|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В Европейском Союзе социальные расходы в 2003 году составили
28% ВВП
В 2003 году расходы на социальную защиту в Европейском
Союзе (Европе-25)3 составили 28% к объему ВВП. Однако это соотношение
в отдельных странах союза различается более чем в два раза (рис.
6).
В странах, где оно соответствует среднему уровню или
превышает его - то есть составляет 28% и более, - проживает около
43% совокупного населения Европейского Союза, в странах, где его
значение составляет от 23% до 27%, - почти 32% населения, в странах,
тратящих на социальную защиту от 18% до 22% своего ВВП, - более
23% жителей Евросоюза, а в странах, тратящих менее 17% ВВП, - менее
3% населения. Страны с наиболее высоким соотношением расходов на
социальную защиту и ВВП - Швеция (33,5%), Дания, Франция (по 30,9%)
и Германия (30,2%) - тратят на социальные цели в 2 с лишним раза
больше, чем три государства Балтии - Эстония, Латвия (по 13,4%)
и Литва (13,6%).
Рисунок 6. Объем социальных расходов в странах Европейского
Союза4, Исландии, Норвегии и Швейцарии, % от ВВП, 2003
Различия между европейскими странами по величине социальных
расходов в расчете на душу населения - на порядок выше (рис. 7 и
8). Если в Норвегии, Люксембурге и Швейцарии социальные расходы
превышают 100 евро в месяц на человека, то в Латвии и Литве составляют
лишь около 50 евро.
Рисунок 7. Объем социальных расходов в странах Европейского
Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, евро на душу населения, 2003
Чтобы избежать влияния различий в уровне цен на одинаковые
товары и услуги, расходы на социальную защиту представляют в стандартах
покупательной силы (СПС)5 на душу населения (рис. 8). Наиболее высокими
душевыми показателями расходов на социальную защиту выделяется опять
же Люксембург (10905 СПС на душу населения в 2003 году)6, а также
Швеция и Дания (более чем по 8000). Балтийские государства, с другой
стороны, отличаются наиболее низкими показателями - не более 1411
СПС на душу населения, - что в 7 раз меньше, чем в трех странах
с самыми высокими удельными расходами на социальную защиту (по средней
величине).
За пределами Европы-25 наиболее высокими душевыми расходами
на социальную защиту отличается Норвегия (более 8700 СПС на душу
населения), в которой они лишь немногим уступают показателям Люксембурга.
Различия между европейскими странами по уровню расходов
на социальную защиту лишь отчасти связаны с разным уровнем благосостояния,
отражая, кроме того, существующие различия в системах социальной
защиты, демографических тенденциях, уровне безработицы, а также
других социальных, институциональных и экономических факторах.
Рисунок 8. Объем социальных расходов в странах Европейского
Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, стандартов покупательной
силы на душу населения, 2003
Доля ВВП, направленная на социальную защиту в 2003 году,
продолжала умеренно расти, по сравнению с предшествующим годом,
однако рост душевых показателей социальных расходов, рассчитанных
в постоянных ценах, несколько замедлился.
В странах Европы-15, по которым имеются соответствующие
данные начиная с 1990 года, доля ВВП, расходуемая на социальную
защиту, достигла наибольшего значения - 28,7% - в 1993 году. К 2000
году она постепенно снизилась до 27,2%, но затем вновь стала возрастать,
увеличившись к 2003 году до 28,3% ВВП.
По странам Европы-25 сведения о доле ВВП, расходуемой
на социальные цели, имеются только за 2000-20037 годы. За этот период
она увеличилась с 26,9% до 28,0%. В 2003 году рост этого показателя
отмечался по всем странам Европейского Союза, кроме Греции, Латвии,
Литвы, Польши, Словакии, Словении и Чехии. Этот рост означает, что
объем расходов на социальную защиту растет быстрее, чем ВВП, рост
которого в Европейском Союзе замедлился в 2002 году по сравнению
с 2001 годом, а затем - в 2003 году по сравнению с 2002. Средства,
направляемые на социальную защиту, не очень зависят от экономической
ситуации (такие, как расходы на медицинское обслуживание и выплату
пенсий) или имеют антикризисный характер (помощь безработным и социально
незащищенным группам населения). Ситуация в некоторых государствах,
недавно вошедших в состав Европейского Союза (Латвии и Литве), несколько
иная, поскольку в них сохраняется быстрый рост ВВП и социальные
расходы, представленные как его доля, соответственно сокращаются
даже при увеличении их абсолютной величины.
Величина расходов на социальную защиту, рассчитанная
на душу населения в постоянных ценах, постоянно увеличивалась, начиная
с 1999 года. В 1999-2003 годах она увеличивалась в Европе-15 в среднем
на 2,2% в год. За этот период наиболее значительным рост социальных
расходов был в Ирландии (в среднем на 8,4% в год), Венгрии (на 7,9%),
Греции и Люксембурге (на 5,0%), а также в Чешской Республике (4,7%).
За пределами Европейского Союза, высоким приростом душевых показателей
социальных расходов в постоянных ценах отличалась также Исландия
(на 6,8% в год). С другой стороны, в Словакии среднегодовой прирост
за этот период был практически нулевым.
В 2002 году расходы на социальную защиту в расчете на
душу населения в постоянных ценах увеличились в Европе-15 на 2,5%,
по сравнению с 2001 годом, а в Европе-25 - на 2,6%. Наиболее значительный
прирост был зафиксирован в Чешской Республике (7,6%) и Венгрии (16,2%).
В 2003 году прирост несколько замедлился, составив 2,2% и в Европе-15,
и в Европе-25. Снижение темпов прироста наблюдалось в большинстве
стран Европейского Союза, особенно в Венгрии, Ирландии, Португалии,
Словакии и Чехии. В то же время в Великобритании, Эстонии и Литве
прирост расходов на социальную защиту в расчете на душу населения
в постоянных ценах, напротив, ускорился. В незначительной степени
- менее чем на 1% - он увеличились в Германии, Италии, Португалии
и Словении, а в Словакии они даже сократились (-2,7%).
По предварительным оценкам за 2004 год, доля ВВП, направленная
на социальную защиту, стала снижаться. Десять стран - Бельгия, Греция,
Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия
и Франция, - на которые в 2003 году пришлось 49,7% совокупных расходов
на социальную защиту в Европе-25 (51,4% в Европе-15), представили
оценки и предварительные данные за 2004 год. По этой группе стран
величина совокупных расходов на социальную защиту растет медленнее,
чем объем ВВП, в результате чего доля социальных расходов в ВВП
снизилась до 26,8% в 2004 году против 27,0% в 2003 году. Это соотношение
увеличилось только в Греции, Ирландии, Нидерландах и Финляндии.
Величина совокупных расходов на социальную защиту в
постоянных ценах увеличилась в 2004 году на 2,3% (в 2003 году -
на 3,7%). В большей степени, чем в предшествующем году, выросли
только расходы на помощь в решении жилищных проблем и проблем социальной
незащищенности (на 1,4% в 2004 году против 0,2% в 2003 году). Величина
средств, направляемых на поддержку семьи, увеличилась в наименьшей
степени - всего лишь на 0,6% (в 2003 году - на 3,9%), что связано
с сокращением населения в возрасте до 20 лет в этой группе стран.
3 - Все социальные расходы в Европейском Союзе
учитываются в настоящее время до выплаты налогов и обязательных
платежей. "Налоговая поддержка" - сокращение налоговых
вычетов или освобождение от налогов домохозяйств как часть социальной
защиты, - как правило, не учитывается. Данные за 2003 год по большинству
стран Европейского Союза, кроме Австрии, Венгрии, Дании, Мальты
и Финляндии, - предварительные. Среднее значение по Европейскому
Союзу рассчитано без учета Кипра, по которому нет данных за 2003
год.
4 - Здесь и в последующих рисунках по Кипру приведены
данные за 2002 год.
5 - Стандарт покупательной силы (PPS, Purchasing
Power Standards) - единица, независимая от какой-либо национальной
валюты, использование которой позволяет устранить искажения, связанные
с различиями в уровне цен. Ее стоимость рассчитывается на основе
паритетов покупательной способности (PPPs, Purchasing Power Parities),
которые получают путем взвешивания средних соотношений цен за некоторый
стандартный набор товаров и услуг, сопоставимый и представительный
для каждой страны - члена Европейского Союза.
6 - Люксембург представляет особый случай, поскольку
значительная часть пособий в этом государстве выплачивается людям,
проживающим за пределами страны (в первую очередь, расходы на здравоохранение,
пенсии и семейные пособия). Если пренебречь этой особенностью, величина
душевых расходов на социальную защиту снизится до 9200 СПС.
7 - За 2000 и 2003 годы показатели по Европе-25
рассчитаны по 24 странам, поскольку нет данных по Кипру.
|