Rambler's Top100

№ 263 - 264
30 октября - 12 ноября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 

В 2001 году на социальную защиту в странах ОЭСР была потрачена примерно четверть ВВП

В Европейском Союзе социальные расходы в 2003 году составили 28% ВВП

Основная часть социальной помощи предоставляется в денежной форме независимо от уровня благосостояния получателей

Основной объем социальных выплат получают пожилые и больные

Основным источником финансирования расходов на социальную защиту служат социальные взносы и отчисления


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В Европейском Союзе социальные расходы в 2003 году составили 28% ВВП

В 2003 году расходы на социальную защиту в Европейском Союзе (Европе-25)3 составили 28% к объему ВВП. Однако это соотношение в отдельных странах союза различается более чем в два раза (рис. 6).

В странах, где оно соответствует среднему уровню или превышает его - то есть составляет 28% и более, - проживает около 43% совокупного населения Европейского Союза, в странах, где его значение составляет от 23% до 27%, - почти 32% населения, в странах, тратящих на социальную защиту от 18% до 22% своего ВВП, - более 23% жителей Евросоюза, а в странах, тратящих менее 17% ВВП, - менее 3% населения. Страны с наиболее высоким соотношением расходов на социальную защиту и ВВП - Швеция (33,5%), Дания, Франция (по 30,9%) и Германия (30,2%) - тратят на социальные цели в 2 с лишним раза больше, чем три государства Балтии - Эстония, Латвия (по 13,4%) и Литва (13,6%).

Рисунок 6. Объем социальных расходов в странах Европейского Союза4, Исландии, Норвегии и Швейцарии, % от ВВП, 2003

Различия между европейскими странами по величине социальных расходов в расчете на душу населения - на порядок выше (рис. 7 и 8). Если в Норвегии, Люксембурге и Швейцарии социальные расходы превышают 100 евро в месяц на человека, то в Латвии и Литве составляют лишь около 50 евро.

Рисунок 7. Объем социальных расходов в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, евро на душу населения, 2003

Чтобы избежать влияния различий в уровне цен на одинаковые товары и услуги, расходы на социальную защиту представляют в стандартах покупательной силы (СПС)5 на душу населения (рис. 8). Наиболее высокими душевыми показателями расходов на социальную защиту выделяется опять же Люксембург (10905 СПС на душу населения в 2003 году)6, а также Швеция и Дания (более чем по 8000). Балтийские государства, с другой стороны, отличаются наиболее низкими показателями - не более 1411 СПС на душу населения, - что в 7 раз меньше, чем в трех странах с самыми высокими удельными расходами на социальную защиту (по средней величине).

За пределами Европы-25 наиболее высокими душевыми расходами на социальную защиту отличается Норвегия (более 8700 СПС на душу населения), в которой они лишь немногим уступают показателям Люксембурга.

Различия между европейскими странами по уровню расходов на социальную защиту лишь отчасти связаны с разным уровнем благосостояния, отражая, кроме того, существующие различия в системах социальной защиты, демографических тенденциях, уровне безработицы, а также других социальных, институциональных и экономических факторах.

Рисунок 8. Объем социальных расходов в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, стандартов покупательной силы на душу населения, 2003

Доля ВВП, направленная на социальную защиту в 2003 году, продолжала умеренно расти, по сравнению с предшествующим годом, однако рост душевых показателей социальных расходов, рассчитанных в постоянных ценах, несколько замедлился.

В странах Европы-15, по которым имеются соответствующие данные начиная с 1990 года, доля ВВП, расходуемая на социальную защиту, достигла наибольшего значения - 28,7% - в 1993 году. К 2000 году она постепенно снизилась до 27,2%, но затем вновь стала возрастать, увеличившись к 2003 году до 28,3% ВВП.

По странам Европы-25 сведения о доле ВВП, расходуемой на социальные цели, имеются только за 2000-20037 годы. За этот период она увеличилась с 26,9% до 28,0%. В 2003 году рост этого показателя отмечался по всем странам Европейского Союза, кроме Греции, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Словении и Чехии. Этот рост означает, что объем расходов на социальную защиту растет быстрее, чем ВВП, рост которого в Европейском Союзе замедлился в 2002 году по сравнению с 2001 годом, а затем - в 2003 году по сравнению с 2002. Средства, направляемые на социальную защиту, не очень зависят от экономической ситуации (такие, как расходы на медицинское обслуживание и выплату пенсий) или имеют антикризисный характер (помощь безработным и социально незащищенным группам населения). Ситуация в некоторых государствах, недавно вошедших в состав Европейского Союза (Латвии и Литве), несколько иная, поскольку в них сохраняется быстрый рост ВВП и социальные расходы, представленные как его доля, соответственно сокращаются даже при увеличении их абсолютной величины.

Величина расходов на социальную защиту, рассчитанная на душу населения в постоянных ценах, постоянно увеличивалась, начиная с 1999 года. В 1999-2003 годах она увеличивалась в Европе-15 в среднем на 2,2% в год. За этот период наиболее значительным рост социальных расходов был в Ирландии (в среднем на 8,4% в год), Венгрии (на 7,9%), Греции и Люксембурге (на 5,0%), а также в Чешской Республике (4,7%). За пределами Европейского Союза, высоким приростом душевых показателей социальных расходов в постоянных ценах отличалась также Исландия (на 6,8% в год). С другой стороны, в Словакии среднегодовой прирост за этот период был практически нулевым.

В 2002 году расходы на социальную защиту в расчете на душу населения в постоянных ценах увеличились в Европе-15 на 2,5%, по сравнению с 2001 годом, а в Европе-25 - на 2,6%. Наиболее значительный прирост был зафиксирован в Чешской Республике (7,6%) и Венгрии (16,2%). В 2003 году прирост несколько замедлился, составив 2,2% и в Европе-15, и в Европе-25. Снижение темпов прироста наблюдалось в большинстве стран Европейского Союза, особенно в Венгрии, Ирландии, Португалии, Словакии и Чехии. В то же время в Великобритании, Эстонии и Литве прирост расходов на социальную защиту в расчете на душу населения в постоянных ценах, напротив, ускорился. В незначительной степени - менее чем на 1% - он увеличились в Германии, Италии, Португалии и Словении, а в Словакии они даже сократились (-2,7%).

По предварительным оценкам за 2004 год, доля ВВП, направленная на социальную защиту, стала снижаться. Десять стран - Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Франция, - на которые в 2003 году пришлось 49,7% совокупных расходов на социальную защиту в Европе-25 (51,4% в Европе-15), представили оценки и предварительные данные за 2004 год. По этой группе стран величина совокупных расходов на социальную защиту растет медленнее, чем объем ВВП, в результате чего доля социальных расходов в ВВП снизилась до 26,8% в 2004 году против 27,0% в 2003 году. Это соотношение увеличилось только в Греции, Ирландии, Нидерландах и Финляндии.

Величина совокупных расходов на социальную защиту в постоянных ценах увеличилась в 2004 году на 2,3% (в 2003 году - на 3,7%). В большей степени, чем в предшествующем году, выросли только расходы на помощь в решении жилищных проблем и проблем социальной незащищенности (на 1,4% в 2004 году против 0,2% в 2003 году). Величина средств, направляемых на поддержку семьи, увеличилась в наименьшей степени - всего лишь на 0,6% (в 2003 году - на 3,9%), что связано с сокращением населения в возрасте до 20 лет в этой группе стран.


3 - Все социальные расходы в Европейском Союзе учитываются в настоящее время до выплаты налогов и обязательных платежей. "Налоговая поддержка" - сокращение налоговых вычетов или освобождение от налогов домохозяйств как часть социальной защиты, - как правило, не учитывается. Данные за 2003 год по большинству стран Европейского Союза, кроме Австрии, Венгрии, Дании, Мальты и Финляндии, - предварительные. Среднее значение по Европейскому Союзу рассчитано без учета Кипра, по которому нет данных за 2003 год.
4 - Здесь и в последующих рисунках по Кипру приведены данные за 2002 год.
5 - Стандарт покупательной силы (PPS, Purchasing Power Standards) - единица, независимая от какой-либо национальной валюты, использование которой позволяет устранить искажения, связанные с различиями в уровне цен. Ее стоимость рассчитывается на основе паритетов покупательной способности (PPPs, Purchasing Power Parities), которые получают путем взвешивания средних соотношений цен за некоторый стандартный набор товаров и услуг, сопоставимый и представительный для каждой страны - члена Европейского Союза.
6 - Люксембург представляет особый случай, поскольку значительная часть пособий в этом государстве выплачивается людям, проживающим за пределами страны (в первую очередь, расходы на здравоохранение, пенсии и семейные пособия). Если пренебречь этой особенностью, величина душевых расходов на социальную защиту снизится до 9200 СПС.
7 - За 2000 и 2003 годы показатели по Европе-25 рассчитаны по 24 странам, поскольку нет данных по Кипру.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.