Rambler's Top100

№ 273 - 274
22 января - 4 февраля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Социально-демографическая политика в документах и комментариях
Семейная политика: новости 2007 года
(часть I)

Президентские обещания в действии

Изменен принцип назначения пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, увеличены его размеры, расширен круг получателей

Уточнены условия и порядок обеспечения женщин пособием по беременности и родам и установлен его новый максимум


Google
Web demoscope.ru
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Рубрику ведет кандидат экономических наук Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Президентские обещания в действии

Год назад в рубрике "Социально-демографическая политика в документах и комментариях" мы писали об изменениях в мерах поддержки семьи, введенных с 1 января 2006 года:

  • единовременное пособие при рождении ребенка было увеличено с 6000 до 8000 рублей;
  • пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет было увеличено с 500 до 700 рублей;
  • был установлен новый максимальный размер пособия по беременности и родам в сумме 15000 руб. за полный календарный месяц (в 2005 г. было 12480 руб.);
  • были введены "родовые сертификаты" для оплаты государственным медицинским учреждениям услуг в области деторождения.
  • в Москве и в ряде регионов России были увеличены ежемесячные пособия на детей (в Москве с 70 до 150 рублей).

Как и в предыдущие годы, изменения представляли собой лишь небольшое увеличение размеров пособий, практически не влиявшее на уровень жизни семей с детьми, компенсирующее (и то, не всегда) инфляцию, рост прожиточного минимума, необходимого для содержания ребенка, и снижение покупательной способности пособий.

Ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию 10 мая 2006 года, поставило перед законодательными и исполнительными органами власти конкретные задачи по развертыванию активной демографической политики.

Демографическая проблема была названа "самой острой проблемой современной России", демографическая ситуация - "критической". "…Нас, россиян, с каждым годом становится все меньше и меньше" - констатировал Президент, и посетовал: "…мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали". Обратив внимание Правительства на "медлительность и непростительный бюрократизм в решении задач подобного рода", Президент заявил, что нам нужна программа, рассчитанная на срок не менее 10 лет, нужна активная политика по всем трем направлениям: снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.

Именно рождаемости было уделено самое большое внимание. Глава государства заявил, что "…никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи".

Президент предложил "… программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка. Во всяком случае, сегодня мы должны стимулировать рождение хотя бы второго ребенка".

Были названы причины, которые мешают молодым семьям, женщинам свободно и ответственно принимать решения, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке: низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение в том, сможет ли она его прокормить.

"Стимулирование рождаемости, - отмечено в Послании-2006, - должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи". - Президент подчеркнул: - "…из перечисленных мною мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает".

Напомним основные предложения Послания-2006, содержавшие конкретные меры поддержки молодых семей и женщин и призванные, по мнению Президента, обеспечить стимулирование рождения хотя бы второго ребенка:

  • кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, ... на первого ребенка с 700 рублей поднять до 1,5 тыс. рублей. А на второго ребенка - до 3 тыс. рублей ежемесячно. Женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии - по уходу за ребенком до полутора лет, должны получать за счет государства не менее 40 процентов от прежнего заработка. Мы с вами понимаем, что нужно будет обозначить верхнюю планку, с которой считается эта сумма. Надеюсь, что Правительство совместно с депутатами определит эту планку. Но сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина, то есть 1,5 и 3 тыс. рублей соответственно.
  • ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание. Для первого ребенка - на сумму, равную 20 процентам, для второго - 50 процентам, для третьего - 70 процентам от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения. …При этом региональные и местные власти должны обеспечить потребности в детских садах и ясельных группах.
  • увеличить стоимость родовых сертификатов, которые мы ввели в прошлом году и которые себя зарекомендовали неплохо. Предлагаю увеличить их стоимость в женской консультации с 2 до 3 тыс. рублей, а стоимость сертификата в родильном доме - с 5 до 7 тыс. рублей. Дополнительные средства должны использоваться на покупку необходимых препаратов для женщин и поощрения высокого качества медицинских услуг, определяемого - хочу это подчеркнуть - обязательно с учетом мнения пациентки, то есть самой женщины. … Кроме того, в ближайшее время надо принять программу создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечить роддома необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой.
  • государство, если оно действительно заинтересовано в повышении рождаемости, обязано поддержать женщину, принявшую решение родить второго ребенка. Должно предоставить в ее распоряжение, так сказать, первичный, базовый материнский капитал, который реально повысил бы ее социальный статус, помог бы решать будущие проблемы. И которым она могла бы распорядиться следующим образом: либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижению ребенком 3-летнего возраста, либо направить эти средства на образование детей или, если захочет, положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии. … Размер таких государственных обязательств в денежном выражении не может быть меньше 250 тыс. рублей. И эта сумма должна ежегодно индексироваться по инфляции, конечно. Встает вопрос о том, как быть в отношении тех семей, в которых уже есть не менее двух детей. ...Полагаю, что депутаты примут по этому поводу взвешенное решение.
  • средства, необходимые для начала намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете следующего года. Этот механизм должен быть запущен с 1 января 2007.

К концу 2006 г. была завершена работа по организационному и правовому обеспечению мер демографической политики, реализация которых предусмотрена основными положениями Президентского послания-2006:

Распоряжением Правительства от 7 июня 2006 № 838-р утвержден "Сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года". В пунктах Плана нет собственно разработки программы на 10 лет (о чем шла речь в Послании). Но зато есть новая редакция Концепции демографического развития на период до 2015 года. Большая часть мер предполагает внесение изменений в Федеральные законы, а также определение порядка и условий финансирования и расходования средств на новые меры поддержки семей с детьми.

Совет Безопасности рассмотрел вопросы улучшения демографической ситуации на совещании 20 июня 2006 года, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному Собранию. С докладом о мерах по улучшению демографической ситуации выступил Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А.Медведев. В его выступлении были конкретизированы некоторые положения Послания-2006 и представлены оценки планируемых расходов на реализацию мер по стимулированию рождаемости - 81,7 миллиарда рублей (без учета затрат на материнский капитал).

Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных проектов был преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных проектов и демографической политике (Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. № 1226 с изменениями, внесенными Указом от 13 июля 2006 г. № 698). Председателем Совета является Президент Российской Федерации В.В.Путин, Первым заместителем председателя Совета - Д.А.Медведев, Первый заместитель Председателя Правительства РФ. Основными задачами Совета являются: подготовка предложений Президенту Российской Федерации по разработке приоритетных национальных проектов, выработке основных направлений демографической политики, включая государственную поддержку семьи, материнства и детства, а также по определению мер, направленных на их реализацию; рассмотрение концептуальных основ, целей и задач приоритетных национальных проектов, вопросов, касающихся демографической политики, включая государственную поддержку семьи, материнства и детства, а также определение способов, форм и этапов их реализации; анализ практики реализации приоритетных национальных проектов, оценка эффективности мер, направленных на решение задач в области демографической политики, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этих областях.

Правительством Российской Федерации разработаны и представлены в Государственную Думу проекты Федеральных Законов, необходимых для правового обеспечения мер демографической политики, предложенных в Президентском послании-2006. После принятия законов Государственной Думой, их одобрения Советом Федерации и подписания Президентом с 1 января 2007 г. вступили в силу следующие законы:

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ (Принят Государственной Думой 15 ноября 2006 г., одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 г.).

В соответствии с этим законом с 1 января 2007 г.

  • увеличены пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, установлены минимальный и максимальный размеры пособий (статья1,п.14);
  • введены дифференцированные размеры пособия по уходу за первым и вторым ребенком (статья1, п.14);
  • распространены права на пособие на неработающих женщин (статья1, п.12);
  • установлен максимальный размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных дошкольного учреждениях (статья 3, п.2),
  • введена частичная компенсация родительской платы в процентах от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения: для первого ребенка - 20%, для второго ребенка - 50%, для третьего ребенка - 70% (статья 3, п.3).

Федеральный закон "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" от 19 декабря 2006 № 234-ФЗ (Принят Государственной Думой 6 декабря 2006 г., одобрен Советом Федерации 13 декабря 2006 г.).

В соответствии с этим законом в 2007 г.

  • увеличивается максимальный размер пособия по беременности и родам с 15 тыс.рублей до 16125 рублей за полный календарный месяц (Статья 13);
  • Фонд увеличивает в 2007 г. размер оплаты услуг, предусмотренных родовыми сертификатами: с 2 до 3 тыс.рублей для оплаты услуг женских консультаций, с 5 до 6 тыс.рублей для оплаты услуг роддомов и будет дополнительно оплачивать услуги в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 1 тыс.рублей за каждого ребенка за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 14 500 млн. рублей (Статья 19);
  • Фонд, как и ранее, будет финансировать расходы на пособия по беременности и родам (в сумме 23 760,2 млн. рублей), пособия при рождении ребенка (13 147,2 млн. рублей), пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (36 533,3 млн. рублей).
  • Фонд впервые будет осуществлять в 2007 г. финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, (Статья 9) в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" и перечисленных в Фонд в сумме 12 928,2 млн. рублей.

Федеральный закон "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г.).

Закон определяет

  • условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, устанавливает продолжительность выплаты пособия по беременности и родам (Статья 10) и размер пособия (Статья 11),
  • условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком или карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение (Статья 6).


Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г.).

В соответствии с этим законом с 1 января 2007 г.

  • вводится государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка на дополнительные меры государственной поддержки;
  • определяются условия и порядок возникновения у граждан Российской Федерации права на использование материнского капитала;
  • создается Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и определяется содержащийся в регистре перечень информации о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки;
  • устанавливается размер материнского (семейного) капитала, условия распоряжения им, направления и порядок расходования средств;
  • определяется порядок передачи средств федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ и период действия закона.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.