Rambler's Top100

№ 251 - 252
19 июня - 20 августа 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию

Российские немцы: образ Германии и интеграция в германское общество

Новая алия сохраняет русский

Языковая ситуация в регионах России

Миграция в Казахстане: новый статус русского языка

Соотечественники-переселенцы: кого и как готовы принять в России

Сведения об обучении иностранных граждан в вузах России

Ориентации детей мигрантов на получение высшего образования

Обучение иностранцев – выгодный бизнес


Google
Web demoscope.ru

Обучение иностранцев - выгодный бизнес

Леонид Ходов1
(Опубликовано в журнале: Современная Европа, №2, 2005)

Каждый десятый студент в ФРГ - иностранец

В 80-х и начале 90-х годов прошедшего столетия у молодежи значительно возрос интерес к продолжению образования за рубежами своей страны. Больше, чем любая другая страна, студентов и молодых учёных из-за границы принимает Америка. В 2001 году их насчитывалось более 0,5 млн. человек. За год они потратили на территории Соединенных Штатов около 11 млрд. долларов.

Значительные усилия по привлечению иностранной учащейся и научной молодёжи предпринимают правительство и университеты Франции в рамках многолетней кампании по распространению французского языка и культуры. Определенную роль международных центров образования играют некоторые высшие учебные заведения Португалии, Испании (для молодёжи из стран Латинской Америки), Канады, Китая и Швейцарии.

Больших успехов в этой области добилась Федеративная Республика Германия. По числу иностранных студентов она уступает только США и Великобритании, а по числу аспирантов, стажеров и практикантов впереди ФРГ находятся только США. Следует отметить, что образование на немецком языке и по германским стандартам получают не только в Германии, но и в Австрии, Швейцарии, некоторых институтах Нидерландов, Бельгии и Люксембурга.

Больше всего в ФРГ учится китайцев, их число с 2002 по 2003 год увеличилось на 50% главным образом за счет прибытия в этот год почти 7000 студентов из КНР. Много здесь и жителей Тайваня. Следующая за китайцами по численности национальная группа - поляки.

Среди молодых ученых преобладают выходцы из Восточной Европы, России, Австрии, США, Канады и скандинавских стран.

Как привлекают иностранцев на учебу в ФРГ

Привлечением иностранцев на учёбу и стажировку занимается несколько государственных и частных организаций. Главные из них: Немецкая служба академических обменов, имеющая 45 представительств в 40 странах, Германское исследовательское общество, Общество Карла Дуйсберга, Фонд Гумбольдта, Фонд Аденауэра, Фонд Эберта. Некоторые из фондов придерживаются явной партийно-идеологической ориентации - христианско-демократической или социал-демократической.

Особое место в подготовке иностранных студентов занимает Гёте-институт со штаб-квартирой в Мюнхене и представительствами во многих странах. Задача этого учреждения - распространение немецкого языка и культуры за рубежом.

При представительствах действуют хорошо поставленные курсы немецкого языка, библиотеки, кинозалы, где проводятся выступления германских политиков, учёных, писателей, музыкантов. Языковые курсы по окончании учебы организуют экзамены и при успешной сдаче выдают сертификаты, свидетельствующие о степени знания языка. Сертификат как минимум среднего уровня является обязательным условием для зачисления в германское высшее учебное заведение. При отсутствии сертификата язык придётся изучать и сдавать по нему экзамены в Германии.

Положительную роль в привлечении иностранцев на учёбу в ФРГ играет широкое распространение за рубежом информации о немецких учебных заведениях и условиях обучения. Ежегодно Немецкая служба академических обменов (ДААД) издает массу брошюр и буклетов2.

"Образование, полученное в Германии, - это знак качества для специалиста", "Германское образование - прекраснейший старт для успешной карьеры" - под этими лозунгами во всём мире ведётся кампания по привлечению студентов и стажеров в немецкие средние специальные и высшие учебные заведения и научные центры.

Министр образования ФРГ Е. Бульман заявил: "Нам удается сохранить престиж немецкого высшего образования, так что германский диплом во всём мире до сих пор считается признаком высокой квалификации"3.

В стране существует Центр по развитию высшего образования, организованный и руководимый Конференцией ректоров германских вузов. На деньги Фонда издательства Бертельсманн он ежегодно обследует 110 университетов и 145 институтов Германии, в которых учатся 75% первокурсников4. Обследования проводятся по следующим показателям: число студентов, приходящихся на одного преподавателя, средняя реальная продолжительность учебы от начала занятий до получения диплома, число публикаций сотрудников высшей школы по специальностям, по которым готовят студентов. В инженерных вузах подсчитывают число зарегистрированных за год патентов на 100 сотрудников и преподавателей. Отдельно публикуются результаты опросов студентов.

Президент Центра проф. Мюллер-Бёлинг говорит, что в стране нет идеального высшего учебного заведения. Но постоянно обновляемые программы позволяют всем желающим через Интернет получать о любом вузе подробнейшую информацию, включая учебные планы, условия питания в студенческой столовой, уровень оплаты за снимаемое жилье5.

Иностранные студенты в зависимости от источников финансирования их учёбы делятся на несколько групп:

  • Стипендиаты пославших их государств.
  • Стипендиаты Германии, финансируемые по межправительственным соглашениям или государственными организациями. Такие стипендии предоставляются по определённым научным дисциплинам, а также студентам, проучившимся дома несколько семестров. Существуют специальные льготные категории соискателей стипендий - иностранцы немецкого происхождения, учителя немецкого языка и литературы. Распределение государственных стипендий по отдельным странам - один из инструментов внешней политики ФРГ.
  • Получатели стипендий частных фондов, предоставляемых в соответствии с их уставами и политикой руководства.
  • Получатели стипендий международных организаций, выделяемых, как правило, наименее развитым странам для подготовки национальных кадров.
  • Все остальные студенты, а таких большинство, учатся за свой счет. Впрочем, они имеют право, как и немецкие студенты, ходатайствовать перед немецкими, отечественными, иностранными или международными государственными, церковными или частными организациями о предоставлении стипендий, покрытии расходов на оплату ими жилья или о материальной помощи по какой-либо причине. Доля немецких студентов, получающих постороннее финансирование, очень высока, превышает 60% их общего числа. Среди обучающихся иностранцев доля получающих стипендию из какого-либо источника существенно ниже.

Иностранные студенты лишены такого источника, (к нему часто прибегают немецкие студенты), как кредит на образование, который после завершения учёбы погашается молодым специалистом, а иногда частично и его работодателем. Подобную стипендию немецкий студент, реже иностранец, может получить в виде обычного банковского кредита на учебу. Поручителями по кредитам выступают самые различные физические и юридические лица. Кредиты на учебу особенно распространены для студентов пятого семестра и старше, когда будущий работодатель или научный центр начинает подбирать себе кадры и готов заранее их финансировать.

Аспиранты, стажёры и практиканты, как правило, получают отечественную или немецкую стипендию. Иногда их зачисляют на ставку, особенно если научный центр или частная фирма предполагают оставить их на постоянной работе и ходатайствовать о получении вида на жительство.

Особое положение у студентов и стажёров теологических факультетов и христианских учебных заведений. Они все получают финансовую поддержку от религиозных организаций христианских конфессий, существующих в Германии.

Предоставление стипендий иностранным студентам и научным работникам - один из инструментов германской внешней политики, имеющий серьезные экономические последствия.

Что заставляет иностранцев получать образование в Германии

Министр образования ФРГ Е. Бульманн заявила в журнале "Виртшафтсвохе": "Студенты и научные работники приезжают к нам потому, что мы предлагаем широкий и дифференцированный выбор высших учебных заведений и исследовательских центров"6. Действительно, выбор специальностей в высших учебных заведениях, возможности дополнять и сочетать изучаемые дисциплины огромны. Государственные исследовательские центры и частные лаборатории, фирмы и специальные службы принимают иностранцев на практику. Есть много возможностей повышения квалификации.

Получение образования в Германии стало заветной целью для части молодежи в интегрированной Европе. ФРГ - самая экономически могущественная страна на континенте, в некоторых областях науки она лидирует в мире. Практически у всех стран-членов ЕС Германия - главный внешнеторговый партнер, инвестор, основной продавец и покупатель услуг, поставщик туристов. Поэтому немецкое образование и налаживание связей с германскими партнерами на будущее и выгодно, и престижно, и перспективно.

Далеко не во всех странах имеется возможность получить образование по всем специальностям. В большинстве малых государств Европы, не говоря уже о развивающихся, набор специальностей, по которым можно получить высшее образование и защитить диссертацию, ограничен. Во многих странах потребность в специалистах определённого профиля настолько мала, что не имеет смысла обучать их на родине. Так, в течение ряда лет в Норвегии и Дании не готовили специалистов по внешней торговле. Правительства этих стран выплачивали стипендии студентам, отправляющимся изучать внешнюю торговлю в Германскую академию внешней торговли и международного транспорта в город Бремен.

В связи со стремлением стран Восточной и Центральной Европы, республик СНГ создать у себя систему рыночного хозяйства, образцом которого всегда считалась ФРГ, ее авторитет как желательного места учебы значительно возрос. После расширения Европейского Союза на восток в Германию устремилась масса студентов из Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Прибалтики, а также балканских стран и Турции.

Для граждан многих стран получение работы в Германии является вожделенной целью. В связи с этим молодежь из менее развитых государств видит в получении германского образования путь к осуществлению этой цели - получение работы, вида на жительство, а затем и германского гражданства с соответствующими социальными льготами.

Было бы несправедливым считать, что среди иностранных студентов преобладает интерес остаться в будущем работать в Германии. Опросы, проводимые студенческими журналами среди иностранцев в ФРГ, говорят, что первые два аргумента - это получить качественное, престижное образование и сделать успешную карьеру у себя на родине, работая в филиале германской фирмы или международной организации. Авторитет немецкого образования во многих областях хозяйственной деятельности так высок, что занять достойный пост в банковском и страховом секторе, на транспорте и в туризме иностранцу у себя на родине бывает легче, когда имеешь немецкий диплом.

Свет и тени учебы в Германии

Занятия в немецких высших учебных заведениях требуют довольно высокого первоначального, порогового уровня знаний. Считается, что целый ряд предметов будущий студент должен основательно изучить в гимназии. К началу занятий студенты, например, экономических специальностей хорошо подготовлены по математике, владеют компьютером, имеют общее представление о социально-политической системе своей страны и проблематике Европейского Союза. Начиная со второго курса некоторые учебные дисциплины читают профессора-иностранцы по-английски или по-французски. По этим дисциплинам приходится писать рефераты, отвечать на зачетах, но ни в одной из известных мне высших школ на такие лекции не приглашали переводчиков.

Между университетами и высшими школами сложились отношения специализации и кооперирования: считается, что экономику фирмы лучше всего изучать в Кельнском университете, экономическую теорию - в Мюнстерском, финансы - во Франкфурте-на-Майне, а экономику туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса - в Мюнхенском университете. Студенты за время учебы часто переходят из одного высшего учебного заведения в другое, пытаясь получить максимум знаний и обеспечить себе хорошее место работы и продвижение по службе в дальнейшем. Оценки, полученные в любом германском и многих европейских вузах, одинаково признаются при завершении учебы.

Сам этот факт свидетельствует о едином уровне требований. Эта сильная черта германского образования позволяет иностранным студентам, не справляющимся с учебной программой, перейти в учебное заведение с упрощенной программой и более низким уровнем требований. Такая возможность есть в США и в ряде других стран, включая Россию.

Другая проблема, стоящая на пути привлечения иностранных студентов и аспирантов в ФРГ, - ограниченное распространение немецкого языка в современном мире. Если до Второй мировой войны на немецком публиковалось едва ли не большинство сообщений о научных открытиях и разработках, а немецкий был во многих странах первым иностранным языком в школе, то в настоящее время английский стал языком международного общения. Основная часть молодежи в мире изучает английский как первый иностранный язык. Немецкий язык изучают массовым образом в Скандинавии, странах Бенилюкса, Восточной Европы, Балканского полуострова, Прибалтики, Турции. Однако молодежь развивающихся стран - бывших английских, французских, бельгийских, португальских колоний - немецкого языка не знает и не всегда готова затратить год-полтора (язык этот не из легких) на его изучение. В результате в германские высшие учебные заведения поступает относительно немного выходцев из стран с высокой платежеспособностью населения: из стран ОПЕК, особенно из нефтяных монархий Персидского залива, и стран Юго-Восточной Азии. Исключением являются китайские и тайваньские студенты и аспиранты, численность которых в 2005 году в ФРГ приблизится к 40 тысячам человек. Несмотря на отсутствие традиционной ориентации на германскую культуру и науку, миллионы китайцев, по оценкам ДААД, активно изучают немецкий язык в КНР и на Тайване.

Правительство и германские высшие учебные заведения за последние годы приняли серьёзные меры по преодолению проблемы недостаточного знания немецкого языка иностранцами, желающими получить образование в Германии.

Первая группа мер - это расширение языковой подготовки будущих студентов германских вузов у них на родине. Осуществляется это путем массовой подготовки кадров, сертификации преподавателей немецкого языка из местных учителей в Германии в Гёте-институте, а также за счет направления на работу в расширяемые или вновь создаваемые группы и курсы при представительствах Гёте-института. Гёте-институт проводит обширную издательскую деятельность, распространяя учебные пособия, включающие аудио- и видеоматериалы. Регулярно проводятся также семинары с учителями немецкого языка и литературы.

Вторая группа мер - это создание подготовительных курсов для иностранцев практически при всех высших учебных заведениях Германии. После предоставления определённого набора документов в одно из отделений ДААД и получения письменного согласия германского университета абитуриент-иностранец может быть зачислен на так называемый нулевой курс. В течение года он будет интенсивно изучать немецкий язык и в зависимости от уровня подготовки посещать занятия на первом курсе. На определённых условиях часть слушателей нулевого курса получает стипендию. После успешного окончания нулевого курса иностранцы начинают учиться на первом курсе.

Третьей группой мер по привлечению иностранцев в учебные заведения Германии является проведение летних курсов, чаще всего на иностранных языках. Эти курсы разного уровня представляют собой введение в специальность в сочетании с общей информацией о Германии и ЕС, их политических структурах, экономике и культуре.

Новой для Германии формой обучения иностранцев стало создание при высших учебных заведениях факультетов, где обучение с самого начала и до конца, включая экзамены и защиту дипломных работ, ведётся на иностранном языке. Этот опыт получил широкое распространение в Нидерландах (немногие иностранцы были готовы получать образование на голландском языке), в Швейцарии, где давно начали готовить специалистов для международных организаций и транснациональных компаний на английском языке. В настоящее время такой опыт широко распространяется в странах Европейского Союза.

Гордиев узел образования - платное или бесплатное?

Важным аргументом для иностранцев, выбирающих ФРГ как место будущей учёбы, наряду с высоким качеством и престижем немецкого высшего образования является отсутствие в германских учебных заведениях платы за его получение.

Оплата учёбы в высших учебных заведениях была отменена в годы экономического подъёма одновременно с введением других социальных льгот. Ухудшение экономического положения в стране привело к сокращению государственных затрат на социальные цели. Правительство старается подготовить общественное мнение к введению обязательного однократного сбора со студентов в начале учебы. Однако до сих пор этот сбор не введен, так как правящая коалиция социал-демократов и "зеленых" боится потерять голоса студентов на следующих выборах. Даже если обязательный взнос будет введён, он не пойдёт ни в какое сравнение с платой за учёбу в высших школах англосаксонских стран.

Привлекательность бесплатного образования в Германии для иностранной молодежи оказывает плохую услугу самим иностранцам. В германский университет легко поступить, но учеба там требует серьезной предварительной подготовки и постоянного напряжения сил. Начальник иностранного отдела одного из лучших в Европе технических институтов - Рейнско-Вестфальской высшей технической школы - сообщил, что доля иностранных студентов в их учебном заведении возросла с 1997 по 2003 годы с 12 до 20%. Однако только 20% поступивших иностранцев получают дипломы. Большинство из них прерывают учебу, перестают посещать занятия из-за слабой базовой подготовки, плохого знания языка, отсутствия навыков систематической работы и прилежания, а также материальных трудностей.

На сайте Информационной системы высшей школы ФРГ приведены данные, что в среднем только один из трех иностранных студентов, приехавших учиться в Германию, получает диплом. При этом из не окончивших высшую школу вовремя немецких студентов многие получают диплом с опозданием в один-два года. С иностранцами из государств, не входящих в ЕС, это происходит редко, так как по истечении срока студенческой визы они вынуждены, как правило, покинуть Германию.

Представитель ректора Гамбургского университета считает, что примерно четверть иностранцев, поступивших учиться, просто использует возможность получить под этим предлогом шенгенскую визу, попытаться устроиться на работу и получить вид на жительство или, как минимум, пожить несколько лет в Европе, пользуясь студенческими привилегиями. Четверть поступивших в университет успешно заканчивают учебу. Остальные прекращают заниматься из-за недостаточной предварительной подготовки и возвращаются домой или ищут страну, где учиться легче.

Дискуссия в средствах массовой информации относительно введения платы за получение высшего образования неразрывно связана с политической ситуацией в ФРГ. В условиях примерного равновесия левых и правых правительство боится потерять на следующих выборах голоса молодежи и демократически настроенной интеллигенции, но, несмотря на это, оно всё же считает введение платы за обучение необходимым. Поэтому в качестве первого шага предлагают взимание ежегодной платы со студентов, аспирантов и стажёров-иностранцев.

Главный аргумент в пользу этого - необходимость дополнительного финансирования германских высших учебных заведений ради обеспечения достаточного качества подготовки иностранцев.

Массовый наплыв иностранных студентов на первый курс высших учебных заведений ФРГ приводит к перегрузке работников высшей школы в период зачисления в студенты (имматрикуляции), а следовательно, и к снижению качества отбора. По существу, отбирают не лично абитуриентов, а представленные документы. Известно, что оценки в школьных аттестатах в разных странах, а часто и в городах и деревнях внутри одной страны, особенно по иностранному языку, далеко не равнозначны.

Улучшение качества отбора иностранных учащихся, обеспечение их вспомогательным персоналом наставников, консультантов требует дополнительных усилий и кадров. Между тем в немецких высших учебных заведениях численность и состав преподавательского, административного и вспомогательного персонала планируется в соответствии с численностью студентов независимо от доли иностранцев среди них. Налицо расхождение между призывами правительства привлекать как можно больше иностранной молодёжи на учебу в Германию и готовностью соответствующего бюджетного финансирования немецких высших школ.

В период обучения и особенно на завершающей стадии затраты труда профессорско-преподавательского и административно-технического персонала на иностранных студентов существенно выше, чем на немецких. Между тем по мере расширения ЕС и облегчения доступа иностранцев к немецкому высшему образованию, а также в связи с нарастающим стремлением молодежи из Восточной Европы и развивающихся стран получить образование в Германии численность иностранных студентов и аспирантов в ФРГ имеет устойчивую тенденцию к росту.

Германская высшая школа может не выдержать возрастающих расходов, а ожидать дополнительного государственного финансирования в условиях устойчивого бюджетного дефицита не приходится. Отсюда делается вывод, что поддержать традиционно высокий уровень германских университетов и вузов, обеспечить качественную подготовку иностранных специалистов можно только путем введения платы за обучение иностранцев с последующим распространением ее и на немецких студентов.

Приводятся и другие аргументы: например, немецкие студенты и аспиранты, если они обучаются за рубежом не по программам межгосударственных обменов, платят свои деньги за учебу, а иностранцы в Германии - нет.

Однако обучение в стране значительного числа иностранцев порождает проблемы, выходящие далеко за пределы дискуссии о том, брать с этих иностранцев плату за учебу или нет.

Иностранные студенты оставляют ежегодно в Германии 4 млрд. евро

Выгоды, получаемые Федеративной Республикой от обучения в ее университетах и институтах массы иностранцев, существенно важнее для страны, чем трудности и проблемы, возникающие в связи с этим.

Во-первых, это дополнительное число платежеспособных потребителей, спрос которых заметно отражается на отдельных сферах. Иностранцы снимают комнаты и квартиры или живут в общежитиях, чаще немцев посещают учреждения общественного питания, покупают книги, иногда нанимают репетиторов, посещают зрелищные мероприятия, путешествуют.

Считается, что учащийся иностранец тратит примерно на 25% больше, чем немец, уже потому, что он не живёт и не питается у родителей и оплачивает некоторые дополнительные услуги, от которых молодой немец освобождается.

Эксперты считают, что в 2001-2004 годах почти 200 тысяч иностранных студентов, аспирантов, практикантов и стажеров оставляли в Германии в год не менее 4 млрд. евро, несмотря на то что они в основном не платили за учебу. Рост масштабов обучения иностранцев вместе с экспортом научно-технических знаний, продажей информации, финансовым обслуживанием иностранных резидентов, туризма способствует превращению народного хозяйства ФРГ в экономику услуг.

Однако расширение платежеспособного спроса за счет иностранной молодежи - это не главный выигрыш Германии. В мировой экономической печати ежегодно появляются сотни книг и тысячи статей о так называемой "утечке мозгов". Десятки тысяч ученых, инженеров, архитекторов, артистов покидают свою страну и временно или навсегда избирают местом жительства и работы Федеративную Республику.

Среди государств, активно привлекающих иностранных специалистов для постоянной работы, ФРГ, напомним, уступает лишь США.

Научно-исследовательские центры и частные фирмы ФРГ набирают для себя будущих специалистов из иностранной учащейся молодежи, как мы уже говорили, еще во время их обучения и практики. Государство, выбирающее из числа иностранной учащейся молодежи и оставляющее у себя на работу лучших и наиболее перспективных специалистов, расширяет свою интеллектуальную базу и несёт несравнимо меньшие затраты, чем если бы оно готовило таких специалистов у себя из своих граждан с детства.

Большую пользу приносят ФРГ иностранцы-выпускники вузов и после возвращения на родину. Они занимают важные посты в государственном аппарате многих стран. Основная часть этих выпускников работает на родине в учебных и научно-исследовательских учреждениях, банках, торговле, промышленности.

Иностранные выпускники германских высших учебных заведений, работая у себя на родине в представительствах и филиалах германских компаний, совместных предприятиях, становятся проводниками интересов финансового капитала ФРГ за рубежом. Это объясняется тем, что они изучали только немецкую технику и технологии. В связи с тем, что квалифицированных специалистов по многим видам деятельности в большинстве развивающихся стран мало, зачастую возникает ситуация, что именно эти немногочисленные специалисты, получившие образование за рубежом, в частности в Германии, решают вопросы об импорте товаров, предоставлении заказов на строительство, допуске иностранного капитала на свою территорию.

Установить прямую зависимость между численностью иностранцев-выпускников вузов и динамикой экспорта товаров и вывоза капитала в страну работы этих выпускников практически невозможно. Однако эта зависимость безусловно существует.

Пребывание иностранных студентов в вузах страны способствует распространению информации о ней, увеличиваются продажи книг, видео- и аудиопродукции, печатных изданий за границей, устанавливаются устойчивые научные связи с иностранными высшими школами. Выпускники через некоторое время возвращаются в аспирантуру, участвуют в научных конференциях, способствуя приезду новых поколений студентов, равно как и развитию туризма.

Не случайно важными элементами культурно-научных и экономических связей стали ассоциации выпускников германских высших учебных заведений за границей.

Итог целенаправленной политики в отношении обучения иностранных студентов в ФРГ впечатляющ. С 1997 по 2003 год число иностранных учащихся в стране возросло на 63%, то есть до 163 тысяч. Их доля в общем числе студентов увеличилась с 5,5% до 8,4%7. Исходя из поступающих запросов количество студентов-иностранцев может составить к концу 2005 года 210-220 тысяч человек, а доля в общем числе превысить 10%. Особо следует отметить молодых ученых, получающих стипендии или стажирующихся, работающих по контрактам в государственных учебных и научных учреждениях и на фирмах. Их насчитывается около 50 тысяч человек, то есть чуть больше половины всех иностранцев, занимающихся научной работой в Европе. Комментарии, как говорится, излишни.

Таким образом, в наше время обучение иностранцев стало одной из самых выгодных и эффективных форм экспорта услуг.


1 Ходов Леонид Григорьевич - профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
2 Например, "Стипендии Федеративной Республики Германии". Программы поддержки для Российской Федерации. Учеба, высшее образование, повышение квалификации в Германии. Бонн. ДААД.
3 Wirtschaftswoche. №18. 2004
4 Unicum ABJ. № 5. 2004.
5 Там же.
6 Wirtschaftswoche. №18. 2004
7 Unicum ABJ. №5. 2004

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.