к началу массовой эмиграции

Масштабы естественной убыли – порядка 700 тысяч человек за немногим более 30 лет

«Включение» лиц этнически смешанного происхождения в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией

12% «ядра» мирового еврейского населения – уроженцы и жители бывшего СССР

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Марк Шагал. Я и моя деревня. Marc Chagall. Moi et le village (1911) Постсоветские евреи в современном мире  
Марк ТОЛЬЦ

Над темой номера работал
Марк ТОЛЬЦ

Сколько было советских евреев к началу массовой эмиграции

Данные советских переписей населения основывались целиком на самоидентификации респондентов и считаются «хорошим примером эмпирически измеренного “ядра” еврейского населения в рамках диаспоры»10. Переписчики не требовали никаких документальных свидетельств, подтверждающих ответы на любые вопросы переписи. Более того, относительно определения этнической принадлежности (национальности), в переписных инструкциях специально отмечалось, что записывается та национальность, которую указывает сам опрашиваемый11. Однако большинство специалистов разделяют мнение, что данные советских переписей о численности взрослого еврейского населения отражают ответы, которые в основном соответствовали «официальной» национальности, записанной во внутренних паспортах12.

«Ядро» еврейского населения – это совокупность тех, кто в ответ на вопрос об их этнической принадлежности идентифицируют себя как евреи, а в случае детей, определены как евреи их родителями. «Ядро» не включает лиц еврейского происхождения, которые называют иную национальность в ходе переписи. В демографии евреев используется также более широкая категория – «расширенное» еврейское население; она включает всех членов домохозяйств, в которых хотя бы одно лицо входит в «ядро» еврейского населения13. В современной России «расширенное» еврейское население значительно больше «ядра» еврейского населения. В конце 1970-х годов соотношение между «расширенным» еврейским населением и его «ядром» было 1,5 к 1; в конце 1980-х оно возросло до 1,6 к 1, а по данным российской микропереписи 1994 г., после первых пяти лет массового исхода, достигло 1,8 к 114. Результаты российской переписи 2002 года показали, что соотношение между «расширенным» еврейским населением и его «ядром» продолжало расти и, по нашей оценке, увеличилось до 1,9 к 115. Однако круг лиц, имеющих право получить разрешение на иммиграцию в Израиль (алия) в соответствии с израильским Законом о возвращении еще шире; право на репатриацию по этому закону имеют евреи, их дети и внуки – все со своими законными супругами16.

Согласно подходу, утвердившемуся в демографии евреев, те, кто приняли другую религию и таким образом отказались от национальной религии – иудаизма, «выпадают» из «ядра» еврейского населения. Однако в подавляющем большинстве постсоветских стран нет достоверной статистической информации об этом17. В то же время известно, что определенное число случаев такого рода отмечалось специальными монографическими исследованиями18.  Более того, в России и Украине опросы еврейского населения выявили, что свыше 10% считают христианство наиболее привлекательной религией19. Следует также отметить, что специальное исследование в Санкт-Петербурге показало, что все те, у кого оба родителя евреи, даже приняв христианство, продолжают идентифицировать себя как евреи20. Таким образом, очевидно, что оценки «ядра» еврейского населения, основанные на данных постсоветских переписей, из-за тех, кто входит в эту специфическую категорию, оказываются несколько завышенными.

По данным переписи населения 1970 года, дата проведения которой близка к началу массовой эмиграции советских евреев, в СССР  проживали примерно 2,15 миллиона человек, которых можно отнести к «ядру» еврейского населения.  Естественно принять это число в качестве исходной цифры.


10 Schmelz U.O. and DellaPergola S. World Jewish Population, 1993 // American Jewish Year Book. 1995. Vol. 95. P. 481.
11 Национальность детей определялась их родителями. Подробно об учете национальности в советских переписях см., например: Silver B. D. The Ethnic and Language Dimensions in Russian and Soviet Censuses // Research Guide to the Russian and Soviet Censuses / Ed. R.S. Clem. Ithaca, New York, 1986. P. 70–97; Bondarskaya G.A.  Nationality in the Population Statistics in the U.S.S.R. // Challenges of Measuring an Ethnic World: Proceedings of the Joint Canada-United States Conference on the Measurement of Ethnicity / Statistics Canada and US Bureau of the Census. Ottawa and Washington, D.C., 1993. P. 333-361.
12 См., например: Altshuler M. Soviet Jewry since the Second World War: Population and Social Structure. New York, 1987. P. 21–24; Gitelman Z. The Reconstruction of Community and Jewish Identity in Russia // East European Jewish Affairs. 1994. Vol. 24. No. 2. P. 40.
13 См.: DellaPergola S. Demography // The Oxford Handbook of Jewish Studies / Ed. M. Goodman. Oxford, 2002. P. 807–808.
14 Tolts M. Jewish Demography of the Former Soviet Union // Papers in Jewish Demography 1997 / Eds. S. DellaPergola and J. Even. Jerusalem, 2001. P. 112. Согласно оценке, основанной на российской микропереписи 1994 г.,  включающей в «расширенное» еврейское население детей от смешанных браков, которые не идентифицировали себя как евреи и проживали отдельно от родителей-евреев, соотношение между «расширенным» еврейским населением и его «ядром» было не намного больше – 1,94 к 1 (Andreev E. Jews in Russia’s Households [Based on the 1994 Micro-census] // Ibid. P. 148).
15 См.: Tolts M. Contemporary Trends in Family Formation among the Jews in Russia // Jews in Russia and Eastern Europe. 2006. No. 2 (57). P. 5-23.
16 Подробнее об израильском Законе о возвращении и его демографических аспектах см.: Tolts M. Jews in the Russian Federation: A Decade of Demographic Decline // Jews in Eastern Europe. 1999. No. 3 (40). P. 6–10.
17 Даже, если такие данные имеются, они относятся к меньшинству еврейского населения страны. Так, среди всех лиц, учтенных эстонской переписью 2000 года как евреи в возрасте 15 лет и старше, только 19,8% назвали себя последователями определенной веры, но из них лишь 11,0% указали иудаизм, а 7,5% – отметили христианство как свою религию (Statistics Estonia. Statistical Database: The 2000 Population and Housing Census. Available: http://www.stat.ee/ ).
18 См., например: Deutsch Kornblatt J. Doubly Chosen: Jewish Identity, the Soviet Intelligentsia, and the Russian Orthodox Church. Madison, WI, 2004.
19 Gitelman Z. Thinking about Being Jewish in Russia and Ukraine // Jewish Life after the USSR / Eds. Z. Gitelman, with M. Glants and M. I. Goldman. Bloomington, IN, 2003. P. 51.
20 Винер Б. Конструирование современной этноконфессиональной идентичности: от безверия к вере чужого народа // Диаспоры. 2004. № 1. С. 196.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.