Rambler's Top100

№ 249 - 250
5 - 18 июня 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Демографические исследования в России: история, состояние и перспективы

Пути решения демографической проблемы

Гендерная асимметрия и женские роли в современной России

Роль детей по отношению к различным аспектам жизнедеятельности как фактор репродуктивного поведения

Старики в семье: особенности межпоколенческого взаимодействия

Как повышать пенсионный возраст в России

Матримониальное положение лиц старше 60 лет во Франции

Некоторые итоги переписи 2004 года в Молдавии


Google
Web demoscope.ru

Старики в семье: особенности межпоколенческого взаимодействия

Елена Вовк
(Опубликовано в журнале "Отечественные записки" №3, 2005
адрес: http://www.strana-oz.ru/?numid=24&article=1071)

По тому, какое место в семье отводится пожилым - престарелым родителям, бабушкам и дедушкам, можно многое понять о статусе старых людей в обществе, о дистанции и плотности взаимодействия между поколениями, об их потребности друг в друге и в целом о том, как люди представляют себе преклонный возраст.

У нас принято, что человек должен стареть в семье, в кругу родных. Расхожий образ благополучной старости: бабушка и/или дедушка нянчат своих внуков. Однако здесь же возникает и ключевая коллизия внутрисемейного взаимодействия пожилых людей и их потомков. Есть стереотип: старики нуждаются в обществе своих детей и внуков гораздо больше, чем дети и внуки - в обществе своих пожилых родителей и прародителей. Но существует и противоположное мнение: дети и внуки - это обуза на шее пожилых людей, без помощи и участия которых молодым приходится туго.

Данные, полученные Фондом "Общественное мнение" в ходе исследования внутрисемейной культуры отношений со стариками1, свидетельствуют, что неверно как ограничение жизненных интересов стариков исключительно семейным кругом, так и представление о взаимной отчужденности поколений. Говорить о взаимодействии столь же плотном, как в расширенной семье, конечно, нельзя, но вряд ли можно говорить и о полной нуклеаризации семьи.

Совместное проживание

Согласно полученным данным, на сегодняшний день в российском обществе нет однозначной нормы, предписывающей совместное либо раздельное проживание молодых и пожилых членов семьи. Ответы респондентов на вопрос, каких сторон - положительных или отрицательных - больше в ситуации, когда пожилые люди живут вместе со своими детьми и внуками, разделились почти поровну (хотя второй вариант наши сограждане все же выбирали чуть чаще). Когда речь идет об интересах пожилых людей, больше плохого для них в совместной жизни с детьми и внуками видят 40%, а больше хорошего - 36% респондентов. Когда речь идет о детях и внуках, больше плохого в совместном проживании с пожилыми родственниками видят 43%, а больше хорошего - 34%. Как видим, по мнению опрошенных, и старики, и молодые примерно в равной степени выигрывают и проигрывают от проживания под одной крышей.

В целом пожилые и молодые люди демонстрируют довольно схожие представления относительно благоприятности и неблагоприятности совместного проживания.

А вот в тех случаях, когда бабушки/дедушки и внуки рассуждают о совместном проживании не гипотетически, а исходя из личного опыта, их оценка меняется, и взгляды поколений на ситуацию расходятся. Приведенная ниже таблица свидетельствует, что внуки, живущие совместно с бабушками и дедушками, оценивают выгоды для стариков вдвое выше, чем респонденты в целом по выборке, и заметно выше, чем сами бабушки и дедушки. Бабушки и дедушки в свою очередь выше, чем внуки, оценивают выгоды, получаемые теми от совместного проживания.

Иными словами, в ситуации совместного проживания каждая из сторон начинает считать, что основные выгоды получает другой и что он лично отдает больше, чем получает, - благодатная почва для конфликтов.

Из сопоставления двух таблиц видно, что рассуждения стариков о недостатках совместного проживания в ряде случаев носят несколько декларативный характер, и, оказавшись в такой ситуации, некоторые из них склонны пересмотреть свою точку зрения. Очевидно также, что совместное проживание в большей степени комфортно для стариков, чем для молодых: последние в этом случае, как правило, не находят для себя ничего хорошего и сохраняют прежнюю точку зрения на преимущества и недостатки такой жизненной модели.

Предположение, что совместное проживание более выгодно для стариков, подтверждается и другими данными. Будучи прямо об этом спрошенными, 33% бабушек и дедушек высказали желание жить под одной крышей с внуками, тогда как среди внуков такое желание отмечено только у 18% респондентов (раздельно предпочли бы жить 57% бабушек/дедушек и 65% внуков). Кроме того, бабушки и дедушки, живя совместно с внуками, чаще последних высказываются за сохранение такого положения дел.

Основной аргумент в пользу совместного проживания - физическая, психологическая и экзистенциальная несамодостаточность стариков, их зависимость от более молодых членов семьи. Это следует из ответов опрошенных на открытый вопрос2, в чем они усматривают положительные стороны совместного проживания для пожилых людей; респонденты ссылались на потребность стариков в уходе (12%), во внимании и общении, которое избавило бы их от чувства одиночества (11%), внесло бы в их жизнь радость и придало бы ей смысл (5%).

  • "За ними ухаживают"; "заботы больше о пожилых"; "здоровья уже нет, дети помогают";
  • им больше внимания уделяют"; "им трудно жить одним, нужна помощь детей"; "легче в материальном плане, дети работают, а то пенсии маленькие у родителей".
  • "Им есть с кем поговорить"; "им не так скучно"; "нужно постоянное общение с близкими".
  • "Есть уверенность в том, что не останешься один"; "им важно знать, что они кому-то нужны"; "лучше жить с внуками, чем одной, одиночество - это страшно"; "не одни под старость"; "считают себя востребованными".
  • "В этом жизнь"; "внуки и дети не дают стареть"; "психологически лучше, дети радуют".

Но, как следует из всех приведенных выше таблиц, наряду с признанием важности совместного проживания со стариками присутствует и довольно сильно выраженная тенденция к автономизации. И старики, и молодые совсем не часто демонстрируют желание жить под одной крышей - и те и другие довольно много говорят о недостатках совместного проживания для обеих сторон, а среди живущих совместно и старики, и внуки почти в половине случаев хотели бы разъехаться.

Не стоит принимать отмеченное стремление жить раздельно за результат сложностей межпоколенческого взаимодействия. Три четверти респондентов, у которых есть внуки, утверждают, что им легко находить общий язык, и менее одной пятой говорят, что это делать сложно. Проблема, скорее, в другом - в нежелании сложностей, неминуемо возникающих, когда в одной небольшой квартире и в одной семье сходятся люди разных привычек, установок и стилей жизни. Те, кто считает, что совместное проживание с детьми и внуками приносит пожилым больше плохого (их, напомним, 40% по выборке), говорили о несовпадении интересов и взглядов "отцов и детей" (8%), о разнице в образе жизни (8%).

  • "В старости надо жить отдельно, т.к. у всех свои привычки и взгляды"; "вместе не уживемся, разные мнения"; "дети достаточно взрослые, взгляды разные"; "интересы разные".
  • "Больше отдыха им нужно"; "другой ритм жизни"; "им нужно больше покоя, тишины"; "им спокойно хочется жить"; "молодежь мешает старикам своим шумом"; "надоедают внуки, мешают отдыхать"; "они беспокоят".

Многие указывали на то, что при совместном проживании каждое поколение стремится навязать другому свои правила (5%) и в результате на пустом месте возникают ссоры и конфликты (6%).

  • "Будут мешать молодым"; "дети навязывают свое мнение"; "мешать семье нельзя"; "молодежь не любит, когда их учат"; "надоедает старый человек своей нудностью".
  • "Бытовой уровень приводит к разногласиям"; "вечно нелады"; "конфликтов больше"; "мелочи раздражают"; "надо только по праздникам встречаться, тогда и ссор меньше будет".
  • Некоторые из участников опроса подчеркивали, что совместное проживание приносит старикам лишние заботы и хлопоты (4%):
  • "Беспокойно очень, когда вместе"; "больше забот и хлопот"; "в 70 лет не до внуков"; "в таком возрасте хочется заняться своей жизнью"; "дети загружают заботами".

Как мы видели выше, совместное проживание действительно создает почву для конфликтов: каждая из сторон начинает считать, что много отдает, но мало получает. В этом контексте стремление к автономизации - это стремление за счет ограничения контактов и точек соприкосновения минимизировать внутрисемейные конфликты. Эта установка на максимально бесконфликтное общение стариков и молодых при нежелании "притираться" друг к другу и поступаться своим комфортом ради совместного жизни заслуживает особого внимания.

Существенно также, что совместная жизнь и тесный контакт между поколениями нужны старикам ненамного больше, чем молодым (обратим внимание - ряд процитированных выше реплик совершенно явно принадлежит пожилым респондентам: "молодежь мешает старикам свои шумом"; "дети навязывают свое мнение"; "в 70 лет не до внуков"), ну а молодым - ненамного меньше, чем их "предкам". Из этого следует, кстати, что отнюдь не всегда (и даже не в большинстве случаев) под старость смысл жизни видится единственно в детях и внуках. По мнению многих опрошенных, пожилые люди - это люди вполне самодостаточные, с собственным укладом жизни, интересами, ценностями и планами.

Участие в воспитании

Респондентов спросили, что, на их взгляд, лучше: когда бабушки и дедушки как можно больше участвуют в воспитании внуков, когда они принимают ограниченное участие в воспитании или когда не участвуют в нем вообще. В большинстве своем опрошенные склонны считать, что воспитание подрастающего поколения - не стариковское дело и не стариковская забота. Треть из них (33%) согласились с мнением, что участие бабушек и дедушек в воспитании подрастающего поколения должно быть максимально возможным. Но только половина из них подразумевали собственно воспитание и ссылались на ценность опыта, который старики могут передать внукам (15% от всех опрошенных).

  • "Бабушка и дедушка развивают чувство любви у детей, воспитывают их мудро"; "бабушки должны передавать внукам свой опыт"; "больше опыта жизни, меньше даем поблажек, учим, как надо жить"; "возраст и опыт дают им возможность хорошо воспитывать внуков"; "они воспитывают хорошие душевные качества у внуков"; "они умудренные жизненным опытом и могут подсказать, чтобы внуки глупостей не наделали".

Остальные же, как правило, говорили не столько об участии в воспитании, сколько о выполнении бабушками и дедушками роли нянек и сиделок (9%).

  • "Бабушки имеют больше времени"; "если родители работают, кто-то должен сидеть с детьми"; "куда их девать, родителям некогда"; "можно уехать и оставить детей"; "молодые заняты, люди старшего поколения посвободней"; "помочь родителям, развязать руки им, дать возможность куда-нибудь сходить".
    Некоторые, заметим, исходят из того, что связь между внуками и бабушками/дедушками гораздо теснее и нежнее, чем между родителями и детьми (4%).
  • "Бабушки и дедушки больше любят внуков"; "бабушка больше присмотрит"; "больше внимания"; "больше ласки"; "внуки есть внуки, они ближе".
    Вместе с тем большинство опрошенных (51%) высказываются за ограниченное участие прародителей в воспитании внуков. И отнюдь не только потому, что пожилые люди, по их мнению, будут давать "неправильное", устаревшее воспитание (об этом говорят только 11% опрошенных) или избалуют внуков, помешают их взрослению (8%).
  • "Бабушки прожили жизнь по-другому, сейчас все поменялось, мама с отцом быстрее поймут детей"; "бабушки многое не понимают в этом времени - время другое"; "дети сейчас по-другому воспитываются, компьютер надо знать"; "родители - одно, бабки - другое, разные требования, разные взгляды на жизнь".
  • "Балует старшее поколение, дети вырастают инфантильными"; "избаловать могут внуков своей заботой"; "слишком много поблажек детям дают".

Участники опроса указывали и на то, что воспитание детей - это в первую очередь родительская забота (и, дескать, не следует переваливать ее на чужие плечи: "а родители на что? Это их обязанность"; "пусть родители сами поднимают детей" - 16%), что у стариков должна быть собственная жизнь ("надо еще и для себя найти свободное время, не только для внуков" - 1%).

  • "В первую очередь это забота родителей"; "есть мамы и папы для воспитания детей"; "пусть сами родители управляются со своими детьми";
  • "Возраст уже не тот"; "не стоит обременять сильно стариков"; "по состоянию здоровья меня все беспокоит"; "тяжело с внуками".
  • "Можно, но чтобы оставалось время для себя"; "не переносить свою жизнь на них"; "себе тоже нужно уделять внимание"; "у бабушек и дедушек другие интересы"; "у каждого поколения своя жизнь".

Важно, что по поводу участия стариков в воспитании внуков мнения разных поколений сходятся - и в ответах на закрытые, и в ответах на открытые вопросы молодые и пожилые респонденты отвечали сходным образом: молодые ограничивают участие бабушек и дедушек в воспитании, а те и не стремятся на таковое участие претендовать. Но при этом только 5% респондентов готовы полностью отстранить или полностью отстраниться от воспитания внуков.

Подчеркнем еще раз, что старики, судя по данным, отнюдь не претендуют на роль воспитателей и наставников. Не хотели бы они становиться и сиделками или домработницами в семьях своих детей. Показательна установка, продемонстрированная участниками фокус-групп3: конечно, им хотелось бы в старости иметь возможность заниматься внуками и уделять время детям, но не хотелось делать это на постоянной основе.

Модератор: Чем хотелось бы заняться в пожилом возрасте?

1-я участница: Жить для себя.

2-й участник: Да.

1-я участница: Не для детей и внуков, а для себя. Откроется вторая молодость.

Модератор: А что значит жить для себя?

2-й участник: Не сидеть с внуками, с правнуками: "Мы пока на дискотеку сходим, а ты посиди с внуком".

1-я участница: "Мам, я пойду на работу, а ты отведи внука в школу, встреть его, сделай с ним уроки" (ДФГ, Воронеж).

Стариков скорее устраивает роль любящих и балующих бабушек и дедушек, восполняющих внукам тот недостаток ласки, который не успевают (или не могут - из-за своей роли "воспитателей") дать родители. Кстати, ситуация, в которой бабушки и дедушки берут на себя исключительно задачу эмоциональной компенсации, по идее, выгоднее старикам, чем их детям: она не предполагает никакой ответственности, никаких обязанностей, но дает массу возможностей участвовать в воспитании настолько и так, как хочется.

Впрочем, дети и внуки склонны поддержать стремление стариков принять на себя эмоциональную роль и сложить с себя функциональные обязанности. В целом большинство опрошенных идеальной сочли бы ситуацию, когда бабушки/дедушки и их дети и внуки живут поблизости, но не под одной крышей; помогают друг другу, но не связаны жесткими обязательствами. Во всех рассуждениях респондентов о взаимодействии поколений в семье прослеживается установка: общение должно быть достаточно интенсивным, чтобы не прерывались внутрисемейные узы, но вместе с тем и в достаточной степени разреженным, чтобы старики и молодые не становились одной семьей. Кроме того, оно должно строиться так и поддерживаться только в той мере, в какой доставляет сторонам исключительно положительные эмоции.


1 - Опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Интервью по месту жительства 18-19 июня 2005 года, 1500 респондентов.
2 - При ответе на открытый вопрос респонденту предлагается сформулировать самому один или несколько вариантов ответа. Интервьюер просто читает формулировку вопроса и не приводит никаких вариантов ответа.
3 - Дискуссионная фокус-группа (ДФГ) - метод изучения мнений респондентов, основанный на проведении групповой дискуссии по заданной проблеме.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.