Rambler's Top100

№ 259 - 260
2 - 15 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Социально-демографическая политика в документах и комментариях
Еще раз про любовь... и демографию

От диагноза к лечению

Меры, предложенные в Послании-2006

1.Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года.

2.Компенсация части расходов на оплату детского дошкольного воспитания

3.Родовые сертификаты

4.О «базовом материнском капитале»

Что сделано

1.Утвержден план мероприятий по решению демографических проблем

2.Совет Безопасности рассмотрел вопросы улучшения демографической ситуации

3.Совет по реализации приоритетных проектов преобразован в Совет по реализации приоритетных проектов и демографической политике

4.Правительством Российской Федерации разработан и представлен в Государственную Думу проект Федерального Закона «О внесении изменений в федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"»


Google
Web demoscope.ru
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Руководитель Центра по изучению проблем
народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Меры, предложенные в Послании-2006

Наиболее «узкие» места в сегодняшней семейной политике и поддержке семей с детьми, на наш взгляд, следующие:

  • оплата пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года (с 1 января 2006 г.– 700 руб.);
  • доступность дошкольных учреждений (возросшие размеры оплаты и дефицит мест – более 900 тысяч в целом по России на середину 2006 года);
  • размер ежемесячного пособия (70-100 руб. в месяц в большинстве регионов, при этом только для детей в семьях с доходом ниже прожиточного минимума).

По двум из трех этих пунктов в Послании-2006 есть предлагаемые меры (увеличение пособий, введение компенсаций). Кроме того, предложено увеличить размер оплаты по родовым сертификатам (суммарно с 7 до 10 тыс. рублей) и приступить к финансированию «материнского капитала».

Главный акцент сделан на пособии по уходу за ребенком до полутора лет и поддержке дошкольного воспитания. Это, пожалуй,  действительно две самые болевые точки. Слишком маленькое пособие по уходу за ребенком заставляет мать быстрее выходить на работу из декретного отпуска, что сказывается и на здоровье ребенка, и на отношении к следующим рождениям. Дефицит дошкольных учреждений растет, качество их работы не улучшается, а затраты семьи на дошкольные учреждения возрастают, что опять же влияет на принятие семьей решений о рождении детей.

1. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года

Действующая мера (на 1 мая 2006 года): 700 рублей. Предусмотренные бюджетом Фонда социального страхования РФ (ФСС) расходы на 2006 год – 8624 млн. рублей.

Впервые в практике новой России предложено дифференцировать размеры пособия по уходу за первым и вторым ребенком, и при этом поставлен вопрос о минимуме и максимуме пособия. В разговоре о размере оплаты забыто существенное – сегодня далеко не все матери используют право на отпуск полностью, вплоть до достижения ребенком полутора лет.

Предусмотренные бюджетом ФСС расходы на 2005 год составляли 6237 млн. рублей, планируемое число оплаченных месяцев – 11,34 млн., размер оплаты составлял 500 руб. в месяц.  Максимально возможное число оплачиваемых месяцев  (при гипотетическом 100%-м использовании отпуска, если бы все матери имели право на оплачиваемый отпуск и находились в отпуске вплоть до достижения ребенком 1,5 лет) составило бы около 23 млн. месяцев. Коэффициент использования отпуска – в среднем около 0,5.

Это означает, что многие матери после нескольких месяцев ухода за новорожденным выходят из отпуска и приступают к работе1.  Положенные по закону средства для оплаты также недоиспользуются. Из-за низкой оплаты отпуска (менее 1/4 прожиточного минимума, менее 9% средней зарплаты) многие семьи (женщины-матери) просто не могут себе позволить полностью (примерно 15,5 месяца после окончания послеродового отпуска) находиться в отпуске по уходу и возвращаются на работу, чтобы вернуть в семью источник дохода. Некоторые возвращаются из отпуска преждевременно, опасаясь потерять работу, особенно в негосударственном секторе.

Предложенные Президентом меры:

1)Повысить размер пособия неработающим матерям:

  • при рождении первого ребенка – 1500 руб. в месяц,
  • при рождении второго  ребенка (и следующих - ?)- 3000 руб. в месяц.

2)Повысить размер пособия работающим матерям:

при рождении ребенка (очередность любая -?)  - не менее 40% зарплаты, но не менее, чем неработающим матерям, т.е не менее, чем 1,5 тысячи и 3 тысячи рублей соответственно.

3) Определить верхнюю планку, с которой считается эта сумма.

О максимальном размере пособия. Для матерей, работавших на момент ухода в отпуск по беременности и родам и в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, оплата будет не меньше, чем неработающим, и при этом составит не менее 40% зарплаты, но не более некоего максимального размера, который в Послании предложено определить.

Логично предположить, что эта «верхняя планка» может составить 15 тысяч рублей в месяц (как при назначении пособия по беременности и родам в 2006 г.2), тогда пособие по уходу за первенцем составит от 1,5 тысячи  – минимум, до 6 тысячи рублей (40% от 15 тыс.) - максимум, а пособие по уходу за вторым ребенком (и последующим - ?) составит от 3 тысяч руб. до тех же  6 тысяч. Если трактовать пункт  «...не менее 40%» как допускающий возможность более высокого уровня компенсации недополученного дохода, то можно было бы предложить установить для матерей, находящихся в отпуске по уходу за вторым ребенком, пособие в размере 50% от прежней зарплаты. В этом случае пособие по уходу за вторым ребенком (и последующим - ?) составит от 3 до 7,5 тысячи рублей.

Степень использования отпуска. Увеличение  пособия по уходу за ребенком с 700 до минимальных размеров в 1,5 тысячи рублей после рождения первенца составит 800 рублей, а после рождения второго ребенка – с 700 до 3 тысячи рублей, или сразу на 2300. Можно предположить, что столь существенное увеличение размеров оплаты позволит большей части женщин полностью использовать  отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, а также увеличит число месяцев, которое проведут в отпуске по уходу за ребенком матери, которые прервут отпуск до достижения ребенком полутора лет.  При этом мы предполагаем, что степень использования отпуска после рождения второго ребенка, вследствие более высокой оплаты, как минимум, сравняется со степенью использования отпуска после рождения первого ребенка. Для проверки этой и других гипотез в 2007 году необходимо будет провести выборочные исследования, чтобы выяснить, какие факторы и как будут влиять на решения об использовании отпуска по уходу за ребенком (тип семьи, доходы семьи,  занятость и зарплата матери, регион, тип поселения и т.п.).  

Зарплата работающих матерей перед уходом в материнские отпуска. Большая часть работающих матерей, уходящих в отпуск по беременности и родам, а затем в отпуск по уходу за ребенком, имеет низкие зарплаты. Об этом можно судить по данным о расходах ФСС на оплату отпуска по беременности и родам. Так, расходы ФСС на 2005 год были запланированы в сумме 16,5 млрд. рублей, а средний размер оплаты 1 дня отпуска по беременности и родам составлял около 206 рублей, что было значительно ниже средней зарплаты за 2005 год.  В 2007 году пособие, большее, чем 1,5 тысячи рублей (1,5 тыс. = 40% от 3,75 тыс.), будут получать лишь матери первых детей с зарплатой более 3750 рублей (на сегодня это наивысшие разряды ЕТС), а пособие, большее, чем 3 тысячи рублей (3 тыс. = 40% от 7,5 тыс.) будут получать матери вторых детей с зарплатой более 7500 рублей (!). Такие матери, конечно же, будут (например, в крупных и средних городах), но их число мало повлияет на средний уровень оплаты.

Продолжительность отпуска. В 1981-1982 годах, когда вводился частично оплачиваемый отпуск, им можно было пользоваться до 1 года, а неоплачиваемым – до 2-х лет. С начала 90-х продолжительность оплачиваемого отпуска увеличилась до 1,5 года, а неоплачиваемого – до 3-х лет, и эта норма сохраняется по настоящее время. В перспективе было бы целесообразно предлагать продление выплаты пособия на период отпуска по уходу за ребенком с 1,5 до 2 лет.  Например, в качестве стимулирующей меры после рождения вторых-третьих детей.




1 По данным обследования, проведенного в 2003 г. Центром по изучению проблем народонаселения МГУ в Новгородской области, полностью использовали отпуск по уходу за ребенком лишь 70% женщин, родивших первого ребенка, 64% родивших второго и 51% родивших третьего. (См. Демографическое поведение и его детерминация. М.,ТЕИС,2005. С.283).

2 В соответствии с Федеральным законом №180-ФЗ от 22 декабря 2005 г. «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,  с 1 января 2006 года установлен новый максимальный размер пособия по беременности и родам в сумме 15000 рублей за полный календарный месяц (прежний размер, действовавший в  2005 г., составлял 12480 рублей).  

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.